Тофалария – край поднебесный
Оценка 4.9

Тофалария – край поднебесный

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
русский язык
Взрослым
09.03.2017
Тофалария – край поднебесный
Тофалария – это большая горная страна, которая раскинулась на юго-западе Иркутской области на площади более 21 тыс. кв. км. Страна, где нет ни каких дорог, но зато есть здесь то, что нет в других местах. И может быть есть здесь это все потому, что дорог сюда нет, а только тропы зверей. Местные жители, их здесь около тысячи, тоже пользуются этими тропами, которые топали за многие годы своими лапами и копытами дикие звери. В полной гармонии с окружающей природой живет здесь уже несколько столетий человек, потребляя все, что дает ему для жизни природа. Пасет домашних животных, охотится на диких, выращивает огородные растения и собирает дикорастущие в тайге. Что-то употребляет сам, а что-то продает или меняет на товары, которые создает цивилизованный мир.Доклад
Исследовательская работа.doc
Министерство образования РФ                                                 Тофалария – край поднебесный. 2 Содержание: 1 2 3 4 5 6 7 Страна гор Истории страницы Жизнь по законам природы Загадочные камни Кастармы Страна туризма Самый большой водопад Анкета населения 3 стр. 4 стр. 6 стр. 8 стр. 9 стр. 10стр. 11 стр. 3 «Край возле самого неба» В. Распутин Страна гор  Тофалария – это большая горная страна, которая раскинулась на юго­западе Иркутской области на площади более 21 тыс. кв. км. Страна, где нет ни каких дорог, но зато есть здесь то, что нет в других местах. И может быть есть здесь это все потому, что дорог сюда нет, а только тропы зверей. Местные жители, их здесь около тысячи, тоже пользуются этими тропами, которые топали за многие годы своими   лапами   и   копытами   дикие   звери.   В   полной   гармонии   с   окружающей природой живет здесь уже несколько столетий человек, потребляя все, что дает ему   для   жизни   природа.   Пасет   домашних   животных,   охотится   на   диких, выращивает   огородные   растения   и   собирает   дикорастущие   в   тайге.   Что­то употребляет   сам,   а   что­то   продает   или   меняет   на   товары,   которые   создает цивилизованный мир. Связь с этим миром очень редкая, иногда прилетает самолет или вертолет, что происходит только по большой необходимости.  Конечно,   много   и   других   красивых   уголков,   но   в   Тофаларии,   во   всей окружающей красоте, есть нечто уже потерянное многими другими районами. Здесь постоянное и радостное ощущение нетронутости природы. Между камнями не увидишь стекол, бутылки или скомканной грязной газеты. На лугах, опушках и полянах растут цветы и травы так же, как росли они здесь тысячи лет назад. Нетронутый топором девственный лес, где деревья растут, умирают не от рук человека, а сами собой, животные и птицы, порой ни разу не видевшие человека, иногда даже не боятся его. Чистейшие озера, ручейки и реки, текущие с высоких гор, притягивают и завораживают своей жизнью и красотой. 4 Истории страницы   Первые   упоминания   о   племени   дубо   –   далеких   предках   современных тофаларов встречаются в китайских летописях Вэйской династии (V). В   начале  XIII  века,   спасаясь   от   монгольских   завоевателей   Джучи­Хана, племя перекочевало в глубь Саянских гор. В  XVII  веке население глухих этих мест вошло в состав Московского государства. До 30­х годов XX  в. тофаларов называли   карагасами.   По   происхождению   и   языку   они   близки   к   тувинцам. Численность   тофов   раньше   была   невелика.   В   1675   г.   Их   насчитывалось   340 человек, и только в 1838 г.стало более 500. Жили они родами. Вся территория, которую они занимали, была разделена между пятью родами. Земли каждого рода делились между семьями, и назывались они урочищами. Занимались тофы охотой и   оленеводством.   Охотились   на   соболя,   белку,   рысь,   и   других   диких   зверей, обитавших в присаянской тайге. Один раз в год, в самые суровые январские морозы, собирался суглан, то есть съезд,   собрание   всех   представителей   мужского   пола,   которые   платили   ясак. Суглан – это всегда праздник. К нему готовились как женщины, так и мужчины, шили новые наряды. Место проведения суглана выбирали заранее, оповещали об этом всех. На суглане платили ясак, крестили детей, венчали молодежь. Тут же решались административные дела – выбирали шуленгу. Шуленга – это глава всех тофов, в переводе на русский язык – «великая голова». Каждый род выбирал даргу, т.е. главу рода, и судью. Срок полномочий каждого из них – три года, но если   они   нарушали   «вековые   традиции»   тофов,   их   переизбирали   раньше.   На суглане делали расклад общественных расходов, судили за неуплату долгов. До прихода русских у тофов сохранялись телесные наказания. Судья мог присудить виновнику­мужчине до 50 розг, а женщине – до 30. Пороли верхушками молодых берез. 5 На суглан ехали семьями, на дорогу уходило до двух недель, с собой везли даже юрты и все необходимое, чтобы их поставить. Юрты на суглане ставили по кругу, а в центре зажигали общественный огонь (костер), который горел днем и ночью, тушили его только тогда, когда завершался суглан. Дрова для костра по очереди готовила каждая юрта. На суглане закупали необходимое, т.е. меняли пушнину   на   муку,   соль,   сахар,   ткани.   Суглан   –   это   большой   и   единственный праздник   в   году,   поэтому   здесь   тофы   «гуляли»,   т.е.   пили   вино,   пели   песни, молодежь танцевала, старшие рассказывали новости, делились впечатлениями и приметами, намечали планы перекочевок. Жилище   тофа   –   конической   формы   юрта.   Летнюю   юрту   покрывали проваренной   берестой,   сшитой   оленьими   жилами,   а   зимнюю   –   выделанными шкурами оленей. Летняя юрта делалась меньшего размера, жерди ставились более круто, чтобы легче стекала вода. Зимняя юрта была ниже и шире, чтобы лучше сохранить   тепло.   Основным   средством   передвижения   у   тофов   были   олени. Тофаларский олень высокий, он крепок, вынослив. Питается он «белым мхом», находит его даже под снегом, выбивает копытом из замерзшей земли, поэтому видно, где прошли стада оленей. Олень для тофа – не только средство передвижения, он давал мясо и молоко, из шкуры шили одежду и обувь, жилы оленя использовали вместо ниток, а кости и рога шли на разные поделки. Тофы считали, что тайга, реки, горы, болота имеют своего   хозяина,  но   главным   хозяином   всего   является   старик   Кудай,  ничто   не может противиться его воле. Он добрый старик, да распустил злых духов, вот и мучают   они   людей.   С   Кудаем   дружат   шаманы.   Шаманы,   по   представлениям тофов, умеют узнавать, какой дух рассердился, как его уважить, т.е. шаман умеет ладить со злыми духами. Для этого шамана надо хорошо угостить, сделать ему подарок, а  духам  принести  жертву.  Особенностью  религиозного  культа  тофов было то, что шаманами у них могли быть не только мужчины, но и женщины. 6 С   приходом   русских,   тофов   стали   крестить,   они   особенно   не сопротивлялись, так как считали, что два «хозяина» лучше защитят их от злых духов. Несмотря на это, они оставались верны своим вековым традициям. 7 Жизнь по законам природы   Три небольших таежных селения – вот и все население Тофаларии. Около тысячи человек во всех населенных пунктах Алджери, Нерхе и Верхней Гутаре. Деревни друг от друга отделяют сотни километров. И от внешнего мира – тоже сотни   километров   гор   и   тайги.   Люди,   которые   тут   живут,   называются тофаларами.   Их   осталось   совсем   мало   –   всего   652   человека.   Это   самая малочисленная народность мира, что признано даже Организацией Объединенных Наций. И бюджета Иркутской области на Тофаларию выделяется 30 млн. рублей в   год.   Но   реальная   потребность   края   около   150   –   200   млн.   рублей   в   год.   В тяжелые годы, когда все развалилось, тофалары голодали, перетирали корни на еду,   а   измученные   матери   бросали   своих     детишек   в   вертолеты,   которые прилетали обеспечить всенародные выборы. Дети были доведены до блокадной дистрофии. Тофалары тогда говорили: в Красную книгу занесены животные этого мира, так почему же людям приходится так страдать?   Испокон веков главными занятиями для них были охота и оленеводство. Держали также лошадей и коров. Эти занятия кормили их и одевали. Кормят и одевают они и сегодня. А что еще надо местному жителю? Машин здесь не нужно –   дорог   нет.   Электричество   круглосуточно   –   зачем?   Ночью   спать   надо,   даже птицы   и   звери   ночью   спят.   Ну,   вечером,   если   надо,   заводят   моторную электростанцию.   И   смотрят   программу   телевидения,   которую   передают   со спутника. Одежда и обувь от Лимонте или Кордена тоже здесь не нужна – одеть негде. Одежда здесь на все сезоны проста и удобна, везде в ней хорошо: и дома, и на   работе.   Путевка   на   Кипр,   Анталью   или   Канарские   острова   тут   никому   не нужна, даже бесплатно. «Да, горы у нас красивые, много я читал газет, видел реклам, но тянет своя родина  ­ Тофалария! Никуда мне не надо, хоть и зовут на курорты. У нас свой 8 курорт. Горы  такие  большие,  цветы  такие  красивые» ­ говорит  один  местный житель. Да, народ тут неприхотливый, доброжелательный. Кроме местного населения – тофов, живут тут люди и других национальностей. Русские, украинцы, корейцы, немцы, тувинцы и другие. Это приезжие, кто­то давно, кто­то недавно. Местные жители относятся к ним просто. Нравится, как мы живем – живи на нашей земле, места хватит. Не нравится – уезжай, жалеть никто не будет. Хлеб выпекали сотни лет назад прямо на костре за неимением посуды. В деревне сейчас пекут в печах, а в лесу, как и раньше в костре; и  вкуса от этого он не теряет. Старики до сих пор еще помнят старые народные песни и поют их дома. Молодежь   называет   песни   забытым   фольклором   и   поет   современные   песни. Лекарственные   и   съедобные   растения,   которые   употребляли   местные   жители, знает и молодежь. Эти знания передали им старшие так же, как и показали тропы и дороги  во все стороны. Этими дорогами служат звериные тропы, которыми, как и раньше ездят на оленях и лошадях. Вьючно возят продукты, одежду, постель, и даже свой дом – палатку, которая быстро разбирается и ставится на новом месте. Жили раньше люди в тайге кочевым образом. То есть, как только меньше становилось рядом корма оленям, рыбы в реке, зверей вокруг, большая семья лесных людей снималась с этого места и откочевывала к другому, где всего этого было в достатке. И опять люди  жили хорошо, потребляя дары тайги, которые им, при   умелом   использовании,   давала   природа.   Та   территория,   которую   они   становилась   на   несколько   лет   заповедником,   где   опять покинули, восстанавливался корм для оленей – ягель, разводилась рыба в реке, плодился дикий зверь. Сейчас все живут в деревне. Оторванность лесных людей от леса не дает им слиться   с   ним,   жить   по   его   законам,   жить   его   плодами.   Отсюда   их неудовлетворенность в жизни, безразличие к быту, труду, своему родному языку, склонность   к   алкоголю.   Сегодняшний   прогресс   наложил   некий   отпечаток   на 9 уклад жизни людей этого края, который как бы удаляет от жизни в природе и соблюдения её законов, законов природы. Загадочные камни Кастармы         В единственном музее Тофаларии в городе Нижнеудинске нельзя не обратить внимание на загадочные фигурки. Даже не возможно поверить, что эти каменные фигурки сделаны руками человека. Что же это за камни? И кто их создатель?  «Это   было   давно,   и   рассказывала   про   это   моя   бабушка.   Рассказывает местный житель. Далеко в самых высоких горах есть озеро, и живет на этом озере веселый   бог   Кастарма.   Пролетает   над   озерами   птица,   Кастарма   слепит   её   из глины   и  положит   эту   фигурку   на  берегу   озера.   Пробегает   около   озера   зверь, слепит   и   его   маленькое   подобие.   Проезжает   мимо   озера   охотник   на   лошади, слепит Кастарма его лошадь, его собаку и его самого. И обязательно подбросит свой подарок человеку – выложит его на берегу своего озера. Радуется человек – нравятся   ему   эти   забавные   фигурки.   Радуется   и   Кастарма   тому,   что   угодил человеку.   Наберет   человек   каменных   игрушек   и   везет   их   домой,   раздавая   их детям и родственникам. Дарили их и дорогим гостям, и тем, кто покупал оленя или   лошадь.   Чтобы   водилась   и   плодилась   скотина,   и   была   удача   на   охоте. Волшебные   камни   Кастармы   носили   с   собой   постоянно,   как   талисманы. Считалось, что он защищает от беды, дурного глаза, приносит удачу в делах. Приезжали тофалары на берега озера снова, и опять дарил Кастарма им свои новые фигурки. Так было сотни лет назад. Так же происходит и сегодня. Но сегодня забывает мой народ  о камнях удачи, и очень редко, кто ездит за ними. Может   быть,   поэтому   жить   стали   беднее.   А   раньше   озеро   с   его   чудесными камешками на берегу, считалось священным. И тофы даже охраняли его. Об этих маленьких скульптурах, приносящихся удачу, знали и соседи  тофаларов  буряты и   тувинцы.   Они   тоже   хотели   иметь   их.   Но   если   кого   ловили   охранники,   то 10 продавали в рабство в Китай». И из поколений в поколение жили в Тофаларии верой в удачу камней Кастармы. Как образуются камни Кастармы до сих пор не известно и не изучено.  Говорят, подобные камушки встречаются где­то в южной Америке, и более нигде в мире.  Страна туризма    Если душа просит тишины и отдыха от нагрузок современной жизни, если глаза   настроены   на   созерцание   современной   красоты,   то   нужно   отправиться путешествовать в Тофаларию. «Красота­то какая» не раз подумаешь, вступая в царство природы этого края. «Красота­то, какая!» ­ каждый раз повторяем мы, когда   любуемся   вечной   игрой   воды,   торжественными   восходами   и   закатами, следим за медленными облаками, или стоим у подножия величественных скал. «Красота­то, какая!» ­ воскликнул человек, научившийся понимать прекрасное. Природа – великий, неутомимый и терпеливый скульптор. Миллиарды лет ваяла   она   лик   земли.   Не   одними   лишь   титаническими   усилиями   обходилась природа в своей работе, но и легкими прикосновениями. Вода и воздух служили ей тогда. Ветры сглаживали чересчур резкие черты, реки делали более плавными первоначальные   изгибы   своих   русел.   Родники   полировали   дно   долины.   Это сказочно прекрасный и богатый край. Это край, которому в недалеком будущем суждено стать строению туризма. 11 Самый большой водопад   В  течении длительного времени самым высоким  у нас считался  водопад Илья Муромец – 141 м, который находиться на Курильских островах. Эти данные устарели, так как в 1949 г. В отчете ботанической экспедиции Академии Наук СССР   учеными   ботаниками   Федоровыми   был   впервые   описан   водопад   в центральных Саянах Кинзелюкский, высота которого определялась более 300 м. есть   упоминания   об   этом   водопаде   и   у   геодезиста   Григория   Анисимовича Федосеева, но до сих пор точных измерений и подробных описаний нет. Конечно, малые водопады по­своему красивы, однако установить в ближайшие годы самый высокий водопад России представляется совершенно необходимым. И дело тут не только   в   чисто   географическом   интересе.   Крупный   водопад   в   любой   стране всегда элемент национального богатства и гордости народа этой страны. Далеко не случайно наиболее примечательные водопады становятся центрами заповедных мест. Национальный парк Игуасу в Бразилии занимает площадь 180 тыс. гектаров. А одноименный в Аргентине 55 тыс. гектар. В Уганде вокруг водопада Мэнчерас –   Кабарега   объявили   заповедными   384   тыс.   гектар.   У   нас   в   Карелии   вокруг водопада   Кибач   находится   заповедник   площадью   10   тыс.   гектар.   Далеко запрятала природа это чудо от глаз человеческих. С любой стороны света лететь на вертолете к водопаду несколько часов. Если добираться с караваном вьючных лошадей, как делали это первые исследователи Федоров и Федосеев, то идти туда надо   не   одну   неделю,   прорубая   дорогу   через   глухую   нехоженую   тайгу, преодолевая горные перевалы, бурные, сбивающие с ног реки. И  вроде все  уже  на нашей земле  открыто  и описано,  но  нет  еще точных данных в популярной географической литературе о Кинзелюкском водопаде – самом   большом   водопаде   России.   Не   в   одном   географическом   журнале   не встречались фотографии этого водопада. До сих пор природа хранила от глаз человеческих этот водопад. И только очень упорным удается увидеть это чудо. И 12 это   остается   на   всю   жизнь,   как   прикосновение   к   чему­то   очень   редкому   и величественному. Анкета населения   Я   опросила   некоторых   жителей   Балаганска   о   Тофаларии.   Вот   результат моего исследования: 1. Что вы знаете о Тофаларии?  25 % ­ ничего  35 % ­ это место где живут тофалары  25 % ­ это часть Иркутской области  15   %   ­   она   расположена   в   Саянах,   и   там   живут   тофалары   –   самая малочисленная народность мира. 2. Откуда вы это знаете?  51 % ­ из книг  37 % ­ из СМИ  12 % ­ из рассказов знакомых  ученики нашей школы (Тулаевы приехали из этого края) Из этих ответов можно сделать вывод, что сейчас даже в Иркутской области немногие знают о Тофаларии. Так что же тогда знают о ней в других частях России?   Ведь   это   гордость   –   самый   маленький   народ   мира,   да   еще   в   таком заповедном месте. Я считаю, что мы должны стараться защитить и помочь этой народности. Но я так думаю, что не стоит разрушать этот микромир, который сложился   в   Тофаларии   в   течении   многих   веков.   Не   надо   повторять   старых ошибок. 13 Литература 1. 2. 3. 4. 5. Косых А.П., Панов В.Н., Тюкавин В.Г., История Иркутской области: уч. Пособие по краеведению для 7­10 классов. – Иркутск: Восточно­ Сибирское книжное издательство, 1983г. Зубченко А.А., Маклыгин А.Г., Тофалария – страна гор: фотоальбом: ­ Иркутск: Восточно­Сибирское книжное издательство, 1988г. Лиходеев   Л.И.,   Поездка   в   Тофаларию:   путевой   очерк.­   Москва: Советская Россия, 1959г. СМ – Номер Один: газета. – Иркутск: изд. Дом №1, 2005г. любительские съемки Часника Е.М. 14 Сводная таблица численности тофаларов Год 1675 1701 1838 1851 1858 1877 1882 1883 1884 1887 1897 1908 Кол­во 340 405 500 543 416 413 456 457 497 426 389 400 Год 1911 1914 1925 1926 1927 1929 1930 1966 1979 1989 1995 Кол­во 449 405 416 414 418 412 419 522 515 630 677 15

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный

Тофалария – край поднебесный
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2017