Категория: обучающиеся 9 – х классов
Направление деятельности: просвещение
ЦЕЛЬ. Формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с общепринятой классификацией профессий.
2. Расширить представления учащихся о мире профессий;
3. Научить поисковым методам.
4. Развивать коммуникативные качества личности.
5. Воспитать.
Оборудование:
1. Анкеты
2.
Распечатка дифференциально-диагностического опросника.
3.Чистые бланки для заполнения .
4. Проектор
5. Компьютерный класс с выходом в Интернет.
Приветствие.
Добрый день, уважаемые выпускники, гости и преподаватели!
Ребята, грядет волнующая дата для каждого из вас – это окончание 9 класса. Впереди волнующая пора экзаменов, выпускной, а что дальше? Этим вопросом, я думаю, Вы задавались уже на раз и не два. Как же поступить? Что выбрать? Какие проблемы и перспективы у меня впереди? Может быть, пойти в 10 – класс или продолжить обучение в одном из техникумов, колледжей, училищ? Однозначного и четкого ответа Вам никто, пожалуй, не даст, но помочь в выборе профессииможно.И сегодня на нашем занятии мы попробуем, потому что пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и круг общения, и интересы, и счастье в жизни, и материальный достаток. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
- Что же такое профессия? Как вы понимаете это слово?
Учащиеся дают ответы
Давайте, теперь сравним ваши ответы и определения из словарей.
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
Практическая часть.
Перед каждым из вас лежит анкета, в которой вы должны отметить свои предпочтения. В конце нашего занятия, я бы хотела, чтобы вы озвучили свои ответы на вопросы.
Вопросы анкеты:
1. Что вы намерены делать по окончании 9 – класса?
2. Вы уже определились со своей будущей профессией?
3. Укажите, пожалуйста, какую профессию Вы бы хотели получить в будущем?
4. Знаете ли Вы, в каком учебном заведении можно получить данную профессию?
Отложите анкету в сторону.
- А вы хотели бы проверить себя, к каким профессиям вы склонны по интересам?
Проведем дифференциально-диагностический опрос. (Методика Климова). Сегодня тестирование будем не совсем обычным, как привыкли мы это делать, а онлайн – тестирование с мгновенной выдачей результата тестирования.
Дифференциально – диагностический опрос. Методика Климова.
Отвечая на вопрос: «Что бы вы предпочли из двух возможностей?», необходимо отдать предпочтение либо виду деятельности (А) по отношению к (Б), либо виду деятельности (Б) по отношению к (А), и поставить «+» в соответствующей номеру вопроса клетке листа ответа.
1. Ухаживать за животными. |
1. Обслуживать машины, приборы, составлять программы для ЭВМ. |
2.Помогать больным людям. |
2. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин. |
3. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов. |
3. Следить за состоянием, развитием растений. |
4. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл). |
4. Рекламировать, продавать товары. |
5. Обсуждать научно-популярные статьи. |
5. Осуждать пьесы, концерты. |
6. Выращивать животных. |
6. Помогать товарищам в работе, спорте. |
7. Настраивать музыкальные инструменты. |
7. Управлять трактором, тепловозом и т.д. |
8. Давать людям информацию (в справочном бюро, на экскурсии) |
8. Оформлять выставки, участвовать в подготовке концертов. |
9. Ремонтировать вещи, изделия. |
9. Искать и исправлять ошибки в текстах, в рисунках. |
10. Лечить животных. |
10. Выполнять вычисления, расчеты. |
11. Выводить новые сорта растений. |
11. Конструировать машины, проектировать дома. |
12. Разбирать споры между людьми, убеждать, разъяснять. |
12. Разбираться в чертежах, схемах. |
13. Наблюдать за работой художественной самодеятельности. |
13. Изучать жизнь микробов. |
14. Налаживать медицинские приборы. |
14. Оказывать людям медицинскую помощь. |
15. Составлять отчеты о наблюдаемых явлениях. |
15. Художественно описывать события. |
16. Делать лабораторные анализы в больнице. |
16. Осматривать больных, назначать лечение. |
17. Красить стены, расписывать изделия. |
17. Монтировать здания, собирать машины. |
18. Организовывать культпоходы, экскурсии. |
18. Участвовать в концертах, спектаклях. |
19. Изготовлять детали, строить здания. |
19. Чертить, копировать карты. |
20. Бороться с болезнями растений. |
20. Работать на пишущей машинке. |
Обработка результатов.
Надо посчитать в каждом столбце таблицы (природа, техника, человек, знаковая система, художественный образ) суммы плюсов и минусов. Наибольшая сумма плюсов укажет на предпочитаемую Вами группу интересов, а возможно, склонностей к тем или иным областям профессиональной деятельности.
природа |
техника |
человек |
знаковая |
художественный |
1а |
1б |
2а |
2б |
3а |
3б |
4а |
4б |
5а |
5б |
6а |
7б |
6б |
9б |
7а |
10а |
9а |
8а |
10б |
8б |
11а |
11б |
12а |
12б |
13а |
13б |
14а |
14б |
15а |
15б |
16а |
17б |
16б |
19б |
17а |
20а |
19а |
18а |
20б |
18б |
Учащиеся садятся за парты. Подведение итога тестирования.
Выделяют пять типов профессий в соответствии с предметом труда (предмет труда – то основное, с чем работает конкретный специалист: люди, техника, явления природы, и т. д.). Итак:
1) Человек – природа. Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Для того чтобы успешно работать в сфере, связанной с природой, недостаточно просто ее любить. Созерцательной любовью к природе обладает большое количество людей. Многие из нас любят отдохнуть весной на природе, с умилением понаблюдать за щенком в гостях у друзей или полюбоваться закатом на морском побережье. Но далеко не каждый обладает деятельной любовью к природе, связанной с познанием ее законов и их применением. Специалист данной сферы должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения и принимать меры. Что касается необходимых личностных качеств, то человек должен быть спокойным, уравновешенным, обладать терпением, способностью к кропотливому труду. Современные профессии данного типа: ветеринар, фитодизайнер, ландшафтный дизайнер, фармацевт.
2) Человек – техника. Обладатели профессий данного типа имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Большое значение здесь имеет также такое качество, как практическое мышление человека – техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части. Среди современных профессий данного типа наиболее востребованы автослесарь, монтажник информационных (компьютерных) сетей, строительные специальности, технолог, инженер.
3) Человек – человек. Предметом интереса специалистов данного типа профессий являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Возможные действия, которые может совершать специалист, работающий с людьми: обучение, воспитание, управление, обслуживание, исследование. Главное содержание труда в профессиях этого типа – взаимодействие между людьми. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое хорошее настроение во время работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать состояние, намерения другого человека, а также терпение, умение находить общий язык с разными людьми. Современные профессии: продавец-консультант, менеджер (администратор, офис-менеджер, по персоналу, по продажам, по рекламе и т. д.), официант, психолог.
4) Человек – знаковая система. Представителей профессий данного типа занимают различные языки, условные знаки, схемы, символы, цифры, формулы, информация (текстовая, числовая, компьютерная). Специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, отвлечься, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, уметь представить их сущность схематически. С другой стороны, не менее важно увидеть в схеме, графике, формуле «жизнь», то есть те реальные объекты или явления, которые стоят за условными обозначениями. Для этого необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений и сосредоточиваться на сведениях, которые они несут в себе. Здесь важны такие качества, как внимание, умение сосредоточиваться, терпимость к монотонной, иногда даже рутинной деятельности. Примеры профессий данного типа: программист, системный администратор, редактор, специалист по защите информации, переводчик, лингвист, экономист, аудитор.
5. Человек – художественный образ. Данные специалисты работают с явлениями, фактами художественного отображения действительности или сами создают эти факты, новые образы. Это может быть изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерско-сценическая деятельность. Специфическое требование, которое предъявляется к профессиям данного типа, – наличие задатков, способностей к определенному виду творчества (рисованию, пению, писательскому искусству и т. д.), которые проявились достаточно рано. Речь идет о том, что мы в обычной жизни называем талантом. Кроме этого, важны творческое воображение, образное мышление, трудолюбие. Профессии данного типа: дизайнер (WEB-дизайнер, рекламный дизайнер, дизайнер по интерьеру, дизайнер-модельер), стилист, актер, режиссер, ди-джей.
В данной классификации речь идет о конкретных профессиях и требованиях к человеку, которые в них предъявляются. Следует отметить, что невозможно все профессии жестко отнести к определенному типу. Существуют профессии, которые можно отнести к разным типам: учитель биологии (человек – человек и человек – природа), секретарь-референт (человек – человек и человек – знаковая система), WEB-дизайнер (человек – знаковая система и человек – художественный образ).
- А сейчас нам предстоит узнать, какие профессии могут быть в этих группах).
- Начинаем поисковую работу.Выполните следующее задание.
На слайдах представлены группы профессий, учащиеся должны определить, к какому типу профессий относится та или иная группа.
Задание.
1 группа. Врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГИБДД (Человек – человек)
2 группа. Микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод. (Человек – живая природа)
3 группа. Газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог.
4 группа. Переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник.
5 группа. Журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример-пастижер, декоратор-оформитель, актер
Для того чтобы правильно представлять себе ситуацию на рынке труда, важно знать соотношение различных отраслей производства, секторов экономики в конкретном регионе, а также спрос предложение на какие либо профессии.
Составьте список востребованных и невостребованных профессий, на ваш взгляд, на данный момент.
Сравним результаты.
На слайде представлены таблицы вакансий по Челябинской области и г. Катав – Ивановску.
Какие можно сделать выводы? Анализирование ситуации.
Рефлексия.
Ребята, вернемся к вопросам анкеты, которую провели в самой начале занятия. Хотелось бы спросить, совпали ли у Вас ответы данные вами в начале урока и после прохождения тестирования. Обсуждение.
Закончить наше занятие мне бы хотелось притчей.
Заключительная часть.
Притча «Руанский собор».
В славном городе Руане на стройке работали
три каменщика. Им задали один и тот же вопрос: «Что ты делаешь?»
Один ответил: «Я кладу кирпичи».
Другой: «Я зарабатываю себе на хлеб».
Третий: «Я строю Руанский собор».
В чём смысл этой притчи?
Итак, ответы каменщиков демонстрируют три позиции:
1. Выполнять отдельные операции, не задумываясь, зачем это нужно.
2. Задумываться не о содержании работы, а лишь о материальном вознаграждении.
3. Видеть общую цель деятельности, свой вклад в её достижении.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.