Традиционные и инновационные технологии обучения детей с нарушением слуха: плюсы и минусы
Оценка 5

Традиционные и инновационные технологии обучения детей с нарушением слуха: плюсы и минусы

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
дефектология +1
Взрослым
04.10.2018
Традиционные и инновационные технологии обучения детей с нарушением слуха: плюсы и минусы
Создание эффективных условий обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями слуха и речи предполагает продуманную во всех деталях совместную педагогическую деятельность по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей. В школе-интернате ля обучающихся воспитанников II вида применяются на практике новые педагогические технологии, реализуется опытно - экспериментальная работа по обучению детей с нарушением слуха, оказывается психологическая поддержка и социальная помощь всем учащимся по мере необходимости, осуществляется их медицинское сопровождение.
traditsionnye_i_innovatsionnye_tekhnologi_obuchenia_detey_s_narusheniem_slukha (1).docx
ЭССЕ­РАЗМЫШЛЕНИЕ  на тему: Традиционные и инновационные технологии обучения детей с нарушением слуха: плюсы и минусы Создание   эффективных   условий   обучения   и   воспитания   детей   с тяжелыми   нарушениями   слуха   и   речи   предполагает   продуманную   во   всех деталях   совместную   педагогическую   деятельность   по   проектированию, организации и проведению учебно­воспитательного процесса с безусловным обеспечением   комфортных   условий   для   учащихся   и   учителей.   В   школе­ интернате ля обучающихся воспитанников II вида применяются на практике новые педагогические технологии, реализуется опытно ­ экспериментальная работа по обучению детей с нарушением слуха, оказывается психологическая поддержка   и   социальная   помощь   всем   учащимся   по   мере   необходимости, осуществляется их медицинское сопровождение. Педагогическая   технология   –   это   такое   построение   деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают получение определенного результата. Различают четыре основные группы технологий:  объяснительно­иллюстративные;  личностно­ориентированные   (разноуровневого   обучения, коллективного взаимообучения, модульногообучения);  развивающие;  коррекционные. Традиционная технология – технология, построенная на объяснительно­ иллюстративном   способе   обучения.   При   использовании   данной   технологии учитель   основное   внимание   отводит   трансляции   готового   учебного содержания. При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками   программы,   практически   всегда   происходит   в   форме   монолога учителя.   В   связи   с   этим   в   учебном   процессе   возникает   много   проблем. Главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить   развернутый   ответ   ученика.   Корень   этих   проблем   лежит   не   в настрое этих детей, а в процедуре, которую задает эта технология. То есть учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика   его   выучить   и   оценить   степень   усердия.   В   такой   системе   есть несоответствие   установок   учителя   и   ученика.   Установки   учителя ориентированных   на   социальный   заказ,   на   безусловное   прохождение программ. Желание ученика связаны с удовлетворением его познавательных потребностей,   интересов,   с   развитием   способностей,   утверждения   себя   в среде сверстников как яркой индивидуальности. Рассогласованность позиций обучающих   и   обучающихся   преодолевается   в   основном   с   помощью дисциплинарных   мер.   Ученик   играет   пассивную   роль,   которая   сводится   к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя. Ученики ничего   самостоятельно   не   делают,  не   думают,  а  просто   сидят,  слушают   и выполняют   элементарные   задания   учителя.   Самым   сильным   негативным фактором,   заложенном   в   объяснительно­иллюстративных   технологиях обучения является выполнение учебных действий в принудительном режиме. Опытный педагог знает, что информация учителя – это еще не знания ученика. Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит ученик на уроке, забывается в тот же день, если ученик самостоятельно над ней не поработал (повторил,   проговорил,   записал),   20%   сохраняется   в   памяти   несколько дольше, в зависимости от уровня ее актуальности для обучаемого. По мере взросления детей сопротивление детей прямому воздействию педагога возрастает, объем же его работы увеличивается, содержание учебных дисциплин   усложняется.   Силы   учителя   уходят   на   преодоление   нежелание детей   учиться.   Работа   превращается   в   тяжелый   непосильный   труд. Постоянная ситуация навязывания своей воли другим, приводит к негативным изменения   в   психике   педагога.   Особое   значение   этот   факт   приобретает   в коррекционной школе, который обусловлен низким уровнем познавательной активности   и   наличием   пубертатного   периода.   В.А.Сухомлинский   в   книге “Сердце отдаю детям” пишет, что у 85% всех неуспевающих детей главная причина   отставания   –   плохое   состояние   здоровья   и   неуверенность, порождаемая частыми упреками в школе и дома. Совершенствование образования в традиционной школе долгое время понималось,   да   и   сейчас   понимается   как   увеличение   объема   знаний, продиктованное желанием угнаться за темпами развития всего обилия наук. Согласно данным Госкомсанэпиднадзора России у 15% учащихся возникают нервно­психические   отклонения,   вызванные   именно   увеличением   школьных нагрузок.   У   ребенка   отсутствует   возможность   выполнить   весь   объем задаваемых   им   домашних   заданий.   В   этом   случае   возникает   внутренняя защитная   реакция   и   часть   учеников   вообще   перестают   что­нибудь   учить, понимая, что все необходимое к следующему учебному дню они выучить и сделать   не   смогут.   Еще   Д.И.   Менделеев   говорил   преподавателю, стремящемуся   вбить   в   голову   ученика   максимально   возможный   объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит,   а   дымит.   В   коррекционной   школе   можно   проследить   перегрузку учащихся   при   выполнении   домашнего   задания.   Если   домашнее   задание большого объема и не предлагается по образу и подобию классной работы, то это может привести к возникновению у учащихся тревожности, страха, боязни оказаться подвергнутым публичным санкциям и осмеянию. Применение   компьютерных   технологий   на   занятиях   по   развитию речевого слуха и формированию произносительной  стороны речи в школе­ интернате   для   слабослышащих   детей   дает   пошаговое   развитие   с   учетом уровня слуха и речи каждого. На данном этапе компьютер не может и не должен   быть   только   развлечением,   игрушкой.   Он   должен   быть   еще   и инструментом   решения   самых   трудных   для   ученика   учебных   и   житейских задач. При этом можно говорить о педагогическом результате, связанном с формированием   навыка   собственной   деятельности   (речевой   и   умственной) Именно применение цвета, графики, звука современных средств видеотехники позволяют формировать и моделировать смысловые компоненты речи глухих школьников: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления. К личностно­ориентированнным технологиям обучения относятся такие педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным   способностям   школьника,   различному   уровню   сложности содержания общения, специфическим особенностям каждой школы. Технология разноуровневого обучения принимает во внимание личные способности и возможности, которые обеспечивают гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. Эта структура включает в себя следующие подсистемы:  индивидуально­типологические   особенности,   проявляющиеся   в темпераменте, характере, способностях.  психологические   характеристики   (мышление,   воображение, память, внимание, воля, чувство, эмоции.  опыт, включающий знания, умения, привычки.  направленность личности, выражающее ее потребности, мотивы, интересы. Личностно­ориентированное   обучение,   обучение   в   сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения в определённой степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе. Очевидно,   что   учить   ребят   нужно   только   с   опорой   на   интерес, обязательно   создавая   ситуацию   успеха.   Бессмысленно   заставлять   детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им не интересно и у   них   нет   потребности   увидеть   результаты   свой   деятельности.   Начиная   с начальной   школы,  учителя   начальных   классов   уже   используют   личностный подход   к   обучению   на   уроках   труда,   позже     в   кружках   доп.образования: рисования   и   бисероплетения,   учитывая   индивидуальные   склонности   и желания учащихся. Технология   модульного   обучения   предусматривает   самостоятельную работу   ученика,   но   с   определенной   дозой   помощи.   Модули   позволяют перевести   обучение   на   индивидуальную   работу   с   отдельными   учащимися, изменять   формы   общения   учителя   и   ученика.   Так   при   формировании произносительной   стороны   речи   у   детей   с   потерей   слуха   учителями­ дефектологами   используются   элементы   данной   технологии.   Например, существует   модуль   “Дыхание”,   “Звуки”,   “Ритм”,   “Слитность,   “Слова”, “Тексты” и т.д. Каждый модуль предусматривает алгоритм работы по этим разделам   произношения.   Он   состоит   из   последовательно   усложняющихся задач,   обеспечивая   при   этом   входной   и   промежуточный   контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением. Так   педагогами­дефектологами   и   учителями   русского   языка   выстроена система   глобального   восприятия   литературных   текстов   художественного, публицистического и научного характеров, где очень важно сформировать у глухих   учащихся   навыки   самостоятельной   работы   над   текстом.   Основной трудностью   является   глобальное   восприятие   текста.   Для   глухих   сложно соотнести читаемое с прочитанным учителем. Это для них огромная работа, требующая большого напряжения, сосредоточенности, привлечения внимания, памяти,   а   главное   –   осмысленного   восприятия   предлагаемого   материала. Большое затруднение учащиеся испытывают при пересказе текста. И немногие из   глухих   детей   овладевают   пересказом   текста,   некоторые   из   них ограничиваются ответами на вопросы по содержанию текста в форме диалога. Составление ответов на вопросы и выполнение заданий к тексту обычно не вызывают   особых   трудностей   у   учеников.   Но   это   еще   не   сформированная   Интегрированное   применение самостоятельная   письменная   речь. спецметодики работы над текстом учителями русского языка и учителями­ дефектологами дает мощный толчок к развитию самостоятельной письменной речи – одному из важнейших средств коммуникации глухих школьников. Представленные   личностно­ориентированные   технологии   обучения позволяют   максимально   адаптировать   учебный   процесс   к   возможностям   и потребностям обучающихся. Использование коррекционных педагогических технологий в школе для детей с нарушениями слуха и речи предполагает комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. По   математике   создано   эффективное   условие   обучению   счетных навыков и выполнению программы   школы слабослышащих, что позволило систематизировать имеющийся опыт проведения уроков математики. Данная педагогическая технология по обучению математике слабослышащих детей детей   раскрывает   систему   работы   таким   образом,   чтобы   учащиеся последовательно   изучали   связанные   между   собой   понятия,   действия, математические задачи. Последовательное усвоение и накопление словаря. Для   создания   эффективных   условий   обучения   и   воспитания   глухих детей, не прошедших дошкольную подготовку и не владеющих речью была разработана педагогическая технология по обучению языку в 3­х разделах: обучение дактильной речи, устной речи и грамоте. Обучение дактильной речи предполагает использование методического пособия, содержащего дактильно­ знаковые   формы   для   зрительного   восприятия,   системы   упражнений, направленных на развитие, закрепление и уточнение приемов дактилирования, упражнений, направленных на раскрытие значений слов, накопления словаря. Педагогическая   технология   по   формированию   орфоэпических   норм произношения для детей с недостатками слуха нашла широкое применение в работе   учителей­дефектологов.   В   основе   недоразвития   словарного   запаса лежит невозможность дифференцированного восприятия на слух близких по звучанию слов. В результате неслышащий ребенок нередко способен более или менее отчетливо воспринимать на слух лишь ударную часть слова. А это не может служит полноценной основой для формирования лексической стороны   Несформированность   грамматического   строя   речи   ведет   к речи. неправильному   согласованию   слов,   неверному   употреблению   падежных окончаний, пропуску предлогов и других ошибок. Письменная речь отражает недочеты   устной   речи.   Фонетическая   сторона   речи   несовершенна.   Степень понятности речи глухого и слабослышащего ученика зависит не только от правильного   произношения   всех   звуков,   соблюдения   ударения   в   словах, расстановки   речевых   пауз,   но   и   от   соблюдения   орфоэпических   норм. Изучения   орфоэпических   норм   является   важным   разделом   работы   над произношением, которая осуществляется на уроках РВС и ФП. Технологии   компенсирующего   обучения,   где   предусмотрены диагностико­коррекционные программы, с помощью которых выявляются и корректируются дефекты развития детей, предпринимаются дополнительные педагогические усилия в отношении отстающих учеников. К   компенсирующим   элементам   (средствам)   реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение,   душевное   тепло   и   ласка);   понимание   детских   трудностей   и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и   недостатками,   сострадание,   участие,   необходимую   помощь,   обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:  обучение   без   принуждения   (основанное   на   интересе,   успехе, доверии);  одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;  использование   ориентировочной   основы   действий   (опорных сигналов);  взаимообучение, диалогические методики;  оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Традиционные и инновационные технологии обучения детей с нарушением слуха: плюсы и минусы

Традиционные и инновационные технологии обучения детей с нарушением слуха: плюсы и минусы

Традиционные и инновационные технологии обучения детей с нарушением слуха: плюсы и минусы

Традиционные и инновационные технологии обучения детей с нарушением слуха: плюсы и минусы

Традиционные и инновационные технологии обучения детей с нарушением слуха: плюсы и минусы

Традиционные и инновационные технологии обучения детей с нарушением слуха: плюсы и минусы

Традиционные и инновационные технологии обучения детей с нарушением слуха: плюсы и минусы

Традиционные и инновационные технологии обучения детей с нарушением слуха: плюсы и минусы

Традиционные и инновационные технологии обучения детей с нарушением слуха: плюсы и минусы

Традиционные и инновационные технологии обучения детей с нарушением слуха: плюсы и минусы

Традиционные и инновационные технологии обучения детей с нарушением слуха: плюсы и минусы

Традиционные и инновационные технологии обучения детей с нарушением слуха: плюсы и минусы

Традиционные и инновационные технологии обучения детей с нарушением слуха: плюсы и минусы

Традиционные и инновационные технологии обучения детей с нарушением слуха: плюсы и минусы

Традиционные и инновационные технологии обучения детей с нарушением слуха: плюсы и минусы

Традиционные и инновационные технологии обучения детей с нарушением слуха: плюсы и минусы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2018