Тренинг по адаптации детей к обучению в школе, направлен на повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе; развитие у родителей и детей навыков рефлексии; обучение родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и д.р.); развитие у взрослых и детей необходимых навыков сотрудничества.Тренинг по адаптации детей к обучению в школе, направлен на повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе; развитие у родителей и детей навыков рефлексии; обучение родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и д.р.); развитие у взрослых и детей необходимых навыков сотрудничества.
Тренинги по адаптации детей к обучению в школе.
Цель программы:
адаптации к школе.
профилактика возможных трудностей ребёнка при
Задачи программы: повышение родительской компетентности в вопросах
психологической готовности детей к школе; развитие у родителей и детей навыков
рефлексии; обучение родителей эффективным способам общения (активное
слушание, разрешение конфликтов и д.р.); развитие у взрослых и детей необходимых
навыков сотрудничества.
Содержание программы.
Основной метод – интеракционный – формирование группы как целого, создание
специфических групповых форм поведения, акцент на действии механизма обратной
связи при общей эмоциональной поддержке, моделирование конфликтных ситуаций и
выбор способов их разрешения.
Занятия проводятся в двух параллельных группах с родителями и детьми. Выбор
тем для встреч с родителями и детьми определяется компонентами психологической
готовности к школе.
В процессе работы с будущими первоклассниками осуществляется диагностика
уровня развития комплексной психологической готовности. На занятиях с
родителями ведущие информируют их о психологической готовности детей к школе,
знакомят с результатами обследования детей, дают конкретные рекомендации.
Широко используют игровые приёмы, психогимнастика, способы невербального
взаимодействия, элементы телесно ориентированной терапии.
Программа ориентирована на активное усвоение детьми и родителями нового
опыта и его использование в реальных жизненных обстоятельствах, ведущее в
дальнейшем к самораскрытию их собственных потенциальных возможностей.
Количество занятий по 5 в каждой группе, одно занятие – совместное.
Продолжительность занятий – 60 – 80 минут. Оптимальное количество участников –
16 – 20 человек (8 – 10 семейных пар). Периодичность встреч – 5 дней в неделю.
Возможны варианты в количестве ведущих: два ведущих, при условии ведения
занятий с детьми и родителями одновременно; один ведущий, если занятия с детьми
и родителями разделены во времени.
Структура занятия.
Занятие состоит из нескольких частей: «приветствие», «разминка», «основная
часть», «обратная связь», «ритуал прощания». Занятие с родителями тематически
связано с предыдущим занятием с детьми.
Цель «приветствия» и «разминки» – сплочение группы и настрой на дальнейшую
работу. В «основной части» ведущий продвигает группу к продвижению цели,
обозначенной темой занятия. В заключительной части участники группы делятся
своими впечатлениями, прощаются.
Ожидаемые результаты. Расширение сферы психологических знаний родителей о
развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Отработка новых способов и приёмов поведения.
Преодоление родителями неадекватных личных установок, особенностей
поведения.Тренинговое занятие для родителей «Мотивация ребёнка»
Цель: формирование представлений у родителей о мотивационной сфере ребёнка.
Содержание занятия
1. Приветствие. Упражнение «Зеркало».
Инструкция: упражнение выполняется по кругу. Сейчас один из родителей будет
«зеркалом» другого. Тот, кто исполняет роль «зеркала», поворачивается к соседу,
сидящему слева от себя, и встречается с ним взглядом. Затем «зеркало» произносит
комплимент своему соседу. А тот, кто «смотрится» в зеркало, отвечает: «Да, я знаю»
или «Да, я такой», а ещё я умею…(умею, знаю, и т.д.)». Теперь тот, кто смотрелся в
«зеркало», становится «зеркалом» для своего соседа слева.
2. Разминка. Упражнение «Подари улыбку».
Инструкция: участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди
«дарит» улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу
в глаза.
3. Основная часть.
А)Информационный блок. Ведущий предоставляет информацию о важности
мотивационной готовности для будущего первоклассника, методах развития
мотивационной сферы, влияние стиля воспитания на формирование мотивации
ребёнка в ходе подготовки к первому классу.
Б) Практический блок. Упражнение «Мусорная корзина».
Инструкция: на листочках бумаги родители перечисляют все те качества, которые
мешают им эффективно общаться с ребёнком и от которых хотелось бы избавиться.
После того как эти качества записаны, им предлагается подумать: что они хотели бы
получить взамен, чтобы способствовать развитию у ребёнка мотивационной
готовности к труду, самостоятельности, усидчивости. Желаемые качества
записываются на бумаге.
Записки с ненужными качествами надо выбросить в корзину, а с желаемыми
качествами оставить у себя.
В) Информационно практический блок
Родители знакомятся с результатами определения мотивационной готовности своего
ребёнка, полученными в ходе занятия с родителями. При этом родители не только
получат информацию о ребёнке от психолога, но и сами участвуют в анализе
полученных результатов, совместно создают родительскую модель поведения для
развития мотивационной готовности ребёнка к школе.
4.Обратная связь. Участники делятся впечатлениями о прошедшей встрече.
5. Прощание. Упражнение «Пожелание себе».
Инструкция: все участники тренинга сидят по кругу, каждый по очереди
проговаривает для себя пожелание.
Тренинговое занятие для ребёнка «Здравствуй школа»
Цель: знакомство участников группы, сплочение, исследование мотивационного
компонента школьной готовности.
Содержание занятия.
1. Приветствие.Инструкция: взявшись за руки, передать по кругу дружеское рукопожатие. При
этом смотреть в глаза и улыбаться тому, кому передаём импульс.
2. Знакомство.
Инструкция: упражнение проводится в несколько этапов:
а) ведущий кратко рассказывает о себе (имя, где работает, что больше всего любит,
почему захотел стать психологом и т.п.);
б) затем ведущий предлагает всем познакомиться друг с другом. Сделать это можно
следующим образом: на счёт «три» каждый громко называет своё имя, а на сигнал
«молчок» (палец на губах) – закрывает рот ладошкой;
в) ведущий предлагает познакомиться по очереди. Каждый, у кого в руках окажется
мяч, называет своё имя, говорит, сколько ему лет (а ведущий прикрепляет ему
визитку с именем);
г) в заключение ведущий предлагает участникам, перекидывая мяч друг другу,
называть своё имя и имя того, кому они хотят передать мяч. Надо обращать
внимание на то, чтобы в игре приняли участие все дети.
3. Разминка. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»
Инструкция: все участники сидят в кругу, водящий стоит в центре. Он просит
поменяться местами тех, кто обладает какимто общим для большинства играющих
признаком (например, кто похож на маму, кто любит мороженое и т.п.). Сам водящий
при этом стремиться занять свободный стул. Так как количество стульев на один
меньше числа участников, ктото один остаётся без места. Он и становится ведущим.
Упражнение «Что лежит в портфеле»
Инструкция: дети стоят в кругу. Ведущий бросает одному ребёнку мяч и называет
какойлибо предмет, например: ручка, тетрадь, кирпич, кукла и т.п. Если, по мнению
ребёнка, этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет – ловить
мяч не нужно.
4. Основная часть. Упражнение «Я хочу в школу, потому что…»
Ребята по очереди проговаривают, хотят ли они идти в школу и почему.
Рисуночное упражнение «Кто где?»
Инструкция: дети получают задание на листе бумаги, сложенном пополам,
нарисовать на одной половине школьника, а на другой – дошкольника. Изобразить
фигурки нужно так, чтобы можно было понять, кто где нарисован. По завершении
работы все садятся в круг. Дети обмениваются рисунками. Задача того, у кого в
руках чужой рисунок, догадаться, где нарисован школьник, а где – дошкольник, и
объяснить, почему он так думает.
Вместо этого задания для получения информации о мотивационной готовности
и об эмоциональном отношении к школе можно предложить детям
диагностическое задание: рисунок «Детский сад – Школа». Ребёнок делает
рисунок на разных сторонах листа. Анализируются цветовое решение,
содержание рисунка, величина изображения и прочее.
Упражнение «Представь себе»
Инструкция: проводится работа с пластическим образом школьника и дошкольника.
Детям даётся задание: по сигналу начать двигаться как школьник или сесть как
дошкольник, начать говорить как школьник или дошкольник и т.п.
5. Обратная связь. Обмен впечатлениями.
6.Прощание. Упражнение «Колокол»Инструкция: дети, встав в круг и взявшись за руки, три раза поднимают и отпускают
их, при этом произносят слово «бум». Первый раз – тихо, второй – громче, третий –
очень громко. Вместе с последним криком размыкают руки.
Материал подготовлен педагогомпсихологом Е.М.Бондарь