Тема: «Как преодолевать проблемы в общении?»
Форма: проектная мастерская, групповая
Цели:
1. Развивающая. Дать понятие о проектных мастерских. Показать связь между педагогикой и психологией.
2. Обучающая. Научить группы «детей» и «родителей» создавать совместный проект, уметь его защищать.
3. Воспитательная. Умение взглянуть на себя и на окружающих со стороны, научиться находить пути из конфликтных ситуаций.
Оборудование: Раздаточный материал, анкеты, ТСО, «Мысль на память».
План проведения.
1. Вступительное слово о видах мастерских и нацеливание на работу в проектной мастерской.
Ø Технология педагогической мастерской
Мастерская педагогическая – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Главное – открытие нового и самостоятельность пути.
Ценностных ориентаций по самопознанию
Важное условие – материал должен быть по-настоящему проблемным, даже парадоксальным. Дети должны переживать потрясение, открытие на каждом этапе мастерской.
1. Урок первый
· Индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность. На этом этапе ставится проблема. Надо поставить такие вопросы, на которые обязательно захочется найти ответы.
· Создание (индивидуально или в группе) творческого продукта. Например, разобрать нечто на детали (например, стихотворение) а потом использовать это как строительный материал. Часто предлагаются задания собрать «рассыпанное» стихотворение. Можно на базе строительного материала попробовать написать своё.
· Социализация. Предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.) В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими.
2. Урок второй
· Обращение к новой информации и её обработка. Это могут быть Словарные статьи, работы критиков, фрагменты произведений, высказываний
· Исправление или обновление созданного учеником. Он сам продолжит или улучшит написанное. А может создать новое произведение – это индивидуальная или групповая работа.
· Итоговая социализация. Все сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные пантомимы разыгрываются. Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.
· Рефлексия. Это выплеск впечатлений. Можно составить логический самоотчёт: вот здесь я открыл нечто, а здесь было трудно, потому что… Вопросы к рефлексии предлагает педагог, продумывая их для каждой мастерской. Рефлексию можно провести устно (если есть время) или письменно за 5-8 минут. Результаты прочитываются потом или вывешиваются для всеобщего обозрения.
· Равенство всех участников (учитель может участвовать в работе наравне с учениками)
· Право каждого на ошибку (исправляется самим учеником)
· Безоценочная деятельность (нельзя даже хвалить) Оценка заменяется самооценкой и коррекцией
· Предоставление свободы. Это означает свободу в выборе темы. Можно не оглашать своё мнение
· Неопределённость, загадочность в заданиях. Учитель сам может не знать ответ на вопрос.
· Диалог.
· Организация и перестройка привычного пространства. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной или групповой работы, место для инсценировок и пантомим
· Мастер должен формулировать задание и не отвечать на вопросы. Ответы ищутся самими участниками.
Обучающая |
Развивающая |
Воспитательная |
· Учит работать со словом · Учит анализировать произведение · Учит сопоставлять свои и чужие мысли и чувства · Учит интерпретировать текст |
· Развивает собственное письмо · Развивает ассоциативное мышление · Развивает способность к аналитической деятельности · Развивает коммуникативные способности · Поощряют аналитическую и творческую деятельность · Развивают доверительные отношения в коллективе |
· Воспитывает интерес к урокам литературы и к литературе · Воспитывает грамотного читателя |
Предлагаем темы для мастерских
«Как научить детей учиться?»
«Готовимся к выпускным экзаменам»
«Компьютер в нашей жизни»
«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
«Что лучше: книга из библиотеки или электронная книга?»
«Мир вокруг нас и я в этом мире»
Ø Показать связь возрастной психологии с педагогическим воспитанием личности подростка.
Отношения между детьми и родителями: пройдите через возрастные кризисы грамотно
Психология отношений между детьми и родителями - вечная тема для всех поколений. Почему наши такие любимые, такие родные дети вдруг меняют свое поведение, вплоть до полного неприятия мнения родителей и даже агрессии по отношению к ним? С этой проблемой в той или иной степени сталкиваются все родители по мере взросления своих детей.
Отношения между детьми и родителями во многом определяются так называемыми возрастными кризисами, через которые проходят все дети.
Первый кризис в отношениях между детьми и родителями наступает, когда ребенку едва исполняется годик. Затем – в три годика, кризис семи лет, а затем – подростковый кризис 11-12 лет. В каждый из этих периодов жизни ребенка происходят большие перемены в его поведении и развитии. Наши дети становятся все более самостоятельными, требуют от нас – родителей, все меньше заботы и опеки. На первый взгляд – совершенно позитивные изменения. Но в большинстве семей проблема отношений между детьми и родителями по мере взросления ребенка становится все острее.
Отношения между детьми и родителями наладятся, если родители научатся отпускать детей
Дети хотят быть взрослыми и пробуют быть самостоятельными, стремятся быть независимыми, пытаясь избавиться от опеки родителей. А нам, родителям, очень сложно «отпускать» их, ведь мы привыкли опекать и заботиться о них. Эта проблема достигает своего пика, когда наше чадо приближается к подростковому возрасту.
До 11-12 лет ребенок делает первые пробы своего «взросления», лишь иногда протестуя против взрослых. Но количество протестов увеличивается и в отношениях между детьми и родителями возникают конфликты, а следом – и категоричные отказы ребенка от послушания. В этот нелегкий период родители часто говорят: «Он стал неуправляемым, я не знаю, что с ним делать, на него ничего не действует: ни мотивирование любыми благами, ни наказания. Мы перепробовали все!».
Иногда ребенок вступает в полосу категорического непослушания чуть ли во младенчестве. В нашей практике был случай, когда мама обратилась с таким вопросом: «Моему ребенку 3 года, расскажите, каким способом можно наказывать ребенка в таком возрасте, ведь слово нельзя на него не действует, он не слушается!»
Меняйте стиль общения со своим ребенком!
Непонятное для взрослых поведение детей - это протест против родителей и сложившихся взаимоотношений с ними. Когда семья входит в такой нелегкий для нее период отношений между детьми и родителями, это значит, что старые и привычные методы общения с ребенком уже не работают и нужно изменять способ и стиль общения с ребенком.
Отношения между детьми и родителями должны строиться на принципе принятия. Это важнейший принцип в воспитании детей, о котором родители часто забывают. Именно принятия не хватает нашим детям, и они отчаянно бунтуют. Они просто хотят, чтобы мы, взрослые, принимали их такими, какие они есть. И любили их такими, какие они есть. И уважали их такими, какие они есть.
Отношения между детьми и родителями наладятся, если ребенок будет знать, что его любят
При этом очень важно любить ребенка не за поступки и какие-то действия, а «просто так» - только за то, что ребенок есть. Излишняя критика детей и их поступков дает детям ощущение, что ими все время недовольны, что они не достаточно хороши для того, чтобы их любили. И тогда дети говорят: « Что бы я не сделал - все не так, все неправильно».
Не стоит также забывать и про внимание. Детям очень важно, чтобы мы, взрослые, уделяли им внимание в виде совместно проведенного времени. То есть находили время для общения, для игр, для занятий, которые нравятся ребенку. Это может быть просто совместный поход в кино или что-то другое, это не столь важно, важен лишь факт проведенного совместно времени.
Если Вы в своем общении с ребенком не будете забывать про принятие и внимание, Вы увидите, как отношения между детьми и родителями очень быстро поменяются в лучшую сторону. Возможно, Ваши отношения просто приобретут новый смысл, или изменитесь Вы и Ваш ребенок, а вместе с этим изменится и стиль воспитания ребенка. Ведь каждый из нас знает, что от воспитания зависит формирование здоровья, физических, умственных и нравственных качеств в дальнейшем.
Успехов Вам в воспитании Вашего ребенка!
Ø Презентация-проблема (приложение презентация 1-3 слайды).
2. Работа над проектом «Наша школа».
š Говорят, что влияние родителей на ребенка очень велико. Согласны ли вы с этим утверждением?
š В школе учат грамотности. А можно ли грамотно пройти через возрастные кризисы?
š «Стараться быть самим собою — единственное средство иметь успех», - писал Стендаль - известный французский писатель IX века. Как вы понимаете это высказывание?
š Как вы считаете, почему в классе стало меньше отличников и хорошистов?
š Если бы вы были завучем в школе, как бы вы составили школьное расписание, исходя из учебного плана?
š Составьте и защитите проект «Наша школа».
3. Защита проектов.
4. Обобщение и вывод по выполненным проектам.
5. Рекомендации «родителям» и «детям».
«Как помочь ребенку в учебе»
· Никакого насилия.
· Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
· Ничего не делайте за ребенка, лучше укажите на его ошибки и объясните непонятное.
· Устные предметы пусть перескажет, скажите, что вам это тоже интересно знать. Если ребенку трудно пересказать, то разделите текст на абзацы и попросите задать ребенка вопрос к каждому абзацу, а потом самому на них ответить.
· Помните: в Вашем контроле над приготовлением уроков должны главенствовать только доброта, терпение. Результата сразу может и не быть, а уверенность должна быть ежедневно.
Родителям:
¯ Никогда не называйте ребенка бестолковым, бездарем, еще хуже – дураком.
¯ Не отчаивайтесь, не паникуйте.
¯ Очень важна родительская поддержка.
¯ Не пасуйте перед трудностями.
¯ Найдите время, что бы узнать, какой предмет трудно дается Вашему ребенку.
¯ Хвалите ребенка за любой успех.
¯ Важная роль в оказании помощи должна принадлежать родителям.
¯ Главное – оказать поддержку, помочь разобраться в причинах недопонимания и действовать сообща.
¯ Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность
Детям:
Как преодолевать проблемы в общении
Если ты чувствуешь, что может возникнуть конфликт, или ты уже вовлечен в него, воспользуйся основными правилами "безопасного" общения:
¯ Спроси себя: "значительны ли разногласия во мнениях?"
¯ Подумай, подходит ли время, место, твое настроение и настроение собеседника для обсуждения возникшей проблемы.
¯ Вежливо скажи другому человеку, что ты думаешь по данному поводу. Изложи собственную позицию и свое принятие позиции другого (то есть продемонстрируй готовность выслушать и попытаться понять позицию другого человека).
¯ Спроси собеседника, что он думает о проблеме.
¯ Внимательно выслушай ответ. Постарайся сохранять спокойствие и не посылать негативных сигналов при помощи мимики и жестов.
¯ Подумай, почему другой человек выбрал эту позицию.
¯ Предложи компромисс, учитывая мнения и чувства обеих сторон.
Если чувства все же переполняют тебя, и трудно себя сдерживать, помни о самоконтроле:
· Сосредоточься на своих ощущениях. Прислушайся к своему телу. Это поможет тебе узнать ту грань, перейдя которую ты можешь потерять контроль над собой. Становишься ли ты рассерженным, беспокойным, раздраженным. Назови свои чувства.
· Подумай о причинах своих негативных эмоций. Сосредоточься на внешних или внутренних событиях (мыслях).
· Подумай о способах, с помощью которых ты можешь проконтролировать себя: остановись, не реагируй импульсивно, сосчитай до 10. При необходимости уйди в безопасное место или обратись за помощью к человеку, которому ты доверяешь.
· Выбери наиболее подходящий для тебя способ и используй его в сложных жизненных ситуациях.
6. Подведение итогов «Мысль в подарок»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.