Тренинг для родителей - «Как любить своего ребенка», направлен на обучение родителей эффективному взаимодействию со своими детьми. Способствовать тому, чтобы родители по – настоящему захотели научиться глубоко рефлексировать процесс воспитания, увидеть несомненную пользу для себя в эффективном взаимодействии со своим ребенком.Тренинг для родителей - «Как любить своего ребенка», направлен на обучение родителей эффективному взаимодействию со своими детьми. Способствовать тому, чтобы родители по – настоящему захотели научиться глубоко рефлексировать процесс воспитания, увидеть несомненную пользу для себя в эффективном взаимодействии со своим ребенком.
Поверь мне – счастье только там,
Где любят нас, где верят нам! (М.Ю. Лермонтов)
Тренинг для родителей «Как любить своего ребенка».
Цель: обучить родителей эффективному взаимодействию со своими детьми.
Задачи:
1. Сформировать у участников занятия желание освоить секреты родительского
мастерства и научить любить своего ребенка.
2. Способствовать тому, чтобы родители по – настоящему захотели научиться
глубоко рефлексировать процесс воспитания, увидеть несомненную пользу для себя
в эффективном взаимодействии со своим ребенком.
3. Помочь молодым семьям растить ребенка имеющего самоуважение и
уверенность в себе, отрабатывая техники по освоению родительского мастерства,
чтобы уметь дать своему ребенку абсолютную убежденность в том, что родители его
любят всем сердцем, безоговорочно, вне зависимости от того, что малыш делает и
что происходит вокруг.
Необходимые материалы: объявлениезавлекалочка; бейджики для родителей
и детей в виде солнышек, цветочков или облачков, сделанные самими детьми;
бабочки, сделанные детьми; маркеры или фломастеры; шесть платочков; «Календарь
Радости».
1 «Календарь Радости». Откройте чистую тетрадь и попытайтесь вспомнить
все радостное, что произошло сегодня. Это может быть встреча с друзьями, ласковое
слово, маленькая удача. Заполнять «Календарь Радости» надо каждый день,
вспоминая все события, которые приятно тронули малыша. Ищите миг счастья, и с
каждым днем радостных событий будет все больше, они наполнят жизнь и украсят
её. Что произойдет в итоге? Ребенок «напитается» радостью, станет уверенней,
счастливей
2 «Бабочки». Вместе с детьми раскрашиваются и заполняются заранее
заготовленные из цветного картона бабочки. Детям предлагается внутри бабочки
нарисовать или написать свою любовь к дорогим людям, тем, кто даровал жизнь.
3 Ритуал приветствия.Цель: создание эмоционального положительного настроя.
Инструкция: «Необходимо каждому родителю представиться (назвать имя),
кратко рассказать о себе на тему: «Чем я замечателен, как родитель». Затем назвать
свою цель, которую хочу достигнуть в нашей встрече».
Разминка. Упражнение «Солнышко светит на тех, кто…».
Цель: формирование рабочего настроя, повышение настроения, развитие
сплоченности коллектива.
Инструкция: «Я предлагаю встать и обняться тем, на кого светит солнышко.
Итак, солнышко светит на тех, кто:
формирует в детях чувство высокого самоуважения и уверенности
в себе (это главное в семье в воспитании);
поддерживает домашний климат, в котором ребенок чувствует, что
он любим самым важным человеком в его жизни – мамой; использует
контакт глаз (10 минут);
использует физический контакт;
использует прием активного слушания;
читает литературу по вопросам воспитания (например, Кэмпбелл Р.
«Как на самом деле любить детей», Гиппенрейтер Ю. «Общаться с ребенком.
Как?» и т.д.);
крыше;
ведет «Календарь Радости»;
иногда для ребенка становится Карлсоном, который живет на
имеет друзей детства; считает себя счастливым.
Упражнение «Что значит любить своего ребенка?».
Цель: способствовать осознанию и осмыслению любви к ребенку.
Инструкция: «Скажите, а что значит, в вашем понимании, любить своего
ребенка?». Возможные ответы: забота о ребенке, интересоваться его жизнью, возить
его отдыхать, покупать ему вещи и еду, говорить: «Я тебя люблю».
Краткий итог. Да, именно слова «Я тебя люблю» хочет слышать ребенок из уст
своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все существование
ребенка. Их необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, и не раз.
Упражнение «Почему не любят?».
Цель: определение причин «нелюбви» родителей к детям.Инструкция: «Скажите, почему некоторые родители не любят своего ребенка?»
Возможные ответы:
1. Ребенок был незапланированным. Родители его не ждали, хотели пожить в
свое удовольствие. И вот теперь он им не очень нужен. Или они мечтали о мальчике,
а родилась девочка.
2. Ребенок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения (похож
на отца, с которым мать в разводе, и некоторые жесты или выражения лица вызывают
у неё глухую неприязнь).
3. Родители стремятся компенсировать свои жизненные неудачи,
неосуществившиеся мечты или желают доказать супругу и всем домашним свою
крайнюю необходимость, незаменимость, тяжесть бремени, которую приходится
нести. Краткий итог. Вследствие вышеперечисленных причин у ребенка могут
возникнуть негативные эмоциональные проявления.
Упражнение «Мне в воспитании ребенка помогает…».
Цель: способствовать осмыслению собственных ресурсов, помогающих в
воспитании ребенка. Инструкция: «Предлагаю вам по кругу закончить фразу «Мне в
воспитании ребенка помогает…».
Упражнение «Клубочек».
Цель: рефлексия родительских чувств по отношению е ребенку.
Инструкция: Родителям предлагается произнести имя, ласковые слова,
которыми называют ребенка в семье, при этом перекатывая клубочек друг другу.
Упражнение повторяется 23 раза.
Резюмирование: Как мы обычно хвалим ребенка?
Молодец! Как красиво! Ты сегодня такой хороший! Похвала может быть
подъемной – прямой, косвенной, фантастической, какой угодно, лишь бы она
подняла уверенность в себе, чтобы дело, поведение, требуемое от ребенка,
окрасилось для него радостью, представилось привлекательным и достижимым.
Вдохновляйте любым способом. Кроме шаблонов, годится все. И, совсем
замечательно, если вы, не оценивая, опишите словами то, что произошло, что вы
увидели. Например: после хождения с 5ти летним сынишкой по магазину скажите:«Я высоко ценю твою помощь в супермаркете. То, как ты ставил пакеты с молоком в
корзину. Ты мне здорово помог!». Истинная любовь – это любовь ни за что и
несмотря ни на что. Замена оценки на описание освобождает детей от тяжелого
груза, приносит облегчение и способствует развитию. Так какие же слова ласкают
душу:
Ты самый любимый (любимая)!
Ты очень многое можешь!
Что бы мы без тебя делали!
Я радуюсь твоим успехам!
Какое счастье, что ты у нас есть!
Что значит принимать ребенка безусловно? (ответы участников) Это значит
любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от
него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровым и
счастливым, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз,
когда это было ему необходимо. А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется.
Но, бывает, настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.
Упражнение «Шесть платочков».
Цель: способствовать осознанию родительского опыта, особенностей
повседневных отношений с ребенком.
Инструкция: Приглашается один доброволец, который будет играть роль
ребенка. Затем рассказывается следующая история:
Ты мой маленький ребенок. Мы спешим с тобой в детский сад. А ты очень
энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок
Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.
Некогда, смотришь под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой!
Перестань глазеть! – я тебе отвечаю. (Завязываю глаза платочком)
Мы бежим дальше, и я встречаю по дороге свою подругу и быстро обмениваюсь
с ней последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь: Мама, акто такой дядя Юра? Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты
чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю платочком уши)
Я прощаюсь с подругой, и мы с ребенком бежим дальше. Мам, а меня Машка
ждет в детском садике, которая… Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас,
мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (Завязываю платочком рот)
Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какуюто веточку. Я кричу:
Что у тебя в руках, что ты все время чтото подбираешь, не можешь без этого!
Выброси сейчас же! Посмотри на свои руки они теперь у тебя грязные. Убери
грязные руки! (Завязываю руки платочком)
Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на неё. Ты
где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!
(Завязываю платочком ноги)
Ребенок начинает хныкать. Я кричу на неё: Что ревешь?! Что ты плачешь, я
тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь,
ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце).
Краткий итог и обсуждение. Спросить у «ребенка» и участников, какой платок
хочется развязать в первую очередь и почему?
Что чувствовал и о чем думал «ребенок» на протяжении всего действия? Вот в
какое состояние мы вгоняем своего ребенка, преследуя благородные цели
воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от мамы и папы, да и от
других людей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?
Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и
должны сделать, это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько,
сколько нужно ребенку (обнять «ребенка»). Когда ему будет достаточно, он сам
отойдет. При этом ни в коем случае вы не похлопывайте по спине, не поглаживайте
мол «все пройдет».
Психологи рекомендуют обнимать своего ребенка несколько раз в день: 4 раза –
необходимо просто для выживания, а для хорошего самочувствия,
интеллектуального развития – 12 раз в день.
Упражнение «У кого больше «любимок»».
Цель: способствовать формированию умения любить окружающих.Инструкция: Ведущий говорит о том, что у каждого человека есть много
«любимок» людей, которых они любят. Предлагается конкурс: назвать как можно
больше своих любимок, т.е. любимых людей. При обсуждении делается вывод о том,
как хорошо, когда у человека много людей, которых он любит.
Литература:
Азарова Т. Слушать ребенка. Как? // Школьный психолог.–2003.№ 8.– с. 2021.
Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание.
– 2002. №9. – с.5258.
Арнаутова Е.П. Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. –
М.: ООО «Линка – Пресс», 2004. – 208 с.
Арнаутова Е.П. Когда ребенок сводит взрослого с ума // Управление ДОУ. – 2005. №8. – с.8391.
Бакина М. Если ребенок себя плохо ведет // Игра и дети. – 2003. №3. с.911.
Блинова Л. Какими вы видите своих детей? // Обруч. – 2005. №2. – с.45. Виноградова Н.Ф.,
Журова Л.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагоги и психолога / Под ред. А.Г.
Хрипковой. – М., 1992. Вообрази себе. Помечтаем – поиграем. – М.: Эйдос. 1994. – 80 с.
Гипенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: «ЧеРо», 2002. – 240 с.
Григори Н. Связующая нить Программа коррекции детско – родительских отношений // Школьный
психолог. – 2000. №28.
Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. –
144 с.
Даминова П.С., Поверинова Н.А. Программа «Школа родительской любви» // Классный
руководитель. – 2004. №7. – с.6383.
Дереклеева И.И. Родительское собрание. Начальная школа. 14 классы. – М.: «ВАКО», 2005. – 256
с.
Доронова Т.Н., Соловьева Т.Н., Жичкина А.Е., Мусиенко С.Л. Дошкольные учреждения и семья –
единое пространство развития. – М.: ООО «Линка – Пресс», 2001. – 224 с.
Зазульская О. «Кувшин эмоций» // Обруч. – 2005. №6. – с.1011. Клюева Н.В. Психолог и семья:
диагностика, консультация, тренинг. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 160 с.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль:
Академия развития, 1997. – 240 с.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М.: Генезис, 2000. – 192 с.
Макарова Л., Подвинцева Л. Ребенок – взрослый: терапия отношений. Психокоррекционная
программа // Школьный психолог. – 2004. – №2728.
Марьинских Н. «Я тебя люблю!» Разработка родительского собрания в старших классах //
Школьный психолог.–2003.№ 24.– с. 1415.
Матвеева Л., Выбойшик Н., Мякушин Д. Практическая психология для родителей, или Что я могу
узнать о своем ребенке. – М., 1997.
Миленко В., Лысенко Г. Родительское собрание – студия – как форма взаимодействия ДОУ и
семей воспитанников // Дошкольное воспитание. – 2005. №12. – С. 2633.
Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – М.: ООО Апрель – Пресс, 2000. –
464 с.
Стишенок И.В Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб.: Речь, 2005. –144
с.Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья. – М.:
Издательство Гном и Д, 2000. – 160 с. Удовенко М. Введение в школьную жизнь. Набор игр для
родителей // Школьный психолог. – 2006. №3. – с. 2831.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М.: Генезис, 2000. – С.104.
Фопель К. Психологические группы. – М.: Генезис, 2004. – 256 с.