Тренинг с обучающимися группы риска "Жизнестойкость".

  • docx
  • 16.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тренинг жизнестойкости.docx

 Сценарий тренинга с обучающимися «Жизнестойкость».

Целевая аудитория: учащиеся 7-9 классов.

Тип группы: обучающиеся группы риска.

Цель: способствовать повышению уровня жизнестойкости подростков, формированию позитивного  самосознания.

Задачи:  

1.  Сформировать отношение к жизни как ценности.  

2.  Развивать и поддерживать позитивное самосознание и самооценку.

3. Обучить способам совладения со стрессом. 

3.  Помочь учащимся обратиться к своим чувствам, проанализировать свое отношение к ценностям жизни.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

1.  Приветствие. Представление цели и задач тренинга, организационные вопросы.  

Упражнение: «Правила тренинга»

    Инструкция: групповой процесс подчинен определенным психологическим законам и правилам. В тренинговой группе  устанавливаются свои особые правила, которых необходимо придерживаться во время проведения тренинга. В нашей группе будут такие правила:

•  Общение по принципу «здесь и теперь». Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

•  Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

•  Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа «Большинство людей считают, что...», «Некоторые из нас думают...» заменяем на «Я считаю, что...», «Я думаю...». По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

•  Недопустимость перехода «на личности». Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.

•  «Обратная связь». Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.

Если вы хотите что-нибудь добавить, то можете предлагать.

 

II. Основная часть

Жизнестойкость – это понятие, которое объединяет два известных всем слова –

«жизнь» и «стойкость». И оно имеет прямое отношение к каждому из нас!

1.Упражнение: «3 слова о себе»

Инструкция: Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.

3. Презентация «Жизнестойкость»

Жизнестойкость - это характеристика личности, которая является ключом к стрессоустойчивости. Жизнестойкие люди в стрессовых ситуациях ищут поддержку и помощи близких и готовы ответить им тем же. Они считают, что эффективнее остаться вовлеченным в ситуацию, поэтому в контакте с близкими людьми знают, когда могут повлиять на исход событий, и делают это; верят, что перемены и стрессы естественны, и что они – скорее возможность для роста, развития, более глубокого понимания жизни, чем риск, угроза благополучию.

Жизненная стойкость не может быть приобретена какой-то односторонней деятельностью, например, только развитием силы. Так, слон в тысячи раз сильнее черепахи, но она является более жизнестойкой, может жить как на суше, так и в воде.

Жизнестойкость также не может быть освоена благодаря лишь чтению умных книжек, как некая красивая теория. Она накапливается постепенными и комплексными усилиями, как приобретается спортивный навык или профессиональное мастерство.

Нередко люди приобретают жизненную стойкость после долгих и порой мучительных испытаний. Им приходится справляться с какими-либо суровыми вызовами судьбы, приходится подтверждать свой выбор, свою силу духа снова и снова.

Развитие жизнестойкости – процесс непростой, но очень важный для каждого человека. Если мы не будем стремиться к ее развитию, то окажемся неспособными контролировать свои эмоции, действовать уверенно и разумно, когда столкнемся с какими-либо проблемными ситуациями и тяжелыми испытаниями в жизни.

 

Вопрос: какие вы  знаете жизненные сферы, где проявляется жизнестойкость человека?

Проведение психологической игры: «Что делать, если…»

Инструкция: подросткам предлагаются карточки с проблемными ситуациями и решением для этой ситуации. Сначала нужно предложить свои варианты, а затем открыть предложенные.

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ

Что делать, если…Малознакомый тебе человек, с которым ты общаешься по интернету, приглашает тебя к себе в гости поиграть в приставку

ОБСУДИ СИТУАЦИЮ С КЕМ-ТО ИЗ ВЗРОСЛЫХ, КОМУ ТЫ ДОВЕРЯЕШЬ

 

НЕ ДОВЕРЯЙ НЕЗНАКОМЫМ ЛЮДЯМ

Что делать, если…Твои одноклассники постоянно шутят над тобой и делают пакости

ПОГОВОРИ С КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ И ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГОМ

Что делать, если…Ты зашел один в подъезд и вдруг заметил, что за тобой следует незнакомый человек

ГРОМКО КРИЧИ И ЗОВИ НА ПОМОЩЬ

Что делать, если…С тобой никто не разговаривает в классе

НАСТРОЙСЯ НА ПОЗИТИВ И ПОГОВОРИ СО ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГОМ

Что делать, если…Твои одноклассники постоянно делают пакости твоей однокласснице

РАССКАЖИ ОБ ЭТОЙ СИТУАЦИИ ВЗРОСЛОМУ ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРОМУ ТЫ ДОВЕРЯЕШЬ

Что делать, если…Мне нравится одноклассник (одноклассница), но я боюсь ему (ей) об этом сказать…

ТАНЦУЙ

Что делать, если…Завтра контрольная, а я не успел подготовиться

ПОСТАРАЙСЯ УСПОКОИТЬСЯ И ВСПОМНИТЬ ВСЕ, ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ ПО ТЕМЕ КОНТРОЛЬНОЙ. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, ЭТО ТОЖЕ РЕЗУЛЬТАТ. ОБЪЯСНИ УЧИТЕЛЮ СИТУАЦИЮ И ДОГОВОРИСЬ О СРОКАХ ИСПРАВЛЕНИЯ.

Что делать, если…В школу вызвали родителей из-за твоей плохой успеваемости

СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ И СОСТАВИТЬ ПЛАН ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ОЦЕНОК

Что делать, если…У тебя старшеклассники вымогают деньги

РАССКАЖИ РОДИТЕЛЯМ И КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

Что делать, если…Тебе кто-то угрожает

СКАЖИ «Я знаю о тебе больше, чем ты думаешь…» И РАССКАЖИ ОБ ЭТОМ РОДИТЕЛЯМ

Что делать, если…Твой друг уговаривает тебя прогулять уроки

СКАЖИ ЧЕТКОЕ «НЕТ»

Что делать, если…Твой друг не хочет идти в школу и не объясняет причины

ПОСОВЕТУЙ ЕМУ ПОЗВОНИТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ 8 800 2000 122

Что делать, если…Поссорился с родителями

ПОПРОБОВАТЬ С НИМИ ДОГОВОРИТЬСЯ, СХОДИ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ К ПСИХОЛОГУ

Что делать, если…Поссорился с лучшим другом

БУДЬ ВЕЖЛИВ И ВСПОМНИ ТЕХНИКИ ПО РЕЛАКСАЦИИ, АКТИВНО ДВИГАЙСЯ И ЗАЙМИСЬ СПОРТОМ

 

 

 Упражнение: «Притча о жизни – разноцветная реальность»

Инструкция: Внимательно послушайте притчу.  

«Один старый и очень мудрый китаец сказал своему другу: «Рассмотри комнату, в которой мы находимся, и постарайся запомнить вещи коричневого цвета».

В комнате было много чего коричневого, и друг быстро справился с этой задачей.

Но мудрый китаец попросил его: «Закрой-ка глаза свои и перечисли все вещи... синего цвета!»

Друг растерялся и возмутился: «Я ничего синего не заметил, ведь я запоминал по твоей указке только вещи коричневого цвета!»

На что мудрый человек ответил ему: «Открой глаза, осмотрись, ведь в комнате очень много вещей синего цвета». И это было чистой правдой.

Тогда мудрый китаец продолжил: «Этим примером, я хотел тебе показать правду жизни: если ты ищешь в комнате вещи только коричневого цвета, а в жизни – только плохое, то ты и будешь видеть только их, замечать исключительно их, и только они будут тебе запоминаться и участвовать в твоей жизни.  

Запомни: если ты  ищешь, плохое, то ты обязательно его найдешь и никогда не заметишь ничего хорошего. Поэтому если всю жизнь ты будешь ждать и морально готовиться к худшему – то оно обязательно произойдет с тобой, ты никогда не будешь разочарован в своих страхах и опасениях, но будешь находить им новые и новые подтверждения.

Но если ты будешь надеяться и готовиться к лучшему, то ты будешь притягивать хорошее в свою жизнь, иногда рискуя всего лишь быть разочарованным – жизнь невозможна без разочарований.

Ожидая худшее, ты упускаешь из жизни все хорошее, что в ней на самом деле есть. Если ожидаешь плохого, то ты его и получаешь. И наоборот.

Можно приобрести такую силу духа, благодаря которой любая критическая ситуация в жизни будет иметь и положительные стороны».

Вопрос для обсуждения: «Расскажите о том, какие мысли и чувства она вызвала у вас».

          Итак, каждый человек может развить жизнестойкость. Что же необходимо сделать, чтобы развить в себе жизнестойкость? Ответы подростков.

·             Позитивный анализ трудных ситуаций жизни;

·             Расширение кругозора, внутренней культуры;

·             «Проигрывание» ситуаций стресса;

·             Развитие коммуникативных навыков: просьбы; умение сказать «нет»;

·             Адекватное реагирование на справедливую и несправедливую критику;

·             Навыки совладающего поведения: самопринятие и самоуважение;

·             Уверенность в себе;

·             Волевые усилия.

 

Упражнение «Стаканчик»

Цель: моделирование эмоционально значимой стрессовой ситуации, выявление типичных реакций на стрессовые ситуации.

Ведущий ставит на ладонь бумажный стаканчик и говорит участникам группы следующее: «Представьте, что этот стаканчик – сосуд для самых ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей (пауза). В него вы можете мысленно положить то, что для вас действительно важно и ценно (пауза), это и есть то, что вы любите и чем очень дорожите». На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент ведущий сминает этот стаканчик.

Смысл упражнения

Пережить состояние стресса, сохранить самочувствие

Обсуждение

1. Что вы почувствовали? Какое сейчас у вас состояние?

2. Когда у вас в жизни возникали такие же чувства?

3. Как вы справились с этим? Если вы могли повлиять на ситуацию, то что вы делали? А если не могли повлиять, то как вы справлялись?

Вывод. То, что вы сейчас пережили - это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как вы это пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у вас, в том числе и в общении с другими людьми.

 

 

Мозговой штурм. Теперь давайте подумаем, как можно снять такое напряжение и беспокойство после перенесенного стресса?

1.           Узнать все, что возможно о том, что произошло.

2.           Отвлечься от происходящего (не застревать в стрессовой ситуации).

3.           Подготовить себя и к успеху, и к неудаче.

4.           Иметь запасной план – прекрасный способ уменьшить стресс.

5.           Снизить важность события.

6.           Расслабиться.

7.           Мыслить позитивно (посмеяться или найти что-то полезное в случившемся).

8.           Выплеснуть накопившуюся негативную энергию наружу, например: помыть посуду, поиграть в футбол, побить «грушу» (подушку) и др.

Рекомендации психолога. Я предлагаю вам в подобных случаях выполнять следующие упражнения. Давайте их сделаем.

Упражнение «Крик». Закройте все окна и двери в помещении, где находитесь или уйдите в пустынное место и покричите изо всех сил в течение 1 минуты.

Смысл упражнения. В процессе крика человек освобождается от излишней негативной энергии.

Обсуждение. 1. Как вы чувствуете себя после этого упражнения? Знаком вам этот способ снятия напряжения? 2. Почему подростки часто кричат на уроках, в разговоре с кем- то?

Вывод. Когда человек кричит, он, таким образом, снимает с себя излишнее нервное напряжение. Наверное, это не самый лучший способ сохранения своего психоэмоционального здоровья, но, в крайнем случае, если это не в ущерб другим людям, он помогает.

Упражнение «Старая газета». Взять старую газету или ненужную бумагу и разорвать её в течение 1 минуты на мелкие части и выбросить в урну.

Смысл упражнения. Вместе с бумагой уходит накопившаяся негативная энергия и человек получает облегчение.

Обсуждение. 1. Какие эмоции сопровождали ваши действия? 2. Получили ли вы какое - то облегчение?

Упражнение «Ладони». Соедините ладони перед собой и давите одной рукой на другую в течение 1-2 минут.

Смысл упражнения. Напрягая мышцы рук, мы снимаем накопившуюся злость или раздражение.

Обсуждение. 1. Что ощущается в данный момент в вашем теле? 2. Какие изменения происходят с вашими эмоциями?

Упражнение «Сцепленные ладони». Сцепите руки за головой и давите ладонями на затылок, не меняя положения головы.

Смысл упражнения. Напрягая мышцы шеи, рук, плечевого пояса, мы освобождаемся от излишнего хронического напряжения в этой части тела.

Упражнение «Выкинь». Упражнение желательно выполнять стоя. Участникам дается следующая инструкция: «Представьте, что в ваших ладошках лежит комок из неприятных эмоций, от которых вы хотели избавиться. Этот комок становится все тяжелее, тяжелее и тяжелее, и вот уже настолько тяжело, что невозможно больше держать и необходимо избавиться от него. И теперь вы должны выкинуть этот комок за спину, собрав при этом все силы, даже можно крикнуть, чтобы стало легче». После выполнения можно поделиться впечатлениями.

Смысл упражнения: учимся избавляться от отрицательных эмоций.

«Дыхательные техники».

Успокаивающее дыхание

Успокоить ум и тело, помочь избавиться от раздражения или расстройства помогает метод успокаивающего дыхания.

Сделайте глубокий вдох носом. На выдохе слегка сожмите мышцы горла, чтобы получился звук, напоминающий храп. Выдох, как и вздох, осуществляется с закрытым ртом. Освоив этот выдох, точно таким же звуком сопровождайте вдох. Дышите так несколько минут.

 

Упражнение «Цепочка». Цель: тренировка невербальной передачи эмоционально-положительной информации. Участники тренинга строятся в колонну, в затылок друг другу. Ведущий показывает последнему написанное на листочке ласковое слово (например, «зайка» или фразу «Ты мне нравишься»). Тот поворачивает к себе стоящего перед ним и жестами и мимикой пытается передать смысл написанного. По цепочке невербальная информация передается до конца. Последний в колонне должен произнести то, что до него донесли предыдущие участники.

Релаксационно  - медиативное упражнение «Храм тишины».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Вообразите себя гуляющим на одной из улиц многолюдного и шумного города.

Ощутите, как ваши ноги ступают по мостовой.

Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры.

Возможно, некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны. или радостны.

Обратите внимание на звуки, которые вы слышите.

Обратите внимание на витрины магазинов. Что вы в них видите?.

Вокруг очень много спешащих куда-то прохожих. Может быть, вы увидите в толпе знакомое лицо. Вы можете подойти и поприветствовать этого человека. А может быть, пройдете мимо.

Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?.

Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по другой улице. Это более спокойная улица.

Чем дальше вы идете, тем меньше вам встречается людей.

Пройдя еще немного, вы заметите большое здание, отличающееся по

архитектуре от всех других.

Вы видите на нем большую вывеску: "Храм тишины".

Вы понимаете, что этот храм — место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова.

Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окруженными полной и глубокой тишиной.

Побудьте в этом храме.в тишине.

Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно.

Когда вы захотите покинуть этот храм, толкните двери и выйдите на улицу.

Как вы себя теперь чувствуете?

Запомните дорогу, которая ведет к "Храму тишины". Когда вы захотите, вы сможете возвращаться в него вновь.

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ

Работа в группах. Разбор кейсов.

Кейс №1

Кейс для подростков «Авторитет у друзей»:

Сергея в классе не любили: обзывали, прятали и портили его личные вещи, смеялись над ним, когда он отвечал на уроке и.д. Сергею очень хотелось подружиться с авторитетными ребятами в классе, которые делали ему пакости, стать «своим» среди них. И он решил подражать Виталию и Коле, своим главным обидчикам. Они уже были известны всей школе своими «подвигами» и вели себя как настоящие «крутые парни»: свободно выходили из класса во время урока, пинали двери, ломали цветы в коридоре, били одноклассников и младших, откровенно хамили учителям. Сергей присоединился к Виталию и Коле и делал все, что они ему говорили: прогуливал школу, покупал новым «друзьям» сигареты и спиртные напитки, воруя деньги у родителей. Домой он стал приходить редко, постоянно ссорился с родителями. Через полгода его поставили на учет в полицию за кражу.

Алгоритм анализа ситуации

В какую ситуацию попал Сергей?

Кто были обидчиками Сергея?

Почему Сергей решил стать «другом» Виталия и Коли?

Как вы понимаете слова «стать своим» у друзей?

Какие способы выбрал Сергей, чтобы «стать своим» у друзей? Удалось ли Сергею стать их другом?

Считали ли Виталий и Коля Сергея своим другом?

Попробуй составить прогноз дальнейшего развития их дружбы, предскажи возможные последствия поведения Сергея.

Как нужно было поступить Сергею, чтобы не столкнуться с такими проблемами?

Кейс №2

Письмо Саши

«… Я так хочу свободы! Так хочу просто побыть одна, но с моими родственниками это просто невозможно! У меня два брата и младшая сестра, а также родители, которые заботятся обо мне так сильно, что меня уже тошнит от этого.

Если я хочу пойти к подруге на выходные, то у моих родителей сразу появляются срочные дела, которые я должна сделать именно на этих выходных. А если я скажу своим родителям, что у меня есть парень, они скажут, что он не достоин моего внимания и просто запретят с ним встречаться!

Папа говорит, что я лентяйка! Мне очень обидно!

Мой старший братец наказание какое-то! Он подкалывает меня, а я потом просто плачу ночью в подушку после его шуток! А младший брат обзывает меня перед друзьями! Сестрёнка пользуется моей косметикой и берет без спроса мои вещи! Как я устала от всего этого!

Поскорее бы мне поступить в техникум и уехать от них в другой город, чтобы не видеться подольше! Я мечтаю, чтобы у меня была своя маленькая комнатка, где никто и ничего бы не трогал! Хочу решать сама с кем, куда и когда мне идти. При первой же возможности – уеду!»

Вопросы для обсуждения:

В чём вы согласны с Сашей?

В чём она не права?

Охарактеризуйте отношение к ней её братьев, сестры, мамы, папы.

Правильно ли поступит Саша, если уедет из дома?

Какие вы можете дать советы каждому члену семьи?

Как поступить Саше в сложившейся ситуации?

 

Заключительная часть (РЕФЛЕКСИЯ)

Упражнение «Чемодан»

Цель: создать положительную обратную связь участникам тренинга по завершении работы

Необходимо прикрепить к доске ватман с рисунком чемодана.

Инструкция для учащихся:

Собираясь в дальнюю дорогу, человек берет с собой необходимые вещи, собирает чемодан.

На жизненном пути у каждого человека возникают какие-то свои сложные ситуации, и каждому может потребоваться какое-то свое решение, свой уникальный выход и способ для решения такой ситуации.

На листочках напишите, как вы будете действовать, какой свой уникальный способ будете применять для выхода из трудной жизненной ситуации, и прикрепите на наш чемодан.

 

Список литературы

1.                      Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе.-СПб.: Речь, 2002 – 98с.

2.                      Вачков И., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. -СПб, 2009.-111 с.

3.                      Книжникова С.В. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости (Монография).-Краснодар: «АВС-полиграфия», 2009 -58с.

4.                      Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании: методическое пособие. Составители: Борисенко О.В., Матерова Т.А., Ховалкина О.А., Шамардина М.В.-Барнаул, 2014.-184 с.

5.                      Программа «Тренинг «Жизнестойкость» Составитель: Ковалева Н.А., Курган, 2017 -34с.