Тема урока: «Куликовская битва»
Класс: 6
Цель:
Показать ход и результат Куликовской битвы, её значение для дальнейшего развития древнерусского государства.
Задачи:
-Продолжить формировать представление о закономерности объединения русских земель вокруг ---Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия.
-Способствовать формированию у обучающихся личностного восприятия исторических фактов;
-Продолжить формирование следующих навыков умений:
- Осуществлять нравственное воспитание;
- Показать примеры героизма и мужества русского народа.
Оборудование к уроку:
Структура урока (план, отражающий этапы урока):
Раскрытие содержания этапов урока:
Эпиграф: «… время, исторический процесс требовали появления на Руси личности, способной понять ордынскую политику, найти её слабые стороны и нейтрализовать её губительное действие…» Игорь.Борисович Греков)
- Ребята, какие, на ваш взгляд, наиболее важные вопросы мы должны рассмотреть на уроке? (Обстановку в стране накануне Куликовской битвы, ход сражения, его итог, личность Дмитрия, его роль в подготовке и ходе сражения).
- Я предлагаю провести с вами историческую разминку.
Ордынский выход, Баскак, Ярлык, Иго, Татаро-Монгольское Иго
(Орды́нский вы́ход — налог, дань, выплачивавшийся
русскими землями Золотой Орде в XIII—XV веках, включая и земли Южной Руси,
вошедшие в XIV веке в состав Великого княжества Литовского и Польского
королевства.
Баскак - представитель великих монгольских ханов
в покорённых землях, ведавших сбором дани и учетом населения.
Ярлык - льготная грамота монгольских ханов
подвластной светской и духовной знати
Иго - ярмо, нет, господство, владычество,
связанное с порабощением, угнетением подвластных людей
Монго́ло-тата́рское и́го,
ордынское иго — система политической и даннической зависимости русских княжеств
от Монгольской империи с 1242 года до конца XV века. Установилось в результате
нашествия Монголо-Татаров на Русь.)
- Приведите примеры и характеристики термина «иго».
(Метод «чистая доска»
Для организации метода «Чистая доска» перед объяснением нового
материала учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке,
записывает вопросы (для удобства игры необходимо пронумеровать), которые могут
быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и
так далее. Они должны быть построены на материале изучаемой темы.
Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет
участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску. Она совсем не
чистая, а наоборот заполнена разными вопросами. Ответы на них будут находиться
в моём рассказе. Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить
на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет
стираться с доски. Задача этого метода состоит в том, чтобы к концу урока доска
оказалось чистой»).
- покажите на карте местоположение Москвы. В чём выгодность её географического положения?
- Метод «кластеры»
Впишите свои ответы в квадраты. (Карина)
- Какую политику по отношению к Орде проводил Иван Калита? (Костя)
- Как вы думаете, существовали ли в первой половине 14 века иные способы борьбы с Ордой, чем те, которые избрал Иван Калита и его приемники?
( Новым явлением в период с 1360 по 1375 гг. являются ответные набеги, или точнее походы русских вооруженных отрядов в периферийные, зависимые от Орды, пограничные земли, в основном в Булгары. В конце ⅩⅢ века после разгрома русские обычно на 10-20 лет теряли всякую охоту сопротивляться ордынским войскам, но в конце ⅩⅣ века обстановка совершенно изменилась, этому свидетельствуют победоносные битвы на реке Воже, на реке Пьяне, Куликовская битва.) (Адолат)
1. Дмитрий Донской. Подготовка к сражению.
Выдающимся политическим успехом было отмечено княжение внука Калиты – Дмитрия Ивановича, который внёс огромный вклад в борьбу русского народа с монголо-татарами. Более 150 лет русский народ томился под игом монголо-татар. Велико было стремление избавиться от власти татар, и именно князь Дмитрий стал той исторической фигурой, выразившей стремления народа к освобождению.
Сообщения обучающихся « Дмитрий Донской.»
Дмитрий Донской был великим и справедливым правителем городов русских и
жил с 1350 по 1389 годы. Такое интересное прозвище он получил сразу после
одержания победы в Куликовской битве.
В городе Москва 12 октября 1350 года на свет
появился маленький Дмитрий. После того, как в 1359 году погибает отец мальчика,
в жизни маленького Димы появляется опекун и прекрасный наставник – митрополит
Алексий. Именно с этим человеком Дмитрий постоянно советовался во всех
вопросах, не исключением были и политические проблемы. Помимо этого, у Дмитрия
были прекрасные отношения и с самим настоятелем монастыря Сергием Радонежским.
Именно к этому человеку, перед самым началом
великой и кровавой Куликовской битвы, Дмитрий пожаловал за благословением.
Уже с 9-летнего возраста мальчику пришлось
бороться за собственное княжение с иными князьями. С момента прекращения борьбы
с князем Ольгердом, мир с Литвой был, наконец, заключен. По истечении
некоторого промежутка времени были налажены отношения с Тверью и Новгородом. С
того момента могущество Донского становилось все сильнее.
С 1363 года он начал княжит во Владимире, а в
1397 году, сразу после страшного пожара, князь возводит совершенно новый Кремль
из белого камня.
Дмитрий был не только превосходным князем, но и
глубоко верующим человеком, из-за чего всячески старался поддержать любой
православный храм, делал значительные пожертвования и более того, в момент
правления в самом центре Московского княжества основал новый монастырь.
В 1378 году было разбито все Мамаевское войско.
В 39-летнем возрасте великого князя Дмитрия
Донского не стало, а случилось это 19 мая 1389 года. После его смерти править
стал его сын Василий I.
(Таня)
Учитель: Как могла отреагировать Орда на решение князя о прекращении выплаты дани? (Новым нашествием).(Адолат)
Мамаю становилось ясно, что русские земли выходят из-под повиновения. Только новый поход на Русь мог укрепить пошатнувшуюся власть монголо-татар над русским народом.
Получив сведения о движении врага на Москву, Дмитрий решил не допустить его в пределы Московской земли и разбить на территории Рязанского княжества. Русская рать, возглавляемая Дмитрием, встретилась с войсками Бегича на берегах реки Вожи, где и произошло кровопролитное сражение. Поражение монголо-татар было полное. Сражение на Воже выявило блестящие военные способности Дмитрия. Знание противника, выбор местности для сражения, стремление заставить врага драться в невыгодных для него условиях, активная оборона с переходом в наступление, применённые Дмитрием в этом сражении, характеризуют его как искусного полководца, настойчивого в достижении цели, решительного.
Эта битва продемонстрировала возросшую мощь Руси. Назревало решающее сражение между Русью и Ордой.
2. Сергий Радонежский
Учитель:По летописному преданию перед походом Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь и получил благословение на бой у Сергия Радонежского, игумену и основателю Свято-Троицкого монастыря, что под Москвой.
–Дмитрий Иванович получает благословение у Сергия Радонежского Художник А. Новоскольского.
Сообщение о Сергие Радонежском. (Ангелина)
Сергий Радонежский (в мире
Варфоломей) — святой, преподобный, величайший подвижник земли русской,
преобразователь монашества в Северной Руси. По словам одного современника,
Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и
ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей,
уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени
Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия
Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и
воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него
благословение.
Отец Сергий Радонежский сыграл важную роль в исходе Куликовской битвы. Он убе
дил русских князей, объединившись, подчиниться великому князю московскому. Сер
гий Радонежский помогал князю Дмитрию Ивановичу своими советами и молитвой.
Когда, отправляясь на Куликовскую битву, князь заехал к Сергию, чтобы
преподобный помолился с ним и дал ему благословение, тот предрёк Дмитрию победу
и спасение от смерти. Приблизившись к Дону, Дмитрий Иванович колебался,
переходить ему реку или нет, и только по получении от преподобного Сергия
ободрительной грамоты, увеще вавшей его как можно скорее напасть на татар,
приступил к решительным действиям. В 1389 году князь Дмитрий Иванович пригласил
отца Сергия скрепить духовное заве щание, узаконивавшее новый порядок
престолонаследия — от отца к старшему сыну. Заслуги Сергия Радонежского Русская
православная церковь оценила очень высоко: в 1452 году он был канонизирован.
Стих ученика. (Костя)
И у толпы притихшей на глазах
Встал Дмитрий пред игуменом на колени
И получил его благословенье:
- Иди!
Да не коснётся сердца страх!
Ты вернёшься скоро!..
И двух богатырей измерил взором:-
Вот иноки- сподвижники тебе.
1. Сражение на Куликовом поле.
Учитель: И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого дотоле врага. Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон.
-Почему он переправил войска через Дон?
(Для эффекта внезапного нападения) (Никита)
Закройте глаза представьте себе ночь накануне сражения.
«Тогда всю ночь выли волки страшно. Вороны и орлы день и ночь каркали и клекотали, ожидая грозного, изволенного кровопролитного часа… от такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро, но ещё нестерпимее ярилось сердце отвагой при думе о «великой туге» под игом монголо-татар. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие».
Открываем глаза. Рассеивается утренний туман.
8 сентября 1380 года русичи увидели перед собой ордынские полчища. Впереди разъезжал богатырь, вызывая на поединок русского ратника.
- поединок Пересвета и Челубея.
Как вы понимаете, что такое поединок?
Поединок- не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – ничто иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог. И вот разомкнулся передовой полк русичей, и навстречу ордынцу выехал инок Сергия Радонежского Пересвет. И съехались, и ударили друг друга копьями. И свалился замертво оземь непобедимый ордынец, а Пересвет, пронзённый насквозь, удержался на коне будто живой, вернулся в русские полки.
«И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилось, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи».
- И в выборе местности и в расположении войск полностью проявился полководческий талант Дмитрия Донского.
Сообщение о поединке Персвета и Челубея (Маргарита)
Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с
ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были
Александр Пересвет и Андрей (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых
преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший ангельский чин).
Они были весьма немолоды, но сильные, зрелые и умудрённые духовно и в воинском
искусстве. Известна была эта двоица как великие и знаменитые наездники в ратные
времена: Андрей сотню гнал, а Александр двести гнал, когда сражались. Были они
в миру известными витязями в сражениях.
Сергий послал на битву двух иноков-богатырей: Александра Пересвета
и Андрея Ослябю. Поединком Пересвета с ордынским богатырём Челубеем и началась,
по преданию, Куликовская битва.
Многие тысячи воинов вошли в отряд, командование над которым принял сам
Дмитрий, а также другие князья: Дмитрий Боброк-Волыниц, Владимир Серпуховский,
Андрей Ольгердович, Дмитрий Ольгердович…
По наиболее распространённой версии, перед началом битвы Пересвет
участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны татар ему
противостоял богатырь Челубей (по другим версиям — Темир-Мирза либо Таврул).
Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. После первого же
столкновения копья обоих переломались, после чего оба поединщика рухнули на
землю и скончались.
Существует также другая версия поединка, в соответствии с которой Пересвет и
Челубей пронзили друг друга копьями. В соответствии с этой версией, копьё
мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в
бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался
побеждённым и выпадал из седла.
Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.
2. Итоги.
Полная победа русских войск.
Потери: 20 тысяч убитыми и ранеными.
Учитель: восемь дней не уходило с Куликова поля русское войско. Хоронили мёртвых, подбирали раненых. И плач был великий, многие жёны и дети не дождались своих мужей и отцов.
3. Историческое значение.
(обучающиеся определяют самостоятельно)
- Битва подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила её распад;
- Поднялся авторитет Руси;
- Победа способствовала росту и объединению русского государства;
4. Причины победы.
(обучающиеся определяют самостоятельно)
- Полководческое искусство Дмитрия Донского;
- Патриотизм русских воинов;
- Объединение части русских земель.
Вывод: Победа в Куликовской битве Москва окончательно закрепила за собой роль объединителя, а её князья – защитников Русской земли.
Учитель: В настоящее время неподалёку от южных рубежей Руси, там, где в Дон впадает Непрядва, раскинулось «поле чисто и велико». Над обширной равниной, поросшей степными травами, поднимается Красный холм. Его венчает высокий памятник в виде чугунного столба, на котором затейливой славянской вязью сделана надпись: « Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство».
5.Закрепление.
- А теперь проверим, как мы запомнили рассмотренные нами сегодня события.
Вам нужно ответить на вопрос: о ком или о чём идёт речь?
-«именно с него на Руси началось пустынножитие, как вид монашеского подвижничества, он основал монастырь. Который является резиденцией патриархов русской православной церкви, его имя неразрывно связано с одной из самых важных побед русского народа» ( С. Радонежский).
- «этот человек не был потомком Чингизхана, и это вызывало недовольство среди подданных. В ответ на отказ московского князя платить выход, он собрал своё войско. Вдохновившись обещаниями этого человека, огромное войско двинулось усмирять Русь. Потерпев жестокое поражение на поле Куликовом, бежал в Крым, где погиб». (Мамай).
- «Он осадив коня, взглянул окрест:
Чем этот день для братьев обернётся?
Копьё,
Да схима,
Да тяжёлый крест,
Что Сергий дал,-
Оружье ратоборца». (Пересвет).
- «уникальное холодное оружие, с которым русские ратники шли в бой на поле Куликовом. Удивительно, но факт, на месте страшной, кровопролитной сечи археологам не удалось найти это оружие». (Меч).
Учитель: Дмитрий Донской оставил сильное Московское княжество, интересы которого входили в противоречие с интересами Орды; княжество, ставшее центром сопротивления татарской власти. Дмитрий Донской скончался 19 мая 1389 года в возрасте 39 лет. Он лучшим образом отвечал духу той героической эпохи, в которую ему выпало жить, он сумел понять ордынскую политику, найти её слабые стороны и нейтрализовать её губительное действие. В 1988 году, в связи с празднованием 1000 – летия крещения Руси, Православная церковь причислила Дмитрия Донского к лику святых. Его прах покоится в Архангельском соборе Московского Кремля.
А слова современника Сергия Радонежского: « В единстве сила Руси!», актуальны и в наши дни. И раздаётся над необъятными просторами России колокольный звон православных храмов, напоминанием о величии подвига русского воина. Русь за все времена своего существования не раз переживала трудные времена, но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее «А русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны подобной ей!» (А. Никитин)
6.Рефлексия. Синквейн
Домашнее задание: Параграф 18
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.