Социально-психологическую и личностную зрелость человека характеризует способ решения жизненных противоречий. Она проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества. Способность осуществлять это соединение К. А. Абульханова-Славская называет стратегией жизни. Помощь в формировании индивидуальной “стратегии жизни” старшеклассников является главной целью тренинга личностного роста для старшеклассников.
Методические цели и задачи:
• Ознакомить старшеклассников с суждениями о себе;
• Развивать представления учеников о своих жизненных целях и желаниях;
• Формировать установку о значимости своей личности;
• Выработать потребность ребят осознать, как построить свою жизнь;
• Воспитывать атмосферу открытости и доверия в ученическом коллективе.
тренинг.docx
Тренинг личностного роста для старшеклассников
Социальнопсихологическую и личностную зрелость человека характеризует способ
решения жизненных противоречий. Она проявляется в умении соединять свои
индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные
притязания с требованиями общества. Способность осуществлять это соединение К.А.
АбульхановаСлавская называет стратегией жизни.
Помощь в формировании
индивидуальной «стратегии жизни» старшеклассников является главной целью тренинга
личностного роста для старшеклассников.
Методические цели и задачи:
Ознакомить старшеклассников с суждениями о себе;
Развивать представления учеников о своих жизненных целях и желаниях;
Формировать установку о значимости своей личности;
Выработать потребность ребят осознать, как построить свою жизнь;
Воспитывать атмосферу открытости и доверия в ученическом коллективе.
Наглядность: Таблица с правилами поведения на занятиях по психологии.
Оборудование: Карандаши, бумага, магнитофон, аудиокассета, мяч.
Время проведения: 60 минут.
План
1. Знакомство – самопрезентация
2. Упражнение «Обсуждение правил работы в группе»
3. Торг
4. Упражнение «Чистка луковицы»
5. Упражнение «Три года»
6. Представление о достигнутом успехе
7. Рефлексия
Ход занятия Занятие начинается с взаимного приветствия всех членов группы (например, сказать
соседу чтото приятное; подарить «подарок», передать прикосновением свои добрые
чувства и т.п.).
Время: 5 минут.
Упражнение 1. «Самопрезентация»
Цель:
выявление представлений слушателей о себе;
формирование установки о значимости своей личности;
создание условий для самораскрытия.
Время: 5 минут.
Процедура: Психолог просит всех участников по очереди рассказать о себе. Важно
говорить не столько о биографии, хотя это тоже важно, сколько о своих личных качествах.
Задача может быть уточнена, например, назвать 5 наиболее характерных личностных
качеств. Акцент необходимо делать на положительных качествах («Самопрезентация»).
Все члены группы и ведущий тренинга могут задавать вопросы типа:
– Твое главное достоинство?
– Есть ли у тебя слабости? Можешь ли ты их назвать?
Второй вариант данного упражнения: Члены группы разбиваются по парам,
расходятся в разные стороны, берут друг у друга интервью, а затем представляют по
очереди коллегу.
Упражнение 2. «Обсуждение правил работы в группе»
Назначение: формирование представлений о правилах и методах работы в группе.
Время: 5 минут.
Процедура: Психолог объясняет участникам основные принципы и особенности
этой формы работы. Затем члены группы приступают к обсуждению правил работы в
группе.
Основные правила работы в группе. Правило персонификации обращения и
высказывания «Я предлагаю…», «Я думаю…»; правило «здесь и теперь»; правило «обратной связи»; правило недопустимости непосредственных оценок человека (оценивать
действия человека), правило конфиденциальности и правило «стоп»
Упражнение 3 «Торг»
Цель: рефлексия собственных положительных и отрицательных качеств.
Время: 15 минут.
Ход работы: Участникам тренинга предлагается в течение 3 минут написать свои
сильные и слабые качества. Затем проводится торг.
Упражнение 4 «Чистка луковицы»
Цель: четко уяснить, кем вы являетесь в действительности, представить свое
внутреннее «Я» и осознавать свои цели и желания.
Время: 5 минут.
Технология выполнения: Закройте глаза, расслабьтесь.
Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи
находится тонкая коричневая шелуха. Это ваше внешнее «Я». Это слой ваших внешних
масок и поведения в обществе. Сняв этот слой, наблюдайте появление образа,
олицетворяющего другое «Я». Просто наблюдайте этот образ и обратите внимание на него.
Упражнение 5 «Три года» (Дж. Рейнуотер)
Цель: осознание как построить свою жизнь.
Время: 15 минут.
Технология выполнения:
1. Упражнению должна предшествовать непродолжительная релаксация: следите за
своим дыханием, оно ровное, естественное. Фиксируйте вдох, выдох, отмечайте
попутно, какие части вашего тела движутся, когда вы дышите..., заметьте, где ваше
тело касается кресла, стула... Будьте спокойны, расслаблены, пусть стул сам
держит ваше тело.
2. Представьте, что Вы узнали: Вам осталось жить три года. Все это время Вы будете
совершенно здоровы. Какова ваша первая реакция на это известие… (запишите).
Начали ли Вы сразу строить свои планы или разозлились, что Вам дано так мало
времени? 3. Вместо того чтобы испытывать ненависть к тому, что «меркнет свет», или завязнуть
в трясине фантазий о деталях приближающего конца жизни, решите лучше, как Вам
хочется провести это время.
4. Запишите, где бы Вы хотели их прожить? С кем бы вы хотели их прожить? Хотите
ли Вы работать? Учиться? Что обязательно нужно успеть сделать за это время?
5. После того, как Ваше воображение построит картину жизни в течение этих трех лет,
сравните ее с той жизнью, которой Вы живете сейчас.
6. Запишите, в чем сходство между ними? В чем отличие? Есть ли в этой
воображаемой картине чтото, что Вы хотели бы включить в вашу нынешнюю жизнь?
7. Теперь хорошенько осознайте, что предположение о трех годах жизни – это только
игра воображения, которая понадобилась, чтобы выполнить упражнение, отбросьте
эти мысли (ктото крепко ошибся, жить Вам еще долго). Оставьте от этой игры то,
что Вам подходит, и что Вы хотели бы сохранить. Запишите, какой опыт Вы
приобрели, выполняя это упражнение.
Упражнение 6. «Представление о достигнутом успехе»
Цель: развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.
Время: 5 минут.
Психологическая сущность упражнения: Так как успех вселяет чувство
собственного достоинства, то если Вы представите, что добились успеха, это поможет Вам
чувствовать большую уверенность в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха Вы
чувствуете в себе больше сил, динамичности, больше целеустремленности, больше чувства
собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад в чувство большей уверенности в
себе.
Задание:
1. Решите, какой успех наиболее важен для Вас – добиться признания на работе,
построить дачу, приобрести автомобиль, удачно выйти замуж и т.д.
2. Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что вы достигли этой цели. Представьте
свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он
приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в
себе и владение ситуацией.
3. Потом представьте, как другие подходят к вам или звонят, чтобы искренне
поздравить Вас. Вы чувствуете теплоту, и Вы взволнованы, принимая похвалы от них. Они говорят Вам, какой Вы удачливый человек. И Вы себя прекрасно
чувствуете и способны на все, что вы захотите.
Упражнение 7. «Рефлексия»
Время: 5 минут.
Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии,
удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.
Литература:
1. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М.: Международная
педагогическая академия, 1995;
2. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: 2001;
3. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. – М.: 1993.
Тренинг личностного роста для старшеклассников
Тренинг личностного роста для старшеклассников
Тренинг личностного роста для старшеклассников
Тренинг личностного роста для старшеклассников
Тренинг личностного роста для старшеклассников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.