Тренинг "Психологическая разгрузка для педагогов"
Оценка 5

Тренинг "Психологическая разгрузка для педагогов"

Оценка 5
doc
27.06.2022
Тренинг "Психологическая разгрузка для педагогов"
Тренинг Психологическая разгрузка для педагогов.doc

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА

 

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ           «ЯСЛИ - САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 23 «РАДУГА» Г.ХАРЦЫЗСКА».

 

 

 

 

 

 

 

Тренинг

«Психологическая разгрузка для педагогов»

 

https://img5.lalafo.com/i/posters/original/d5/44/64/66006689675f3c565bc3d7f34f.jpeg

 

 

 

                                                                                                          Подготовила

                                                                                                          педагог-психолог МДОО №23

                                                                                                          Чепниян Светлана Николаевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренинг

«Психологическая разгрузка для педагогов»

 

Цель: Формирование компетентности педагогов в области профилактики преодоления синдрома эмоционального выгорания.

Задачи:

- формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом;

- формировать потребность заботы о себе;

- развивать навыки управления своим состоянием, навыки самоподдержки и саморегуляции, навыки снятия эмоционального и мышечного напряжения;

- создать благоприятные условия для работы группы;

- укрепить позитивное отношение к своей работе.

 

Ход занятия:

1. Упражнение  «Поза Наполеона».

Участникам показывается три движения:

руки скрещены на груди,

руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями

руки сжаты в кулаки.

По команде ведущего: «Раз, два, три! », каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарий ведущего

Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

 

2. Шеринг

- Прочувствуйте, пожалуйста, в каком настроении, состоянии Вы сейчас находитесь, охарактеризуйте его одним-двумя словами.

 

3. Упражнение  «Баланс реальный и желательный»

Нарисуйте, пожалуйста, круг. В нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметьте, в каком соотношении в настоящее время они находятся: 1.работа (профессиональная жизнь), 2.работа по дому 3.личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения). Рядом нарисуйте второй круг. В другом круге – их идеальное соотношение. Обсуждение: -Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?- Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего? -От кого или от чего это зависит?

 

4. Информационное сообщение психолога.

 Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.

 Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без “разрядки” или “освобождения” от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.

 Понятие “эмоциональное выгорание” ввел американский психиатр Х. Фрейденбергер в 1974 году для характеристики психического состояния здоровых людей, которые интенсивно общаясь с другими людьми, постоянно находятся в эмоционально перегруженной атмосфере при предоставлении профессиональной помощи. Это люди, которые работают в системе “человек-человек”: врачи, педагоги, психологи, социальные работники, юристы, психиатры и др.. Как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, люди этих профессий, постоянно сталкиваются с негативными эмоциями своих пациентов, клиентов, воспитанников, и поневоле привлекаются к этим переживаниям, из-за чего и переживают повышенное эмоциональное напряжение.

 В. Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания:

 1. Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью. Проявляется в таких симптомах:

 — переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);

 — недовольство собой (недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом);

 — “загнанность в тупик” – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность;

 — тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.

 2. “Резистенция” – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления.

 Проявляется в таких симптомах:

 — Неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – неконтролированное влияние настроения на профессиональные отношения;

 — Эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия в профессиональных отношениях;

 — Расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации;

 — Редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей.

 3. “Истощение” – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений. Проявляется в таких симптомах:

 — Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей;

 — Эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;

 — Личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;

 — Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.

Синдром эмоционального сгорания развивается постепенно.

Условно можно выделить  три  стадии (вулкан).

Сначала приглушение эмоций, исчезает острота чувств и сладость переживаний.  Другими словами – эмоциональное истощение. Вроде    бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе. Приглушены   чувства к семье. Даже любимая пища стала грубой и пресной.

Потом приходят негативные чувства к людям, с которыми  приходится работать: Вторая составляющая – деперсонализация – деформация отношений с другими людьми. Люди  начинают раздражать, в кругу своих коллег начавший "выгорать" профессионал с пренебрежением, а то  и с издевкой рассказывает о своих учениках, об их родителях.  Далее он начинает  чувствовать неприязнь к ним. И если на первых порах он легко    сдерживает свою неприязнь, то затем ему скрывать свое раздражение   удается  с трудом, и, наконец, следует выплеск озлобленности. Жертвой становится ни в чем не повинный человек, который ждал от    профессионала помощи и человечности. Причем "выгорающий" специалист сам не понимает причины поднимающегося в нем раздражения.

Заключительная стадия - утрата профессиональных   ценностей. (или редукция личных достижений и профессиональных обязанностей – негативное оценивание себя, своих профессиональных достижений и успехов). Специалист по привычке может сохранять и апломб, и респектабельность, но если приглядеться к нему, то станут   заметны "пустой взгляд" и "ледяное сердце". Само присутствие     другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты - вплоть до рвоты

 Вообще синдром сгорания очень часто   сопряжен с психосоматикой.                 

- Список здесь солидный: тошнота, головная боль, апатия,   бессонница, депрессивные состояния, отвращение к пище у одних  и переедание у других.

Существует четыре ядовитых чувства, которые составляют эмоциональную сторону синдрома  сгорания (ядовитый цветок):

ВИНА перед собой и другими за то, что не сделал, не успел,

СТЫД (не так получилось, не имел права на ошибку),

 ОБИДА (С детства  человеку внушают: жертвуйте собой ради людей!  "Я жертвую собой, чтобы спасти вас всех и рассеять тьму!" -  носитель этой установки сгорает особенно быстро. Он буквально сжигает себя на работе. Закрывает перед собой другие области    бытия. А ведь для того чтобы полноценно жить и развиваться, человеку очень важно, чтобы у него существовала частная жизнь. Чтобы была сфера, где можно расслабиться и отдохнуть. Чтобы он  разрешал себе  радоваться."Жертвующий" нередко   подсознательно в глубине души ожидает награды за свою жертву.  Но окружающие уже привыкли к его поведению. Вместо неполученной благодарности человека начинает изнутри подтачивать обида на тех, кто не оценил его усилий, не сказал спасибо" за сделанное.),

 СТРАХ (у меня не получится, и меня  не  поймут).

Многие институты у нас в стране и за рубежом занимаются проблемой сохранения психического здоровья в профессиональной деятельности и    Было выявлено, что проявление синдрома эмоционального сгорания , чаще диагностируется у представителей «помогающих» профессий, таких, как социальные работники, учителя, в основном это специалисты, занимающих опекунскую позицию по отношению к людям.

Но есть другая позиция, или категория, это, назовем их менеджеры, которые  организуют деятельность энергичных, самостоятельных и инициативных людей, пусть имеющие свои возрастные особенности как школьники, так, вот, эта позиция -не вызывает появление этого синдрома.

 

5.  Упражнение «Плюс-минус».

Инструкция: участникам раздаются стикеры и ручки и дается следующая инструкция: «Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета – плюсы своей работы». Участники пишут, а потом им предлагается по- очереди прикрепить свои листочки с плюсами и минусами на дерево. Каждый участник озвучивает то что написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось и почему – плюсов педагогической деятельности или минусов. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе всё-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать единство затруднений педагогов.

 

6. Самодиагностика «Волшебная страна внутри нас»

- Все чаще мы слышим термин "эмоциональные расстройства". За этим стоят страхи и тревоги, чрезмерная восприимчивость, обидчивость, плаксивость и агрессивность, чувство подавленности и одиночества, и многое другое. Не только детям, но и взрослым не просто разобраться в своих чувствах. Нередко чувства руководят поступками, и сожаление об этом приходит лишь "задним числом".

Попробуем перевести все это на символический язык. Представьте, что внутри нас находится целая страна, в которой есть король, есть Дума, множество придворных и простых граждан. Если глава страны слаб, находится в заточении или изгнании, страной правят слуги. Однако, они не обладают той мудростью, что дана королю, поэтому совершают ошибки.

Теперь становится понятной истинная причина эмоциональной и поведенческой неадекватности: всему виной слуги, неправильно занявшие свои места. И, безусловно, король, забывший о своих обязанностях.

"Волшебная страна чувств".

Цель: исследование психоэмоционального состояния

Оборудование: бланк с изображением восьми домиков, названиями  восьми чувств и силуэтом человека: цветные карандаши /8 цветов/

 

Инструкция 1: "Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость,  Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство живет в доме определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом... У Вас есть цветные карандаши. Пожалуйста, помогите жителям и раскрась домики."

Инструкция 2: Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Посмотрите – вот карта страны чувств /показываем силуэт человека/, она пуста. Для этого возьмите, пожалуйста, свои волшебные карандаши.

Обработка результатов.
При обработке результатов важно обращать внимание:

1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков;

2. На адекватность подбора цвета при "заселении" чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие "радости" и "удовольствию" черного, коричневого или серого цветов. Однако, не смотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем более он является диагностичным.

3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека.

Причем, целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:

- голова и шея  (символизируют ментальную (мыслит.) деятельность);

- туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);

- руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);

- тазобедренная область (символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний);

- ноги (символизируют чувство "опоры", уверенность, а также возможность "заземления" негативных переживаний)

Исследуя "карту", мы узнаем, какие чувства "живут" в разных частях тела. Например, чувства, "живущие в голове", окрашивают мысли. Если в голове "живет" страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность  будет  непросто.  В  руках  "живут"  чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же /если в ногах поселились "негативные" чувства/ человек имеет стремление "заземлить", избавиться от них.

 

7. Упражнение «Владей собой среди толпы смятенной…»

 Сложите руки в «замок» за спиной. напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей. 2. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти. Во время потягивания в организм поступает «гормон счастья» - эндорфин. 3. Улыбнитесь! 4. Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. Почувствуйте, как расслабляется Ваше тело от улыбки!

 Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается». Улыбка это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку», то происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал. Если вы честно проделаете этот эксперимент, то сможете однозначно констатировать: что наступило облегчение. И с этого момента все пойдет к лучшему.

 

8. Упражение «Жил-был педагог».

  Ваша задача, не особо задумываясь, закончить предложения. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Пишите первое, что придет в голову. Время на выполнение 2-3 минуты.

 1.По утрам он просыпался и думал ____________________________________________

 2.Собираясь на работу, он ________________________ __________________________

 3. Весь рабочий день он мечтал __________________ ____________________________

 4. Придя домой, он ______________________________________________ __________

 5. Засыпая, он думал ___________________________________________ ____________

 Интерпретация: Это проективная методика. Это когда человек рисует или описывает что-либо, на подсознательном уровне имея в виду свои переживания и проблемы. Прочтите, пожалуйста, по очереди только первое предложение. Прочтите еще раз про себя свои ответы. Они Вам нравятся? Если да, то замечательно. Если же что-то вызывает у Вас недовольство – в течение 1-2 минут перечитайте, подумайте и перепишите непонравившиеся предложения так, как бы Вам хотелось. Переведите все на позитив. Вот такими несложными упражнениями можно проработать любую проблему.

 

9. Создание коллажа “Условия эмоционального комфорта педагога дома и на работе”.

 Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья.

Цель: активизация группового взаимодействия, определение условий, которые помогают обеспечить эмоциональный комфорт педагога дома и на работе.

-А сейчас мы предлагаем вам определить те условия, которые помогут нам сохранить ощущение внутреннего равновесия и эмоционального комфорта как дома, так и на работе.

 Первой группе предлагается создать коллаж на тему “Условия эмоционального комфорта педагога на работе”, а второй – “Условия эмоционального комфорта педагога дома после работы”.

 По окончании команды защищают свои проекты. Затем два коллажа складывают вместе, превращая в один «Условия сохранения  психологического здоровья»

 

10. Упражнение " Источник" (слайд 8)

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму "Вода" (сборник мелодий для релаксации) ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

"Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.

Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.

Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.

Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.

Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия- вашей энергией.

Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. "

По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение , принимая душ.

 

11. Игра “Волшебная шкатулка”

 Цель: релаксация, снятие эмоционального напряжения. Создание позитивного настроя.

 Участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки, которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

 Варианты пожеланий:

  - В ближайшее время тебе особенно повезет!

  - Жизнь готовит Вам приятный сюрприз!

  - Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь на потом!

  - Люби себя такой, какая ты есть – единственную и неповторимую!

  - Обязательно сделай себе подарок, ты этого заслуживаешь!

  - Что бы ты не делала, радость и спокойствие всегда будут рядом!

  - Ближайший месяц твой! Работа или отдых – решать тебе!

  - Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

  - Не веришь в сказку? А зря…что-то чудесное и волшебное готовит тебе весна!

  - Просто необходимо устроить себе праздник, позвать хороших друзей и добрых коллег!

  - Давно не уделяла себе времени? Салон красоты или просто ароматная ванна порадует тебя!

  - Не бойся своих желаний, их исполнение даёт новые жизненные ресурсы!

  - А часто ли ты довольна своими поступками? Если нет, то обязательно найди повод гордиться собой!

  - Загляни внутрь себя, там есть всё то, что тебе так импонирует в других людях!

  - Ты нужна, тебя любят, тобой восхищаются и гордятся…дорожи этим!!!

  - Внутри каждого человека, есть хотя бы одно малюсенькое, но позитивное качество…рассмотри его!

 

12. А закончить нашу с вами встречу мы хотим притчей.

 «Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

 Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".

 Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

 Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

 Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца».

 

13. Шеринг

- Понаблюдайте, как все наши действия сказались на вашем текущем эмоциональном состоянии. Как вам сейчас? Изменилось как-то ваше эмоциональное состояние?

 

 

 

 

 

            СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1 «Большая книга детского психолога» /О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. Ростов на Дону, «Феникс»,2011

2 «Психология профессионального здоровья» / Г.С. Никифорова, СПб, «Речь», 2006

 3 «Регуляция эмоций. Тренинг управления чувствами и настроениями»,/ Саенко Ю.В.  СПб, «Речь», 2011


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

Тренинг «Психологическая разгрузка для педагогов»

Тренинг «Психологическая разгрузка для педагогов»

Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций

Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций

Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением

Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением

Инструкция: участникам раздаются стикеры и ручки и дается следующая инструкция: «Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета…

Инструкция: участникам раздаются стикеры и ручки и дается следующая инструкция: «Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета…

Исследуя "карту", мы узнаем, какие чувства "живут" в разных частях тела

Исследуя "карту", мы узнаем, какие чувства "живут" в разных частях тела

Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас

Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас

Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь на потом! -

Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь на потом! -

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1 «Большая книга детского психолога» /О

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1 «Большая книга детского психолога» /О
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2022