Требования к самоанализу современного урока
В самоанализе современного урока необходимо сочетать традиционные и принципиально новые аспекты: формулировка цели, учебных задач (с указанием направленности на личностные, предметные и метапредметные результаты), позиции учителя и учеников, создание подготовленной информационно-образовательной среды, эффективность содержания, направленность используемых видов деятельности на формирование УУД (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные учебные действия).
Требования.doc
Требования к самоанализу современного урока
Изменения, связанные с введением ФГОС, касаются не только деятельности
педагога на уроке, содержания, структуры урока, но и его самоанализа.
В самоанализе современного урока
необходимо сочетать традиционные и
принципиально новые аспекты: формулировка цели, учебных задач (с указанием
направленности на личностные, предметные и метапредметные результаты), позиции
учителя и учеников, создание подготовленной информационнообразовательной среды,
эффективность содержания, направленность используемых видов деятельности на
формирование УУД (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные
учебные действия).
Чтобы проанализировать современный урок, за основу берём самоанализ урока в
инновационном режиме и критерии технологической компетентности.
План самоанализа современного урока в рамках ФГОС
1. Характеристика класса.
2. УМК, предметная область, тип урока, тема урока (место данной темы в
тематическом планировании).
3. Цель, и учебные задачи (соответствие теме, сотворчество с учащимися, наличие
учебных задач, направленных на достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов).
4. Содержание, виды заданий (соответствие программе, УМК, теме, цели, задачам
урока, описание содержания, его эффективность, формируемые УУД при
выполнении соответствующих видов заданий).
5. Методы и приёмы (использование активных, интерактивных методов и приёмов
обучения).
6. Формы организации (соответствие цели и задачам урока, целесообразность, наличие
традиционных и интерактивных форм).
7. Современные образовательные технологии (наличие технологии проблемного
обучения, технологии проектной деятельности, ТДМ, ТРИЗ, РКМЧП и т.д.,
соответствие цели и задачам, целесообразность, оптимальность).
8. Позиции и роли учащихся (чтец, информатор, мыслитель, творец, регистратор,
зритель, слушатель и т.д.).
9. Позиции учителя (организатор, консультант – фасилитатор, лектор – эксперт).
Стиль общения.
10. Виды активности (познавательная,
социальная,
физическая активность,
разнообразие и взаимозависимость).
11. Информационная предметноразвивающая среда. Организация выбора (партнёров,
центров активности, источников информации, видов деятельности и т.д.)
12. Индивидуализация, дифференциация (целесообразность, оптимальность, способы
13. Учёт принципов безотметочного обучения, использование приёмов КОД.
14. Подведение итогов урока (в академическом, личностном и эмоциональном плане,
организации).
рефлексия).
Критерии технологической компетентности
Точность и конкретность формулирования цели и задач деятельности.
Оптимальность структуры деятельности для достижения запланированных
результатов. Достаточность выбранного содержания для реализации деятельности,
обеспечивающей запланированный результат.
Адекватность и целесообразность применяемых интерактивных методов, приёмов и
форм.
Соответствие реальных, «видимых» результатов цели и учебным задачам проекта.
Приведём пример самоанализа монопроекта по теме «Мир моря» во 2 классе в рамках
долгосрочного социального проекта «Шаг навстречу».
Характеристика
1.
класса.
В классе 28 человек: 15 мальчиков, 13 девочек.
Базовый уровень усвоения материала – 17 человек
Повышенный уровень усвоения материала – 11 человек
Цель,
2.
задачи.
учебные
для
Проектная задача
(для детей):
подготовить
первоклассников
загадки,
стихи,
поделки,
рисунки,
книги,
рассказы,
песни,
игры,
игрушки, подарки –
самоделки о морских
кит,
обитателях:
конёк,
морской
морская
звезда,
осьминог.
Задача
сформулирована в
сотворчестве
с
детьми.
Уровень интеллектуальных способностей:
ниже среднего – 5 человек;
средний – 16 человек;
выше среднего – 7 человек.
Учебная мотивация: 25 человек, 89,3%
Цель: Формирование УУД (личностных, коммуникативных,
регулятивных, познавательных) учащихся через их включение в
монопроект по теме «Мир моря» в рамках социального проекта
«Шаг навстречу».
Задачи: I. Учебные задачи, направленные на достижение
личностных результатов обучения.
1. Формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир.
2. Воспитание доброжелательного, заботливого отношения к
младшим ребятам, проявления внимания и заботы к ним,
человеколюбия и милосердия.
3. Экологическое воспитание на примере изучения жизни морских
обитателей, формирование экологической культуры (бережного
отношения к природе).
4. Развитие навыков сотрудничества.
II. Учебные задачи, направленные на достижение
метапредметных результатов обучения.
Познавательные:
1.Развитие познавательной активности,
формирование умения собирать, систематизировать и применять
информацию по теме.
Регулятивные: 2. Формирование умения принимать и сохранять
проектную задачу, планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
Коммуникативные: 3. Формирование умения работать в парах,
группах, умение коротко, ясно и интересно излагать информацию, 3. Содержание, виды
заданий.
грамотно презентовать проделанную работу.
III. Учебные задачи, направленные на достижение
предметных результатов обучения.
1. Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение,
сравнение, классификация и др.) с получением информации из
разных источников, в открытом информационном пространстве.
2. Изучение жизни обитателей морей и океанов, получение
элементарных географических знаний.
Для отбора содержания были использованы:
энциклопедическая литература (научные статьи о морских
обитателях);
художественная литература (рассказы и стихи о море);
Интернет – ресурсы (стихи и загадки о ките, морском коньке,
морской звезде, осьминоге);
материалы из портфолио учащихся по теме «Мир моря»;
музыкальные произведения (песня об осьминоге).
Виды деятельности:
презентация книги;
организация дискуссии;
интерактивная игра в круге;
работа в центрах активности;
групповые презентации.
Развивающее содержание направлено на формирование УУД.
1) Эмоциональный настрой – ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
2) Актуализация знаний с опорой на собранный детьми материал,
игры в круге, презентация книги – формирование познавательной
активности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
формирование умения анализировать свою деятельность,
оценивать результат;
формирование умения планировать работу РЕГУЛЯТИВНЫЕ
формирование социальной мотивации – ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
3) Целеполагание формирование умения ставить, принимать цель
(учебную задачу) и учебные задачи; планировать свою работу –
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
4) Работа в центрах активности формирование коммуникативных
умений, навыков сотрудничества – КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
формирование умений управлять своей деятельностью,
контролировать, работать самостоятельно РЕГУЛЯТИВНЫЕ
формирование умения работать с информацией: выбирать,
оформлять, представлять другим ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ 5)Презентации формирование умения планировать свою работу
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
формирование коммуникативных умений, умение выступать
перед аудиторией КОММУНИКАТИВНЫЕ
формирование социальной мотивации – ЛИЧНОСТНЫЕ
6) Рефлексия формирование внутренней позиции школьника,
самоуважения, самооценки; формирование инициативности и
самостоятельности;
формирование социальной мотивации ЛИЧНОСТНЫЕ и
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
4. Методы и приёмы. Использован метод дидактической игры (коллективная игра
«Рыбка – не рыбка»).
Интерактивные словесные методы: эвристическая беседа,
полилог, дискуссия.
Наглядные методы (книги, картинки, иллюстрации).
Традиционные словесные методы: рассказ, беседа, монолог.
5.
организации.
Формы
Организована работа в центрах активного обучения, работа в
статичных парах и динамических группах.
6. Позиции и роли
учащихся.
Партнёры, игроки, мыслители, творцы, собиратели информации,
режиссёры постановщики, ораторы, артисты, певцы, зрители,
слушатели.
7. Позиции учителя.
Стиль общения – демократический, эмоциональный.
Учитель координатор деятельности, консультант фасилитатор.
8. Виды активности.
Познавательная активность: учащиеся работают с
информацией, узнают новыё научные сведения о морских
обитателях, знакомятся с художественными произведениями.
Социальная активность: учащиеся взаимодействуют,
общаются с учителем и друг с другом, учатся договариваться,
готовят для первоклассников выступления, рисунки, поделки и
подарки о морских обитателях.
Физическая активность: учащиеся пересаживаются в круг
на ковре, меняют рабочее место, говорят, слушают, рисуют,
читают, поют, играют.
Использование
9.
современных
образовательных
технологий.
Технология проектной деятельности.
Технология портфолио.
Интерактивные технологии. 10. Информационная
предметно
развивающая среда.
Виды выбора.
В центрах активности: инструкции, листы самооценки,
информационные карты, книги, рисунки, поделки, игрушки,
сборники стихов и загадок из портфолио учащихся.
Организация выбора видов деятельности (рисовать, писать,
читать…), партнёров (при работе в парах), выбор материалов,
источников информации, средств, выбор темы для работы (кит,
морская звезда, морской конёк или осьминог).
11.
Индивидуализация,
дифференциация.
Индивидуализация и дифференциация осуществляется через
разноуровневые карточки – посредники, информационные листы,
учёт интересов и возможностей учащихся при организации групп и
пар.
12. Итоги урока –
проекта. Рефлексия.
Самоанализ деятельности:
заполнение индивидуальных листов самооценки, «мозговой
штурм» (подведение итогов в академическом плане);
работа с барометром настроения в виде морских звёзд
(подведение итогов в эмоциональном плане).
Данный самоанализ урока – это наш первый опыт презентации своей деятельности в
соответствии с требованиями стандартов второго поколения. Надеемся, что для
начального этапа (т.е. в переходный период введения ФГОС) такая форма приемлема и
может быть взята за основу.
Требования к самоанализу современного урока
Требования к самоанализу современного урока
Требования к самоанализу современного урока
Требования к самоанализу современного урока
Требования к самоанализу современного урока
Требования к самоанализу современного урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.