Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Петровское муниципального района
Ишимбайский район республики Башкортостан
Тренинг
по профилактике аутогрессивного (суицидального) поведения среди несовершеннолетних
"Жизнь прекрасна"
Подготовила:
педагог-психолог
Жиляева Т.Н.
с. Петровское
Данный тренинг проводится в рамках программы профилактики суицидального поведения МБОУ СОШ с.Петровское "Линия жизни".
Актуальность: Жизнь ребенка под информационным давлением и в постоянном эмоциональном напряжении становится нормой. Люди настолько привыкли к постоянным стрессам и эмоциональным нагрузкам, таким проблемам, как внутреннее беспокойство, тревога, дискомфорт, часто не предоставляется должное внимание, а они могут привести к кризисам, психическим расстройствам, даже суициду.
Цель:
- формирование у детей жизнеутверждающей позиции;
- позитивного отношения к себе и окружающим, своей жизни;
- развитие навыков определения и проектирование жизненных перспектив.
Задачи:
· Повышать коммуникативные навыки учащихся;
· Снять эмоциональное напряжение;
· Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;
· Повышать самооценку учащихся;
· Повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Участники: учащиеся 9-11 классов
Оборудование и материалы: шкатулка с зеркалом, цветная бумага, белая бумага, клубок ниток, ручки, карандаши, маркеры, проектор, ноутбук, видеофильм о Нике Вуйчиче, презентация "Личности" об успешных людях с ОВЗ.
Ход тренинга
Добрый день, я рада вас всех приветствовать на тренинге.
Упражнение "Зеркало"
У меня в руках волшебная шкатулка, в ней - самое ценное сокровище планеты Земля. Давайте познакомимся с этим сокровищем. (Все по очереди смотрят в шкатулку, не рассказывая кого там увидели)
- Кого вы увидели в волшебной шкатулке? Так, каждый увидел в волшебной шкатулке себя.
Самый главный человек в мире - это каждый из вас, потому что мир неповторимый и разнообразный благодаря людям. Поэтому тема сегодняшней нашей встречи «Жизнь прекрасна».
Но для того, чтобы общение было эффективным, предлагаю вам принять определенные правила, по которым мы будем работать в течение встречи.
Правила работы группы:
1. Принцип "здесь и сейчас" (главное в групповом общении не то, что происходило "там и тогда", а то, что вы чувствуете "здесь и сейчас").
2. Добровольное общения и искренность (принцип эмоциональной открытости помогает выполнять правило "здесь и сейчас" и создает атмосферу искренности и доверия).
3. Правило Я-высказывания (всегда говорить от своего имени, примерно в такой форме "Я чувствую, мне кажется, я думаю ..." вместо "Все так считают", "Мы думаем", "Каждому здесь известно" и т.п. ).
4. Право на поддержку.
5. Активность.
6. Принцип безопасности обратной связи, запрет ярлыков и диагнозов.
Знакомство «Визитка настроения»
Цель: изучить настроение участников тренинга
Ход упражнения: участники выбирают цвет своего настроения и пишут свое имя (создают визитку). По очереди называют свое имя, свое положительное качество и объясняют, почему выбрал этот цвет для визитки (ассоциация).
Психолог объясняет значение цветов:
Красный - Человек, выбирающий этот цвет в данный момент активен, уверен в себе и полон решимости. Вы заряжаете энергией окружающих и готовы после рабочего дня выполнить еще массу дел. Кроме этого красный может говорить об агрессии и раздражительности. Состояние в данный момент может быть также охарактеризовано как напряженное, возбудимое и беспокойное.
Желтый - Это цвет счастья и интеллекта. Поэтому, если вы выбрали данный цвет, то в данный момент можете испытывать потребность в общении и получении новых знаний и информации. В этом состоянии легко решать поставленные задачи. Кроме этого желтый цвет говорит о положительном настрое и спокойствии.
Зеленый - Это цвет гармонии и естественности. Однако зеленое настроение может быть двояким: внешне вы можете выглядеть спокойным, а внутри могут кипеть эмоции (скорее положительные). Зеленый цвет также говорит о склонности к анализу: в этот момент вы можете быть озадачены каким-либо решением, воспоминаниями из прошлого или планами на будущее.
Синий - Говорит об абсолютной гармонии: то, что происходит внутри, отражается и вовне. Этот цвет говорит о спокойствии и умиротворении. В данный момент вы можете быть погружены в себя или испытывать симпатию к кому-то или чему-то. Однако в таком состоянии трудно мобилизовать свои силы для решения задач.
Черный — беспокойство и отстраненность. Это противоречивый цвет. С одной стороны он говорит о чувстве защищенности и стабильности, с другой — о грусти и подавленности. Выбор черного цвета говорит о напряжении или переживании стресса. В этот момент можно чувствовать себя несчастным или неудачливым, и хочется побыть в одиночестве.
Упражнение «Жизненная прямая»
Нарисуйте свою жизненную прямую. Из каких важных событий она состоит? Отметьте их на прямой. Какие события вы вспомнили?(Важные, хорошие, интересные...)Жизнь человека состоит только их хороших, положительных событий?(Ответы детей.)
На жизненной прямой укажите чередование хороших и плохих событий.
Можно ли представить человека без плохих событий?(Ответы детей.)
Кто помогаем нам их преодолеть ?(Ответы детей.)
Говорят "в рубашке" родился. Как вы понимаете это высказывание? (Везучий, успешный, удачливый.)
Охарактеризуйте успешного человека. Давайте создадим его портрет.
(Учащиеся в группах создают портрет успешного человека. Затем зачитывают .)
Как вы думаете они рождаются такими?
Показ презентации "Личности"(Приложение 1.)
Люди с дефектами ставят цели и добиваются их.
Я хочу вас познакомить с ещё одним человеком. Внимание на экран.
Демонстрируется фильм о Нике Вуйчиче "Смотри на звезды, а не под ноги..."(Приложение 2.)
О чем вы задумались? Какие эмоции вы испытываете? Вам его жалко?
Чему он учит? Он уважает боль другого человека?
Высшая форма развития- самоирония. Проблемы личности- быть самим собой, принимать себя таким, какой ты есть.
Какие фразы вы запомнили?
Посмотрите друг на друга. Какие вы красивые, здоровые. Улыбнитесь друг другу.
Чему нас учит Ник- обниматься, давайте обнимем соседа слева, соседа справа.
Ник упал. Вы можете так упасть? Но вы можете встать, можете найти опору! У Ника свои трудности, а у вас есть трудности? Какие? как можно преодолеть трудности?
Это:
1. Достижение цели , преодоление трудностей собственными силами.
2. Обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения данных проблем.
3.Тщательное обдумывание проблемы и различных путей её разрешения.
4. Изменение отношения к данной проблемной ситуации.
5. Изменения в самом себе, в системе собственных установок и привычных стереотипов.
Как вы думаете: "Счастье - чьих рук творение?"
Вывод:
А
счастье ходит с нами рядом,
С улыбкой говоря: "Смотри!
Меня искать совсем не надо,
Я есть всегда, ведь я внутри!"
Игра "Полотно счастья"
Сегодня мы с вами будем волшебниками, которые могут всё. Я вам предлагаю соткать полотно своего счастья. Чтобы соткать полотно, нам нужны нитки. В моих руках моток обыкновенных ниток. Сегодня мы с вами будем превращать их в Нити Счастья. Встаньте в круг, так, чтобы чувствовать друг друга. Мы будем передавать нитки друг другу. У кого окажется моток ниток, должен ответить на вопрос: "Что такое счастье?" и передать этот моток другому человеку по вашему выбору. Обыкновенный моток нитей, совершая путь от одного человека к другому, становится мотком Нитей Счастья.
- В наших руках Нити Счастья. В памяти нитей запечатлены все ваши ответы, рассуждения, мысли о счастье. При помощи обыкновенных нитей мы с соткали Полотно Счастья.
Упражнение «Жизнь прекрасна»- работа в группах.
Человеческая жизнь ... Неповторимая, радостная и печальная, полная глубоких переживаний, сладкая, как мед, и горькая, как полынь.
Жизнь дается нам удивительным цветком, который утром умывается росой, встречая новый день, нежно протягивает руки-лепестки к солнцу, чтобы защитило его от всего злого и недоброго, а вечером тихо и спокойно опускает свою головку к земле, надеясь на следующий день увидеть мир лучше.
Нарисуйте на чистом листе бумаге ваши мысли на тему "Жизнь прекрасна, потому что...".
Обсуждение.
Рефлексия
Конечно, никому не дано с точностью определить свое будущее. И все же каждому под силу наметить собственный путь само созидание, каждому следует знать, что он способен усилить в себе, а не отбросить или хотя бы смягчить.
Жизнь - это высшая ценность. Счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни. Нужно суметь увидеть то, что находится рядом с нами, внутри нас, стараться лепить свое счастье самим. Все зависит от нас самих. Всего вам доброго, счастья вам, любви, успехов!
А свое мнение о нашей встрече вы сможете высказать с помощью анкет.
Анкета "Обратная связь"
1. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:___________________________________________________________________________________________________________________
2. Что вам не понравилось? Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Ваши мысли после тренинга __________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Ваши замечания и пожелания (по содержанию, по форме проведения и т.п.) ___________________________________________________________
Список использованной литературы
1. Амбрумова А.Г. Методические рекомендации по
профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. — М.,
1978.
2. Анн Л. «Психологический тренинг с подростками» Питер, 2007
3. Рязанова Д. «Тренинг с подростками» Москва, 2003
4. Федоренко Л. «Психопрофилактика эмоционального напряжения» Санкт-Петербург, 2003.
5. Хухлаева О. «Тропинка к своему Я» Москва, 2005.
6. Чекина Т. И. Шесть шагов к уверенному поведению./ Программа тренинговых занятий. – Нижний Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2009.
7. www.psy.1september.ru (Школьный психолог, газета)
8. www.childpsy.ru – Детский психолог (психология для специалистов)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.