В тренинге для педагогов «Танцевальная терапия», говорится о том, что танцевальная терапия приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танцевальная терапия воспринимает тело как развивающийся процесс. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы. Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.В тренинге для педагогов «Танцевальная терапия», говорится о том, что танцевальная терапия приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танцевальная терапия воспринимает тело как развивающийся процесс. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы. Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.
Тренинг для педагогов «Танцевальная терапия»
Концептуальное введение:
Основная цель танцевальнодвигательной терапии – обретение чувствования и
осознанности собственного «Я». Люди обращаются к терапевту, работающего
по данному методу, потому, что они, будучи отчужденны от тела, не
чувствуют себя интегрированными. В нашей современной культуре мы
относимся к телу часто как к вещи, предмету. Мы научились контролировать
тело, придавать ему определенные формы, какойто вид, сдерживать его, и
думаем, что оно останется безответным. Танцевальная терапия приглашает
тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танцевальная терапия
воспринимает тело как развивающийся процесс. Тело и сознание
рассматриваются как равноценные силы. Данная терапия больше интересуется
тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.
Джоан Смолвуд, выделила три компонента терапевтического процесса при
проведении танцевальной терапии:
1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных
«двойных сообщений» (когда наблюдается диссонанс между
вербальным и невербальным сообщением человека).
2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости,
спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы
времени, пространства и силы движения, определение границ своего
движения и их расширение).
3. Аутентичное движение (спонтанная, танцевальнодвигательная
импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя
опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности).
Принципы работы группы танцевальной терапии:
В качестве принципов работы групп танцевальной терапии используются
традиционные принципы работы тренинговых групп:
1. добровольности участия;
2. «здесь и теперь»;
3. конфиденциальности;
4. открытого выражения чувств;
5. ответственности;
6. активности.
Цель: способствование физической и эмоциональной интеграции личности
участников группы.
Задачи:
1. углубление осознания участниками группы собственного тела;
2. развитие осознания возможностей использования тела, способов
выражения чувств;3. установление участниками группы связи чувств с движениями,
высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.
Этапы работы:
I. этап – разогрев:
Цель: Помочь каждому участнику подготовить свое тело к работе.
Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.
Упражнение «Танец отдельных частей тела» [1, с.21]
Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов;
расширение экспрессивного репертуара.
Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.
Время: 3 мин.
Процедура: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет
по очереди части тела, танец которых будет исполнен
танец кистей рук
танец рук
танец головы
танец плеч
танец живота
танец ног
Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть
тела.
Вопросы для обсуждения:
какой танец было легко исполнить, какой трудно?
почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались?
II. Этап – Основная деятельность:
Цели: Углубление осознания участниками группы собственного тела;
развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения
чувств; установление участниками группы связи чувств с движениями,
высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.
Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи разных
стилей.
Упражнение «Ведущий и ведомые» [2, с.243]
Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и
межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками
своих танцевальноэкспрессивных стереотипов.
Материалы: Музыкальные записи разных стилей, стимулирующих
танцевальную экспрессию.
Время: 5 мин.
Процедура: Группа выстраивается в колонну. Звучит музыка, и участники
начинают двигаться, причем первый участник становится ведущим, а
остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник спонтанно и свободносамовыражается, максимально используя свой танцевальноэкспрессивный
репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его
движения. Через 30 сек. первый участник переходит в конец колонны и
становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из
участников не побывает в роли ведущего.
Вопросы для обсуждения:
что чувствовали участники, будучи ведущими / ведомыми?
что они чувствовали, примерив на себя его экспрессию? Какой Я, когда
танцую, как он?
когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения
других или когда сами были ведущими?
Упражнение «Животные» [2, с.244]
Цели: переживание внутренних движений и экспериментирование с внешним
движением; стимулирование идентификации со своим телом; установление
участниками группы связи чувств с движениями.
Материалы: Медитативная музыка.
Время: 2 мин.
Процедура: Американский психолог и теоретик танца У. Соррел в 1967 г.
утверждал: «Танец старше человека. Первобытный человек подражал
различным животным и доподлинно копировал, как животные охотятся и
бегают, как они ищут пищу и ухаживают друг за другом». Действительно, в
науке достаточно описаны особые, ритмичные движения животных, птиц,
насекомых, которые в силу ритмичности названы танцем.
Выберите любое млекопитающее, рептилию или птицу. В течение 2 минут вы
должны быть этим животным, «переняв» его форму, движения и звуки.
Вероятнее всего, одно и то же животное выберет не один участник. Не
объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите и «летайте»,
изображая это животное. Спонтанно взаимодействуйте с другими. Подходите
к заданию творчески и старайтесь выразить такие стороны своей личности,
которые, может быть, нелегко выразить в вашей обычной жизни. Шумите,
осознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь.
Вопросы для обсуждения:
какое животное, по мнению группы, выбрал тот или иной ее участник?
почему было выбрано это животное?
какое движение было наиболее характерным, что оно означает?
как чувствовали себя участники, представляя себя животным?
какие ощущения испытывали, чувства переживали?
Анализ движений, использованных участниками в упражнении по «Системе
усилий» Р. Лобана, в которой динамика движений определяется 4
параметрами:
Пространство – может быть прямым и непрямым (многофокусным) Насколько направлены ваши движения? Как часто и какие части тела
«выпадают» из направленного движения? Как много неосознанного
хаоса в теле?
Время – может быть быстрым и плавным
Какой ритм более органичен для вас? При каком ритме – быстром или
медленном – вы чувствуете себя более уверенным, более осознанным,
более испуганным? Можете ли вы освоить разнообразие ритмов?
Сила – может быть мощной и легкой
Насколько вы чувствуете свою силу, вес? А – следовательно – опору,
поддержку, связь с землей?
Течение – свободное и ограниченное, характеризует личное
пространство человека, которое он считает своим и при вторжении в
которое чувствует дискомфорт?
Как много места вы позволяли себе занять? Насколько вы чувствуете
«свое»пространство? Как вы входите в пространство других людей?
Упражнение «Отображение» [1, с.19]
Цели: Поощрение осознания тела, творческого движения и межличностной
эмпатии; развитие самопринятия и взаимопринятия.
Материалы: медленная, спокойная музыка.
Время: 4 минуты.
Процедура: Все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник
становится ведущим, а другой – ведомым. Встаньте лицом к лицу и смотрите
друг другу в глаза. Если вы лидер, начинайте делать какиенибудь медленные,
изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения
осознавайте свое тело и чувства. В течение всего упражнения смотрите
партнеру в глаза и старайтесь осознавать его. В качестве ведомого отражайте
движения своего партнера – как будто вы его зеркальный образ. Например,
если партнер вытягивает правую руку, вытягивайте левую. Пусть партнер
руководит тем, куда и как вы двигаетесь. Старайтесь ни о чем не думать.
Пусть вас «ведет» ваше тело. Примерно через две минуты поменяйтесь
ролями.
Вопросы для обсуждения:
на какие движения партнера вы обратили внимание?
что вы чувствовали, когда отражали движения партнера / он отражал
ваши движения?
Упражнение «Танецхоровод» [2, с.246]
Цели: актуализация архетипических переживаний защищенности,
сопричастности (танец в кругу – древнейшая форма танца); повышение
групповой сплоченности.
Материалы: медленная, спокойная музыка.
Время: 3 мин.Процедура: Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка,
участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему
собственному ритму, принося в общий танец свои индивидуальные движения.
Вопросы для обсуждения:
Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?
Ощущали ли вы сопричастность группе, защищенность?
Удалось ли добавить индивидуальные особенности ваших движений в
общее движение, что вы при этом чувствовали?
Упражнение «Все со всеми» [1, с.20]
Цели: Эмпатическое принятие партнеров; взаимопознание; развитие
танцевальноэкспрессивного репертуара участников.
Материалы: музыка разных стилей.
Время: 5 мин.
Процедура: Участники становятся в два круга – внешний и внутренний. Один
из партнеров начинает спонтанно двигаться, творчески самовыражаясь,
следуя своим чувствам в данный момент. Другой зеркально отражает его
движения, стараясь «вчувствоваться» в партнера через его пластику, манеру
движений. Через 30 секунд участники меняются ролями.
Двигаясь относительно друг друга, все участники должны
провзаимодействовать со всеми членами группы.
Вопросы для обсуждения:
отличаются ли ваши чувства в процессе взаимодействия с разными
участниками?
насколько обогатился ваш танцевальнодвигательный репертуар в
процессе взаимодействия с участниками группы?
III. Этап – Завершение.
Цели: Восстановление дыхания; снятие напряжения и эмоционального
возбуждения; закрепление, полученных в ходе тренинга, результатов.
Материалы: музыкальный проигрыватель, видеопроигрыватель.
Упражнение «Восход солнца» (упражнение разработано составителями
тренинга)
Цели: Снятие напряжения и эмоционального возбуждения; установка на
позитивное мышление.
Материалы: медленная, спокойная музыка, видеозапись с восходом солнца.
Время: 3 мин.
Процедура: Группа садится в круг по своим местам. Звучит расслабляющая
музыка. Ведущий медленно и четко проговаривает следующий текст: «Наш
тренинг подходит к своему завершению, но как говорят философы, любой
конец есть начало чегото нового. В нашем случае, это будет осознание себя,
своих возможностей, единение с общей Вселенной и ее могуществом,
интеграция души и тела. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Глаза можетезакрыть, а можете оставить открытыми. Попытайтесь своим внутренним
зрением перенестись в предрассветные секунды, когда небо становится
светлее и вотвот должно взойти солнце. Понаблюдайте вокруг. Природа,
будто бы замерла в ожидании солнца. Деревья, животные, насекомые – все
наполнены необыкновенной тишиной, будто бы перенеслись, в своем
ожидании, в волшебную страну, между сном и реальностью, между ночью и
днем, тьмой и светом. Страну, которой нет ни на одной из карт мира. Страну,
где возможно все. Ждите и вы. Ждите восхода, как первую любовь, с таким
же глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом. Молчаливо. А теперь,
позвольте солнцу взойти! Позвольте его лучам согреть вас своим теплом и
светом. Сделайте глубокий вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе
золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало
совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет
вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете,
представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и
наполнит его созидательностью. Почувствуйте как волшебное солнечное
тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти
ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Теперь можете открыть глаза
те, у кого они были закрытыми, займите привычную вам позу. С этого
момента, если когданибудь в жизни, вы будете чувствовать тревогу, страх,
печаль, напряжение, позвольте вашему внутреннему солнцу взойти...» После
слов ведущего, на экране видеопроигрывателя появляется запись с восходом
солнца.
Литература:
1. Шкурко Т.А. Танцевальноэкспрессивный тренинг / Шкурко Т.А. –
СПб. : Речь, 2003. – 192 с.
2. Рудестам К. Групповая психотерапия / Рудестам К. СПб. : – Питер,
2005. – С. 278279.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь