Требования к профессиональной подготовке современного
педагога – дефектолога.
Подготовила Пурышкина Н.В.
Учитель-дефектолог – педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.
Профессиональная деятельность учителя-дефектолога на современном этапе выходит за традиционные рамки работы учителя, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психо-терапевтической, собственно коррекционной и другими видами «неучительской» деятельности, направленными к одной важнейшей цели — содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.
Профессиональный опыт дефектолога, конечно, не совпадает с содержанием его профессиональной подготовки — он намного шире и глубже. Освоение всей глубины и всех сторон педагогической культуры в сфере специального образования, которая интегрируется в структуру его собственной личности как готовность к избранной деятельности в единстве его потребностей и способностей, продолжается в течение всей его профессиональной жизни.
Основная деятельность учителя-дефектолога связана с созданием условий для максимально возможного развития и адаптации детей в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других сферах.
Целью, к которой он постоянно стремится, является педагогическое мастерство — сплав профессионально значимых личностных и профессиональных качеств.
К основным обязанностям работника относятся:
· осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья);
· обследование обучающихся, воспитанников, определение структуры и степени выраженности имеющегося у них нарушения развития;
· комплектация группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников;
· проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций;
· консультирование педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Личностные качества, необходимые для работы учителем-дефектологом: порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию), коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
К профессионально важным качествам учителя-дефектолога относятся:
· умение быстро принимать решения;
· организаторские способности;
· практицизм;
· развитая интуиция;
· любовь к детям;
· психологическая устойчивость;
· жизнерадостность;
· высокий уровень культуры;
· активная жизненная позиция.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Данная профессия не рекомендуется лицам, страдающим:
· нарушениями слуха, речи, зрения;
· судорогами, потерей сознания;
· сердечно-сосудистыми заболеваниями;
· расстройствами вестибулярного аппарата;
· заболеваниями центральной нервной системы;
· психическими расстройствами.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
Специалист в данной области должен хорошо знать:
- возрастную и специальную педагогику и психологию;
-анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
- методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся;
-программно-методические аспекты работы с обучающимися, имеющими отклонения в развитии;
-новейшие достижения дефектологической и педагогической науки;
- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения.
Учитель-дефектолог должен уметь:
· проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей;
· разрабатывать индивидуальную программу развития, образования и коррекции на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья;
· использовать разнообразные методы и приемы построения коррекционно-развивающей среды с учетом психофизиологических и индивидуально-типологических особенностей и компенсаторных возможностей детей;
· проводить психолого-педагогическое обследование и оказывать консультативную помощь детям с отклонениями в развитии, их родителям и педагогам.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Учителя-дефектологи востребованы в специальных школах и детских садах, реабилитационных центрах.
УСЛОВИЯ ТРУДА
Учителя-дефектологи, как правило, работают индивидуально. Они руководят группой обучающихся либо консультируют разные классы. Бóльшую часть рабочего дня проводят в помещении. В основном учителя-дефектологи работают стоя.
В работе учителя-дефектологи используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Специальная форма не предусмотрена.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ
Поскольку учителя-дефектологи работают с людьми, существует большая опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность учителя-дефектолога связана с ответственностью, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь за собой нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
ТРЕБУЕМОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Для овладения профессией «Учитель-дефектолог» необходимо среднее профессиональное образование по специальности «Специальное дошкольное образование» либо «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Возможно получение высшего образования по специальностям, связанным с логопедией, олигофренопедагогикой, специальной дошкольной педагогикой и психологией, сурдопедагогикой.
Применительно к каждой дефектологической специальности общие компетенции дополняются в соответствии с особенностями профессиональной деятельности с детьми той или иной категории более конкретными специфическими компетенциями.
К этому постоянно добавляется уникальный и неповторимый индивидуальный профессиональный опыт, приобретаемый и осмысливаемый педагогом в течение всей его профессиональной деятельности.
Обязанности педагога-дефектолога:
1) проводить профилактическую работу;
2) образовательную;
3) коррекционную работу;
4) педагогическую диагностику;
5) планировать и осуществлять учебный процесс;
6) принимать участие в исследовательской работе в своей сфере деятельности;
7) постоянно повышать свой профессиональный уровень.
Необходимый уровень профессиональной компетентности педагога-дефектолога должен постоянно поддерживаться им как благодаря самообразованию, изучению передового опыта дефектологов-практиков, так и через специально организованное обучение в системе повышения квалификации и переподготовки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.