Требования к уроку по ФГОС

  • pptx
  • 03.06.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала семинар.pptx

Требования к уроку по ФГОС

Метод «Ассоциации».

Л -
И -
Ч -
Н -
О -
С -
Т -
Ь -

Основные типы уроков

1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? 1.Тип взаимодействия « Учитель - Ученик », от командного стиля к СОТРУДНИЧЕСТВУ. 2.Позицию ученика : от прилежного исполнения к активному ТВОРЧЕСТВУ. 3.Мышление учащихся - РЕФЛЕКСИВНОЕ, то есть, нацеленное на РЕЗУЛЬТАТ 4.Характер складывающихся на уроке отношений. Главное в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся через его учебно-познавательную деятельность.

Отличия

Урок функциональный (традиционная технология)


1.Целеполагание.(Цель ставит учитель)
Урок преследует цель - вооружить твёрдыми знаниями, умениями и навыками, в ходе которых развитие личности является следствием этого процесса и понимается, чаще всего, как развитие психических процессов : внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят, либо ничего не делают.


1.Целеполагание. (Цель определяют дети)
Цель- развитие ребёнка. Создание таких условий, чтобы на каждом уроке сформировалась учебная деятельность, превращающая ребёнка в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. Любая грань знаний - результат его собственной деятельности. Ребёнок работает весь урок. На уроке постоянный диалог: учитель - ученик!

Урок развивающий

Отличия

Урок функциональный (традиционная технология)

2. Деятельность учителя. Показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Она направлена на вооружение ЗУН(ами) уч-ся. Центральная фигура - Учитель. Развитие ребёнка - абстрактное, попутное!

2.Деятельность учителя.
Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура - Ученик ! Учитель же, специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика.

Урок развивающий

Отличия

Урок функциональный (традиционная технология)


3. Деятельность ученика. Ученик - объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель - дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счёт психических возможностей (памяти, внимания…), а чаще нажима учителя, зубрёжки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются.


3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя.
Это - учащийся ребёнок! Деятельность идёт не от учителя, а от ребёнка. Используется методы проблемно-поисковые и проектного обучения, развивающего характера.

Урок развивающий

Отличия

Урок функциональный (традиционная технология)


.
4. Учитель - ученик. Субъектно - объектные отношения. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается к каждому учителю, лавирует, отлынивает, иногда даже учит. Ученик - лицо второстепенное.


4. Учитель - ученик. Субъектно - субъектные отношения. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей ребёнка, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Урок развивающий

Структура современного урока

1) Самоопределение деятельности (Орг. момент)
2) Актуализация опорных знаний.
3) Постановка проблемы (создание проблемной ситуации)
4) Открытие новых знаний
5) Первичное закрепление.
6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу
7) Включение нового знания в с систему знаний (повторение)
8) Рефлексия деятельности


Основные правила современного урока по ФГОС
* Идеальный урок по ФГОС – учитель зашёл в класс, попросил детей начать работу и дети весь урок работают самостоятельно, лишь изредка прибегая к помощи учителя или одноклассников
* 50% работы – на самостоятельное изучение
* Главное научить ребёнку КАК делать, т.е. вооружить его способом действия, а это и есть УУД. Знаньевый компонент отходит на второй план. Если я знаю как это сделать и где взять нужную информацию, то я это сделаю САМ.
* Основа стандарта – системно-деятельностный подход.
Деятельность- это целенаправленный процесс имеющий результативность. То есть если я не достигаю никакого результата, то и процесс нельзя назвать деятельностью.
* Непременное условие современного урока – обучение как активный труд, а не тяжёлое бремя.
* Смена видов деятельности – основа здоровьесберегающих технологий о которых сегодня говорят очень много.
* Оптимальный ритм урока – правило, о котором не должен забывать учитель.

Математика 1 класс «Выражения со скобками» (фрагмент урока)

На доске записаны выражения, дети не сталкивались с ними ранее, привожу фрагмент беседы:
Ребята, вам показалось что то удивительное в этих выражениях?
_да, числа и действия одинаковые, а ответы получились разные
Что интересного заметили?
Левая часть одинаковая, а правая – разная
Что еще заметили?
Сложение записано в скобках
на какой вопрос сегодня будем отвечать?
Почему так произошло? Что обозначают скобки?

8 – 3 + 4 = 9
8 – (3 + 4) = 1

Фрагмент урока физики

I этап урока. В начале урока детям предлагается разбиться на три группы (предлагают звездочки разного цвета). Каждой группе дается карточка с заданием.
Карточка № 1. Возьмите на демонстрационном столе комплект оборудования: флакон со спиртом, водой, стеклянную длинную палочку, фломастер, мензурку, горох и пшено. Продумайте и проделайте эксперименты с соответствующим оборудованием. Сформулируйте вывод, что доказывают проделанные вами опыты.
Карточка № 2. Возьмите на демонстрационном столе комплект оборудования: ластик, пружина, цилиндры со стругом. Продумайте и проделайте эксперименты с соответствующим оборудованием. Сформулируйте вывод, что доказывают проделанные вами опыты.
Карточка № 3. Возьмите на демонстрационном столе комплект оборудования: мензурки (4 шт), марганцовка, сосуд с водой. Продумайте и проделайте эксперименты с соответствующим оборудованием. Сформулируйте вывод, что доказывают проделанные вами опыты.
Учитель: сейчас мы выслушаем представителей от каждой группы. Вы сейчас проделали разные эксперименты, а как вы думаете, есть ли что-то общее между этими явлениями. Да, действительно, эти эксперименты являются экспериментальными доказательствами основных положений молекулярно-кинетической теории. Я предлагаю каждой группе назвать то положение МКТ, которое доказывает их эксперимент (называем, учитель корректирует ответы). Спасибо, молодцы!
II этап урока: работа на сайте www.fizika.ru. Открываем медиалекцию к параграфу 7 - д. Прослушиваем ее.
III этап урока: выполняем на сайте следующий вид работ. Первая группа "Рассуждалку" 07-3, вторая "Тестилку" 07-1, третья группа "Вычислялку" 07-1. На работу дается 10 минут (это была домашняя работа).

2 класс Урок русского языка. Тема: «Суффикс» (фрагмент)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организационный момент











II Актуализация опорных знаний

вспомните, из чего состоят слова?
Скажите, какие части вам знакомы?
Что вы знаете о корне?




Как вы думаете, все ли части слова мы знаем?
Хотите узнать еще?
Прочитайте слова, записанные на доске, выделите в них корень и окончание
Все ли части слова нам удалось обозначить?
Почему?

На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить?

Из частей – кирпичиков

Корень, окончание

Это главная часть слова, общая часть родственных слов. Содержит основное значение слова. Обозначается дугой.

Нет

Да
Со слонёнком, с лосёнком, с орлёнком, с козлёнком, с совёнком, с лисёнком
Нет

Появилась новая часть слова, которую мы не изучали

Как называется часть слова, которая стоит после корня перед окончанием? Как она обозначается

Актуализация знаний.
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
- Мы начали изучать большую тему “Архитектура и устройства ЭВМ, программное обеспечение компьютера”. На предыдущих уроках выяснили, что компьютер выполняет такие же функции по работе с информацией, как и человек. У компьютера есть для этого определенные устройства.
– вспомним, какие функции выполняет компьютер по работе с информацией и какие устройства у него есть для этого?
Изучение нового материала.
– Сегодня нам предстоит подробно познакомиться с устройствами ввода и вывода информации.
– Давайте вспомним, что относится к устройству ввода и устройству вывода информации.
 Какого устройства не хватает в нашем списке? Как вы думаете почему?

Фрагмент урока информатики

2 класс тема «Умножение» фрагмент урока

Учитель

Ученики

Предлагаю задание на вычисление суммы одинаковых слагаемых
5+5+5+5 =…
Вы замечательно справились с заданием! Теперь попробуйте записать решение задачи: на клумбе росло 5 тюльпанов, сколько тюльпанов будет расти на 150 таких клумбах?
Смогли записать решение к этой задаче?
Какие были трудности?
На какой вопрос сегодня будем искать ответ?




20



5+5++5+5+5…


Нет

Очень большая запись, 150 слагаемых…
Как можно выполнить запись короче?


Успешность современного урока, зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам.

Форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке, современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего ученика.

«Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Уильям Уорд

Каждый палец- это ваша позиция, по которой надо высказать мнение.

Большой палец- для меня было важным и интересным…
Указательный- по этому … вопросу получил конкретную информацию.
Средний- мне было трудно…
Безымянный- моя оценка психологической атмосферы..
Мизинец- мне было недостаточно…