Тренинг по адаптации детей к обучению в школе.

  • Работа с родителями
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тренинг по адаптации детей к обучению в школе, направлен на повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе; развитие у родителей и детей навыков рефлексии; обучение родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и д.р.); развитие у взрослых и детей необходимых навыков сотрудничества.Тренинг по адаптации детей к обучению в школе, направлен на повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе; развитие у родителей и детей навыков рефлексии; обучение родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и д.р.); развитие у взрослых и детей необходимых навыков сотрудничества.
Иконка файла материала Тренинги по адаптации детей к обучению в школе..doc
Тренинги по адаптации детей к обучению в школе. Цель   программы: адаптации к школе.  профилактика   возможных   трудностей   ребёнка   при              Задачи программы: повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе; развитие у родителей и детей навыков рефлексии;   обучение   родителей   эффективным   способам   общения   (активное слушание, разрешение конфликтов и д.р.); развитие у взрослых и детей необходимых навыков сотрудничества.    Содержание программы.    Основной метод – интеракционный – формирование группы как целого, создание специфических групповых форм поведения, акцент на действии механизма обратной связи при общей эмоциональной поддержке, моделирование конфликтных ситуаций и выбор способов их разрешения.      Занятия проводятся в двух параллельных группах с родителями и детьми. Выбор тем для встреч с родителями и детьми определяется компонентами психологической готовности к школе.      В процессе работы с будущими первоклассниками осуществляется диагностика уровня   развития   комплексной   психологической   готовности.   На   занятиях   с родителями ведущие информируют их о психологической готовности детей к школе, знакомят с результатами обследования детей, дают конкретные рекомендации.       Широко используют игровые приёмы, психо­гимнастика, способы невербального взаимодействия, элементы телесно ориентированной терапии.        Программа ориентирована на активное усвоение детьми и родителями нового опыта   и   его   использование   в   реальных   жизненных   обстоятельствах,   ведущее   в дальнейшем к самораскрытию их собственных потенциальных возможностей.    Количество   занятий   по   5   в   каждой   группе,   одно   занятие   –   совместное. Продолжительность занятий – 60 – 80 минут. Оптимальное количество участников – 16 – 20 человек (8 – 10 семейных пар). Периодичность встреч – 5 дней в неделю. Возможны   варианты   в   количестве   ведущих:   два   ведущих,   при   условии   ведения занятий с детьми и родителями одновременно; один ведущий, если занятия с детьми и родителями разделены во времени.     Структура занятия.          Занятие состоит из нескольких частей: «приветствие», «разминка», «основная часть», «обратная связь», «ритуал прощания». Занятие с родителями тематически связано с предыдущим занятием с детьми.       Цель «приветствия» и «разминки» – сплочение группы и настрой на дальнейшую работу.   В   «основной   части»   ведущий   продвигает   группу   к   продвижению   цели, обозначенной   темой   занятия.   В   заключительной   части   участники   группы   делятся своими впечатлениями, прощаются.  Ожидаемые результаты.  Расширение сферы психологических знаний  родителей  о  развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста     Отработка новых способов и приёмов поведения. Преодоление родителями неадекватных личных установок, особенностей  поведения.Тренинговое занятие для родителей «Мотивация ребёнка» Цель: формирование представлений у родителей о мотивационной сфере ребёнка. Содержание занятия 1. Приветствие. Упражнение «Зеркало». Инструкция:  упражнение выполняется по кругу. Сейчас один из родителей будет «зеркалом» другого. Тот, кто исполняет роль «зеркала», поворачивается к соседу, сидящему слева от себя, и встречается с ним взглядом. Затем «зеркало» произносит комплимент своему соседу. А тот, кто «смотрится» в зеркало, отвечает: «Да, я знаю» или «Да, я такой», а ещё я умею…(умею, знаю, и т.д.)». Теперь тот, кто смотрелся в «зеркало», становится «зеркалом» для своего соседа слева. 2. Разминка. Упражнение «Подари улыбку». Инструкция:  участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди «дарит» улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза. 3. Основная часть. А)Информационный   блок.  Ведущий   предоставляет   информацию   о   важности мотивационной   готовности   для   будущего   первоклассника,   методах   развития мотивационной   сферы,   влияние   стиля   воспитания   на   формирование   мотивации ребёнка в ходе подготовки к первому классу. Б) Практический блок. Упражнение «Мусорная корзина».  Инструкция: на листочках бумаги родители перечисляют все те качества, которые мешают им эффективно общаться с ребёнком и от которых хотелось бы избавиться. После того как эти качества записаны, им предлагается подумать: что они хотели бы получить   взамен,   чтобы   способствовать   развитию   у   ребёнка   мотивационной готовности   к   труду,   самостоятельности,   усидчивости.   Желаемые   качества записываются на бумаге. Записки с ненужными качествами надо выбросить в корзину, а с желаемыми качествами оставить у себя. В) Информационно практический блок Родители знакомятся с результатами определения мотивационной готовности своего ребёнка, полученными в ходе занятия с родителями. При этом родители не только получат     информацию   о   ребёнке   от   психолога,   но   и   сами   участвуют     в   анализе полученных   результатов,  совместно   создают   родительскую   модель   поведения   для развития мотивационной готовности ребёнка к школе. 4.Обратная связь. Участники делятся впечатлениями о прошедшей встрече. 5. Прощание. Упражнение «Пожелание себе». Инструкция:  все   участники   тренинга   сидят   по   кругу,   каждый   по   очереди проговаривает для себя пожелание. Тренинговое занятие для ребёнка «Здравствуй школа» Цель:   знакомство   участников   группы,   сплочение,   исследование   мотивационного компонента школьной готовности. Содержание занятия. 1. Приветствие.Инструкция:  взявшись   за   руки,  передать   по   кругу   дружеское   рукопожатие.  При этом смотреть в глаза и улыбаться тому, кому передаём импульс. 2. Знакомство. Инструкция: упражнение проводится в несколько этапов: а) ведущий кратко рассказывает о себе (имя, где работает, что больше всего любит, почему захотел стать психологом и т.п.); б) затем ведущий предлагает всем познакомиться друг с другом. Сделать это можно следующим образом: на счёт «три» каждый громко называет своё имя, а на сигнал «молчок» (палец на губах) – закрывает рот ладошкой; в) ведущий предлагает познакомиться по очереди. Каждый, у кого в руках окажется мяч,  называет  своё  имя, говорит,   сколько  ему лет  (а  ведущий прикрепляет   ему визитку с именем); г)   в   заключение   ведущий   предлагает   участникам,   перекидывая   мяч   друг   другу, называть   своё   имя   и   имя   того,   кому   они   хотят   передать   мяч.   Надо   обращать внимание на то, чтобы в игре приняли участие все дети. 3. Разминка. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…» Инструкция:  все   участники   сидят   в   кругу,   водящий   стоит   в   центре.   Он   просит поменяться местами тех, кто обладает каким­то общим для большинства играющих признаком (например, кто похож на маму, кто любит мороженое и т.п.). Сам водящий при этом стремиться занять свободный стул. Так как количество стульев на один меньше числа участников, кто­то один остаётся без места. Он и становится ведущим. Упражнение «Что лежит в портфеле» Инструкция: дети стоят в кругу. Ведущий бросает одному ребёнку мяч и называет какой­либо предмет, например: ручка, тетрадь, кирпич, кукла и т.п. Если, по мнению ребёнка, этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет – ловить мяч не нужно. 4. Основная часть. Упражнение «Я хочу в школу, потому что…» Ребята по очереди проговаривают, хотят ли они идти в школу и почему. Рисуночное упражнение «Кто где?» Инструкция:  дети   получают   задание   на   листе   бумаги,   сложенном   пополам, нарисовать на одной половине школьника, а на другой – дошкольника. Изобразить фигурки нужно так, чтобы можно было понять, кто где нарисован. По завершении работы все садятся в круг. Дети обмениваются рисунками. Задача того, у кого в руках чужой рисунок, догадаться, где нарисован школьник, а где – дошкольник, и объяснить,  почему он так думает.    Вместо этого задания для получения информации о мотивационной готовности и   об   эмоциональном   отношении   к   школе   можно   предложить   детям диагностическое   задание:   рисунок   «Детский   сад   –   Школа».   Ребёнок   делает рисунок   на   разных   сторонах   листа.   Анализируются   цветовое   решение, содержание рисунка, величина изображения и прочее. Упражнение «Представь себе» Инструкция: проводится работа с пластическим образом школьника и дошкольника. Детям   даётся   задание:   по   сигналу   начать   двигаться   как   школьник   или   сесть   как дошкольник, начать говорить как школьник или дошкольник и т.п. 5. Обратная связь. Обмен впечатлениями. 6.Прощание. Упражнение «Колокол»Инструкция: дети, встав в круг и взявшись за руки, три раза поднимают и отпускают их, при этом произносят слово «бум». Первый раз – тихо, второй – громче, третий – очень громко.    Вместе с последним криком размыкают руки.                                     Материал подготовлен педагогом­психологом ­ Е.М.Бондарь