Требования к организации речевых уголков группах ДОУ
Оценка 4.8

Требования к организации речевых уголков группах ДОУ

Оценка 4.8
Раздаточные материалы
doc
дефектология
Детсад
19.12.2017
Требования к организации речевых уголков группах ДОУ
Важным условием воспитательно-образовательной работы в ДОУ является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС), а это комфортная, уютная обстановка, рационально-организованная, насыщенная разнообразными игровыми материалами. РППС и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Создавая речевую среду группы очень важно, чтобы окружающая об-становка была комфортной и эстетичной, оформление должно быть привлекательным и вызывать у детей стремление к самостоятельной деятельности. Речевые уголки способствуют содержательному общению детей со взрослы-ми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
-учителя Речевые уголки.doc
Консультация учителя­логопеда для воспитателей ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВЫХ УГОЛКОВ В ГРУППАХ В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из   основ   воспитания   и   обучения   детей,  так   как   от   уровня   овладения   речью зависит и успешность обучения, и умение общаться и общее интеллектуальное развитие. Взрослые должны приложить много усилий, для чтобы речь ребенка развивалась   правильно   и   своевременно.   Развитие   речи   и   речевое   общение осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах.  Важным условием воспитательно­образовательной работы в ДОУ является правильная   организация   развивающей   предметно­пространственной   среды (РППС),   а   это   комфортная,   уютная   обстановка,   рационально­организованная, насыщенная разнообразными игровыми материалами. РППС и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Создавая речевую среду группы очень важно, чтобы окружающая обстановка была комфортной и эстетичной, оформление должно быть привлекательным и вызывать у детей стремление к самостоятельной деятельности. Речевые уголки способствуют содержательному общению детей со взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Содержание должно определяться не случайно, а в строгом соответствии с программой,   физиологическими   и   психолого­педагогическими   особенностями формирования речи.  Материал, содержащийся в речевом уголке имеет многофункциональный характер.   Игры   должны   быть   подобраны   в  порядке   нарастающей   сложности, направлены на развитие речи.  Игровой   и   дидактический   материал   заменяется   или   пополняется ежемесячно, необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое   оснащение   должно   удовлетворять   потребности   актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор.  Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке по темам занятий по развитию речи, регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми задачами, а помогает им в этом введение цветовых маркеров на конвертах, содержащих игры. Главная суть речевого развития детей заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости четырех компонентов: 1. Центральное место занимает речь воспитателя (своей речью воспитатель учит   ребенка   родному   языку,   речь   его   является   основным   источником речевого развития в детском саду, и воспитатель должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям). 2. Систематические занятия по развитию речи. 3. Беседы,   игры   и   игровые   упражнения,   направленные   на   обогащение   и активизацию речи ребенка. 4. Создание педагогами определенных условий­специального места. Содержание речевого уголка: картотека артикуляционных упражнений; комплект зеркал (с ручкой); картотека дыхательных упражнений; картотека пальчиковых игр; картотека оздоровительных пауз (динамических); предметы для поддувания; дидактические игры на обогащение словаря; дидактичесике игры на развитие грамматического строя речи; дидактические игры на развитие связной речи; дидактические игры на совершенствование ЗКР; дидактические игры на развитие фонематического слуха; картотека словесных дидактических игр по всем разделам; предметы, игры на развитие мелкой моторики; массажные мячики и картотека упражнений с ними; символическое отображение разделов в цветовой гамме. Дидактический материал в речевом уголке: материал по развитию артикуляционной моторики:  предметные картинки­опоры,  артикуляционные уклады­схемы,  артикуляционная гимнастика в альбомах,  артикуляционная гимнастика в стихах и картинках;  стихи; ватные диски, палочки; пособия для развития дыхания:  шарики, султанчики,  колокольчики,  вертушки,  картотека дыхательных упражнений,  дыхательная гимнастика; кораблики и т.п; бумажные снежинки; карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д пособия для развития мелкой моторики:  сухой бассейн,  массажные валики, мячики, прищепки,  трафареты,  пальчиковые игры,  шнуровки; различный материал для составления букв (камушки и т.п.); материал по звукоподражанию:  шумовые инструменты;  звуковые коробочки;  детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки и т.д.;  предметные,   сюжетные   картинки   для   высказывания   звуков   и   их автоматизации;  звуковички гласных и согласных звуков;  домики для твердых и мягких звуков; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; звуковые дорожки, звуковая лесенка;  альбомы по слоговой структуре слова; игры и пособия по автоматизации звуков:  мелкие игрушки;  предметные картинки;  сюжетные картинки; разные виды театров; альбомы на звуки; чистоговорки;  стихи; потешки, скороговорки;  игры по лексике и грамматике:  предметные картинки по лексическим темам;  игры (дидактические, словесные, настольно­печатные и т.п.); игры по развитию связной речи:  серии сюжетных картинок;  разные виды театра;  стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки; библиотека детских книг; материал по обучению грамоте:  магнитная доска; наборы магнитных букв;  кассы букв и слогов;  кубики «Азбука в картинках»; кубики учись читать; умные кубики;  слоговые кубики;  счетный материал; звуковички гласных и согласных;  домики (твердость и мягкость); пособия для звукобуквенного анализа; схемы­слов, предложений; звуковые дорожки;  звуковая лесенка;  альбомы по слоговой структуре. Содержание   речевого   уголка   определяется   в   строгом   соответствии   с   физиологическими   и   психологическими   особенностями программой, формирования речи детей. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем­ логопедом   и   воспитателем   совместно,   что   делает   их   взаимодействие   не формальным, а очень тесным и плодотворным. Требования к содержанию речевых уголков  в разных возрастных группах Младшая группа 1. Уголок книги:  5­6  наименований   книг  по  2­5  экземпляров,   так  как   детям   данного   возраста свойственна подражательность;  Книжки­ширмы, книжки­малышки (книги подбираем с учётом возраста детей, а именно для данного возраста произведения русского фольклора: частушки, потешки,   песенки,   народные   сказки   о   животных,   произведения   русской   и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов); 2. Альбомы   или   иллюстрации   по   лексическим   темам: «Игрушки», «Семья», «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель». 3. Картинки с простыми сюжетами и действиями. 4. Дидактические   игры   на   формирование   словаря,   ЗКР,   грамматического   строя речи, связной речи. 5. Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом». 6. Игры «Найди пару», «Найди отличия». 7. Игровизоры, игрушки – телефоны. 8. Игры с предметными картинками «Что изменилось?» 9. Картинки с простым сюжетом для составления рассказов. 10. Альбомы загадок скороговорок, песенок, потешек, стихов. 11.Трафареты, шаблоны, раскраски. 12. Игры для развития ручной умелости. 13. Картотека речевых игр. 14. Открытки о родном городе. Средняя группа 1. Уголок книг:  5­6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на темы русских народных сказок.  Раз   необходимо   оформлять тематические     в   квартал выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. 2. Альбомы дополняются по темам о Российской армии, о труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года о различных зданиях (архитектура). 3. Открытки для рассматривания. 4. Портреты писателей в соответствии с программой. 5. Дидактические   игры   на   группировку,   классификацию,   сериацию   по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом». 6. Игры небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?». 7. Игры   с   картинками   –   загадками   и   предметными   картинками   «Что изменилось?» «Найди пару?», «Найди отличия». 8. Дидактические   игры   на   формирование   словаря,   ЗКР,   грамматического строя речи, связной речи. 9. Игровизоры, игрушки ­ телефоны, занимательные головоломки. 10. Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов. 11. Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму 12. Игры на развитие ручной умелости. 13. Картотека словесных речевых игр. 14. Открытки о родном городе, крае. 15. Предметы быта и старины. Старшая группа 1. Уголок книги: 7­8   книг   различной   тематики   и   жанров (могут   быть   книги   одного наименования, но иллюстрированные разными художниками).  Раз в квартал оформляются тематические выставки с рисунками детей на заданную тему. 2. Портреты писателей в соответствии с программой. 3. Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике. 4. Книги,   созданные   на   рисунках   детей   на   темы   произведений   детских писателей. 5. Портреты художников – иллюстраторов. 6. Дидактические   игры   на   формирование   словаря,   ЗКР,   грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте. 7. Игры – небылицы, игры – картинки «Назови отличия». 8. Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ». 9. Азбука букв различной фактуры. 10. Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов. 11.Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму. 12. Игры на развитие ручной умелости. 13. Картотека словесных речевых игр. 14. Коллекция значков, марок, календариков, этикеток. 15.  Дидактический   материал   для   изображения   букв (верёвочки,   шнурки проволока, камушки, песок, пластилин и др.). 16. Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты, перфокарты. 17.  Наборы   букв   разного   цвета,   размера,   материала,   звуковые   линейки, слоговые линейки. 18.  Иллюстрации   о   памятниках   и   музеях   старины (Москва,   Санкт   – Петербург и т.д.). 19. Карта России, где отмечены флажками города. Подготовительная к школе группа 1. Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам.   Выставляются   10­12   книг,   различных   по   жанру   и   тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей. 2. Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей. 3. Альбомы загадок, скороговорок, стихов. 4. Заготовки   для   штриховки,   кодирования,   трафареты,   перфокарты   для подготовки руки к письму, игры на развитие ручной умелости. 5. Картотека словесных речевых игр. 6. Коллекция значков, марок, календариков, этикеток. 7. Дидактический   материал   для   изображения   букв (верёвочки,   шнурки, проволока, камушки, песок, пластилин и другое). 8. Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, азбуки букв разной фактуры. 9. Дидактические   игры   на   формирование   словаря,   ЗКР,   грамматического строя речи, обучению детей грамоте. 10.  Игры–небылицы «Что   перепутал   художник?»,   игры­картинки   по типу «Найди отличия». 11.Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ». 12.  Альбомы   или   книжки   –   самоделки   с   сочинёнными   детьми   и нарисованными рисунками. Уголок «Читаем 13.    сами» журналы «Непоседа», «Весёлые картинки», «Солнечный   зайчик» и   др.,   детские   красочные   книги   с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.

Требования к организации речевых уголков группах ДОУ

Требования к организации речевых уголков группах ДОУ

Требования к организации речевых уголков группах ДОУ

Требования к организации речевых уголков группах ДОУ

Требования к организации речевых уголков группах ДОУ

Требования к организации речевых уголков группах ДОУ

Требования к организации речевых уголков группах ДОУ

Требования к организации речевых уголков группах ДОУ

Требования к организации речевых уголков группах ДОУ

Требования к организации речевых уголков группах ДОУ

Требования к организации речевых уголков группах ДОУ

Требования к организации речевых уголков группах ДОУ

Требования к организации речевых уголков группах ДОУ

Требования к организации речевых уголков группах ДОУ

Требования к организации речевых уголков группах ДОУ

Требования к организации речевых уголков группах ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2017