Тренинг с элементами арт-терапии, как одна из форм взаимодействия с родителями
«Формула доброго отношения в семье» 11.12.2014 года
Цель: формирование доброго отношения в семье.
Задачи:
- создание в семьях доверительных отношений;
- обучение родителей позитивным способам общения с ребенком;
- выработка навыков сотрудничества с ребенком.
Оборудование: макет сердца из бумаги, маркеры, ручки, цветные ладошки, сердечки, клей, прозрачная ваза, музыка.
Ход занятия.
Вводная часть.
Просмотр видеоролика «Притча о счастливой семье»
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашей встрече?
(о семье, о взаимоотношениях в семье)
- Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любить, заботиться и уважать других людей. Сегодня мы с вами попробуем вывести формулу ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ. Предлагаю вам сделать один шаг к познанию своего ребенка.
Существует китайская поговорка:
«Расскажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»
Надеюсь, что сегодняшняя встреча поможет кому – то из вас понять что-то и чему-то научиться.
Основная часть.
Упражнение «Ладошки» (звучит красивая, спокойная музыка)
Музыка 1.
Закройте глаза, положите руки перед собой ладошками вверх. Вспомните самые нежные, самые ласковые и добрые слова. Мысленно пошлите их самым родным на свете людям - своим детям. Улыбнитесь и пошлите эту улыбку своему ребенку.
Педагог подходит к любому родителю, кладет свои ладони на его ладони. Потом переходит к другому (подойти к 3-4 родителям).
Музыку заглушить.
- А сейчас поделитесь своими ощущениями те, к кому я подходила. Как изменилось ваше состояние?
-Чему учит нас это упражнение?
Вывод: Для детей очень важно почувствовать прикосновения близких людей, ощутить внимание к себе со стороны взрослых. Когда ладошки одного человека прикасаются к ладошкам другого, происходит контакт 2 людей, и третьего нет. Никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком: ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети.
Сегодня мы с вами должны понять, что родительская
любовь принесет
ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать
ее. Наша задача — научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей
душевной добротой.
Упражнение «Ребенок в лучах
солнца» (с элементами арт-терапии)
(Раздаются белые листы, цветные карандаши).
1. В центре листа нарисуйте круг и напишите имя вашего ребенка.
2. Нарисуйте лучики. Напишите на лучиках, какой ваш ребенок, его черты характера. (звучит спокойная музыка, родители работают) Музыка 2
- А сейчас
попробуем проанализировать, что у нас получилось. Кто желает рассказать о своем
ребенке? (слушаем всех, кто хочет рассказать)
- А теперь каждый посмотрите на свой рисунок, это ваш ребенок, ваше солнышко. И
каждый из вас должен его любить просто за то, что он есть, безусловной любовью.
- Сейчас мы с вами разделимся на 3 группы, каждая группа получит свое задание и 5 минут времени на его выполнение.
Упражнения в группах. Все группы получают свое задание, выполняют, потом идет совместное обсуждение. Время работы 5 минут. Звучит спокойная музыка. Музыка 3 Когда начнется обсуждение, музыку выключить
Задание для 1 группы. Завершите предложения:
Добрые поступки – это …
Добро - это ...
Добро ассоциируется с ...
Добрый человек похож на ...
Вывод: Мы служим примером для детей. Делая добрые поступки сами, мы этому учим детей. Делайте хорошие поступки вместе. Пусть ребенок увидит, что кому-то помогать – это здорово, это приятно, это поднимает настроение.
Задание для 2 группы.
Определите «помощников» и «врагов» душевных качеств человека. Составьте ассоциативный ряд.
«Помощники» - это….
«Враги» - это ….
(«Помощники» - щедрость, помощь, благодарность, понимание ...
«Враги» - жадность, зависть, злость, безразличие ...)
Вопросы родителям:
- Какие душевные качества вы цените в людях?
- Каких качеств больше у наших современных детей? Почему?
«Помощники душевных качеств» - душевная теплота, взаимопонимание, доверие – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
«Враги» – безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение делают ребенка жестокими, агрессивными, тревожными и т.д.
Вывод: в каждой семье ребенок должен видеть тепло, любовь и уважение.
Что же делает ребенка добрым, душевным, благородным, щедрым мы узнаем от 3 группы, которые создавали «Добрые советы – помощники в воспитании ребенка»
Задание для 3 группы.
Создайте несколько «Добрых советов – помощников в воспитании ребенка».
- Вести себя так, чтобы другим было приятно с вами.
- Помогать слабым, больным, старым, а также тем, кто попал в беду и т.д.
Упражнение «Душа ребенка».
- У каждого из Вас есть сердечко (сердечки вырезаны из яркой бумаги), напишите на нем качество, которым вы хотите наделить вашего ребёнка, и поместите его в чашу.
Музыка 4
Вывод: Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! И такими же должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, не потускнела, а стала еще богаче?
Заключительная часть.
- В завершение нашего разговора мы выведем «Формулу доброго отношения в семье»
- У каждого из вас есть ладошка, пожалуйста, подпишите ее, отвечая на вопрос:
«Что Я делаю для того, чтобы мой ребенок стал СЧАСТЛИВЫМ?»
Подписанные ладошки прикрепите к нашему родительскому сердцу (нарисовано на плакате) Время работы 3 минуты.
- Давайте взглянем на наши результаты! Посмотрите, какое наше родительское сердце большое, доброе, яркое! Оно щедро дарит нашим детям свое тепло, ласку, любовь, не выбирая время и место для этого. А наши ладошки – это руки, которые мы протягиваем нашим детям, чтобы поддержать их, помочь им или просто обнять. И очень хочется, чтобы такое сердце было в каждом доме и в каждой семье.
Зажечь свечу.
- Существует древняя притча:
«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.
- Что еще тебе слепить? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».
- Всё в наших руках. И счастье наших детей тоже в наших руках.
Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью.
А кусочек этого большого родительского сердца был в вашем доме всегда (раздать каждому родителю маленькое сердечко-магнит).
Давайте возьмемся за руки. Ведь только вместе мы сможем сделать наших детей счастливыми.
Давайте мысленно поблагодарим друг друга за нашу работу. Наберем воздуха и дружно погасим свечи.
Анкета «Стиль воспитания в семье».
- Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты (раздать бланки анкеты) и выяснить, какой стиль воспитания ребенка характерен для вашей семьи.
Время работы 5 минут.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая Ваша семья!».
Просмотр видеоролика «Гимн семьи»
Рефлексия
-Что интересного и полезного вы сегодня заберете с собой с нашей встречи?
(своего ребенка – свое солнышко, кусочек нашего большого и доброго родительского сердца и пр.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.