Требования к созданию здоровьесберегающих технологий в ДОУ

  • docx
  • 15.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

Требования к созданию здоровьесберегающих технологий в ДОУ

выполнила:

Дашдемирова Муминат Ахаратовна

воспитатель МКДОУ д/с "Дюймовочка" с.Картасказмаляр

 

Здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека.

 Шишкина В.А. отмечает, что, признавая здоровье как основу развития личности ребенка, следует правильно определять место и роль физической культуры в учреждениях образования и семье.

Рассматривая проблему здоровьесберегающей системы в современном дошкольном образовании, надо выделить, что здоровьесберегающая система в условиях дошкольного учреждения – одно из условий обеспечения качества дошкольного образования. Основные идеи здоровьесберегающей системы реализуются в базисной программе воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении, вариативных программах и методиках отечественных авторов.

По определению Н.К. Смирнова, здоровьесберегающие технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать детей, чтобы они смогли потом вырасти здоровыми и счастливыми[24, 65].

Можно выделить общие задачи сохранения здоровья детей:

·         осознание негативных проблем, воздействующих на здоровье детей в условиях дошкольного учреждения и необходимости их решения;

·         признание педагогами своей ответственности за неблагополучие состояния здоровья воспитанников;

·         овладение определенными здоровьесберегающими технологиями и их реализация на практике в тесном взаимодействии всех специалистов дошкольного учреждения с родителями;

·         повышение экологической культуры.

Известный теоретик Ю.К. Бабанский выделил несколько задач физического воспитания:

1.    Укрепление здоровья и закаливания, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности.

2.    Формирование двигательных умений и навыков.

3.    Развитие основных двигательных качеств.

4.    Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене.

5.    Воспитание воли, смелости, дисциплины.

6.    Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

7.    Привитие организаторских навыков.

Т.И. Осокина выделяет такие задачи:

1.    Охрана жизни.

2.    Укрепление здоровья.

3.    Совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию.

4.    Повышение работоспособности.

А.В. Кенеман, Г.В. Хухлаева сформировали методики здоровьесберегающих технологий:

1.    Оздоровительные - развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка.

2.    Образовательные - формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.

3.    Воспитательные задачи - формирование нравственно-физических навыков; выработать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств.

Е.Н. Вавилова выделяет несколько задач:

·         охрана и укрепление здоровья,

·         полноценное физическое развитие,

·         своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений,

·         совершенствование всех функциональных систем организма.

Задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах вышеуказанных ученых ставится и признается одной из наиболее важных. В этих же работах выделяются средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка[24, 67].

В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают:

·         оздоровительные силы природы;

·         полноценное питание;

·         рациональный режим жизни;

·         физическую активность самих детей;

·         художественные средства – литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.

Необходимо осознать, что физическое воспитание вне связи с другими сторонами воспитания мало что значит. Истинность его определяется тем, насколько органично оно вплетается в общий педагогический процесс, обеспечивающий физическое, психическое и социальное благополучие ребенка.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ[11, 94].

В более узком смысле слова – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействия детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технологии – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая.

Педагогическую технологию отличают:

·         конкретность и четкость цели и задач;

·         наличие этапов;

·         первичной диагностики;

·         отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;

·         использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели;

·         итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей[11, 95].

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья дошкольника и воспитание валеологической культуры, как

·         совокупность осознанного отношения ребенка к здоровью человека;

·         знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;

·         валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие хранение и приумножение здоровья под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств[14, 86].

Физультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников, комфортное пребывание ребенка в детском саду, которое не вызывало бы повышения тревожности[14, 87].

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий – обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, технологии личностного взаимоотношения.