ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Играем от души, играем вместе»

  • Работа с родителями
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Играем от души, играем вместе», направлен на то, чтобы показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании, показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком, обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Играем от души, играем вместе», направлен на то, чтобы показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании, показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком, обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.
Иконка файла материала Тренинг для родителей -«Играем от души, играем вместе».doc
ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Играем от души, играем вместе» Цель: показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании,   показать   значимость   игры   и   игрушки   в   развитии   ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком, обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи. Предварительная   работа: проба   «Игрушка,   которая   мне   нравится» (проводится с каждым ребенком индивидуально). Ребенку из десяти игрушек предлагают выбрать ту, которая ему нравится. Набор игрушек может быть произвольным.   Например:   попугай,   собачка,   лев,   динозавр,   заяц,   котенок, ящерица,   деревянный   строительный   набор,   кукла,   машина.   Когда   ребенок выберет игрушку, его фотографируют с ней. Условия проведения тренинга: тренинг проводится в зале: в одной половине по кругу расставлены стулья для взрослых, чуть в стороне от них стоит стол с теми   игрушками,   которые   предлагались   детям   в   процессе   вышеуказанной пробы; в другой половине зала находятся детские столы и стулья для игры с родителями, настольно­печатные игры (на две – три больше, чем участников, чтобы обеспечить свободу выбора), набор «Строитель» с мелкими деталями.         Для   творческой   работы   родителей   заготовлены   листы   белой   бумаги формата А3, ножницы, фломастеры, клей, цветная бумага, старые детские журналы (для аппликации и коллажей).  Подобрана спокойная, тихая музыка, которая   используется   и   как   общий   фон,   и   как   сопровождение   психо   ­ гимнастического упражнения. Длительность тренинга: около двух часов.  Последовательность проведения тренинга. Психолог встречает родителей в группе   и   приглашает   их   в   музыкальный   зал.   Каждый   участник   занимает удобное для себя место. Звучит музыка, что создает положительный эмоциональный настрой. Первая часть ­  вступительная: Психолог   знакомит   участников   тренинга   с   его   целями   и   задачами, рассказывает   об   условиях   и  режиме   работы,  о   том,  в  какой   форме   будет проходить   каждая   часть   тренинга.   Особый   акцент   делает   на   философии взаимодействия   с   детьми,   основанной   на   признании   личности   ребенка   и стремлении к сотрудничеству с ним. Правила проведения тренинга: ­ Участники тренинга должны быть активны на всем его протяжении. ­ Участники тренинга должны придерживаться правил его проведения. ­   Участники   тренинга   вправе   давать   о   себе   только   ту   информацию, которую они сочтут нужной. ­   Участники   тренинга   не   могут   разглашать   частную   информацию, полученную от других участников в ходе тренинга.­   В   процессе   совместной   деятельности   с   детьми   взрослые   должны признавать личность ребенка и стремиться к сотрудничеству. Вторая часть ­ процедура знакомства: Участники   представляются   и   высказывают   свои   ожидания   от предстоящей   работы   –   надежды   и   опасения,   связанные   с   организацией совместных   игр   с   ребенком.   Выражают   желание   понаблюдать   за   тем,   как играют другие дети, как они общаются с педагогами и родителями в ходе игры. Для облегчения общения психолог предлагает использовать бейджики, на которых каждый участник указывает свое имя, при желании – отчество и фамилию или только псевдоним. Третья часть ­ психогимнастическое упражнение «Моя любимая в детстве игрушка»: Психолог   включает   релаксационную   музыку   и   медленно   говорит: «Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь  к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах.   Поток   воздуха   уносит   вас   в   детство,   в   то   время,   когда   вы   были маленькими. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том   возрасте,   в   котором   вы   лучше   себя   помните.   Вы   играете   со   своей любимой  игрушкой.  Вспомните, как   она   выглядит,  в какие   игры  вы  с ней играете. Она очень вам нравится, вы её любите, стараетесь не расставаться с ней.   Любимая   игрушка   приносит   вам   много   счастья   и   радости,   и   вы улыбаетесь, вам хорошо. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза». Затем психолог предлагает рассказать участникам тренинга о том, что они ощущали, о своей любимой игрушке. Задавая общий тон, первым на вопрос отвечает  воспитатель: «Когда я была   маленькая,   больше   всего   любила   резинового   клоуна.   Он   был   очень старым, местами на нем стерлась краска. У него был большой колпак, пышный комбинезон с большими пуговицами. Клоун  улыбался. И мне это нравилось. Я очень его любила, даже кормила манной кашей». Далее все участники тренинга с удовольствием рассказывают о своих игрушках. Взрослые понимают, что любимую игрушку они помнят всю жизнь, и это дает им положительные эмоции. Далее разворачивается дискуссия на тему, предложенную психологом: «Что должны сделать взрослые, чтобы дети через много лет с удовольствием вспоминали о своих игрушках». Четвертая часть ­ информация старшего воспитателя о видах игр, их значении развитии ребенка, о том, какие игры и игрушки нужны их детям:На её основании участники тренинга дискутируют на тему «Игровые уголки   для   детей   дома.   Какие   игрушки   полезны,   а   какие   не   следует приобретать». В   процессе   дискуссии   родители   обсуждают   вопрос   о   количестве игрушек, об их видах. Делятся информацией о том, как хранятся игрушки у них дома, как лучше оборудовать игровой уголок, какова процедура уборки игрушек   после   игры.   Родители   обмениваются   информацией   о   магазинах, торговых центрах, где по доступной цене можно приобрести качественные игрушки, сертификатом. Пятая часть ­ творческая работа «Игрушка в жизни моего ребенка»: Психолог отмечает: «Мы сегодня убедились: у каждого человека есть любимые игрушки, которые он помнит всю жизнь. У ваших детей они тоже есть. Хорошие родители должны знать, какие игрушки любит их ребенок, и с уважением относиться к его выбору. В детском саду много игрушек, но в течение дня ребенку хочется видеть свою любимую, ту, которая находится дома». Родителям   предлагается   нарисовать   на   листе   бумаги   сюжетную картинку с   любимыми игрушками их сына (дочери). Работы в дальнейшем скрепляют между собой (поезд) и располагают в игровом  уголке группы. Это будет напоминать детям о доме. Родители обычно испытывают затруднения, долго обдумывают сюжет рисунка,   говорят   о   своем   неумении   рисовать.   В   этом   случае   можно предложить   им   сделать   аппликации,   вырезав   картинки   из   детских   книг   и журналов. В итоге получаются замечательные работы. Родители предлагают показать   их   детям.   Психолог   отмечает,   что   инициатива   родителей   очень интересна: «Мы обязательно покажем творческие работы детям и предложим им угадать: где, чья мама или папа потрудились. Но вначале поиграем». Шестая часть ­  Игра «Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок»: Родители должны из десяти игрушек выбрать ту, которую предпочел бы их ребенок. Это задание родители выполняют с явным волнением. Многие долго думают, прежде чем сделать выбор. Далее мы показываем родителям фотографии, и те видят, совпал ли их выбор с выбором ребенка. Большинство участников   тренинга   не   ошиблись:   их   выбор,   и   выбор   их   детей   совпали. Родители испытывают гордость от того, что смогли посмотреть на этот мир глазами своих детей. Затем психолог предлагает пригласить детей. Родители идут в группу и возвращаются каждый со своим ребенком. Седьмая часть ­ задание для детей «Узнай работу своей мамы По   инициативе   родителей   детям   показывают   их   творческие   работы. Дети   выбирают,   родители   волнуются.   Зато   как   они   радуются,   когда   дети  (своего папы)»:угадывают   авторов!   Психолог   говорит   детям,   что   из   родительских   работ будет сделан поезд, который украсит их группу. Восьмая часть ­ игра «Как живете?» для всех участников тренинга Все становятся в круг. Ведущий (психолог) задает вопросы, участники с детьми: отвечают, имитируя движения. ­ Как живете? ­ Вот так! (Показывают большие пальцы обеих рук). ­ Как идете? ­ Вот так (маршируют). ­ Как бежите? ­ Вот так! (Бег на месте). ­ Как ночью спите? ­ Вот так! (Соединяют ладони и кладут под голову). ­ Как берете? ­ Вот так! (Прижимают ладонь к груди). ­ А даете? ­ Вот так! (Выставляют ладонь вперед). ­ Как молчите? ­ Вот так! (Надувают щеки и кулаками мягко ударяют по ним). ­ Как грозите? ­ Вот так! (Пальцами грозят друг другу). Девятая часть ­ имитационная игра  «Прибежали козочки»: Психолог обращает внимание родителей на то, что эту игру дети очень любят, играют в нее и в группе, и на улице. Хотят играть «в козочек» и дома с родителями. Игра проводится два раза. Прибежали, прибежали козочки, козочки. (Имитируют бег). Собирали, собирали розочки, розочки. (Собирают цветочки). Прискакали,   прискакали   белочки,   белочки.   (Складывают   лапки,   как белочки). Ну­ка, дружно, ну­ка вместе! (Качают головой из стороны в сторону). Мальчики! (Произносят низким голосом). Девочки! (Произносят высоким голосом). Десятая часть ­  совместные игры для детей и родителей.                 Родителям и детям предлагается выбрать настольно­печатные игры по душе и вместе поиграть (лото, кубики, мозаика, домино и т.д.). Психолог   при необходимости помогает родителям и детям вместе играть. Одиннадцатая часть ­ ознакомление участников тренинга с решением клуба, принятие правил игры для детей и родителей Вручение родителям памяток по игре,  а детям – настольных игр.         После   проведения   данного   тренинга   дети   обращают   внимание   на творческие   работы   своих   родителей,   рассказывают   о   том,   какие   игрушкилюбят.   По   инициативе   родителей   педагоги   группы   проводят   досуг   «Моя любимая игрушка» с участием родителей. Чему обучается ребенок в игре?         ­   Эмоционально   «вживаться»,   «врастать»   в   сложный   социальный   мир взрослых. ­  Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные. ­ Осознавать свое реальное место среди других людей. ­ Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими. ­ Уважать себя и верить в себя. ­ Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами. ­ Свободно выражать свои чувства. ­ Говорить с сами собой, интуитивно познавать себя. ­ Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. ­ Делать выбор. Советы взрослым:  ­ Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!  ­ Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.  ­   Поддерживайте   усилия   детей   сохранить   хорошие   отношения   со сверстниками. ­ Обратите особое внимание на неиграющих детей. Какие игрушки нужны вашим детям? Игрушка – это предмет, специально предназначенный для детских игр. Игрушка   помогает   ребенку   осуществить   свой   замысел,   приближает   игру   к действительности. Виды игрушек:    ­ Сюжетные (образные)­ куклы,  фигурки животных,  мебель, посуда, предметы домашнего обихода.   ­ Технические – транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты.  ­ Забавы – смешные фигурки зверей, животных, человечков (в основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность). ­ Маскарадно­елочные (связаны с празднованием Нового года). ­   Спортивно­моторные   ­   способствую   повышению   двигательной активности   детей,   развитию   координации   движений,   ориентировки   в пространстве. ­ Театральные – имеют особое значение, служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображении (куклы бибабо). ­ Музыкальные погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, пианино, балалайки и т.д.­ Дидактические ­   с их помощью детей знакомят с формой, цветом, величиной и т.д. (разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, пазлы, мозаики, лото и др). ­ Строительные (состоят из геометрических тел). Вместе мы многое сможем: Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая  в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.          Игра научит нас: ­ Говорить с ребенком на его языке. ­   Преодолевать   чувство   превосходства   над   ребенком,   свою   авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм). ­ Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций.  ­ Открывать  для  себя  способ   обучения  через   подражание  образцам, через эмоциональное чувствование, переживание. ­ Любить детей такими, какие они есть. Играя, мы можем научить детей: ­ Смотреть на себя со стороны, глазами других людей. ­ Предвидеть стратегию ролевого поведения. ­ Делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих. ­   Стремиться   к   справедливости,   преодолевать   стремление   не   только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре. ­ Доверять друг другу.                   Материал подобран педагогом­психологом – Е.М.Бондарь