Рабочая программа по обществознанию(класс 5)
Оценка 5

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
обществознание
5 кл
26.06.2017
Рабочая программа по обществознанию(класс 5)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по обществознанию для 5 класса. Образовательная область «Обществознание». Рабочая программа составлена в соответствии с: 1. ФЗ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 3. Учебным планом школы на 2016-2017 учебный год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова/Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев/ «Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений 6 – 11 классы. – М.: «Просвещение», 2011г. – с. 32-37. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю для 5 класса. Реализуется программа с помощью учебно-методического комплекта: Учебник: Л.Н. Боголюбов, Н. Виноградова, Н.И. Городецкая «Обществознание 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень» - М.: «Просвещение», 2015г. Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством обПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по обществознанию для 5 класса. Образовательная область «Обществознание». Рабочая программа составлена в соответствии с: 1. ФЗ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 3. Учебным планом школы на 2016-2017 учебный год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова/Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев/ «Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений 6 – 11 классы. – М.: «Просвещение», 2011г. – с. 32-37. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю для 5 класса. Реализуется программа с помощью учебно-методического комплекта: Учебник: Л.Н. Боголюбов, Н. Виноградова, Н.И. Городецкая «Обществознание 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень» - М.: «Просвещение», 2015г. Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством об
общ ФГОС 5 кл.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №2 г. Тайшета   Рассмотрено Согласовано  Утверждено   на заседании ШМО    протокол №___   «__»_________2016г.   руководитель ШМО              _________  Н.М. Евтихеева               (подпись)       (Ф.И.О.)        Замдиректора по УВР    ________    В.В. Федосеева                 (подпись)             (Ф.И.О.)    «___» ______2016г. Директор МБОУ СОШ №2  г. Тайшета __________    Г.А. Иванова                        (подпись)              (Ф.И.О.)             Приказ   № ___             от «____» ________ 2016г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Рабочая программа  по обществознанию (наименование учебного предмета, курса)          Класс 5 Автор (ФИО полностью)  Величко Ксения Александровна 2016 Рабочая  программа  по  обществознанию  для 5 класса.    Образовательная область «Обществознание».    Рабочая программа составлена в соответствии с: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. ФЗ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 3. Учебным планом школы на 2016­2017 учебный год. Рабочая   программа   составлена   на   основе      авторской   программы   под   редакцией   Л.Н.   Боголюбова/Л.Н.   Боголюбов,   Н.И.   Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев/ «Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений 6 – 11 классы. – М.: «Просвещение», 2011г. – с. 32­37.  Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю для 5 класса. Реализуется программа с помощью учебно­методического комплекта:   Учебник: Л.Н. Боголюбов,  Н.  Виноградова, Н.И. Городецкая «Обществознание 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: профильный  уровень» ­  М.: «Просвещение», 2015г. Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской   Федерации   вариантов   реализации   новой   структуры   дисциплин   социально­гуманитарного   цикла.   Этот   курс   интегрирует современные   социологические,   экономические,   политические,   правовые,   этические,   социально­психологические   знания   в   целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:  развитию  личности в период ранней юности, ее духовно­нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления,   социального   поведения,   основанного   на   уважении   закона   и   правопорядка,   способности   к   самоопределению   и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;  воспитанию   общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;  осво ению   систем ы   знаний   об   экономической   и   иных   видах   деятельности   людей,   об   обществе,   его   сферах,   правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально­экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;  овладению   умениями   получать   и   критически   осмысливать   социальную   информацию,   анализировать,   систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;  формированию   опыта  применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской   и   общественной   деятельности;   межличностных   отношений;   отношений   между   людьми   разных   национальностей   и вероисповеданий;   в   семейно­бытовой   сфере,   для   соотнесения   своих   действий   и   действий   других   людей   с   нормами   поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Исходя   из   концептуальных   подходов   к   современному   обществоведческому   образованию   и   особенностей   учащихся   отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:  создать содержательные и организационно ­ педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально­оценочной деятельности);  способствовать   усвоению   на   информационном,   практическом   и   эмоциональном   уровне   идеалов   и   ценностей   демократического общества   (патриотизма,   уважения   гражданских   прав   и   свобод,   осознанного   и   ответственного   выбора   в   условиях   социальных альтернатив);  помочь   сориентироваться   в   основных   этических   и   правовых   нормах,   в   формировании   рефлексивного   отношения   к   правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;  содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);  обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;  предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;  помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;  предоставить   для   практического   освоения   необходимую   информацию   о   возможностях   и   особенностях   получения   образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Структура курса и последовательность предъявления материала Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников­ подростков. Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся. Содержание   первого   этапа   курса   (5—7   классы),   обращённое   к   младшему   подростковому   возрасту,   посвящено   актуальным   для растущей   личности   проблемам   жизни   человека   в   социуме.   Даются   элементарные   научные   представления   об   обществе,   о   социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения. В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют   круг   сведений   не   только   о   важнейших   социальных   институтах   и   их   общественном   назначении,   но   и   о   качествах   человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми. В   7   классе   школьники   проходят   важный   рубеж   своего   социального   взросления:   им   исполняется   14   лет,   они   получают   паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких про­ явлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики —  производству,  в процессе  которого  реализуется её  важнейшая  роль  в обществе  —  создание  материальных  благ  для  удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических  явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников   экономики   —   потребителей   и   производителей.   Кроме   того,   программа   предполагает   раскрытие   основной   проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»). На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально­психологические, морально­этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно. В   8   классе   предложены   четыре   темы.   Первая   —   «Личность   и   общество»   —   вводит   в   круг   проблем   современного   общества   и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия   относительно   высокой   степени   обобщённости,   охватывающие   широкий   спектр   разнообразных   явлений   экономической   жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная   сфера»   раскрывает   ключевые   социологические   понятия:   социальная   структура,   социальные   группы,   социальная   роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе. В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права.   Рассматриваются   основы   конституционного   строя   РФ,   федеративного   устройства   РФ,   государственного   устройства   РФ,   а   также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве. Изучение   содержания   курса   по   обществознанию   в   основной   школе   осуществляется   во   взаимосвязи   с   содержанием   программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям. Достижение   поставленных   целей,   успешное   овладение   учебным   содержанием   данного   предмета   предполагают   использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдени­ ями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей   в   обществе.   Развитию   у   учащихся   5—9   классов   готовности   к   правомерному   и   нравственно   одобряемому   поведению   поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий, их сочетание с традиционными методиками. Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 170 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75 % учебного времени.  Рабочая   программа   полностью   соответствует     «Федеральному   государственному   образовательному   стандарту»   (ФГОС   ООО)   и составлена   на   основе   программы   основного   общего   образования   по   обществознанию   5—9 классы   автор   Л.Н.   Боголюбов,   издательство «Просвещение», 2014г. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Личностные результаты:   осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;     освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально­нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты:      способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; овладение   умениями   работать   с   учебной   и   внешкольной   информацией   (анализировать   и   обобщать   факты,   составлять   простой   и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность   решать   творческие   задачи,   представлять   результаты   своей   деятельности   в   различных   формах   (сообщение,   эссе, презентация, реферат и др.); готовность   к   сотрудничеству   с   соучениками,   коллективной   работе,   освоение   основ   межкультурного   взаимодействия   в   школе   и социальном окружении и др. Предметные результаты:      овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность   применять   понятийный   аппарат   исторического   знания   и   приемы   исторического   анализа   для   раскрытия   сущности   и значения событий и явлений прошлого и современности; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления   жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (27 ч) I. Человек в социальном измерении (18 ч) Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность   и   поведение.   Мотивы   деятельности.   Виды   деятельности.   Люди   с   ограниченными   возможностями   и   особыми потребностями. Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Гражданско­правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. II. Ближайшее социальное окружение (9 ч) Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО (27 ч) III. Общество — большой «дом» человечества (12 ч) Что   связывает   людей   в   общество.   Устойчивость   и   изменчивость   в   развитии   общества.   Основные   типы   обществ.   Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика. Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы. Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение. IV. Общество, в котором мы живём (15 ч) Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. Российское общество в начале XXI в. Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.  Место России среди других государств мира. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (27 ч) V. Регулирование поведения людей в обществе (18 ч) Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, ее основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека. Право,   его   роль   в   жизни   человека,   общества   и   государства.   Основные   признаки   права.   Нормы   права.   Понятие   прав,   свобод   и обязанностей. человека и гражданина. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция   Российской   Федерации   —   Основной   закон   государства.   Конституция   Российской   Федерации   о   правах   и   свободах Личные (гражданские) права, социально­экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность. VI. Основы российского законодательства (9 ч) Гражданские правоотношения. Гражданско­правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые   правоотношения.   Права,   обязанности   и   ответственность   работника   и   работодателя.   Особенности   положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система. ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (27 ч) VII. Мир экономики (12 ч) Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития. Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем. Собственность и её формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике. Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Рать государства в обеспечении занятости. Особенности экономического развития России. VIII. Человек в экономических отношениях (6 ч) Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики. Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Права потребителя. IX. Мир социальных отношений (9 ч) Социальная   неоднородность   общества:   причины   и   проявления.   Общество   как   взаимодействие   индивидов   и   групп.   Многообразие социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе. Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности. ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА (27 ч) X. Политическая жизнь общества (16 ч) Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое   государство.   Верховенство   права.   Разделение   властей.   Гражданское   общество   и   правовое   государство.   Местное самоуправление. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. конфликтов. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны   и   вооружённые   конфликты.   Национальная   безопасность.   Сепаратизм.   Международно­правовая   защита   жертв   вооружённых Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм. XI. Культурно­информационная среда общественной жизни (8 ч) Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет. Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость. Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране. XII. Человек в меняющемся обществе (3 ч) Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми. В результате изучения обществознания ученик должен знать /понимать: ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;  сущность общества как формы совместной деятельности людей;  характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;  содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; уметь:  описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально­деятельное существо; основные социальные роли;  сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;  объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);  приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;  оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;  решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;  осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;  самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:  для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;  общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;  нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;  реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;  первичного анализа и использования социальной информации. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Методические пособия для учителя: 1. Боголюбов, Л, Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / T. Н. Боголюбов, JI. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. ­ М.: Дрофа, 2008. 2. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. ­ М.: Школа­Пресс, 2000. 3. Прутченков,   А.   С.   «Свет   мой,   зеркальце,   скажи...»   :   методические   разработки   социально­   психологических   тренингов   /   А.   С. Прутченков. ­ М.: Новая школа, 1996. 4. Прутченковf А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. ­ М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 5. Прутченков,   А.   С.   Школа   жизни   :   методические   разработки   социально­психологических   тренингов   /   А.   С.   Прутченков.   ­   М.: Международная Педагогическая Академия, 1998. 6. Сборник   нормативных   документов.   Обществознание.   Примерные   программы   по   общество­   знанию   :   Федеральный   компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. ­ М.: Дрофа, 2008. 7. Примерные программы основного общего образования. Обществознание : 5—9 классы. ­ М. : Просвещение, 2010. 8. Правовое воспитание школьников. 5­9 классы : конспекты занятий / авт.­сост. О. В. Летнева. ­ Волгоград: Учитель, 2007. Дополнительная литература для учителя: 1. Гражданский кодекс Российской Федерации. 2. Кодекс об административных правонарушениях. 3. Конституция Российской Федерации. 4. Семейный кодекс РФ. 5. Трудовой кодекс РФ. 6. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. ­ М.: Айрис­ Пресс, 2010. 7. Бахмутощ Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений *. в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. ­ М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001. 8. Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. ­ М.: Проспект, 2010. 9. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. ­ М.: Рольф Айрис­Пресс, 2010. 10. Политика и право. Школьный практикум. 10­11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.­сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. ­ М.: Дрофа, 1997. 11. Сычев, Л А. Обществознание: учеб. пособие / А. А. Сычев. ­ М.: Альфа­М : ИНФРА­М, 2010. 12. Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. ­ М.: Астрель, 2010. Дополнительная литература для учащихся: 1. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. ­ Ростов н/Д. : Феникс, |010. 2. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. ­ М. : Виктория Плюс, Технические средства обучения. 1. Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный. Учебно­практическое оборудование. 1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт. 2. Специализированная учебная мебель. Компьютерный стол. 5 КЛАСС Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской   Федерации   вариантов   реализации   новой   структуры   дисциплин   социально­гуманитарного   цикла.   Этот   курс   интегрирует современные   социологические,   экономические,   политические,   правовые,   этические,   социально­психологические   знания   в   целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). Распределение учебного материала в 5 классе № п/п Наименование главы Количество часов 1 Человек 2 Семья 3 Школа 4 Труд 5 Родина 6 Повторение И т о г о 5 7 7 5 9 1 34 Введение. Содержание курса 5 класс (34 часов) Тема 1. «Человек» (5 ч) Тема 1. Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.  Отрочество – особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари. Учимся общаться. Тема 2. «Семья» (7ч) Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи. Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам. Учимся помогать вести семейное хозяйство. Свободное время. Что такое свободное время. Свободное время и занятия  физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби. Тема 3. «Школа» (7 ч) Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться. Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация. Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей. Учимся дружить жить в классе. Тема 4. «Труд» (5 ч) Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Учимся трудиться и уважать труд. Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве. Учимся творчеству. Тема 5. «Родина» (9 ч)          Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык – государственный. За что мы любим свою страну. Государственные символы  России. Герб России. Флаг. Гимн. Гражданин России. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю? Учимся быть достойными гражданами. Мы – многонациональный народ. Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность. Учимся уважать людей любой национальности. Повторение (1 ч). Критерии оценивания. Критерии 1.  Организация  ответа  (введение,  основная  часть,  заключение) 2. Умение  анализировать и делать  выводы 5 (ОТЛ.) Удачное  использование  правильной  структуры ответа  (введение ­  основная часть ­  заключение);  определение темы;  ораторское  искусство (умение  говорить) Выводы опираются  не основные факты  и являются  обоснованными;  грамотное  сопоставление  фактов, понимание  ключевой проблемы и её элементов;  способность  задавать  разъясняющие  вопросы;  понимание  противоречий  между идеями 4 (ХОР.) Использование  структуры ответа, но не всегда удачное;  определение темы; в  ходе изложения  встречаются паузы,  неудачно  построенные  предложения,  повторы слов Некоторые важные  факты упускаются,  но выводы  правильны; не всегда факты  сопоставляются и  часть не относится к  проблеме; ключевая  проблема  выделяется, но не  всегда понимается  глубоко; не все  вопросы удачны; не  все противоречия  выделяются 3 (УД.) 2 (НЕУД.) Отсутствие некоторых  элементов ответа;  неудачное определение  темы или её определение  после наводящих  вопросов; сбивчивый  рассказ, незаконченные  предложения и фразы,  постоянная  необходимость в помощи учителя Упускаются важные  факты и многие выводы  неправильны; факты  сопоставляются редко,  многие из них не  относятся к проблеме;  ошибки в выделении  ключевой проблемы;  вопросы неудачны или  задаются только с  помощью учителя;  противоречия не  выделяются Неумение  сформулировать  вводную часть и  выводы; не может  определить даже с  помощью учителя,  рассказ распадается на  отдельные фрагменты  или фразы Большинство важных  фактов отсутствует,  выводы не делаются;  факты не  соответствуют  рассматриваемой  проблеме, нет их  сопоставления;  неумение выделить  ключевую проблему  (даже ошибочно);  неумение задать вопрос  даже с помощью  учителя; нет понимания противоречий 3.  Иллюстрация  Теоретические  положения  Теоретические  положения не всегда  Теоретические  положения и их  Смешивается  теоретический и своих мыслей подкрепляются  соответствующими  фактами подкрепляются  соответствующими  фактами фактическое  подкрепление не  соответствуют друг  другу фактический материал,  между ними нет  соответствия Встречаются ошибки в деталях или  некоторых фактах;  детали не всегда  анализируются;  факты отделяются  от мнений Ошибки в ряде ключевых  фактов и почти во всех  деталях; детали  приводятся, но не  анализируются; факты не  всегда отделяются от  мнений, но учащийся  понимает разницу между  ними Незнание фактов и  деталей, неумение  анализировать детали,  даже если они  подсказываются  учителем; факты и  мнения смешиваются и  нет понимания их  разницы 4. Научная  корректность  (точность в  использовани и  фактического  материала) Отсутствуют  фактические  ошибки; детали  подразделяются на  значительные и  незначительные,  идентифицируются  как  правдоподобные,  вымышленные,  спорные,  сомнительные;  факты отделяются  от мнений 5. Работа с  ключевыми  понятиями Выделяются все  понятия и  определяются  наиболее важные;  чётко и полно  определяются,  правильное и  понятное описание Выделяются важные  понятия, но  некоторые другие  упускаются;  определяются чётко, но не всегда полно;  правильное и  доступное описание Нет разделения на  важные и второстепенные понятия; определяются,  но не всегда чётко и  правильно; описываются  часто неправильно или  непонятно Неумение выделить  понятия, нет  определений понятий;  не могут описать или не понимают собственного описания 6. Причинно­ следственные  связи Умение переходить от частного к  общему или от  общего к частному;  Частичные  нарушения  причинно­ следственных связей; Причинно­следственные  связи проводятся редко;  много нарушений в  последовательности Не может провести  причинно­следственные связи даже при  наводящих вопросах, чёткая  последовательность небольшие  логические  неточности постоянные нарушения  последовательности Критерии оценки устного ответа:   глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается  пятью баллами;     твердое знание материала в пределах программных требований ­ четырьмя;  неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;  наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко). активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;  активное участие в процессе урока с допущением каких­либо ошибок в процессе выполнения задания ­ четырьмя;  неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами; полное отсутствие активности ­ отметка «2»; отметкой «2»;  Критерии оценки работы на уроке:      Критерии оценки тестового задания:   75­100% ­ отлично «5»;   60­74% ­ хорошо «4»   50­59% ­ удовлетворительно «3»;  менее 50% ­ неудовлетворительно «2»; Критерии оценки сообщения или проекта:   глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;  привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ ­ четырьмя;  выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами; полное отсутствие работы ­ отметка «2»;    Критерии выведения четвертных и годовых оценок: Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований: ­ активная и правильная работа учащегося на уроке; ­ выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов ­ высокий уровень знания базового материала; Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований: ­ активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке; ­ выполнение дополнительных заданий по желанию; ­ высокий уровень знания базового материала; Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований: ­ отсутствие самостоятельной активности на уроке; ­ отсутствие выполнения дополнительных заданий; ­ низкий уровень знания базового материала; Рабочая программа ориентирована на использование учебно­методического комплекта: 1. Обществознание. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений  Л. Н. Боголюбов ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд­во «Просвещение». — М . ;  Просвещение, 2015. 2. Иванова,   Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. ­ М . :  Просвещение, 2012. 3. Иванова, Л. Ф. Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова. ­ М.: Просвещение, 2012. 4. А.М. Лопухов. Словарь терминов и понятий по обществознанию, а/я – М. АЙРИС ПРЕСС 2016. 5. Е.Н. Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию к УМК   Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2015. 6. А.С. Митькин Рабочая тетрадь по обществознанию к УМК   Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой « Обществознание. 5 класс». ­ М.:   «Экзамен» 2016. 7. Поздеев А.В. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. ООО ВАКО, 2014. № Наименова Сроки ние  разделов  программы  и темы урока  Характеристика деятельности учащихся и   планируемые результаты Межпред  ­метные  связи Вид контроля, измерители Информа ­ ционноное сопрово ­ ждение Примечание (Д. з., работа с учащимися ОВЗ) Факт предметные метапредметные  Личностные  Дата план 1 Введение. Загадка че­ ловека (ознакомлени е с новым  мате­ риалом) 1­я неделя сентябр я 2­я неделя сентябр я 2 3 3­я неделя сентябр я Наследственн ость –  биологическа я сущность  всех людей. (комбинирова нный) История,  биология. История,  биология. Устные  ответы. Задания в  рабочей  тетради. Устные  ответы. Задания в  рабочей  тетради Презентация «Человек  родился». Осмысливают гуманистическ ие традиции и цен­ ности  современного  общества стр. 3­8. § 1, стр. 10­12 ; задания рубрики «В классе и дома», с. 14­15. Рабочая тетрадь, № 6, с. 7 для у. ОВЗ Рабочая тетрадь, № 4,5 с.6­7  § 1, стр. 12­15; задания рубрики «В классе и дома», с. 14­15. Рабочая тетрадь, № 7 с.8­9 Глава I. Человек  (5 часа) Научатся:  называть отли­ чие человека от животного;  работать с  текстом  учебника. Получат  возможность  научиться:  анализировать схемы и  таблицы;  высказывать  собственное  мнение,  суждения Познавательные:  осуществляют поиск  необходимой  информации;  самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем  различного характера. Коммуникативные:  допускают возможность  существования у людей  различных точек зрения, в том  числе не совпадающих с  его собственной, и  ориентируются на позицию партнёра в  общении и взаи­ модействии. Регулятивные:  определяют цели и  личностно значимую  проблему урока; дейст­ вуют с учетом  выделенных учителем  ориентиров Литература, биология. Проверка  задания,  заполнения  таблицы:  «Подростко вый  период». Устные  ответы. Задания в  рабочей  тетради. Выражают свою позицию на  уровне  положительног о отношения к  учебному  процессу;  проявляют  учебно­  познавательный интерес к новому  материалу и  способам  решения новой  задачи Индивидуальные  презентации  учащихся по  теме «Человек –  личность» § 2 стр15­18.; задания рубрики «В классе и дома», с. 21­22. Подготовка к выполнению индивидуальных проек для у. ОВЗ составление схемы «Подростковый возраст». § 2 стр15­18.; задания рубрики «В классе и дома», с. 21­22. для у. ОВЗ работа с репродукцией картины с. 19. 4 5 Отрочество — особая пора жизни (комбини­ рованный) 4­я неделя сентябр я Самостоятель ность –  показатель  взрослости. (комбиниров анный) 5­я неделя сентябр я Научатся:  определять  свое место  среди сверст­ ников и  взрослых, пони мать себя. Получат  возможность  научиться:  анализировать свои поступки,  чувства,  состояния,  приобретаемый опыт; работать  в группах и  парах Познавательные:  воспроизводят по па­ мяти информацию,  необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на  вопросы учителя;  использует знаково­символические  средства, в том числе  схемы для решения  задач. Коммуникативные:  принимают другое  мнение и позицию,  допускают существо­ вание различных точек  зрения; адекватно  используют речевые  средства для решения  различных  коммуникативных задач. Регулятивные:  планируют решение  учебной задачи,  выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят  изменения в процесс с  учетом возникших  трудностей Семья   семейные и 1 –я н­ля  6 Научатся:  изучать исто­ Познавательные:  самостоятельно выде­ Применяют  правила  История,  литература. Проверка  задания,  Презентации:  «Семья».  § 3 стр. 26­28; задания рубрики «В клас составить родословное дерево, Глава II.  Семья (7 часов) октября отношения  (ознакомлени е   с   новым мате­ риалом)  7 Какие бывают семьи? 2 –я н­ля  октября 8 9 3 –я н­ля  октября Семейное хозяйство  (ознакомлени е   с   новым мате­ риалом) Как хозяйствовать 4 –я н­ля  рию своей  семьи; опреде­ лять ее  функции;  характе­ ризовать  семейно­право­ вые отношения. Получат  возможность  научиться:  составлять  генеалогическо е древо; ра­ ботать с  текстом  учебника;  анализировать  таблицы;  решать  логические  задачи;  высказывать  собственное  мнение, сужде­ ния Научатся:  характеризо­ вать семейно­ правовые  отношения. Получат  возможность  научиться:  анализировать  важные  «Родословная  Пушкиных». Игра « Угадаем  – не угадаем?». для  у. ОВЗ ­  рисунки семьи и рассказ о членах своей семьи. § 3 стр. 29­32; задания рубрики «В клас для у. ОВЗ работа с репродукцией картины с. 30. заполнения  таблицы:  «Виды  семей». Устные  ответы. Задания в  рабочей  тетради. ляют и формулируют  цели; анализируют  вопросы, формулируют  ответы.  Коммуникативные:  участвуют в коллек­ тивном обсуждении  проблем; обмениваются  мнениями, понимают  позицию партнера. Регулятивные:  принимают и сохраняют  учебную задачу;  самостоятельно выде­ ляют и формулируют  цель; составляют план  последовательности  действий делового  сотрудничест ва;  сравнивают  разные точки  зрения;  оценивают  собственную  учебную дея­ тельность; вы­ ражают  положи­ тельное  отношение к  процессу  познания   Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят   примеры   в качестве   доказательства выдвигаемых положений: Коммуникативные:  взаимодействуют в ходе  совместной работы,  Сохраняют мотивацию   к учебной деятельности; проявляют интерес   новому учебному материалу; выражают к География, Экономика. Устные  ответы. Задания в  рабочей  тетради. Презентация «Семейный  бюджет». Игра  «Семейная  копилка». Ролевая игра  «Источники  доходов  семьи». §4 стр.33­36 Рабочая тетрадь, задание  §4 стр.37­39 Рабочая тетрадь, задание октября по правилам? (комбиниров анный) 2­я не­ля ноября 10 Свободное время (ознаком­ ление с но­ вым мате­ риалом) 11 Своими  руками. 3­я не­ля ноября признаки  семьи, такие  как совместный труд и ведение  домашнего  хозяйства;  работать с тек­ стом учебника;  решать  логические  задачи; выска­ зывать  собственное  мнение,  суждения Научатся:  организовывать свое свободное  время. Получат  возможность  научиться:  работать с тек­ стом учебника;  высказывать  собственное  мнение,  суждения ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают  другое мнение и  позицию, допускают  существование  различных точек зрения. Регулятивные:  прогнозируют результа­ ты уровня усвоения  изучаемого материала;  принимают и сохраняют  учебную задачу положи­ тельное отношение   к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности Познавательные:  устанавливают при­ чинно­ следственные  связи и зависимости между объектами. Коммуникативные:  планируют цели и  способы  взаимодействия;  обмениваются  мнениями, слушают друг друга, понимают  позицию партнера, в том числе и отличную от  своей, согласовывают  действия с партнером. Регулятивные:  принимают и сохраняют  учебную задачу;  учитывают выделенные Проявляют  заин­ тересованност ь не только в  личном  успехе, но и в  решении  проблемных  заданий всей группой;  выражают  положитель­ ное  отношение к  процессу  познания;  адекватно  понимают  причины  Информати ка,  литература,  технология,  физическая  культура. Тест «Как вы  проводите  свободное  время?». Устные  ответы. Задания в  рабочей  тетради. Презентация  «Делу время,  потехе час». §5стр.40 ­42 Рабочая тетрадь, задание № Составить памятку «Это должен уметь каждый хозяин дома». Для  у. ОВЗ – заполнить таблицу  занятия подростков. §5стр.42 ­47. Вопросы и задания стр. 47 – 48. Для  у. ОВЗ – раб. тетр. з. №8. Для  у. ОВЗ – Составление  словаря  семейных  ценностей. Для  у. ОВЗ – индивидуальная карточка. Придумать и нарисовать знаки, которые могут использоваться в семейной жизни:  разрешающие, запрещающие, предупреждающие. 12 ПОУ по теме «Семья» (обобщение и  систематиза ция знаний) 4­я не­ля ноября успешности/ неуспешности учебной  деятельности Определяют  целостный,  социально  ориенти­ рованный  взгляд на мир в  единстве и  разнообразии  народов,  культуры и  религий литература Групповая  работа –  словарь  семейных  ценностей. Тестирование Устные  ответы. Задания в  рабочей  тетради. учителем ориентиры  действия в новом  учебном материале Научатся:  организовывать свое свободное  время;  характеризоват ь семью как  частичку  общества, как  первый  социальный  институт, в  котором  проходит  основная часть жизни  человека. Получат  возможность  научиться:  работать с тек­ стом учебника;  высказывать  собственное  мнение,  суждения Познавательные:  ставят и формулируют  проблему урока;  самостоятельно создают  алгоритм деятельности  при решении проблемы. Коммуникативные:  проявляют активность  во взаимодействии для  решения коммуникативных и  познавательных задач  (задают вопросы,  формулируют свои затруднения). Регулятивные:  принимают и сохраняют  учебную задачу;  учитывают выделенные  учителем ориентиры  действия в новом  учебном материале в  сотрудничестве с  учителем, предлагают  помощь и со­ трудничество Г л а в а  III. Школа (7 часов) 13 Образование  1­я в жизни  Научатся:  определять  Познавательные:  Определяют  внутреннюю  Литература, история,  Устные  ответы. Презентация  «Профессия –  §6 стр.50 – 54., Рабочая тетрадь, задание человека (ознакомлени е с новым  матери­ алом) не­ля декабр я 14 Чему учит  школа  сегодня? (комбини­ рованный) 15 Образование  и самообразо­ вание  (комбини­ рованный) 2­я не­ля декабр я 3­я не­ля декабр я ИЗО,  информатик а. Нарисовать  плакат –  постер на  тему «Наш  класс»,  подготовить  компьютерну ю  презентацию. ученик». на тему «Школа моей мечты». Для  у. ОВЗ – нарисовать рисунки о своей школе. §6 стр.54 – 57., вопросы и задания. Для  у. ОВЗ  индивидуальная карточка. мотивы  обучения детей в школе. Получат  возможность  научиться:  работать с  текстом  учебника;  высказывать  собственное  мнение,  суждения ставят и формулируют  цели и проблему урока;  осознанно и произвольно строят сообщения в  устной и письменной  форме, в том числе  творческого и  исследовательского  характера.  Коммуникативные:  адекватно используют  речевые средства для  эффективного решения  разнообразных  коммуникативных задач. Регулятивные:  планируют свои  действия в соответствии с поставленной задачей  и условиями её  реализации, в том числе  во внутреннем плане позицию  обучающегося на уровне  положитель­ ного  отношения к  образователь­ ному  процессу:  понимают  необ­ ходимость  учения,  выраженного  в преобла­ дании учебно­ познавательны х мотивов и  предпочтении  социального  способа  оценки знаний Научатся:  организовывать собственную  учебную  деятельность,  познакомятся с формами  самообразовани я.  Получат  возможность  Познавательные:  ставят и формулируют  цели и проблему урока;  осознанно и произвольно строят сообщения в  устной и письменной  форме, в том числе  творческого и  исследовательского  характера. Коммуникативные:  Сохраняют  мотивацию к  учебной  деятельности; проявляют  интерес к  новому  учебному  материалу;  выражают  положи­ Литература. Схема «  Процесса  самообразова ния. Устные  ответы. Задания в  рабочей  тетради. Презентация  «Профессия – ученик». §7 стр58­62. Рабочая тетрадь, задания  с. 34­35 Для  у. ОВЗ – составить план своего самообразования. §7 стр62­63. вопросы и задания. Для  у. ОВЗ составить план своего самообразования. научиться:  работать с тек­ стом учебника;  высказывать  собственное  мнение,  суждения Научатся:  выстраивать  свои  отношения с  одно­ классниками. Получат  возможность  научиться:  работать с тек­ стом учебника;  высказывать  собственное  мнение, суждения 16 Самообразова ние – путь к  успеху. (комбини рованный) 4­я не­ля декабр я 2­я не­ля января 17 Одноклас­ сники,  сверстники,  друзья (комбини рованный) 18 Слово не  воробей. (комбини рованный) 3­я не­ля января знаково­ адекватно используют  речевые средства для  эффективного решения  разнообразных  коммуникативных задач. Регулятивные:  планируют свои  действия в соответствии с поставленной задачей  и условиями её  реализации, в том числе  во внутреннем плане Познавательные: используют   символические средства,   в   том   числе мо дели   и   схемы   для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют   свою позицию и координируют   её   с позициями   партнёров   в сотрудничестве при   выработке общего   решения   в   совместной деятельности.  Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют   свои   дейст­ вия   в   соответствии   с     тельное  отношение к  процессу  познания;  адекватно  понимают  причины  успешности/  неспешности  учебной  деятельности   Проявляют эмпатию   как осознанное понимание чувств других людей и сопереживани е им, которые выражаются   в поступках, направленных на   помощь   и обеспечение благополучия Презентация «Одноклассники, сверстники,  друзья». Литература. Устные  ответы. Задания в  рабочей  тетради. Тестирование Тест  «Хороший ли  ты друг». § 8 стр.64­66.  Рабочая тетрадь, задания № 6, 7, 8, с. 43,45. Для  у. ОВЗ – Составить схему своих сверстников, одноклассников, друзей § 8 стр.66­69.  вопросы и задания. Для  у. ОВЗ  индивидуальная карточка. Литература. Групповая  работа –  творческие  задания. Устные  ответы Подобрать и проиллюстрировать по и поговорки о труде. (Для  у. ОВЗ).  4­я не­ля января 19 ПОУ по теме «Школа» (обобщение и  систематиза ция знаний) Проявляют  доб­ рожелательно сть и  эмоционально ­ нравственную  отзывчивость,  эмпатию как  понимание  чувств других людей и  сопере­ живание им Научатся:  организовывать свое свободное  время;  определять  свои от­ ношения с  одноклассни­ ками. Получат  возможность  научиться:  работать с  текстом  учебника;  высказывать  собственное  мнение, суждения   поставленной   задачей   и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные:  самостоятельно выде­ ляют и формулируют  познавательную цель; используют общие  приёмы решения  поставленных задач. Коммуникативные:  участвуют в коллек­ тивном обсуждении  проблем; проявляют активность во  взаимодействии для  решения  коммуникативных и  познавательных задач. Регулятивные:  планируют свои  действия в соответствии с поставленной задачей  и условиями её  реализации, оценивают  правильность  выполнения действия 20 Труд ­ основа  жизни (ознакомлени е с новым  1­я не – ля февраля Научатся:  определять  значение труда  в жизни Познавательные:  самостоятельно выде­ ляют и формулируют  Глава IV. Труд (5 часов) Выражают  устойчивый  учебно­ познава­ Литература, технология.  История. Работа по  карточкам. Устные  ответы Презентация « Труд ­  основа  жизни». §9 стр.74 ­77 Рабочая тетрадь, задания мате­ риалом) 21 Богатство и  бедность. (комбини рованный) 2­я не – ля февраля человека. Получат возможность научиться: работать   текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения с 22 Труд и  творчество  (комбиниров анный) 3­я не – ля февраля 23 Что такое  творчество? (комбиниров 4­я не – ля Научатся:  определять  значение труда  в жизни  человека. Получат  возможность  научиться:  работать с тек­ стом учебника;  высказывать  собственное  мнение,  познавательную цель; используют общие  приёмы решения задач. Коммуникативные:  допускают возможность  существования у людей  различных точек зрения, в том числе не  совпадающих с его  собственной, и  ориентируются на пози­ цию партнёра в общении и взаимодействии.  Регулятивные: ставят  учебную задачу;  определяют  последовательность  промежуточных целей с  учётом конечного ре­ зультата; составляют  план и последова­ тельность действий Познавательные:  самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем  различного характера.  Коммуникативные:  учитывают разные  мнения и стремятся к  координации различных  позиций в  сотрудничестве; фор­ мулируют собственное  тельный  интерес к  новым общим  способам  решения задач №3,4,8, с. 47­48. Для  у. ОВЗ – Составить пословицы о труде. §9 стр.77 ­79 вопросы и задания. Для  у. ОВЗ – составить кроссворд. Литература, технология.  История.  ИЗО. Выражают  адекватное  понимание  причин  успешности/  неуспешности учебной дея­ тельности заполнения  таблицы: «  Труд  человека и  труд  животного». Тест «Ваш  творческий  потенциал». Проблемные  задания. Презентация « Труд и  творчество». §10 стр.81 ­83.  Рабочая тетрадь, задание №6,  с. 54­57. Для  у. ОВЗ – Составить кроссворд по теме. §10 стр.81 ­83.  вопросы и задания. Для  у. ОВЗ – индивидуальная карточка. Тестирование Литература, история,  технология,  ИЗО Подготовить стихотворе о Родине, рисунки. Для  у. ОВЗ – индивидуальные карточки. анный) февраля суждения  24 ПОУ по теме  «Труд»  (обобщение и систематиза ция знаний) 1­я не – ля марта Научатся:  организовывать свою трудовую  деятельность;  определять  свои  отношения с  одно­ классниками.  Получат  возможность  научиться:  работать с тек­ стом учебника;  высказывать  собственное  мнение,  суждения мнение и позицию. Регулятивные:  учитывают установлен­ ные правила в  планировании и  контроле способа  решения; осуществляют  пошаговый контроль Познавательные:  самостоятельно выде­ ляют и формулируют  познавательную цель;  используют общие  приёмы решения  поставленных задач.  Коммуникативные:  участвуют в коллектив­ ном обсуждении  проблем; проявляют  активность во  взаимодействии для  решения ком­ муникативных и  познавательных задач.  Регулятивные:  планируют свои  действия в соответствии с поставленной задачей  и условиями её  реализации, оценивают  правильность  выполнения действия Проявляют  доброжелател ьность и  эмоционально ­  нравственную  отзывчивость,  эмпатию как  понимание  чувств других людей и  сопережива­ ние им Глава V. Родина (9 часов) 2­я не – ля марта 25 Наша Родина  — Россия (ознакомлени е с новым  мате­ риалом) 3­я не – ля марта 4­я не – ля марта 26 27 Что значит  быть  патриотом? (комбиниров анный) Государст­ венные символы России (ознакомлени е с новым  мате­ риалом) Научатся:  определять по­ нятие  «федерация»;  объяснять, что  значит быть  патриотом. Получат  возможность  научиться:  работать с тек­ стом учебника;  высказывать  собственное  мнение, суждения Научатся:  определять  государственны е символы. Получат  возможность  научиться:  составлять  Познавательные:  самостоятельно выде­ ляют и формулируют  познавательную цель; используют общие  приёмы решения задач. Коммуникативные:  допускают возможность  существования у людей  различных точек зрения, в том  числе не совпадающих с  его собственной, и  ориентируются на позицию партнёра в  общении и взаи­ модействии. Регулятивные: ставят  учебную задачу;  определяют  последовательность  промежуточных целей с  учётом конечного ре­ зультата; составляют  план и последова­ тельность действий Познавательные:  самостоятельно выде­ ляют и формулируют  познавательную цель; используют общие  приёмы решения  поставленных задач. Коммуникативные:  Выражают гра­ жданскую  идентичность в  форме  осознания «Я»  как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за  свою Родину,  народ и  историю История,  литература,  география, право. Устные  ответы. Работа с  Конституцией РФ. Презентация  «Что значит  быть  патриотом». Конституция  РФ. §11 стр.92 ­93. Рабочая тетрадь, задания №7, 8, с. 62­63.  Для  у. ОВЗ – Выучить стихотворение о Родине на выбор. Нарисовать рисунки о Родине. §11 стр.93 ­98. Вопросы и задания. Для  у. ОВЗ – Выучить стихотворение о Родине на выбор. Нарисовать рисунки о Родине. История,  литература,  география, право. Выражают гра­ жданскую  идентичность в  форме  осознания «Я»  как гражданина России, чувства сопричастности Устные  ответы,  групповая  работа. Работа с  Конституцией РФ. Презентация  «Государствен ная  символика».  Гимн РФ, флаг  и герб России,  скипетр,  держава. §12 стр.99 ­102; задания рубрики «В классе и дома», с. 106, для  у. ОВЗ –  рисунки государственных символов России. §12 стр102 ­105; генеалогическо е древо; работать с  текстом учеб­ ника;  анализировать  таблицы;  решать  логические  задачи;  высказывать  собственное  мнение, суж­ дения Научатся:  определять  права и  обязанности  гражданина  Российской  Федерации. Получат  возможность  научиться:  работать с тек­ стом учебника;  анализировать  таблицы;  решать  логические  задачи; выска­ зывать  собственное  участвуют в коллек­ тивном обсуждении  проблем; проявляют активность во  взаимодействии для  решения  коммуникативных и  познавательных задач. Регулятивные:  планируют свои  действия в соответствии с поставленной задачей  и условиями её  реализации, оценивают  правильность  выполнения действия Познавательные:  выбирают наиболее  эффективные способы  решения задач;  контролируют и  оценивают процесс и  результат деятельности. Коммуникативные:  договариваются о  распределении функций  и ролей в совместной  деятельности.  Регулятивные:  адекватно  воспринимают  предложения и оценку  учителей, товарищей,  родителей и других  28 29 30 2­я не – ля апреля Флаг и Гимн  России. (комбиниров анный) 3­я не – ля апреля Гражданин России (ознакомлени е с новым  мате­ риалом) 4­я не – ля апреля Права и  обязанности  граждан  России. (комбиниров и гордости за  свою Родину,  народ и  историю Конституция  РФ. задания рубрики «В классе и дома», с. 106, для  у. ОВЗ –  рисунки государственных символов России. Выражают  гражданскую  идентичность в  форме  осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за  свою Родину,  народ и  историю История,  литература,  география, право. Устные  ответы.  Работа с  Конституцией РФ. Записи в  тетради. Презентация «  Гражданин –  Отечества  достойный  сын». Конституция  РФ. § 13 стр107­108. Рабочая  тетрадь,  задания № 6, 7, с. 70. Для  у. ОВЗ – индивидуальные карточки. § 13 стр108­1011. Вопросы и задания стр. 111. Для  у. ОВЗ – Раб. тетр. З № 1. 31 32 анный) Мы ­  многонациона льный народ (комбини­ рованный) 1­я не – ля мая Многонацион альная  культура  России. (комбини­ рованный) 2­я не – ля мая мнение,  суждения Научатся: с  уважением  относиться к  образу жизни и культуре  разных наро­ дов. Получат  возможность  научиться:  работать с тек­ стом учебника;  анализировать  таблицы;  решать логические  задачи; выска­ зывать  собственное  мнение,  суждения 3­я не – ля мая 33 ПОУ по теме «Родина» (обобщение и  систематиза ция знаний) Научатся:  определять  права и  обязанности  гражданина  Российской  людей Познавательные:  ставят и формулируют  проблему урока;  самостоятельно создают алгоритм деятельности  при решении проблемы. Коммуникативные:  проявляют активность  во взаимодействии для  решения  коммуникативных и  познавательных задач  (задают вопросы,  формулируют свои затруднения;  предлагают помощь и  сотрудничество). Регулятивные:  принимают и сохраняют  учебную задачу;  учитывают выделенные  учителем ориентиры  действия в новом  учебном материале в  сотрудничестве с  учителем Познавательные:  ставят и формулируют  цели и проблему урока;  осознанно и произвольно строят сообщения в  устной и письменной  История,  литература,  география, право. Устные  ответы.  Работа с  Конституцией РФ. Записи в  тетради.  тестирование Презентация «Мы –  многонационал ьный народ» Конституция  РФ. Ролевая игра  для подростков «Голубоглазые  и кареглазые». §14 стр.112­114. Рабочая тетрадь, задание №7, с. 74. Для  у. ОВЗ – составить кроссворд по теме урока. §14 стр.114­117. Вопросы и задания стр. 117­ 119. Для  у. ОВЗ – Раб. тетр. З № 9. Осознают свою этническую  при­ надлежность; проявляют  гума­ нистическое  сознание,  социальную  компетентност ь как  готовность к  решению мо­ ральных  дилемм,  устойчивое  следование в  поведении  социальным  нормам Тестирование Осознают свою этническую  при­ надлежность; проявляют  гума­ История,  литература,  география, право. Подготовка презентаций к защите проектов Федерации. Получат  возможность  научиться:  работать с тек­ стом учебника;  высказывать  собственное  мнение,  суждения форме, в том числе  творческого и  исследовательского  характера. Коммуникативные:  адекватно используют  речевые средства для  эффективного решения  разнообразных  коммуникативных задач. Регулятивные:  планируют свои  действия в соответствии с поставленной задачей  и условиями её  реализации, в том числе  во внутреннем плане нистическое сознание, соци­ альную   компетентност ь как  готовность к  решению мо­ ральных  дилемм,  устойчивое  следование в  поведении  социальным  нормам Повторение (1 час) Научатся:  проводить про­ стейшие  исследования,  интервьюирова ть родителей,  бабушек и  дедушек,  создавать  иллюстрирова нный текст или  электронную  презентацию на заданную тему;  выступать с  подготов­ Познавательные:  самостоятельно выде­ ляют и формулируют  познавательную цель;  используют общие  приёмы решения  поставленных задач.  Коммуникативные:  участвуют в коллек­ тивном обсуждении  проблем; проявляют  активность во  взаимодействии для  решения  коммуникативных и  Проявляют  доб­ рожелательнос ть и  эмоционально­  нравственную  отзывчивость,  эмпатию как  понимание  чувств других  людей и  сопереживание  им 4­я не – ля мая 34 ПОУ по теме  «Человек и  общество»  (применение  знаний и  умений  (защита  проектов) Индивидуальные пре Защита  проектов. Устные  ответы. Письменные ответы. История,  литература,  география, право. ИЗО,  информатика, физическая  культура,  технология. познавательных задач. Регулятивные:  планируют свои  действия в соответствии с поставленной задачей  и условиями её  реализации, оценивают  правильность  выполнения действия ленными  сообщениями,  иллюстрироват ь их на­ глядными  материалами.  Получат  возможность  научиться:  обсуждать вы­ ступления  учащихся;  оценивать свои  достижения и  достижения  других  учащихся

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)

Рабочая программа по обществознанию(класс 5)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.