Ход тренинга
Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление.
В целом, для
синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:
• усталость, истощение;
• недовольство собой, нежелание работать;
• усиление соматических болезней;
• нарушение сна;
• плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия,
чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
• агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);
• негативная самооценка;
• пренебрежение своими обязанностями;
• снижение энтузиазма;
• отсутствие удовлетворения от работы;
• негативное отношение к людям, частые конфликты;
• стремление к уединению;
• чувство вины;
• потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);
• снижение аппетита или переедание.
Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но
для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению,
необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального
здоровья.
Упражнение «Продолжи фразу»
Цель: повышение работоспособности, позитивного настроения.
Я предлагаю продолжить фразу, передавая цветочек обращаясь ко всем членам группы: «Здравствуйте, сегодня замечательный день, потому что…» Следующий участник повторяет высказывание предыдущего и придумывает свое продолжение.
Сейчас я вам хотела прочитать притчу
«СТАКАН»
В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды.
Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а
затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"
- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.
- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его
взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение
нескольких минут?
- Ничего, - ответили студенты.
- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова
спросил профессор.
- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.
- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и
вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, -
сказал студент под всеобщий смех аудитории.
- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился
ли вес стакана в течении этого времени?
- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в
мышцах?
Студенты были удивлены и обескуражены.
- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.
- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.
- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными
проблемами и неудачами.
Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать
о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать
думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет
парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно
обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти
проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И
таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться
свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными
ситуациями. Опустите стакан!
Упражнение «Ведро»
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».
Психолог: «Представьте себе жизнь без такого мусорного ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх.
Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства:
«я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в
ведро, где они все перемешиваются и убираются.
Сейчас предлагаю вам отдохнуть. Снять усталость и расслабиться нам помогут упражнения телесно-ориентированной терапии. Итак, поднимите правую руку, кто любит посещать театр и кино.
Поднимите левую руку, кто любит путешествовать. Разведите руки в стороны, у кого дома есть домашнее животное. Закиньте руки за голову, кто по утрам любит поспать. Поднимите обе руки, кто занимается физкультурой или спортом. Закройте руками глаза, кому не хочется брать работу домой. Наклонитесь вправо, кто любит читать книги. Наклонитесь влево, у кого глаза серого и голубого цвета. Опустите голову вниз, кто любит конфеты. Похлопайте в ладоши, у кого хорошее настроение.
Упражнение «Удовольствие»
Цель: осознание имеющихся внутри ресурсов для восстановления сил.
Материалы: листы бумаги, ручки
Участникам тренинга раздаются листы бумаги и
Теперь я Вам предлагаю написать 3 вида повседневной деятельности, которые приносят Вам удовольствие.
Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия.
Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
Упражнение «Калоши счастья»
Инструкция.
Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется
«Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке
фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать
людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши,
становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его
желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю
вам обуть эту калошу и стать счастливым человеком. Я также буду
зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши,
найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими
словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Упражнение «Знакомство с животными»- (здоровьесберегающие технологии)
Цель: снять эмоциональное напряжение в группе, создать благоприятные условия для работы.
Психолог: На планете Земля много лесов: лиственные, хвойные, тропические. В лесах водятся разные животные. Давайте представим их себе. Встаньте в круг друг за другом и повторяйте за мной все движения. В лесах водятся:
Ø жирафы – короткие, но сильные хлопки крест по спине впереди стоящего.;
Ø львы, с жадностью поедающие мясо (Двумя руками мять лопатки.);
Ø бегемот, который весело скатывается в воду (Медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику.);
Ø дикие прыжки кенгуру («Топать» кончиками пальцев по спине впереди стоящего.);
Ø слоны (Медленно и сильно нажимать кулаками на спину.);
Ø змеи, медленно ползающие по песку (Делать ладонями движения, похожие на то, как ползает змея);
Ø крокодил, разевающий пасть, (щипать то слабо то по сильней);
Ø колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (Нежные прикосновения).
Игра «поменяйся местами»
Мы будем меняться местами.
Я называю действие ,если оно относится к вам, то вы встаете и меняетесь местами .
Ну например поменяйтесь местами кто любит кататься на велосипеде.
Ну например поменяйтесь местами у кого есть сыночек.
Или поменяйтесь местами кто любит носит брюки.
Поменяйтесь местами кто хочет похудеть? Кто ходит в бассейн?
Кто спокойный и уверенный в себе?
Упражнение «Источник»
Цель: расслабление и снятие психоэмоционального напряжения.
Материалы: фонограмма «Вода» (сборник мелодий для релаксации).
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза.
Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:
«Представьте,
что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц.
Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клеточку.
Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли уходят вместе с водой. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. Поблагодарив источник, вы возвращаетесь по тропинки назад в наш детский сад, в наш музыкальный зал. Сохранив ту энергию, которую вы получили от источника возвращайтесь в наш круг и постепенной открывайте глаза».
Релаксация.
Я здоровая
Я любимая
Я счастливая
Список использованной литературы
1. Бачков, И. В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного
подхода к групповой работе / И. В. Вачков, С. Д. Дерябо. - СПб.: Речь, 2004.
2. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное
пособие / И. В. Вачков. - М.: Ось-89, 2003.
3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е.
Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2005.
4. Грегор, О. Как противостоять стрессу. Стресс жизни. Понять и управлять им /
О. Грегор. - СПб., 1994.
5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг педагоги,
психологи, родители. С.-Петербург Речь 205
6. Рогинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Рогинская
// Психологический журнал. - 2002.
7. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и
практика. М.: Прогресс, 1990.
8. Семенова, Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учебное пособие
/ Е. М. Семенова. - М.: Изд-во Инта психотерапии, 2002.
9. Терпигорьева С.В. Практические семинары для педагогов. Вып. 2.
Психологическая компетентность воспитателей. Изд. Учитель 2011
10. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего: Практическое
пособие. М.: Генезис, 2000.
11. Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов. - Вып. 1.
Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Изд. Учитель 2009
На работе задержали зарплату.
По дороге на работу вы сломали каблук.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.