Я рада вас приветствовать сегодня здесь. Я надеюсь, что наше занятие пройдет в приятной дружественной обстановке. Тема занятия-тренинга "Профилактика профессионального выгорания педагога". Тема для всех нас близкая и знакомая. Для начала давайте разберём почему и из-за чего происходит эмоциональное выгорание. Слайд со «звоночками»
Если работа перестала приносить удовлетворение, а профессиональные обязанности стали безразличны, если коллеги по работе начали вызывать раздражение, а перспективы карьерного роста перестали вдохновлять на трудовые подвиги, то такие симптомы могут быть признаками профессионального выгорания.
Первая причина: возраст
Синдром ПВ может проявиться в любом возрасте, но чаще всего он возникает у людей от 27 до 40 лет. Это период времени, когда у человека происходит переоценка ценностей, смена жизненных приоритетов и ориентиров. Профессиональные интересы уходят на второй план и появляется желание заниматься чем-то «для души». Оценивая своё сегодняшнее место работы, он начинает понимать, что оно даёт ему только доход, но не даёт ни удовлетворения, ни возможности профессионального роста.
Следующей, основной, причиной профессионального выгорания является необходимость педагога проявлять заботу к чужому человеку изо дня в день и это ведет к стрессу. Таким образом, в нашей работе профессиональное выгорание неизбежно.
Давайте проверим на сколько мы готовы к работе. В этом нам поможет
Упражнение «Четыре угла – четыре выбора» (7-10 мин)
Ведущему необходимо обеспечить свободный доступ к углам тренинговой комнаты, где размещены листы бумаги с написанным на нем выбором или фото предмета, явления, образа (в соответствии с темой занятия). Задача участников выбрать каждому один из четырех предложенных образов и встать в соответствующий угол. Каждый участник объясняет, почему именно этот образ сейчас ему близок. (собака, облако с солнышком, стол и стул, посуда )
- Похожа ли ваша соседка на образ? Чем?
Ну что ж, уважаемые коллеги, переходим к нашей основной части.
Слайд 4, 5, 6,7,8
Физ нагрузки сл.9, 10
Упражнение «Австралийский дождь» (5 мин)
Участники встают в круг.
- «Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он.
Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони). Начинает капать дождь. (Клацание пальцами). Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди). Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам). А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами). Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам). Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди). Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами). Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней). Солнце! (Руки вверх)».
Обсуждение:
«Легко ли вам было выполнять это упражнение?»
«Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?»
«Ваши впечатления по проведенному упражнению?»
Слайд 11. Техника «Живой дом» (35 -40 мин)
Требуется: 2 листа бумаги (А-4) на каждого участника, простой карандаш, ручка.
Инструкция ведущего: «Письменно (устно) перечислите людей, которые вам близки.
1.Напишите (назовите) на листах имена 7-8 человек из числа ваших родственников, друзей, которые влияют па ваше развитие в данный момент.
На листе формата А-4 изобразите простым карандашом деревенский домик, в котором обязательно есть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, труба, двери, порог.
Присвойте каждой части дома имя конкретного человека, начиная с себя. То есть напишите прямо на рисунке, кто из указанных вами людей может быть крышей, кто - окнами, стенами и т.д.»
Обсуждение:
Возможные интерпретации:
«фундамент» - значение «+»: главный материальный и духовный «обеспечитель» семьи, тот, на ком всё держится; значение «-»: человек, на которого все давят;
«стены» - человек, который отвечает за эмоциональное состояние автора рисунка непосредственно;
«окна» - будущее, люди, от которых участник чего-то ждёт, на кого возлагает надежды;
«крыша»- человек, который жалеет и оберегает автора рисунка, создаёт чувство безопасности, или участник хотел бы это от него получать;
«чердак» - символизирует секретные отношения, а также желание иметь с этим человеком более доверительные отношения. Чердак также может обозначать человека, с которым отношения развивались в прошлом, а на данный момент менее активны;
«труба» - человек, от которого автор рисунка получает или хотел бы получать особую опеку, поддержку. Также может трактоваться как символическое обозначение человека, который помогает «выпустить пар», отрегулировать эмоции;
«двери» - информационный портал; тот, кто учил выстраивать отношения с миром; тот, у кого участник учится взаимодействовать с другими людьми;
«порог» - человек, с которым связывается возможность коммуникации в будущем.
Методика позволяет за достаточно короткое время определить роль для участника каждого близкого ему человека, а также понять, какую роль он отводит себе.
Слайд 13, 14
Упражнение «Кельтское колесо» (15-20 мин)
Требуется: лист с изображением кельтского колеса, листы с названиями сторон света.
Ведущий рассказывает участникам о том, что есть люди дела, есть любители порядка, есть люди творчества, а есть те, кто любит теплые отношения и комфорт. «Итак, по легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света.
Люди с Севера - это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства.
Люди с Запада - это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины.
Люди с Востока - это люди творчества. Много идей, но при этом они не всегда занимаются их реализацией.
Люди с Юга - обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее поставленной цели, движения вперед.
По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке, должны присутствовать все стороны света, хотя какая - то и преобладает. Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо».
Инструкция ведущего: «Каждому из вас необходимо отнести себя к тому или иному типу (по легенде), таким образом, вы разделитесь на подгруппы – стороны света, по своей предрасположенности. Каждому из вас нужно сделать рекламу своих особенностей и задуматься о развитии других, дополняющих этому типу качеств.
Каждой стороне света (подгруппе) необходимо представить себя, сделать рекламу своих качеств. Ответить на вопрос: зачем ей нужны остальные стороны света, какая еще сторона света, кроме названной, у вас доминирует.
Затем каждая «сторона света» презентует свой доклад, свое обоснование».
Информация для ведущего: если участник колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент. Если в группе не оказывается какой-то стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий.
Обсуждение (5-7 мин): «Удалось ли с помощью этого упражнения понять некоторые особенности, качества и черты характера других?», «Что вы чувствовали, когда выбирали для себя сторону света?»
Упражнение «Дружественная ладошка»
Требуется: карандаши, белый лист бумаги (А-4) на каждого участника.
Обведите контур своей ладони и напишите на ней своё имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки.
Ведущий: пусть эти ладошки несут тепло и радость нашей встречи, напоминают об этой встрече, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.
Притча об ослике и колодце.
А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками – ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мои уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох и я его давно хотел засыпать, чтобы вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев.
Засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю.
Недолго думая он пригласил соседей, все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял что к чему и начал истошно орать. Но люди не обращали на него внимания, и молча продолжал свое дело.
Однако очень скоро животное замолчало. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину: каждый кусок земли, который падал на спину ослика, тот стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался на верху и выпрыгнул из колодца!
Так вот:
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Спасибо за совместную работу.
ПОДАРОК КАЖДОМУ РАЗРЕЗАТЬ ПОЖЕЛАНИЯ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.