Традиционные ремесла коренных жителей Югры
Оценка 4.8

Традиционные ремесла коренных жителей Югры

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
7 кл—11 кл
06.12.2023
Традиционные ремесла коренных жителей Югры
Материал данной темы можно использовать на уроках истории в 6 классе во время изучения темы по истории России «Наш край с древнейших времен до конца XV века» для того чтобы расширить и углубить знания о народах, проживающих на территории ХМАО-Югры, их традициях, видах ремесленной деятельности посредством привлечения внимания к значимым событиям из истории родного края
Традиционные ремесла коренных жителей Югры.docx

Фрагмент урока истории в 6 классе с использованием материала по краеведению

Тема: «Наш край с древнейших времен до конца XV века. Традиционные ремесла коренных жителей Югры»

                                                   Разработчик:   Перминова Светлана Николаевна,

                                учитель истории и обществознания МКОУ Ягодинская СОШ

 

Материал данной темы можно использовать на уроках истории в 6 классе во время изучения темы по истории России «Наш край с древнейших времен до конца XV века»

 

Используемый учебно-методический комплекс:

1.      «Традиционные промыслы и ремесла коренных малочисленных народов Севера»,  [электронный ресурс] – режим доступа: Традиционные промыслы и ремесла коренных малочисленных народов Севера: Единый официальный сайт государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (admhmao.ru)

2.      «Культурное наследие Югры». [электронный ресурс] – режим доступа: Культурное наследие Югры (kaisa.ru)

3.      Музей истории и ремесел Советского района. Ремесла Югры», [электронный ресурс] – режим доступа:   Всё о ремесле - УЗНАЁМ ВМЕСТЕ - Рубрики - МБУК Музей истории и ремёсел Советского района (sovmuseum.com)

4.      «История и традиции Югры», [электронный ресурс] – режим доступа:  Крайродной.дети (xn--80aiobbvfcmc.xn--d1acj3b)

5.      «Наш Урал», [электронный ресурс] – режим доступа:   Коренные народы Урала: история и интересные факты — Наш Урал и весь мир (nashural.ru)

 

 

Форма занятия:  Урок-экскурсия в прошлое коренных народов ХМАО-Югры

Тип занятия:  открытие новый знаний

 

Основные понятия:  народы Севера, ханты, манси, традиции, ремесло, традиционные ремесла народов Югры: деревообработка, изготовление посуды, изделия из бересты, изделия из кости, вышивка бисером,  и т.д.

Цель: Создать условия для формирования у обучающихся представлений об историческом и культурном развитии  коренных народов, проживающих на территории ХМАО.   

Задачи:

1.  Расширить и углубить знания о народах, проживающих на территории ХМАО-Югры, их традициях, видах ремесленной деятельности посредством привлечения внимания к значимым событиям из истории родного края

 2.  Формирование у обучающихся восприятия и понимания отечественной истории через обращение не только к истории страны в целом, но к истории своей семьи и малой родины, родного края и населяющих его народов

3. Формирование у обучающихся навыков индивидуальной и групповой работы.

4. Развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей и расширение кругозора обучающихся.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

·          принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей

·         сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

·         способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов;

 

Метапредметные:

 Познавательные:

·         формулировать проблему, вопрос, требующий решения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

·         выдвигать логические версии,

·         владение базовыми предметными и межпредметными  понятиями

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

Регулятивные:

·           уметь самостоятельно планировать действия  

·           уметь оценивать выполнение действий по изучению темы,

·           осуществлять самооценку и взаимооценку на уроке

 

Коммуникативные:

·         развивать умение работать в группе,

·         развитие коммуникативной культуры учащихся;

·         выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию;

·         умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения задач

 

Предметные:

·      понимание значимости своего края, малой родины в процессах российской истории

·      умение соотносить события истории родного края и истории России, характеризовать особенности развития культуры народов своего края;

·      умение формулировать и обосновывать собственную точку зрения с опорой на фактический материал региональной и российской истории;

 

Оборудование и материалы:

Персональный компьютер, демонстрационная панель, презентация,   

карточки с заданиями,   ручки, листы бумаги А4

 

Форма работы участников: групповая (командная)

Время занятия: 40 мин.

 

 

В процессе занятия обучающийся научится:

 

·      определять значимость своего края, малой родины в процессах российской истории

·      соотносить события истории родного края и истории России, характеризовать особенности развития культуры народов своего края;

·      формулировать и обосновывать собственную точку зрения с опорой на фактический материал региональной и российской истории;


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

1 этап: Организационный. Самоопределение к деятельности

Приветствует обучающихся.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим с вами экскурсию в прошлое   народов, проживающих на территории нашего округа. А что такое экскурсия?

 

- Экскурсия – это коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста - экскурсовода, который передаёт аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.

 

 

Приветствуют учителя.

 

Ребята отвечают

 

 

Расстановка   парт полукругом. Возле каждой парты места для   обучающихся.   

2 этап: Основной Актуализация знаний и мотивация.

-Чтобы определить тему нашей экскурсии, попрошу вас внимательно посмотреть на экран (слайд)

 

 - Что мы видим на слайде?

(на территории Урала расселились  представители разных народов: Ханты (остяки)

      Манси (вогулы)

      Коми-зыряне

      Коми-пермяки

      Удмурты

      Марийцы

      Мордва

      Башкиры

      Ненцы

      Татары

 

 

 

 

- Как вы думаете, о каких народах идет речь? (Прием «Ключевые слова»)

 

 

 

 - Что вы можете о них рассказать?

 

 

 

- Почему народы ханты и манси часто упоминают вместе?

(Всё дело в том, что у обоих племен ближайшими родственниками были венгры (мадьяры), а их язык относится к одной языковой группе – финно-угорской)

 

 

Край ты мой - моя Югория,
Край лесов и озёр голубых.
Ты мой мир, моя история,
И мой дом на просторах твоих.
Югорский край, моя седая Русь,
Я именем твоим горжусь!

Я счастлив, что живу твоей судьбой,
Что я грущу и радуюсь с тобой.
 
Виктор Калинушкин

 

Ребята внимательно смотрят на слайд  ( 1)

Ответы обучающихся

(На экране карта, изображены представители народов Севера, проживающие племенами)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают  

 

  

 

Ответы обучающихся

 

 

 

Ответы обучающихся.  

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд  2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Постановка учебной задачи

- Посмотрите внимательно на слайд. Объясните, как можно объединить все иллюстрации и сформулировать тему нашей экскурсии?

«Традиционные ремесла коренных жителей Югры»  

 

- Как вы думаете, какие основные занятия были и есть  у народов ханты и манси?

Ребята рассуждают, предлагают свои варианты

 

 

Ребята рассуждают, предлагают свои варианты

 

 

 

 

 

 

Слайд 7.   Тема урока

 

 

 

 

Слайд 8-10

 

 

 

 

 Открытие детьми нового знания

Эти малочисленные народы сегодня составляют всего лишь около 2% всего населения округа, которое сегодня превышает полтора миллиона человек.

Первые люди в нашем крае появились в глубокой древности, 8 – 10 тысяч лет назад. Они пришли с юга. Это были Угры - предки ханты и манси. Позднее, в 5 – 8 веках, на Обский Север пришли предки ненцев.

Остяки - ханты, жили по среднему течению Оби, Иртыша, их притокам.

Вогулы - манси, занимали территорию по обоим склонам Среднего Урала, а также по рекам Сосьве, Лозьве, Пелыму, Тагилу, Мугаю, Тавде и Конде.

Север – красивый край неизведанной природы, со своими удивительными традициями и обычаями.  Традиционные ремесла сегодня — мировой тренд. В этом плане Югре всегда было чем похвастаться. Народные ремесла и орнаменты сегодня используются ведущими кутюрье в индустрии моды, архитекторами и дизайнерами в оформлении зданий и помещений.

     Ремесла коренных народов Югры представлены следующими основными направлениями:

Ремесла коренных народов Югры представлены следующими основными направлениями:
Работа с мехом
Работа с ровдугой и рыбьей кожей
Резьба по кости
Плетение из корней кедра и травы
Резьба по дереву
Работа с берестой
Вязание и вышивка нитками
Ткачество
Работа с тканью
Работа с бисером

Угроязычные племена составили основу для формирования этносов ханты и манси. Одним из древних видов декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов севера стала вышивка - нанесение узоров или изображения льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми, металлическими нитями, волосом, бисером, монетами и другими средствами на различных тканях, коже, войлоке. Свадебные головные уборы, налобные повязки, накосники, детали одежды (воротник, края разреза, часть плеча, обшлага) декорировались цветным бисером. Он не был традиционным материалом для обских угров. В Югру бисер поступал в большом количестве в обмен на меха, рыбу, кедровые орехи из Булгарского государства. Зимний костюм коренные народы украшали мозаичным орнаментом из меха. Украшенные полосы сворачивали в трубочки и, зачастую, хранили несколько лет, прежде чем они становились частью убранства.

У восточных и северных угров хорошо развита художественная резьба по кости. Они использовали рог оленя и лося, редко - мамонтовую кость, которую находили в земле или выменивали. Из кости вырезали крепилки для сухожильных нитей, орнаментировали их точками, кружками, линией сомкнутых треугольников.

В ходу на югорской земле были изделия из бересты: ковши, вёдра, короба для сухих продуктов и хранения предметов рукоделия (круглые и прямоугольные), кузовки, четырёхугольные миски-чуманы и большие заплечные кузова. Из дерева долбили корытца для рыбы и мяса, ложки-черпалки; делали нарты, оленьи шесты-хореи, лопатки для выбивания пыли и снега, детские игрушки, музыкальные инструменты, вёсла, лодки-долблёнки и каюки, украшенные изображениями зверей и птиц. Некоторые «суда» имели берестяную крышу. Были и челноки, полностью сделанные из бересты.

Главным лесным промыслом оставалась охота на лося и оленя.  Ханты и манси ставили «изгороди» и зверя загоняли в «ловчие ямы». Охотились на лесную и водяную птицу. Всюду было распространено собирательство. В низовьях Оби северные ханты держали домашних оленей.

Традиционный для наших мест транспорт — нарты с запряжёнными в них оленями.

Рыболовы передвигаются по воде на лодках. Были у наших предков и сшивные берестяные лодки, у которых все места скреплений замазывались смолой. По сей день используются и обласы-однодеревки из цельного ствола осины или кедра, и составные калданки, у которых к деревянному днищу  пришиты высокие борта.

 

Другой древнейший промысел — рыболовство. Из-за характерного для региона мощного разлива рек весной и после дождей, а также из-за зимнего замора рыбы подо льдом с незапамятных пор рыбу ловят в искусственно отгороженных участках рек и водоёмов.

За последние годы заметно возрос интерес жителей Югры к декоративно-прикладному творчеству, изучению технологий изготовления традиционной одежды обских угров: работе с бисером, вязанию, пошиву традиционной одежды, обработке дерева, бересты. Повышение интереса к национальным видам творчества коренных малочисленных народов Севера связано с их популяризацией на государственном уровне. В Югре проводятся различные мероприятия на эту тему.

 

 

Слайды 11-20

Самостоятельная работа

 

Прием «Собери пословицу»

 

 

 

Обучающиеся проговаривают свои варианты ответа на основе ключевых слов.

 

 

 

Слайд 21

Раздаточный материал (карточка, бумага, ручка)

3 этап Подведение итогов

 Предлагаю Вам просмотр видеоролика «История Югры»

- О чем этот фильм?

 

 

Какой вывод мы можем сделать из нашей экскурсии?

(Коренные народы нашего округа сумели сохранить свою культуру. Отдельные семьи ханты, манси и ненцев и сейчас живут согласно древним традициям и обычаям. Многие используют предметы быта, ремесла в настоящее время.

 Народное творчество угорских народов донесло до наших дней элементы древней языческой культуры, а их традиционные промыслы и ремесла свидетельствуют о тесной связи с природой, существующей и по сей день.

- Скажите, а что связывает жизнь и деятельность народов ханты и манси с историей нашего государства?

 

 

Ребята рассуждают.

(об историческом пути народов ханты и манси)

 

Ребята делают выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята анализируют, высказывают свои мысли.

 

 Просмотр видеоролика

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

А сейчас каждому предлагаю оценить результат своей работы. (слайд  )

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/02/15/k_5c667afc8b1f4/499873_5.jpeg

- Спасибо за урок. Мне было очень приятно работать с Вами.

Обучающиеся делают отметки  на рабочих листах

Слайд 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый проговаривает ответ на один из вариантов за вопросом учителя

Домашнее задание

Составить синквейн со словами «традиции», «ремесло».   Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать!

 

Ребята записывают

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Фрагмент урока истории в 6 классе с использованием материала по краеведению

Фрагмент урока истории в 6 классе с использованием материала по краеведению

Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа

Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Основной Актуализация знаний и мотивация

Основной Актуализация знаний и мотивация

Югорский край, моя седая Русь,

Югорский край, моя седая Русь,

Постановка учебной задачи - Посмотрите внимательно на слайд

Постановка учебной задачи - Посмотрите внимательно на слайд

Работа с мехом Работа с ровдугой и рыбьей кожей

Работа с мехом Работа с ровдугой и рыбьей кожей

Из дерева долбили корытца для рыбы и мяса, ложки-черпалки; делали нарты, оленьи шесты-хореи, лопатки для выбивания пыли и снега, детские игрушки, музыкальные инструменты, вёсла, лодки-долблёнки…

Из дерева долбили корытца для рыбы и мяса, ложки-черпалки; делали нарты, оленьи шесты-хореи, лопатки для выбивания пыли и снега, детские игрушки, музыкальные инструменты, вёсла, лодки-долблёнки…

Самостоятельная работа Прием «Собери пословицу»

Самостоятельная работа Прием «Собери пословицу»

Рефлексия А сейчас каждому предлагаю оценить результат своей работы

Рефлексия А сейчас каждому предлагаю оценить результат своей работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2023