Тренинг Профилактика алкогольной зависимости
Оценка 5

Тренинг Профилактика алкогольной зависимости

Оценка 5
docx
05.05.2020
Тренинг Профилактика алкогольной зависимости
+profilaktika_alkogolizma.docx

Тренинг «Профилактика употребления алкоголя среди подростков»

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

       Я сейчас начну говорить вам «Поменяйтесь местами, те кто…» и если это будет относиться к вам, вы быстро встанете со своих мест и займете любое освободившееся место. Итак, начнем: «Поменяйтесь местами те кто, заботится о своем здоровье. Поменяйтесь местами те, у кого есть близкие и родные люди. Поменяйтесь местами те, у кого есть младшие братья и сестры. Поменяйтесь местами те, кто хочет быть успешным человеком. Поменяйтесь местами те, у кого есть заветная мечта. Поменяйтесь местами те, кто хочет быть независимым?

Ребята, я заметила, что многие из вас хотят быть независимыми людьми. А что вы понимаете под словосочетанием «независимый  человек»? Подберите, пожалуйста, несколько похожих слов к слову «независимый».

      - В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «независимый» определяется как самостоятельный, не находящийся в подчинении, свободный.

      - Каковы преимущества есть у людей независимых, свободных, самостоятельных, ответственных?

      -  Ребята, а что или кто делает человека зависимым? (вредные привычки, плохая компания)

 Сейчас мы с вами попробуем понять, что чувствует зависимый человек.

 

Для начала попробуем понять терминологию.

ЗАВИСИМОСТЬ - состояние периодической или хронической  интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества. Зависимость характеризуется высокой толерантностью от вещества, влечением продолжать употребление вещества и возникновением проблем, обусловленных злоупотреблением этим веществом.

ПСИХИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ - неспособность воспринимать реальность как все люди, субъективное переживание собственной нормальности через ощущения.

ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ -  зависимость тканей организма, наличие толерантности и абстинентного синдрома.

АБСТИНЕНЦИЯ -  болезненные ощущения в организме, вызванные отсутствием в нем вещества, вызывающего зависимость, ломка.

АЛКОГОЛИЗМ - болезнь, вызванная зависимостью от приема спиртосодержащих напитков

ДИСКРИМИНАЦИЯ  - принадлежность к кому-то или чему-то, что воспринимается как чуждое.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - контроль человека за своей деятельностью, с точки зрения общественных норм и принципов, умение самому отвечать за свои поступки.

КОНФОРМИЗМ - влияние на человека групповых правил, его согласие с ними, даже если они противоречат личному мнению по вопросу, несамостоятельность, боязнь принимать решения самому или идти против мнения большинства.

НОН-КОНФОРМИЗМ - самостоятельность в принятии решений и в поступках, независимость от группы, умение отстоять свои интересы.

 

ИНФОБЛОК.

Расслабляющий эффект спиртного является фикцией. Большинство пьющих людей считает, что именно алкоголь избавляет от стресса и депрессии. Но на самом деле спиртное притупляет чувство страха за счет блокировки нервных окончаний. Этот эффект, конечно, является вредным. После его нейтрализации возникают повышенная тревожность, бессонница и усугубляется предшествующее состояние. В результате употребления спиртосодержащих напитков развивается зависимость. Принимая даже небольшое количество алкоголя, человек рискует стать рабом бутылки на всю жизнь.

Как вы думаете, какой первый орган, который поражает этиловый спирт? Мозг. Этот факт говорит о том, что алкоголь влияет на психику, нервная система и печень страдают. Все это приводит к необратимым изменениям в характере и поведении человека.

Известно, что употребление алкоголя снимает природные блоки. Человек становится развязным, а иногда неуправляемым. Это раскрывает его с другой стороны, в основном, с агрессивной. Алкоголь притупляет инстинкт самосохранения, в результате люди совершают поступки, на которые никогда бы не решились в трезвом уме, что приводит к распространению преступности.

Алкоголь особо опасен в сочетании с лекарствами. Смертельная доза составляет примерно 300 мл 96 % спирта. Смерть может наступить и от меньшего количества алкоголя. Также смесь спиртного с энергетиками очень опасна. Из-за их ободряющего воздействия пьющий человек  теряет способность контролировать дозу. Энергетики с алкоголем  действуют в двух направлениях – подавляют работу нервной системы и оказывают стимулирующее действие. В результате сердце получают огромную нагрузку.

Всего одна капля спиртного  меняет сознание. Ни рюмка, ни глоток, а всего капля способна изменить умственную и физическую концентрацию. У полных людей восприимчивость к пьянящим веществам выше, чем у спортсменов. За счет большей мышечной массы атлеты лучше переносят спиртное.

 

 

Упражнение «Алкоголь и его последствия употребления».

Цель: оценка уровня информированности подростков о проблемах алкоголизма.

Ведущий раздает анкету и просит без подсказок друг другу ответить, верно или  неверно каждое утверждение. Далее ведущий дает правильные ответы или это делают сами участники, так что по каждому вопросу можно провести дискуссию.

(в приложении анкета+ответы на вопросы)

 

           Упражнение «Зачем люди употребляют алкоголь»

     Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь. Ведущий фиксирует все ответы по мере поступления на ватмане, поощряя к активности всех участников.  В конце подводится итог и  обобщение, задается вопрос о том, были сделаны какие-либо открытия. В ходе обсуждения надо обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются  с помощью алкоголя,  и есть ли другие способы достичь этого эффекта. Например, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, посещений дискотеки, разговора с подругой или другом и т. д.

 

Упражнение «Запретный плод»

    В центр комнаты помещается коробочка, в которой лежит какой-либо предмет. Участникам предлагается следующая инструкция: «Представьте себе, что в  этой коробочке лежит предмет, на который смотреть запрещено. Однажды случилось так, что вы оказались одни в комнате, и вам очень хочется посмотреть, что там, но в тоже время вы помните о том, что это запрещено. Каковы будут ваши действия в этой ситуации?» Далее участники по очереди выполняют упражнение. В итоге идет обсуждение того, как легко было выполнять это упражнение, как вели себя участники, что было трудно, а что легко. ЦЕЛЬ: осознать свое поведение в ситуации запрета.

Ребята, а к какому выводу можно прийти, выполнив это упражнение?  Запретный плод всегда сладок. Человеку всегда хочется попробовать то, что ему неизвестно и то, что ему запрещают. Так и поступило большинство из вас. Многие  решились заглянуть в запретное место.

 

Разминка «Аплодисменты».

     Каждый из участников выходит в круг  и представляется по имени (можно по имени-отчеству, фамилии, т.е. как удобно самому представляющемуся). При этом группа точно знает, что перед ней знаменитая, выдающаяся личность. Поэтому она встречает участника аплодисментами и бурными овациями.

 

Упражнение «Решение, которое мы принимаем».

Цель: формирование умения сказать «нет».

Ведущий знакомит группу с ситуацией типичного подросткового конфликта по проблеме употребления алкоголя или наркотиков, либо группа выбирает ситуацию из предложенных карточек. Примеры ситуаций:

1.                  Саша идет в бар с друзьями. Бар – это место, где его друзья собираются провести время и развлечься. Саше 15 лет, и он считает, что пойти в бар – это то, что надо! Друзья заказывают пиво. Саша знает, что это нехорошо, но ему трудно отказаться, чтобы не отстать от других.

2.                  Артем пришел на свидание с Олесей. У нее было приподнятое настроение, и она предложила выпить пива (покурить «травки»), «чтобы стало совсем хорошо». Артем понимает, что этого делать не стоит, но в то же время  ему не хочется обидеть Олесю.

Можно предложить самостоятельное обсуждение в группах. Группы анализируют ситуации и проигрывают его. В общем круге они демонстрируют решение и рассказывают, как оно было найдено, как участники тренинга чувствовали себя в представленной сцене. В конце ведущий предлагает обсудить (с учетом полученного опыта):

-                   Как участники представляют себе роль алкоголя/ наркотика в отношениях дружбы?

-                   Какова специфика отказа от  алкоголя/ наркотика в ситуации отношений любви?

 

Разминка «Письмо другу»

Все участники группы встают в круг и берутся за руки. В центр круга встает выбранный заранее человек, который будет играть роль почтальона. Он должен перехватить «письмо-рукопожатие», которое каждый стоящий в кругу должен передать (пожать руку) рядом стоящему так, чтобы человек, стоящий в центре круга, — «почтальон», не увидел это.

 

«Личность алкоголика»

Участникам предлагается разделиться на группы и прописать качества, которые свойственны человеку с алкогольной зависимостью. Затем качества зачитываются и записываются ведущим на доске с дальнейшим обсуждением негативного влияния этих качеств на жизнь человека.

 

 

Упражнение «Мы сами о себе».

Цель: выработка навыков, позволяющих отказаться от употребления алкоголя; знакомство с ответственностью за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.

Ведущий заготавливает карточки по числу участников в группе, на обратной стороне карточки указаны типичные трудные жизненные ситуации подростков. Ведущий раскладывает карточки на журнальном столике или ковре в центре круга «рубашкой» вверх, например, в форме буквы «Я». Далее дается инструкция:

Вы называете любое число в пределах числа карточек и берете карточку под этим номером  по порядку их раскладывания. Каждая карточка содержит краткое описание трудной жизненной ситуации, типичной для вашего возраста. Вы зачитываете доставшуюся  вам ситуацию, рассказываете о том, как бы вы ее решили в реальной жизни, а затем отвечаете на дополнительные вопросы группы по ситуации».

После завершения каждого рассказа ведущий задает вопрос всему кругу, были ли у кого-либо аналогичные ситуации и сходные решения их. Если они были, участники пожимают друг другу руки, голосуют или совершают другое действие, обозначающее сходство их жизненного опыта. При наличии у других участников другого, альтернативного опыта они сообщают о нем и по усмотрению группы поощряются.

       Примерные ситуации:

-                   Друг/ подруга просит у вас деньги, и вы подозреваете, что на выпивку или наркотики.

-                   Мать вашего приятеля рассказывает о своих о своих подозрениях, что он начал регулярно выпивать.

-                   Подруга вашего приятеля говорит о своих подозрениях, что тот начал выпивать, и просит ей помочь.

-                   Вы пришли в гости к другу/ подруге, а тот/ та – в состоянии после сильной выпивки накануне («с похмелья»).

-                   По дороге на дискотеку вам предлагают выпить «пивка для настроения».

-                   Ваш друг/ подруга тяжело переживает конфликт с родителями и «заливает горе».

-                   Ваш друг/ подруга тяжело переживает конфликт с девушкой/ парнем и «заливает горе».

-                   Вы отдыхаете на природе; кто-то из компании предлагает выпить и «по-настоящему развлечься» - сплавать на тот берег, залезть на дерево, попрыгать с откоса.

-                   Кто-то просит вас вместо себя пойти и купить в магазине вино или сигареты, так как вы выглядите взрослее.

Далее можно предложить группе обсудить, как изменяется поведение человека,  принявшего алкоголь, в частности как ведут себя пьяные подростки, как они нарушают права других людей. Необходимо подвести к пониманию, что состояние алкогольного  опьянения не только не освобождает от ответственности, но и усугубляет вину. Нужно сказать, что в стране, где не существует запрета на продажу алкоголя и его употребление, мера принятия спиртных напитков – личное дело каждого, исключая несовершеннолетних. А если несовершеннолетний (как и любой гражданин России) совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения любой степени, это только усугубляет его вину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета

для оценки риска начала раннего употребления алкоголя

 

 

Утверждение от вашего имени

Ответы

1.

Алкоголизм – это признак слабохарактерности

Да   Нет

2.

Умеренное употребление алкоголя во время беременности безвредно, а легкое вино и пиво – полезно.

Да   Нет

3.

Опьянение и алкоголизм – это одно явление

Да   Нет

4.

Большинство врачей и психологов прошло подготовку по диагностике и лечению алкоголизма

Да   Нет

5.

Если выпил не более двух рюмок, вести машину безопасно.

Да   Нет

6.

Большинство алкоголиков является безработными.

Да   Нет

7.

Чрезмерное употребление алкоголя увеличивает опасность заболевания раком.

Да   Нет

8.

Исследования показывают, что даже один единственный случай сильного опьянения вызывает необратимые изменения в головном мозге.

Да   Нет

9.

Стоит больному алкоголизмом прекратить употребление алкоголя, как его уже нельзя считать алкоголиком.

Да   Нет

10.

Любой, кто выпивает, потенциально может стать алкоголиком.

Да   Нет

11.

Алкоголизм неизлечим: ни медицина, ни семья тут ничего поделать не могут.

Да   Нет

12.

Алкоголь – это хорошее, быстродействующее и никогда не портящее лекарство.

Да   Нет

13.

Алкоголь улучшает фантазию и творческие возможности.

Да   Нет

14.

Алкоголь необходим человеку, тек как является продуктом обмена веществ в организме.

Да   Нет

15.

«Слабые» алкогольные напитки (шампанское, виноградные вина, пиво) безвредны или даже полезны.

Да   Нет

16.

Алкоголь улучшает половую функцию, особенно у мужчин.

Да   Нет

17.

Стоит больному алкоголизмом сказать себе «Нет!», как он сразу бросит пить.

Да   Нет

18.

Алкоголь сам по себе безвреден. Это сами люди делают его своим врагом.

Да   Нет

19.

Меня в моей жизни проблемы с алкоголем никогда не коснутся.

Да   Нет

20.

Главное, чтобы родители научили своего ребенка «культурно» и «умеренно» выпивать, тогда у него никогда не будет проблем с алкоголем и выпивками.

Да   Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные варианты ответов:

 

1.      НЕТ. Алкоголизм имеет  биологические, психологические и социальные механизмы развития и возникает у людей с разными типами характера. «Слабохарактерность» чаще одного из изменений личности больного.

2.      НЕТ. Алкоголь легко проникает через плаценту в плод и токсически воздействует на него, особенно на мозг. Дети выпивающих во время беременности матерей достоверно чаще имеют уродства и болезни, снижение интеллекта и склонность к алкоголизму («алкогольный синдром плода»).

3.      НЕТ. Опьянение – однократное состояние, а алкоголизм – заболевание, порождаемое суммой биохимических и психологических эффектов от опьянений.

4.      НЕТ. В России только недавно начата плановая подготовка данных специалистов по проблемам профилактики алкоголизма. Для решения своих проблем подростку надо сначала найти подготовленного специалиста.

5.      НЕТ. Опасны любые дозы алкоголя, особенно «малые», поскольку именно они-то в связи с лёгкой эйфорией создают иллюзию безопасности.

6.      НЕТ. Подавляющее большинство больных алкоголизмом работают, причём в начале болезни успешно. Только при нарастании деградации личности (утрате интересов и снижении интеллекта) на 2-3-й стадии зависимости они теряют работу.

7.      ДА. Хотя у алкоголя и нет прямого канцерогенного действия на организм, он все же опосредованно ведёт к развитию рака: вызывает хроническое воспаление и дегенеративные процессы в органах, первыми принимающих его в организме (пищевод, желудок, двенадцатиперстная  кишка, поджелудочная железа, печень), и это повышает риск заболевания раком.

8.      ДА. Алкоголь – это нейротропный яд с главной точкой приложения в мозге. Одна смертельная доза для подростка – между 0,5 и 1,5 литра водки. Сильная  дискоординация движений, отключение создания и памяти, злоба, агрессия в опьянении свидетельствуют о гибели нервных клеток.

9.      НЕТ. Бросить употребление алкоголя – лишь первое условие последующего выздоровления; далее необходимо восстановление работы мозга, внутренних органов, улучшение отношений в семье и многое другое.

10.  ДА. Употребляя алкоголь, как и другой наркотик, человек идёт к зависимости от него. При нынешнем уровне употребления алкоголя (почти 10 литров абсолютного спирта в год на жителя любого пола и возраста) культуральная и психологическая зависимость возникает у 40-60% населения, а физическая – у 25-35% мужчин и 5-8% женщин. Среди регулярно выпивающих юношей (чаще двух раз в месяц) позже становятся зависимыми почти все.

11.  НЕТ. Наоборот, алкоголизм вполне излечим при желании самого больного и помощи родных. Вылеченный не может вернуться к прежнему «умеренному» употреблению алкоголя и должен стать полным трезвенником. Трезвость – самый здоровый образ жизни, и нет только для извлечённых больных, но и для всех, особенно для молодёжи в детородном возрасте.

12.  НЕТ. Официальная медицина относит алкоголь к наружным дезинфицирующим средствам, а не к лекарствам для приёма внутрь. В лекарствах для внутреннего употребления алкоголь является лишь консервантом, продлевающих сроки их хранения; лечебный эффект зависит именно от самих лекарств, а вовсе не от алкоголя.

13.  НЕТ. У здорового алкоголь в любых дозах снижает интеллектуальные способности, а на этом фоне как раз и возникают иллюзии стимуляции фантазии и творчества. Инверсия действия алкоголя с появлением «допингового» эффекта говорит о переходе  зависимости с 1-й стадии в 2-ю.

14.  НЕТ. Алкоголь действительно синтезируется организатором человека и млекопитающих (эндогенный алкоголь), но как промежуточный продукт обмена, в очень небольшом количестве и никогда не вызывает ни опьянения, ни наркотической зависимости. В алкоголе же, поступающем в организм извне в виде спиртных напитков (в экзогенном алкоголе), обмен веществ человека, как и любых других животных, не нуждается.

15.  НЕТ. Дело не в «силе» или «слабости» напитков, а в количестве этилового спирта, принятого с ними. У детей, подростков и женщин именно слабые напитки вызывают зависимость быстрее: из-за их эстетической и вкусовой привлекательности и мифов о безвредности. Однако целые страны с распространением именно «винного» (Франция, Италия, Испания и др.) и «пивного» (Германия, Чехия) алкоголизма. Витамины же следует употреблять непосредственно из свежих ягод и фруктов, а не в виде их суррогатов из вина.

16.  НЕТ. Впечатление части мужчин о том, что алкоголь улучшает половую функцию, - одна из живущих иллюзий в отношении действия алкоголя на человека и связана с его эйфоризирующим эффектом.

17.  НЕТ. Более 90 % случаев алкоголизма произвольно остановить невозможно – одной воли недостаточно. Больному надо помочь преодолеть влечение к алкоголю, оздоровить свою нервную систему, научиться трезвому образу жизни и противостоянию прежним друзьям, продолжающим пить.

18.  НЕТ. Алкоголь вреден сам по себе, так как является нейротропным наркотическим ядом. Это внутренне присущее ему свойство радикально отличает его от пищевых продуктов, так что его сравнения с ними и призывы на этой основе употреблять его в меру опасны и лицемерны.

19.  НЕТ. Проблемы с алкоголем касаются так или иначе каждого в России – в семье и среди родных, среди знакомых, на работе либо профессионально.

20.  НЕТ, Наоборот, обучение и опыт употребления алкоголя «из рук» родителей – самый пагубный путь знакомства с ним: в этом случае алкоголь представлятся ребёнку особенно безопасным; кроме того, чем раньше начинается алкогольный опыт, тем выше риск развития зависимости.  


 

Тренинг «Профилактика употребления алкоголя среди подростков»

Тренинг «Профилактика употребления алкоголя среди подростков»

Алкоголь особо опасен в сочетании с лекарствами

Алкоголь особо опасен в сочетании с лекарствами

Саша идет в бар с друзьями. Бар – это место, где его друзья собираются провести время и развлечься

Саша идет в бар с друзьями. Бар – это место, где его друзья собираются провести время и развлечься

Кто-то просит вас вместо себя пойти и купить в магазине вино или сигареты, так как вы выглядите взрослее

Кто-то просит вас вместо себя пойти и купить в магазине вино или сигареты, так как вы выглядите взрослее

Анкета для оценки риска начала раннего употребления алкоголя

Анкета для оценки риска начала раннего употребления алкоголя

Примерные варианты ответов: 1

Примерные варианты ответов: 1

Чехия) алкоголизма. Витамины же следует употреблять непосредственно из свежих ягод и фруктов, а не в виде их суррогатов из вина

Чехия) алкоголизма. Витамины же следует употреблять непосредственно из свежих ягод и фруктов, а не в виде их суррогатов из вина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2020