Тренинг на развитие коммуникативных навыков
Оценка 5

Тренинг на развитие коммуникативных навыков

Оценка 5
Разработки уроков
docx
Междисциплинарный 3
8 кл—11 кл +1
20.06.2017
Тренинг на развитие  коммуникативных навыков
Тренинг на развитие коммуникативных навыков. Тренинг рассчитан на 3 занятия, продолжительность каждого занятия 1-1,5 часа. Основная цель данной группы тренинговых занятий - формирование у подростков представление об общении как о важном факторе построения дружеских отношений и отработка навыков эффективного взаимодействия.
Конспект тренинга.docx
Жаринова В.В. Тренинг на развитие  коммуникативных навыков Тренинг рассчитан на 3анятия, продолжительность каждого занятия 1­1,5 часа Занятие 1 План ­конспект Тема:  «Давайте познакомимся» Цель   занятия:  Введение   участников   в   ситуацию   социально­психологического тренинга, ознакомление их с принципами работы группы, создание атмосферы доверия, установление игрового стиля общения. Задачи: знакомство с группой; • • осознание личностных качеств и сценариев, проявляющихся в общении;  • отработка навыков эффективного взаимодействия;  • • • установка на взаимодействие, взаимопомощь и поддержку. возможность проявления себя в группе и получение обратной связи; создание позитивного микроклимата;  Форма проведения: тренинг. Целевая аудитория: учащиеся 9 класса. Группа: 10 человек Методы и приёмы: словесный (мини­лекция, беседа); наглядный; практический  (игра­упражнение). Оборудование: бумага; ручки; экран, проектор; плакат; раздаточный материал. Время проведения: 1 ­ 1.5  часа. Ход работы: 1.  Организационный момент.  1.1. Введение. Общение людей друг с другом чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться эффективному общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это можно при помощи игровых упражнений. Игра – это модель жизненной ситуации, в частности – общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше   пробовать,   экспериментировать,   проявлять   творчество,   искать   более   эффективные способы взаимодействия друг с другом и не бояться «поражения». Жаринова В.В. Позитивным   моментом   игровых   упражнений   является   возможность   получить   оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое поведение в последующих ситуациях. Важно помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении других людей, чем свои собственные. Сейчас   мы   вместе   определим   цели   и   задачи   тренинга   и   проясним   запрос   каждого участника группы, выработаем правила. 2. Правила тренинга  Для того чтоб наши занятия протекали наиболее эффективно, чтобы каждый извлекал из них как можно больше пользы для себя, мы вместе сформулируем несколько правил работы в  нашей группе.  Есть общепринятые правила тренинга, я буду их озвучивать и если вы согласны, прошу поднять  вверх большой палец. (Правила записываются на ватмане или доске)  проявлять активность и ответственность;  быть не только активным слушателем, но и принимать постоянное участие в работе;  не обсуждать то, что происходит в группе, за её пределами;  ничего не придумывать, не врать, т.е. быть откровенным и искренним;   недопустимость непосредственных оценок (оцениваем не человека, а  говорить только о себе и от своего лица (“Я думаю”, “Я чувствую” и т.п.) действия)  общение по принципу «здесь» и «сейчас» (обсуждение того, что происходит в данный момент времени);  участник группы, который не хочет отвечать на вопрос или участвовать в  конкретном упражнении, может сказать “Стоп!” и таким образом  исключить себя из участия;  правило говорящего, правило поднятой руки». А теперь вы так же можете предложить свои правила. (например, правило обращения на Ты). 3. Основная часть. Обсуждение темы. Замечательно, теперь, когда правила нашего тренинга сформированы, мы можем начать работу по освоению такого важного в нашем мире навыка как общение.  Что важно уметь, для того, чтобы эффективно общаться? С чего начинается общение? Все мы  знаем,  что общение начинается  со знакомства. И сейчас мы  проведем  упражнение, которое поможет нам  отточить наше умение знакомиться».  1. Упражнение “Знакомство” (10 мин.) . Инструкция: сейчас вам нужно разделиться на две группы. Одна группа  образует внутренний круг, встав спиной друг к другу и лицом к остальным.  Вторая группа образует круг внешний, встав лицом к первой группе. Итак, вы  встали друг напротив друга. Теперь вы будете выполнять задания, которые вам  будут предложены, и выполнив задание в паре с одним человеком внешний круг Жаринова В.В. по хлопку смещается вправо, чтобы выполнить то же задание в паре с другим  человеком.  Задания:   улыбнуться,   встретиться   глазами,   сказать   «привет», представиться по имени, задать любой вопрос, пожать друг другу руки, показать язык, пожелать что­то. Рефлексия (5 мин.) .  Отлично, а теперь давайте каждый по кругу выскажется, как он себя чувствовал  в этом упражнении, что получилось, и были ли трудности (Участники высказываются о  своих впечатлениях успехах и трудностях). 2. Упражнение «Имя + любимое имя + нелюбимое имя» (10 мин.). Оборудование: бейджи, цветные фломастеры. Инструкция:  Сейчас   каждый   из   вас   по   кругу   должен   ещё   раз представиться, назвав свое имя, которым его называют близкие люди (ласковый вариант   имени)   и   тот   вариант   имени,   который   ему   не   нравится,   когда   его называют. В конце вы должны озвучить имя, которым бы вы хотели, чтобы вас называли в ходе проведения занятия». После   того,   как   все   представятся,   ведущий   предлагает   им   оформить бейджики, написав имя, которым каждого из них будут называть в ходе занятий. Рефлексия (5 мин.) . Легко ли вам было рассказывать о своем имени? Ели нет, почему? 3. Упражнение «Рисуем имя»(1мин. + 6 мин. + 5 мин.). Оборудование:  бумага  (формат А3), цветные  карандаши, краски, кисти, вода.  Инструкция: Участники сидят в общем кругу. Давайте закроем глаза, тихонечко посидим. А теперь каждый попробует представить   свое   имя,   написанное   на   листе   бумаги.   Попробуйте   получше рассмотреть   свое   имя,   увидеть,   какого   цвета   буквы,   какие   они,   высокие   или низкие, на что они походи. А теперь откройте глаза и нарисуйте свое имя так, как вам захочется. Если рядом с именем вам захочется нарисовать что­нибудь еще, то это можно сделать». Когда   закончат   рисование,   они   показывают   свои   рисунки   друг   другу. Ведущий просит детей по кругу объяснить выбор цветов и имени. Рефлексия (5 мин.) . Легко ли вам было представить своем имения в картинке, цвете? Ели нет, почему? 4. Упражнение «Рукопожатие» (1 мин.). Цель: Закончить тренинг, поднять настроение. Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до  пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием. Жаринова В.В. 4. Заключительная часть.  Рефлексия (10 мин.) . Эта процедура завершает занятие.  А теперь давайте выслушаем каждого члена группы, узнаем о его эмоциональном  состоянии, дадим возможность высказать свое отношение к происходящему.  Обсуждение может направляться следующими вопросами:  С какими чувствами вы заканчиваете занятие?  Что было для вас самым эффективным?  Что на занятии вам удалось, а что не получилось?  Какие вопросы или темы у вас вызывают наибольший интерес? Занятие 2 План ­конспект Тема:  "Учимся общаться" Цель занятия:  формирование   у   подростков   представление   об   общении   как   о важном факторе построения дружеских отношений. Задачи: • осознание личностных качеств и сценариев, проявляющихся в общении;  • отработка навыков эффективного взаимодействия;  • • • установка на взаимодействие, взаимопомощь и поддержку. • возможность проявления себя в группе и получение обратной связи; создание позитивного микроклимата;  знакомство со   структурой и средствами общения, а так же факторами, определяющими его успешность; • развитие   способности   искренно   делиться   в   процессе   общения   тем,   что чувствуют, думают и осознают; • развитие у подростков способности сопереживать, видеть ситуацию глазами другого человека; Форма проведения: тренинг. Целевая аудитория: учащиеся 9 класса. Группа: 10 человек Методы и приёмы: словесный (мини­лекция, беседа); наглядный; практический  (игра­упражнение). Оборудование: бумага; ручки; плакат; раздаточный материал. Время проведения: 1 ­ 1.5  часа. Ход работы: Жаринова В.В. 1.  Организационный момент.  1.1. Введение. Здравствуйте. Я рада вас здесь видеть. Сегодня мы с Вами продолжаем цикл наших занятий на тему "Общение". Давайте поздороваемся друг с другом».  1. Упражнение­разминка «Рукопожатие по­разному» (5 мин.). Сейчас   мы   с   вами   будем   приветствовать   друг   друга   как   европейцы,   японцы   и африканцы. Европейцы пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся ногами.  Инструкция:   Встаньте, пожалуйста (ведущий тоже встает). Сначала мы будем ходить по аудитории, и здороваться как европейцы: пожимать друг другу ладонь. Дать участникам некоторое время.  Теперь мы будем здороваться как японцы: будем кланяться друг другу.  Дать участникам некоторое время.  А сейчас   мы   будем   здороваться   как   африканцы:   будем   тереться   ногами (коленками). Дать участникам некоторое время».  После выполнения упражнения участники вновь садятся в круг. 2. Правила тренинга  Не забыли, что на прошлом занятии мы выработали правила? Будем же им следовать на каждом занятии. (Ватман с правилами вывешивается на доске) 3. Основная часть. Законы общения  А теперь, когда мы все познакомились ближе,  постепенно перейдем непосредственно к общению. И для начала, рассмотрим некоторые законы   общения которые необходимо знать для достижения успеха во многих жизненных ситуациях. (Законы записываются на ватмане)  Закон I: Важно не то, что мы говорим, а важно как мы это говорим (мы  реагируем по разному на одну и ту же информацию в зависимости от интонации,  от того «как» нам сказали) . Для того, чтобы лучше понять закон выполним  простое упражнение. 2. Упражнение «Что или как?» (5 мин.). Оборудование: Ватман, маркеры. Инструкция: Участники разбиваются на пары и выполняют задания 1. Нужно  сделать комплимент (так, чтобы было приятно) другому, а затем ту же информацию преподнести так, чтобы человеку было неприятно. 2.   Сделать   замечание   тоном   возмущенным,   рассерженным,   не допускающим   возражения,   а   затем   ту   же   информацию   донести   до   человека ласково, с верой в лучшее в нем. Закон II:  Важно не то, как нам говорят, а важно то, что нам говорят (в общении   лучше   сосредоточится   на   полученной   информации,   вынести Жаринова В.В. рациональное зерно и отсеять все лишнее). Любая информация в общении полезна для нашего развития.  3. Упражнение «Горькая пилюля» (5 мин.). Оборудование: Ватман, маркеры. Инструкция:  Участники разбиваются на пары и выполняют задания. Один   участник   высказывает   критическое   замечание   в   адрес   другого, другой   участник   внимательно   слушает   и   дает   обратную   связь,   переводя эмоциональное послание в объективную информацию. Пример: ­ ты все время перебиваешь, ты вообще ничего не можешь дослушать до конца …  ­ спасибо, что ты мне дала такую ценную информацию обо мне, я поняла, что мне следует учиться внимательнее слушать своих собеседников. Рефлексия (10 мин.) . Вот такие законы мы разобрали и проработали, а теперь расскажите, как вы  поняли законы и чем они будут вам полезны и запишем их на ватмане. 4. Упражнение  «Я тебе доверяю» (5 мин.). Инструкция: А теперь в этих же парах выполним следующее упражнение. Необходимо глядя в глаза собеседнику сказать «Я тебе доверяю и мне в тебе нравиться…» и перечислить положительные черты собеседника   Рефлексия (5 мин.) . Кто что чувствовал, какое значение доверие имеет в общении, во взаимоотношениях людей? 5. Упражнение «Передать одним словом» (20 мин.). Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации. Оборудование: карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций. Инструкция:  Я   раздам   вам   карточки,   на   которых   написаны   названия эмоций,   а   вы,   не   показывая   их   другим   участникам,   скажете   слово «Здравствуйте»  с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник. Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их. Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол». Список эмоций: Радость. Удивление. Сожаление. Разочарование. Жаринова В.В. Подозрительность. Грусть. Веселье. Холодное равнодушие. Спокойствие. Заинтересованность. Уверенность. Желание помочь. Усталость. Волнение. Энтузиазм. Рефлексия (5 мин.) . Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям? В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с  первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник? 6. Упражнение ««Моя проблема в общении»» (15 мин.). Цель: узнать, какие проблемы существуют в общении. Оборудование: ручки, листочки. Инструкция:  Вы   пишите   на   отдельных   листах   бумаги   в   краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и   пытается   найти   прием,   с   помощью   которого   он   смог   бы   выйти   из   данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая   проблема   и   действительно   ли   предлагаемый   прием способствует ее разрешению. Рефлексия (5 мин.) . Что вы чувствовали, выполняя упражнение? 7. Упражнение «Рукопожатие» (1 мин.). Цель: Закончить тренинг, поднять настроение. Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до  пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием. 4. Заключительная часть.  Рефлексия (5 мин.) . Эта процедура завершает занятие.  А теперь давайте выслушаем каждого члена группы, узнаем о его эмоциональном  состоянии, дадим возможность высказать свое отношение к происходящему.  Обсуждение может направляться следующими вопросами:  С какими чувствами вы заканчиваете занятие?  Что было для вас самым эффективным? Жаринова В.В.  Что на занятии вам удалось, а что не получилось?  Какие вопросы или темы у вас вызывают наибольший интерес? Занятие 3 План ­конспект Тема:  "Такие разные способы общения" Цель занятия:  развитие коммуникативных навыков, развитие представлений о значимости невербальных средств общения,  Задачи: • отработка навыков убеждения • отработка умения найти аргументы в пользу своей позиции • развитие умения находить подход к людям • развитие умения невербального средства общения. Форма проведения: тренинг. Целевая аудитория: учащиеся 9 класса. Группа: 10 человек Методы и приёмы: словесный (мини­лекция, беседа); наглядный; практический  (игра­упражнение). Оборудование: бумага; ручки; плакат; раздаточный материал. Жаринова В.В. Ход работы: Время проведения: 1 ­ 1.5  часа. 1.  Организационный момент.  1.1. Введение. Здравствуйте. Я рада вас здесь видеть. Сегодня мы с Вами мы проводи заключительное   занятие   на   тему   "Общение".   Давайте   поздороваемся   друг   с другом и вспомним  Правила тренинга   (Ватман с правилами вывешивается на доске) 1. Упражнение­разминка «Искорка» (2 мин.). Цель: создание положительного ээмоционального настроя, доверительной  атмосферы. Инструкция:   Участники стоят в кругу, взявшись за руки. Они должны «передать искорку» по часовой стрелке: пожать руку соседу слева и улыбнутся ему. 2. Основная часть. Вступление Нас окружает много интересного, причем весь мир вокруг нас движется и торопится. Движется вся жизнь: отдых, работа, родные, друзья, то есть все наше окружение не стоит на месте. Но не забывайте, что все движется вокруг вас, вы вполне можете руководить всеми событиями, происходящими вокруг вас. Самое основное – это правильное общение и легкое общение   с   окружающими   людьми   и   всем   миром,   искусство   общения   очень   важно.   Причем научиться   правильному,   непринужденному   и   легкому   общению,   чтобы   все   вас   поняли   и запомнили надолго, неважно, кто это будет, друзья или враги, нужно найти подход ко всем, нужно со всеми легко общаться. Известный психолог Дейл Карнеги советует избегать споров, как гремучих змей. Он считает, что 90% из участников спора убеждается в своей правоте еще тверже, чем прежде. Спор практически нельзя выиграть. Так как если вы из спора выходите победителем, то теряете друга,   партнера   по   сделке.   Это   естественно,   поскольку   человек   чувствует   себя   неуютно, проиграв в споре. За место спора собеседника можно убедить, найти аргументы в пользу своей позиции. 2. Упражнение «Семь богатырей» (20 мин.). Цель: отработать навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу  своей позиции, презентационные навыки. Оборудование: Ватман, маркеры. Инструкция:  Одна   участница   будет   играть   роль   царевны.   Кто   хочет? Остальные поделитесь на команды по 3­4 участника. Давайте,   для   того   чтобы   потренировать   умение   убеждать,   вспомним   и разыграем   сказку   А.С.   Пушкина   о   мертвой   царевне   и   семи   богатырях.   В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то   же   самое,   но   богатыри,   прошедшие   ряд   тренингов   и   владеющие   даром Жаринова В.В. убеждения,   смогут   лучше,   чем   сказочные,   убедить   царевну   отказаться   от королевича   Елисея   и   остаться   в   их   доме.   Каждая   мини­группа   должна   будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки. Вам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами. Рефлексия (5 мин.) . После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей,  какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого. Какие эмоции вы испытывали, выполняя это упражнение? Главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний   и   т.д.   Еще   древние   философы   отмечали,   что   ведение   беседы   –   настоящее искусство. Удивительно, что люди, зная о своем неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически не задумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими людьми – друзьями, коллегами, родственниками и т.д. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой­то важной мысли или чувства. Важнейшая   невербальная   составляющая   процесса   общения   –   умение   слушать.   Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все – глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему   сформулировать   свои   мысли,   раскрыться,   быть   максимально   искренним.   Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату. 3. Упражнение  «Умение слушать» (15 мин.). Цель: осознание участниками того, что в их поведении помогает партнеру  открыто и детально говорить о своих проблемах и состоянии и что может  ухудшать его состояние. Ознакомление с приемами слушания. Инструкция: Участники группы сидят в кругу. Сейчас   мы   совершим   небольшую   прогулку   по   берегу   моря.   Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание,   ощутите   его:   воздух   проходит   через   нос,   горло,   попадает   в   грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия   и   с   каждым   выдохом   уходят   ненужные   заботы,   переживания, напряжение... Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней до макушки.   Вы   сидите   на   стуле   (в   кресле),   слышите   какие­то   звуки,   ощущаете дуновение   ветерка   на   вашем   лице.   Может   быть,  вам   захочется   изменить   позу сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг: какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: Жаринова В.В. какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это... А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном   для   вас   темпе:   можете   сразу   открыть   глаза   или   посидеть   еще   с закрытыми. Сейчас   мы   поделимся   друг   с   другом   своими   впечатлениями.   Для   этого создадим группы по 3­4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе. (После того как группы сформировались.) Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а  остальные   будут   внимательно   слушать   рассказчика,   не  задавая   вопросов,   не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 1­2 минуты. Рефлексия (5 мин.) . В какие моменты вы переставали слушать? 4. Упражнение  «Испорченный телефон» (20 мин.). Цель: совершенствование навыков невербальной коммуникации; общение  без помощи слов; способности понимать партнера на невербальном уровне. Инструкция:  Выбирается один  человек, остальные  выходят  из  комнаты. Этому   человеку   дается   текст:   «У   отца   было   три   сына.   Старший   умный   был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе». Он должен без слов показать этот текст вошедшему человеку, тот следующему, тот следующему, и так до последнего вошедшего. Для лучшего запоминания первый человек может проговорить текст несколько раз. Потом, начиная с самого последнего человека, ведущий  расспрашивает,  о  чем   был   текст  истории.  Можно  просить  повторить текст, если тот, кому он передается, не понимает его.  Рефлексия (5 мин.) . Как хорошо Вы понимали друг друга? 5. Упражнение  ­ рефлексия  ««Аплодисменты»» (7 мин.). Цель: эмоциональная разрядка участников в конце занятия. Инструкция: Мы хорошо поработали за эти дни, и мне хочется предложить вам игру, где мы все поблагодарим друг друга,  в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа. Жаринова В.В.

Тренинг на развитие коммуникативных навыков

Тренинг на развитие  коммуникативных навыков

Тренинг на развитие коммуникативных навыков

Тренинг на развитие  коммуникативных навыков

Тренинг на развитие коммуникативных навыков

Тренинг на развитие  коммуникативных навыков

Тренинг на развитие коммуникативных навыков

Тренинг на развитие  коммуникативных навыков

Тренинг на развитие коммуникативных навыков

Тренинг на развитие  коммуникативных навыков

Тренинг на развитие коммуникативных навыков

Тренинг на развитие  коммуникативных навыков

Тренинг на развитие коммуникативных навыков

Тренинг на развитие  коммуникативных навыков

Тренинг на развитие коммуникативных навыков

Тренинг на развитие  коммуникативных навыков

Тренинг на развитие коммуникативных навыков

Тренинг на развитие  коммуникативных навыков

Тренинг на развитие коммуникативных навыков

Тренинг на развитие  коммуникативных навыков

Тренинг на развитие коммуникативных навыков

Тренинг на развитие  коммуникативных навыков

Тренинг на развитие коммуникативных навыков

Тренинг на развитие  коммуникативных навыков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017