МБОУ «Балтасинская средняя общеобразовательная школа»
Составитель: учитель истории и обществознания
Шайхетдинова Люция Рашидовна, выс. кат.
Авторская программа «Мы в мире прав!» (для 10 - 11 кл.)
Пояснительная записка.
Правовое образование в нашей стране постепенно занимает подобающее ему место в планах средних учебных заведений. У учеников ощутимо растет интерес к данной области знания и профессиям, связанным с юриспруденцией. Это обусловлено тем, что новые явления в общественно – политической, экономической жизни демократической России, идущей по пути рыночных отношений, сопровождаются значительным ростом многообразных правовых отношений, их усложнением. Вступив в рыночные отношения и ощутив в связи с этим личную незащищенность от экономических и прочих случайностей, мы обратили свои взоры к праву, с надеждой ожидая, что если уж оно не поможет, то…
И эти ожидания не напрасны. Право способно помочь в непростой жизненной борьбе, как отдельному гражданину, так и стране в целом.
Название программы: «Мы в мире прав!». Это программа рассчитана на 68 часов, то есть для 10–11х классов (общеобразовательный уровень).
Содержание учебного материала соответствует целям и содержит элементы новизны.
Актуальность программы определяется тем, что учащимся важно знать роль и значение права и обязанности в их жизни и уметь защитить себя, отстаивая свои права.
Принципами отбора содержания материала программы являются:
- системность;
- научность;
- доступность;
- возможность практического применения полученных знаний;
- реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 68 часов.
Цели: формирование основ правового сознание школьников.
Задачи:
- способствовать развитию интереса у учащихся к правоведению;
- научить учеников овладеть юридическими терминами и понятиями;
- способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
- способствовать усвоению совокупности конкретных правил поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д. ориентиру на уважение прав и свобод других граждан;
- воспитать у учащихся уважение к праву и закону.
- знакомство содержанием законодательных актов (или фрагментов из них);
- освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав;
- привить необходимые навыки правильного составления некоторых официальных бумаг, не требующих специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли-продажи и т. д.)
- развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.
Ожидаемые результаты:
В конце курса ученики должны:
- уметь осуществлять свои права на практике;
- уметь руководствоваться в различных сферах жизни существующими нормами;
- уметь применять правовые знания;
- уметь проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни;
- уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли – продажи и т. д.);
- знать юридические термины и понятия;
- знать содержание законодательных актов (или фрагментов из них), определять принципы права, систему прав и обязанностей;
- знать правила соблюдения, которые способствуют охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
- знать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;
- владеть четкими ценностными ориентирами гуманистической направленности;
- владеть четкими установками на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;
- владеть представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;
- владеть конкретными правилами поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение прав и свобод других граждан.
Проблемы, которые включены в курс, позволят каждому учащемуся почувствовать личностную значимость правовых знаний, помогут занять активную гражданскую позицию; учащиеся смогут оценить свои способности и возможности в изучении данного предмета, склонности, интересы к данной области знания.
Содержание программы.
(10 класс.)
1-2 занятия: «Происхождение государства и права»
Основные теория происхождения государства. Как появились законы и государство?
3-4 занятия: «Из истории российского права».
Развитие права до XIX в. Российское право в XIX - начале XX в. Советское право.
5. Реформа российского права после 1991 г.
Трудное начало реформ. Принятие новых правовых актов.
6-7. Что такое государство?
Понятие государство. Признаки государства. Функции государства. Формы государства.
8-9. Что такое право?
Понятие права. Правоотношения. Источники права. Правовая норма.
10-11. Правовое государство.
Недооценка правового государства. Признаки правового государства.
12-13. Понятие конституции.
Что такое конституция? Виды конституций. Значение конституции. Конституционное право. Конституционализм.
14. Общая характеристика Конституции Российской Федерации.
Конституционный кризис и принятие Конституции РФ. Что нового в Конституции РФ? Перспективы совершенствования.
15. Основы конституционного строя.
Преамбула Конституции РФ. Содержание главы 1 Конституции РФ. Прямое действие Основного Закона.
16. Федеративное устройство.
Немного истории. Формы государственного устройства. Россия – федерация. Опасность сепаратизма.
17. Президент Российской Федерации.
Кто такой Президент? Полномочия Президента РФ. Возможное прекращение полномочий.
18-19. Федеральное Собрание (Совет Федерации. Государственная Дума).
Парламент и парламентаризм. Функции Совета Федерации и Государственной Думы. Возможность роспуска Государственной Думы.
20-21. Правительство Российской Федерации. Судебная власть. Прокуратура.
Правительство Российской Федерации. Судебная власть. Прокуратура.
22. Местное самоуправление.
«Вопросы местного значения». Органы местного самоуправления.
23-24. Права и свобода человека и гражданина.
Конституционные права и свободы. Конституционные обязанности. Всеобщая декларация прав человека. Идеология прав человека.
25. Международные договоры о правах человека.
Международный Билль о правах человека. Декларации и конвенции.
26-27. Гражданские права.
Основополагающие права. Против рабства и пыток. Защита со стороны закона. Защита частной жизни. Свобода отношений с Богом.
28. Политические права.
Информационная свобода. Участие в управлении страной.
29. Экономические, социальные и культурные права.
Экономические права. Социальные права. Культурные права. Обязанности перед обществом.
30. Права ребенка.
Необходимость прав для ребенка. Принятие Конвенции о правах ребенка. Содержание Конвенции.
31. Избирательное право.
Проявление социальной ответственности. Нормы и принципы избирательного права. Правовые основы избирательной деятельности. Единое правовое пространство.
32. Избирательный процесс.
Избирательные системы.
33-34. Защита проектов или зачёт. Защита проектов или зачёт.
Содержание программы.
(11 класс.)
1-2. Понятие и источники гражданского права.
Что такое гражданское право? Субъекты гражданско-правовых отношений. Источники гражданского права.
3. Обязательственное право.
«Уговор дороже денег». Обязательственное право, договоры, сделки. Виды договоров..
4.Право собственности.
Понятие и право собственности. Формы собственности. Прекращение и приобретение права собственности.
5. Гражданские правоспособность и дееспособность.
Что такое гражданская правоспособность? Что такое гражданская дееспособность? Дееспособность несовершеннолетних. Эмансипация.
6-7. Предпринимательство.
Рынок и предпринимательство. Что такое предпринимательство? Что нужно знать предпринимателю. Индивидуальное предпринимательство.
8. Защита нематериальных благ. Причинение и возмещение вреда.
Пути защиты нематериальных благ.
9. Практикум по главе: «Гражданское право».
10. Налоговое право. Налоговые органы.
Что такое налог? Налоговое право. Обязанности и права налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы.
11.Налоги с физических лиц.
Налоги с населения. Налоги в налогообложении физических лиц.
12. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Нарушения в налоговой сфере. Ответственность по Уголовному кодексу РФ. Дисциплинарная ответственность.
13. Практикум по главе: «Налоговое право».
14. Понятие и источники семейного права.
Понятие семейного права. Источники семейного права.
15. Брак и условия его заключения.
Что такое брак? Условия вступления в брак. Порядок регистрации брака.
16. Права и обязанности супругов.
Сфера личных отношений. Сфера имущественных отношений. Брачный договор. Причины возможного распада семьи.
17. Права и обязанности родителей и детей.
Права и обязанности родителей. Лишение родительских прав. Алименты. Права и обязанности детей. Усыновление. Опека. Попечительство.
18. Практикум по главе: «Семейное право».
19. Понятие и источники трудового права.
Понятие трудового права. Участники трудовых правоотношений. Источники трудового права.
20. Трудовой договор. Коллективный договор.
Что такое трудовой договор? Основания прекращения трудового договора. Коллективный договор.
21. Оплата труда. Охрана труда.
Заработная плата. Охрана труда. Защита трудовых прав женщин и несовершеннолетних.
22. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву.
Неурегулированные разногласия. Дисциплина труда. Ответственность по трудовому праву.
23. Практикум по главе: «Трудовое право».
24. Административное право. Административные правонарушения.
Административное право. Источники административного права. Административные правонарушения.
25. Административная ответственность.
Административные наказания. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
26. Практикум по главе: «Административная ответственность».
27. Понятие и источники уголовного права.
Уголовное право. Источник уголовного права.
28. Преступление.
Понятие преступления. Разновидности преступлений.
29. Уголовная ответственность.
Понятие уголовного наказания. Виды уголовного наказания. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
30 Практикум по главе: «Уголовное право».
31. Содержание правовой культуры.
Объемное понятие. Правовая культура человека.
32. Совершенствование правовой культуры.
Недостатки правовой культуры. Учащиеся и правовая культура.
33-34. Подготовка проектов и рефератов. Защита проектов и рефератов.
Формы контроля:
- тестирование;
- вопросы – ответы;
- интеллектуальные игры;
- интересные задания разного типа;
- анкетирование;
- собеседование по предлагаемой теме
Использованная литература:
А. Ф. Никитин «Правоведение» (10 – 11), Издательство «Просвещение», 2004 г., 351
А. Ф. Никитин «Право и политика» (9), Издательство «Просвещение», 2005 г.
М. В. Мустафина «Правоведение» (10 – 11), Сборник элективных курсов, 2006 г.
Журнал «Преподавание истории и обществознание», 2004 – 2006 г.
Конституция РФ, 2005 г.
Все кодексы.
Использованная литература для учеников:
А. Ф. Никитин «Правоведение» (10 – 11), Издательство "Просвещение", 2004 г.,351
Конституция РФ, 2005 г.
Все кодексы.
Приложение.
Календарно – тематический план.
10 класс.
№ |
Темы.
|
Методы и формы проведения. |
Оборудование. |
Время на изу. |
1 |
Происхождение государства и права. 1)Основные теории происхождения государства. 2)Как появились законы и государство? |
Информационно-репродуктивный; обсуждения, лекция. |
Таблица, карточки с заданиями. |
2 ч. |
2 |
Из истории российского права. 1)Развитие права до XXвека. 2)Советское право. |
Информационно-репродуктивный; беседа, мини лекция. |
Карточки с задания. |
2 ч. |
3 |
Реформа российского права после 1991 г. |
Информационно-репродуктивный; мини лекция, работа с фактами. |
Конституция РФ, карточки с заданиями. |
1 ч. |
4 |
Что такое государство? 1)Признаки, функции, государства. 2)Формы государства. |
Репродуктивный с эле ментами беседы; беседа, групповая работа. |
Таблица, карточки с заданиями. |
2 ч. |
5 |
Что такое право? 1)Понятие и источники права. 2)Правовые нормы. Связь государство, право и общество. |
Объяснительно иллюстративный с элементами беседы; беседа, обсуждения. |
Карточки с заданиями. |
2 ч. |
6 |
Правовое государство. 1)Недооценка правового государства. 2)Признаки правового государства. |
Информационный с элементами беседы; беседа, мини лекция, выполнение задании. |
Карточки с заданиями. |
2 ч. |
7 |
Понятие конституции. 1)Что такое конституция? Виды и значение конституций. 2) Конституционное право. |
Объяснительно иллюстративный с элементами беседы; беседа, обсуждение фактов. |
Конституция РФ, схема, карточки с заданиями. |
2 ч. |
8 |
Общая характеристика Конституции Российской Федерации. |
Лекция с элементами беседы; беседа. |
Конституция РФ, задания. |
1 ч. |
9 |
Основы конституционного строя. |
Информационно-репродуктивный; выполнение задании. |
Конституция РФ, карточки с заданиями. |
1 ч. |
10 |
Федеративное устройство. |
Информационно-репродуктивный; беседа, выполнение задании. |
Конституция, таблица, карточки с заданиями. |
1 ч. |
11 |
Президент Российской Федерации. |
Информационный с элементами беседы; беседа, обсуждение фактов. |
Конституция РФ, карточки с заданиями. |
1 ч. |
12 |
Федеральное Собрание. 1)Парламент и парламентаризм. Состав Федерального Собрания. 2)Функции Совета Федерации и Государственной Думы. Принятие законов. |
Информационно-репродуктивный; мини лекция, беседа, выполнение задании. |
Конституция РФ, карточки с заданиями. |
2 ч. |
13 |
Правительство Российской Федерации. Судебная власть. Прокуратура. 1)Правительство Российской Федерации. Судебная власть. 2)Прокуратура. Экскурсия. |
Частично – исследовательский; беседа, обсуждение фактов, экскурсия. |
Конституция РФ, таблица, карточки с заданиями. |
2 ч. |
14 |
Местное самоуправление. |
Частично – исследовательский; беседа. |
Карточки с заданиями. |
1 ч. |
15 |
Права и свобода человека и гражданина. 1)Конституционные права и свободы, обязанности. Всеобщая декларация прав человека. 2) Идеология прав человека. |
Объяснительно иллюстративный; работа с документами, выполнение задании. |
Всеобщая декларация прав человека, карточки с заданиями. |
2 ч. |
16 |
Международные договоры о правах человека. |
Информационно-репродуктивный; беседа, обсуждение, выполнение задании. |
Декларация и Конвенция, карточки с заданиями. |
1 ч. |
17 |
Гражданские права. 1)Основополагающие права и защита со стороны закона. 2) Защита частной жизни. |
Информационно-репродуктивный с элементами беседы; беседа, обсуждение фактов. |
Декларация, карточки с заданиями. |
2 ч. |
18
|
Политические права. |
Информационно-репродуктивный; беседа, работа с документом, вы - полнение задании. |
Декларация, карточки с заданиями. |
1 ч. |
19 |
Экономические, социальные и культурные права. |
Объяснительно иллюстративный; беседа, выполнение задании. |
Декларация, карточки с заданиями. |
1 ч. |
20 |
Права ребенка. |
Объяснительно иллюстративный; беседа, обсуждения. |
Конвенция, карточки с заданиями. |
1 ч. |
21 |
Избирательное право. |
Объяснительно иллюстративный; беседа, выполнение задании. |
Карточки с заданиями. |
1 ч. |
22 |
Избирательный процесс. |
Объяснительно иллюстративный; беседа, обсуждение фактов. |
Карточки с заданиями. |
1 ч. |
23 |
Подготовка проектов и рефератов. Защита проектов и рефератов или зачет. |
Исследовательский; рассказ учеников, обсуждение. |
|
2 ч. |
11 класс.
№ |
Темы. |
Методы и формы проведения. |
Оборудование. |
Время на изу. |
1 |
Понятие и источники гражданского права. |
Информационно-репродуктивный; беседа, обсуждение фактов, групповая работа. |
Карточки с заданиями. |
2 ч. |
2 |
Обязательственное право. |
Информационно-репродуктивный; беседа, выполнение задании. |
Карточки с заданиями. |
1 ч. |
3 |
Право собственности. |
Информационно-репродуктивный; беседа, выполнение задании. |
Карточки с заданиями. |
1 ч. |
4 |
Гражданские правоспособность и дееспособность. |
Информационно-репродуктивный; беседа, групповая работа. |
Карточки с заданиями. |
1 ч. |
5 |
Предпринимательство. 1) Рынок и предпринимательство. 2) Индивидуальное предпринимательство. |
Объяснительно иллюстративный с элементами беседы; беседа, выполнение задании, групповая работа. |
Карточки с заданиями. |
2 ч. |
6 |
Защита нематериальных благ. Причинение и возмещение вреда. |
Объяснительно иллюстративный с элементами беседы; беседа, выполнение зад. |
Карточки с заданиями. |
1 ч. |
7 |
Практикум по главе «Гражданское право». |
Частично – исследовательский; обсуждение фактов, тестирование. |
Карточки с заданиями, тесты. |
1 ч. |
8 |
Налоговое право. Налоговые органы. |
Информационно-репродуктивный; беседа, выполнение задании. |
Карточки с заданиями. |
1 ч. |
9 |
Налоги с физических лиц. |
Лекция с элементами беседы; беседа, выполнение задании. |
Карточка с заданиями. |
1 ч. |
10 |
Ответственность за уклонение от уплаты налогов. |
Информационный с элементами беседы; работа с документом, выполнение зад. |
Уголовный Кодекс, карточки с заданиями. |
1 ч. |
11. |
Практикум по главе «Налоговое право». |
Частично – исследовательский; обсуждение фактов, тестирование. |
Карточки с заданиями, тесты. |
1 ч. |
12 |
Понятие и источники семейного права. |
Лекция с элементами беседы; мини лекция, беседа; выполнение задании. |
Карточки с заданиями. |
1 ч. |
13 |
Брак, условия его заключения. |
Объяснительно иллюстративный; беседа, выполнение задании. |
Карточки с заданиями. |
1 ч. |
14 |
Права и обязанности супругов. |
Объяснительно иллюстративный с элементами беседы; беседа, выполнение задании. |
Карточки с заданиями. |
1 ч. |
15 |
Права и обязанности родителей и детей. |
Информационный с элементами беседы; беседа, ролевая игра. |
Карточки с заданиями. |
1 ч. |
16. |
Практикум по главе «Семейное право». |
Частично – исследовательский; тестирование, выполнение зад. |
Карточки с заданиями, тесты. |
1 ч. |
17 |
Понятие и источники трудового права. |
Информационно-репродуктивный; выполнение зад. |
Карточки с заданиями. |
1 ч. |
18 |
Трудовой договор. Коллективный договор. |
Объяснительно иллюстративный с элемента - ми беседы; составление трудового договора. |
Карточки с заданиями. |
1 ч. |
19 |
Оплата труда. Охрана труда. |
Информационный с элементами беседы; беседа, ролевая игра, выполнение задании. |
Карточки с заданиями. |
1 ч. |
20 |
Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. |
Информационный с элементами беседы; беседа, групповая работа, выполнение задании. |
Карточки с заданиями. |
1 ч. |
21 |
Практикум по главе «Трудовое право». |
Частично – исследовательский; тестирование, обсуждение фактов. |
Тесты. |
1 ч. |
22 |
Административное право. Административные правонарушения. |
Информационно-репродуктивный; беседа, мини лекция; выполнение задании. |
Карточки с заданиями. |
1 ч. |
23 |
Административная ответственность. |
Информационно-репродуктивный; беседа, выполнение задании. |
Карточки с заданиями. |
1 ч. |
24 |
Практикум по главе «Административная ответственность». |
Частично – исследовательский; обсуждение, тестирование. |
Карточки с заданиями, тесты. |
1 ч. |
25 |
Понятие и источник уголовного права. |
Информационно-репродуктивный; мини лекция, беседа. |
Уголовный Кодекс. |
1 ч. |
26 |
Преступление. |
Объяснительно иллюстративный с элементами беседы; беседа, групповая работа. |
Карточки с заданиями. |
1 ч. |
27 |
Уголовная ответственность. |
Лекция с элементами беседы; беседа, работа с Кодексом. |
Уголовный Кодекс. |
1 ч. |
28 |
Практикум по главе «Уголовное право». |
Обсуждение фактов, тестирование. |
Тесты, карточки с заданиями. |
1 ч. |
29 |
Содержание правовой культуры. |
Информационно-репродуктивный; выполнение зад. |
Карточки с заданиями. |
1 ч. |
30. |
Совершенствование правовой культуры. |
Информационно-репродуктивный; мини лекция, выполнение зад. |
Карточки с заданиями. |
1 ч. |
31 |
Подготовка проектов и рефератов. Защита проектов и рефератов. |
Исследовательский; рассказ учеников. |
|
2 ч. |
Основные понятия: закон, право, юрисдикция, юриспруденция, гражданство, государство, правовое государство, законодательство, законопроект, инстанция судебная, иск, истец, кодекс, декларация, конкуренция, преступность, несовершеннолетний и т. д.
Основные темы рефератов и проектов:
Традиции местного самоуправления в нашем крае (республике).
Рабство в прошлом и настоящем.
Соотношение права на социальное обеспечение и уровня развития страны.
Система российского законодательства о выборах в органы власти.
Гражданин и собственность.
Несовершеннолетний предприниматель: смысл и возможности и т. д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.