Требования к самоанализу современного урока
В самоанализе современного урока необходимо сочетать традиционные и принципиально новые аспекты: формулировка цели, учебных задач (с указанием направленности на личностные, предметные и метапредметные результаты), позиции учителя и учеников, создание подготовленной информационно-образовательной среды, эффективность содержания, направленность используемых видов деятельности на формирование УУД (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные учебные действия).
Требования к самоанализу современного урока
Изменения, связанные с введением ФГОС, касаются не только деятельности
педагога на уроке, содержания, структуры урока, но и его самоанализа.
В самоанализе современного урока
необходимо сочетать традиционные и
принципиально новые аспекты: формулировка цели, учебных задач (с указанием
направленности на личностные, предметные и метапредметные результаты), позиции
учителя и учеников, создание подготовленной информационнообразовательной среды,
эффективность содержания, направленность используемых видов деятельности на
формирование УУД (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные
учебные действия).
Чтобы проанализировать современный урок, за основу берём самоанализ урока в
инновационном режиме и критерии технологической компетентности.
План самоанализа современного урока в рамках ФГОС
1. Характеристика класса.
2. УМК, предметная область, тип урока, тема урока (место данной темы в
тематическом планировании).
3. Цель, и учебные задачи (соответствие теме, сотворчество с учащимися, наличие
учебных задач, направленных на достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов).
4. Содержание, виды заданий (соответствие программе, УМК, теме, цели, задачам
урока, описание содержания, его эффективность, формируемые УУД при
выполнении соответствующих видов заданий).
5. Методы и приёмы (использование активных, интерактивных методов и приёмов
обучения).
6. Формы организации (соответствие цели и задачам урока, целесообразность, наличие
традиционных и интерактивных форм).
7. Современные образовательные технологии (наличие технологии проблемного
обучения, технологии проектной деятельности, ТДМ, ТРИЗ, РКМЧП и т.д.,
соответствие цели и задачам, целесообразность, оптимальность).
8. Позиции и роли учащихся (чтец, информатор, мыслитель, творец, регистратор,
зритель, слушатель и т.д.).
9. Позиции учителя (организатор, консультант – фасилитатор, лектор – эксперт).
Стиль общения.
10. Виды активности (познавательная,
социальная,
физическая активность,
разнообразие и взаимозависимость).
11. Информационная предметноразвивающая среда. Организация выбора (партнёров,
центров активности, источников информации, видов деятельности и т.д.)
12. Индивидуализация, дифференциация (целесообразность, оптимальность, способы
13. Учёт принципов безотметочного обучения, использование приёмов КОД.
14. Подведение итогов урока (в академическом, личностном и эмоциональном плане,
организации).
рефлексия).
Критерии технологической компетентности
Точность и конкретность формулирования цели и задач деятельности.
Оптимальность структуры деятельности для достижения запланированных
результатов. Достаточность выбранного содержания для реализации деятельности,
обеспечивающей запланированный результат.
Адекватность и целесообразность применяемых интерактивных методов, приёмов и
форм.
Соответствие реальных, «видимых» результатов цели и учебным задачам проекта.
Приведём пример самоанализа монопроекта по теме «Мир моря» во 2 классе в рамках
долгосрочного социального проекта «Шаг навстречу».
Характеристика
1.
класса.
В классе 28 человек: 15 мальчиков, 13 девочек.
Базовый уровень усвоения материала – 17 человек
Повышенный уровень усвоения материала – 11 человек
Цель,
2.
задачи.
учебные
для
Проектная задача
(для детей):
подготовить
первоклассников
загадки,
стихи,
поделки,
рисунки,
книги,
рассказы,
песни,
игры,
игрушки, подарки –
самоделки о морских
кит,
обитателях:
конёк,
морской
морская
звезда,
осьминог.
Задача
сформулирована в
сотворчестве
с
детьми.
Уровень интеллектуальных способностей:
ниже среднего – 5 человек;
средний – 16 человек;
выше среднего – 7 человек.
Учебная мотивация: 25 человек, 89,3%
Цель: Формирование УУД (личностных, коммуникативных,
регулятивных, познавательных) учащихся через их включение в
монопроект по теме «Мир моря» в рамках социального проекта
«Шаг навстречу».
Задачи: I. Учебные задачи, направленные на достижение
личностных результатов обучения.
1. Формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир.
2. Воспитание доброжелательного, заботливого отношения к
младшим ребятам, проявления внимания и заботы к ним,
человеколюбия и милосердия.
3. Экологическое воспитание на примере изучения жизни морских
обитателей, формирование экологической культуры (бережного
отношения к природе).
4. Развитие навыков сотрудничества.
II. Учебные задачи, направленные на достижение
метапредметных результатов обучения.
Познавательные:
1.Развитие познавательной активности,
формирование умения собирать, систематизировать и применять
информацию по теме.
Регулятивные: 2. Формирование умения принимать и сохранять
проектную задачу, планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
Коммуникативные: 3. Формирование умения работать в парах,
группах, умение коротко, ясно и интересно излагать информацию,3. Содержание, виды
заданий.
грамотно презентовать проделанную работу.
III. Учебные задачи, направленные на достижение
предметных результатов обучения.
1. Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение,
сравнение, классификация и др.) с получением информации из
разных источников, в открытом информационном пространстве.
2. Изучение жизни обитателей морей и океанов, получение
элементарных географических знаний.
Для отбора содержания были использованы:
энциклопедическая литература (научные статьи о морских
обитателях);
художественная литература (рассказы и стихи о море);
Интернет – ресурсы (стихи и загадки о ките, морском коньке,
морской звезде, осьминоге);
материалы из портфолио учащихся по теме «Мир моря»;
музыкальные произведения (песня об осьминоге).
Виды деятельности:
презентация книги;
организация дискуссии;
интерактивная игра в круге;
работа в центрах активности;
групповые презентации.
Развивающее содержание направлено на формирование УУД.
1) Эмоциональный настрой – ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
2) Актуализация знаний с опорой на собранный детьми материал,
игры в круге, презентация книги – формирование познавательной
активности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
формирование умения анализировать свою деятельность,
оценивать результат;
формирование умения планировать работу РЕГУЛЯТИВНЫЕ
формирование социальной мотивации – ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
3) Целеполагание формирование умения ставить, принимать цель
(учебную задачу) и учебные задачи; планировать свою работу –
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
4) Работа в центрах активности формирование коммуникативных
умений, навыков сотрудничества – КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
формирование умений управлять своей деятельностью,
контролировать, работать самостоятельно РЕГУЛЯТИВНЫЕ
формирование умения работать с информацией: выбирать,
оформлять, представлять другим ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ5)Презентации формирование умения планировать свою работу
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
формирование коммуникативных умений, умение выступать
перед аудиторией КОММУНИКАТИВНЫЕ
формирование социальной мотивации – ЛИЧНОСТНЫЕ
6) Рефлексия формирование внутренней позиции школьника,
самоуважения, самооценки; формирование инициативности и
самостоятельности;
формирование социальной мотивации ЛИЧНОСТНЫЕ и
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
4. Методы и приёмы. Использован метод дидактической игры (коллективная игра
«Рыбка – не рыбка»).
Интерактивные словесные методы: эвристическая беседа,
полилог, дискуссия.
Наглядные методы (книги, картинки, иллюстрации).
Традиционные словесные методы: рассказ, беседа, монолог.
5.
организации.
Формы
Организована работа в центрах активного обучения, работа в
статичных парах и динамических группах.
6. Позиции и роли
учащихся.
Партнёры, игроки, мыслители, творцы, собиратели информации,
режиссёры постановщики, ораторы, артисты, певцы, зрители,
слушатели.
7. Позиции учителя.
Стиль общения – демократический, эмоциональный.
Учитель координатор деятельности, консультант фасилитатор.
8. Виды активности.
Познавательная активность: учащиеся работают с
информацией, узнают новыё научные сведения о морских
обитателях, знакомятся с художественными произведениями.
Социальная активность: учащиеся взаимодействуют,
общаются с учителем и друг с другом, учатся договариваться,
готовят для первоклассников выступления, рисунки, поделки и
подарки о морских обитателях.
Физическая активность: учащиеся пересаживаются в круг
на ковре, меняют рабочее место, говорят, слушают, рисуют,
читают, поют, играют.
Использование
9.
современных
образовательных
технологий.
Технология проектной деятельности.
Технология портфолио.
Интерактивные технологии.10. Информационная
предметно
развивающая среда.
Виды выбора.
В центрах активности: инструкции, листы самооценки,
информационные карты, книги, рисунки, поделки, игрушки,
сборники стихов и загадок из портфолио учащихся.
Организация выбора видов деятельности (рисовать, писать,
читать…), партнёров (при работе в парах), выбор материалов,
источников информации, средств, выбор темы для работы (кит,
морская звезда, морской конёк или осьминог).
11.
Индивидуализация,
дифференциация.
Индивидуализация и дифференциация осуществляется через
разноуровневые карточки – посредники, информационные листы,
учёт интересов и возможностей учащихся при организации групп и
пар.
12. Итоги урока –
проекта. Рефлексия.
Самоанализ деятельности:
заполнение индивидуальных листов самооценки, «мозговой
штурм» (подведение итогов в академическом плане);
работа с барометром настроения в виде морских звёзд
(подведение итогов в эмоциональном плане).
Данный самоанализ урока – это наш первый опыт презентации своей деятельности в
соответствии с требованиями стандартов второго поколения. Надеемся, что для
начального этапа (т.е. в переходный период введения ФГОС) такая форма приемлема и
может быть взята за основу.