Тренинг как метод обучения и развития
Термин «тренинг» (от английского train, training) имеет ряд значений — воспитание, обучение, подготовка, тренировка.
Наиболее удачным определением тренинга, отражающим всю полноту происходящих в нем процессов – не только приобретения знаний, умений и навыков, но и изменение установок, развитие качеств и свойств личности – является определение, предложенное Макшановым С.И. Он определяет тренинг как «многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека».
Основными принципами тренинговой работы являются:
принцип активности;
принцип исследовательской, творческой позиции участников группы;
принцип объективации, осознания поведения;
принцип партнерского общения;
принцип реалистичности.
Содержание понятия «тренинг» также раскрывается через сопоставление его с такими понятиями как «обучение», «развитие» и образование.
Тренинг обычно рассматривается как форма обучения. Говоря о связи между развитием и тренингом, надо отметить, что существуют несколько точек зрения, но преобладает та, в которой считается, что тренинг может быть этапом программы развития и способствовать развитию. Сопоставляя понятия «образование» и «тренинг» можно выделить несколько различий, касающихся процесса, направленности, методов, содержания и степени специфичности обоих этих понятий. Однако, способность человека к приобретению знаний, умений и установок в процессе тренинга может прямо или косвенно зависеть от качества его прошлого обучения и степени его образованности. Точно так же успешность обучения может зависеть от умений и навыков, приобретенных в процессе тренинга и перенесенных в новую учебную ситуацию. Также, если рассматривать тренинг как тренировку, то можно сказать, что он является формой образовательной активности и в таком качестве входит в образовательную программу.
В настоящее время происходит расширение границ понятия «тренинг». Однако, процесс развития тренинга происходил на протяжение всей его истории, началом которой принято считать 1946 год, когда во время Коннектикусткого воркшопа возник первый групподинамический тренинг.
Предпосылками появления первых Т-групп или групподинамического тренинга являются идеи Курта Левина о том, что изменить поведение и установки человека легче, когда он находится в группе, чем когда с ним работают индивидуально.
Социально-психологический тренинг – этот термин первоначально возник в 70-е гг. прошлого века сначала в ГДР, потом в нашей стране. В ГДР была разработана программа для руководителей промышленного производства. До 70-х гг. было мало представлений о том, что такое тренинг, Манфред Форберг (ГДР) впервые привез это понятие, оно закрепилось.
Сейчас под единым термином «социально-психологический тренинг» обозначается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. Основными особенностями методов, используемых в социально-психологических тренингах, является то, что они ориентируются на использование обучающего эффекта группового взаимодействия, реализуют принцип активного обучения, и предлагают своеобразный вариант обучения на моделях. А основу методов социально-психологического тренинга составляет реализация диалогической, субъект-субъектной формы общения.
Стоит отметить наиболее характерные задачи, выделенные Д. Кэмпбэллом:
Добиться
понимания участниками тренинга того, как и почему они ведут себя по отношению к
другим людям, а также как это поведение влияет на других людей;
Научить
участников понимать, почему люди ведут себя именно так, а не иначе;
Научить
участников действительно слышать то, что говорят другие люди, не концентрируясь
до этого на подготовке ответа;
Создание
возможностей для понимания того, как действует группа и какие виды групповых
процессов возникают при определенных условиях;
Способствовать
возрастанию толерантности к поведению других людей;
Создание
условий, в которых человек может апробировать новые пути взаимодействия с
людьми и получить обратную связь о том, как влияют на них эти новые способы.
Тренинги, отвечают большинству задач, представленных Кэмпбэллом, но при этом учитывают как возрастную специфику участников (подростков), их психологические особенности (формирование новообразований, ведущую деятельность), так и непосредственные запросы клиентов. Тренинги направлены на развитие конкретных навыков, необходимых для успешной самореализации в выбранной участниками профессиональной области. По окончании тренингов у многих участников в той или иной степени проявлялся эффект обучения на тренинге.
Специфические черты тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:
соблюдение
ряда принципов групповой работы;
нацеленность
на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая
помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих
участников;
наличие
более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически
собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так
называемые группы-марафоны);
определенная
пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном
помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);
акцент
па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и
анализируются в ситуации «здесь и теперь»;
применение
активных методов групповой работы;
объективация
субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и
происходящего в группе, вербализованная рефлексия;
атмосфера
раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической
безопасности (Вачков И. Основы технологий группового тренинга).
Цели тренинговой группы (Вачков И. Основы технологий группового тренинга).
Тренинговые методы находятся на стыке психотерапии, обучения и психокоррекции. Вследствие этого цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов. Разнообразие целей, кроме того, связано с обилием резко различающихся подходов к пониманию тренинга. Вместе с тем, опираясь на мнение известных специалистов (А. А. Александров, 1997; К. Рудестам, 1993 и др.), выделяются общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:
· исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;
· улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
· изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;
· развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
· содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха. Принципы работы тренинга:
Интерактивность
Исследовательская, творческая позиция
Осознанность – Объективация
Принцип партнерского общения
Реалистичность
Принцип «сухого остатка»
Базовые принципы проведения тренинга для подростков
1. Тренинговые занятия проводятся в соответствии с разработанной тренинговой программой.
2. Тренинговые занятия проводятся в соответствии с классической схемой.
3. Тренинговые занятия проводятся в закрытой группе. Изменения в составе являются исключениями из правил и обсуждаются дополнительно. Включение в группу любого нового участника может произойти только при согласии всех участников группы после предварительного обсуждения с ними этого вопроса.
4. Тренинговую программу могут вести только специалисты с высшим психологическим образованием, имеющие дополнительное обучение в области ведения тренинговых группы и работы с подростками.
5. Тренинговая программа проводится в соответствии с принципами Этического кодекса психолога такими, как конфиденциальность, экологичность, безопасность и др. Классическая схема тренинга:
0. Формирование группы
1. Создание работоспособности
2. Создание мотивации к обучению / изменениям
3. Обучение / проведение изменений
4. Окончание работы в тренинговой группе
Формирование группы – выбор, подбор участников. Состав группы 8-12 участников. Желательное объединение по возрасту: 13-14 лет и 15-17 лет.
Создание работоспособности – создание атмосферы безопасности, открытости, активности.
Создание мотивации – мотивация к изменениям (к обучению той модели, которая положена в основу тренинга), ее создание. Имеется в виду не мотивация к тренингу (она создается на этапе 1, а когда мы помогаем осознать группе необходимости изменений (обучения).
Изменение (обучение) – процедуры по овладению знаниями, умениями, навыками. Это заканчивается целостным действием – задание или ряд заданий, в которых участники могут проявить приобретенные на тренинге навыки и изменения.
Окончание работы тренинговой группы – это подведение итогов по содержанию, подведение итогов работы группы в эмоциональном плане и перенос усвоенного в реальную жизнь.
Концепция тренинга
Концепция – система связанных между собой идей, взглядов, – основная мысль, идея произведения (Толковый словарь, 2000)
Концепция тренинга – основная идея тренинга, представленная в структурированном виде
Пример: «Тренинг уверенного поведения»
Основная идея: обнаружение источников уверенности и неуверенности, дает возможность сформировать адекватные способы поведения в сложных ситуациях. Источниками уверенного поведения являются наличие ясной цели, устойчивая самооценка, наличие необходимых ресурсов разрешения ситуации, материальных и психологических, позитивное мышление.
Концептуальная основа: Когнитивно-бихевиоральная психотерапия (А.Эллис)
Структура: Понятия «уверенность – неуверенность – агрессивность», проявления уверенности/неуверенности – источники уверенности/неуверенности – тренировка навыков уверенного поведения.
Источник:
Центр тестирования и развития. Гуманитарные технологии
Финкельштейн Е. Б. «Дизайн профессии будущего»
Методическое пособие по профориентационному тренингу Москва, 2022
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.