Тренинг по профориентации
«Знакомство с миром профессий»
Занятие 1
Цель: определить уровень знаний о профессиях среди учащихся, показать необходимость обдуманного принятия решений при выборе профессии, последствия случайного выбора.
1. Информационный блок: ознакомление учащихся с основными типами профессий, обсуждение результатов предварительной диагностики методикой ПДО Е.Климова («Тип профессии»);
2. Практический блок:
2.1.Игра «Кто больше знает профессий?»;
2.2. Игра «Рука судьбы»;
3.Заключительная беседа.
Ход работы:
1. Информационный блок
Ведущий: Все существующие в мире профессии можно разделить на 5 типов в зависимости от предмета труда. Предмет труда – это то, с чем приходится человеку работать.
Типы профессий (записываются на доске в форме таблицы):
1. Человек – природа(Ч –П);
2. Человек – техника (Ч – Т);
3. Человек – человек (Ч – Ч);
4. Человек – знаковая система (Ч – З);
5. Человек – художественный образ ( Ч – Х).
Ч -П |
Ч - Т
|
Ч - Ч
|
Ч - З
|
Ч - Х
|
|
|
|
|
|
2. Игра «Кто больше знает профессий?»
Ведущий: Давайте теперь подумаем какие профессии можно отнести к каждому из типов. Итак, к типу « Человек – природа» относятся профессии …. (дети начинают перечислять профессии, которые знают, ведущий заносит их в таблицу)
Варианты ответов:Ветеринар, агроном, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т.д.
Ведущий: Молодцы! А что является предметом труда в каждой из названных вами профессий? (Ответ: все, что можно отнести к живой и неживой природе – животные, растения, минералы и т.д.).
Тип «Человек – техника».
Варианты ответов: водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, автослесарь и т.д.
Предмет труда: машины, механизмы, детали машин, электрические приборы и т.д. ( все, что относится к технике).
Тип «Человек – Человек».
Варианты ответов: учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер и т.д.
Предмет труда: человек.
Тип «Человек – знаковая система».
Варианты ответов: бухгалтер, ученый, экономист, математик, программист, нотариус и т.д.
Предмет труда: числа, буквы, карты, книги, документы и т.д.
Тип «Человек – художественный образ».
Варианты ответов: художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т.д.
Предмет труда: искусство.
3. Ознакомление с результатами предварительной диагностики методикой Е. Климова.
4. Игра «Рука судьбы».
Ведущий: А теперь мы с вами поиграем в игру, которая покажет нам какие могут быть последствия при случайном выборе профессий. Игра называется «Рука судьбы».
Напишите на отдельных листочках профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.
Каждый ученик вытягивает из мешочка листок и, со словами: «Я хочу стать» зачитывает вслух написанные там профессии . Смотрим эмоции.
5. Заключительная беседа
Примерные вопросы ведущего:
Какие чувства вы испытывали при зачитывании перечня случайно выбранных профессий?
Совпали ли случайно выбранные профессии с вашими желаниями и способностями?
Заключительное слово ведущего: Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Всегда должны выполняться три условия:
1. «ХОЧУ» - профессия должна соответствовать моим желаниям.
2. «МОГУ» - профессия должна соответствовать моим способностям и возможностям.
3. «НАДО» - профессия должна быть востребованной.
Занятие 2
Выбор
профиля обучения — наиболее важное решение, которое необходимо принять учащимся
при переходе в старшее звено школы. К сожалению, многие учащиеся не имеют
четкого представления о своих способностях, склонностях, интересах и не всегда
учитывают их при выборе профиля обучения и дальнейшей профессии.
Данное занятие позволит учащимся в доверительной и непринужденной
обстановке рассмотреть основы профессионального самоопределения и выбрать
предпочтительный профиль обучения.
Методы: занятие включает в себя профориентационные упражнения, теоретические блоки, беседы, диагностические методики; методы социально-психологического тренинга.
Схема занятия
· Психологическая разминка, позволяющая задать темпоритм занятия и являющаяся прелюдией основной части.
· Формулирование темы занятия, основных целей.
· Основная часть, включающая в себя 2 упражнения, позволяющие расширить круг о профессиях.
· Заключительная часть. итоговая игра.
Оборудование
и материалы:
Аудитория, по возможности, должна
иметь место для работы участников над письменными заданиями, а также
пространство для проведения упражнений, в том числе подвижных. Желательно
наличие магнитофона с записью релаксационных композиций.
Если вы недостаточно хорошо знаете участников, позаботьтесь о визитках.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Знакомство.
Упражнение 1. Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.
Инструкция: «Сейчас каждый по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группу и здороваться используя звуки ассоциирующие с любой профессией, не повторяя использованные ранее. Мы же вместе будем повторять каждое предложенное приветствие».
Комментарий: после завершения упражнения можно обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?», «Какое приветствие вам особенное запомнилось (понравилось) и почему?» Второй вопрос позволяет получить и обсудить информацию, которая может оказаться полезной в содержательном плане, в частности при работе над проблемой установления контакта. Третий вопрос : «Какое приветствие сразу раскрыло суть профессии.
Упражнение 2. Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.
Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагать поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. этот признак он называет. Например, я скажу» пересядьте все те, у кого есть в семье врачи»,- и все, у кого есть в семье врачи, должны поменяться местами. при этом тот, кто стоит в центре круга, должен кто останется в центре круга без мест, а тот кто останется в центре круга без мест, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.
Комментарий: Когда упражнение завершено, тренер может обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствует? или «Как ваше настроение сейчас?»
Как правило, упражнение проходит весело. Оно позволяет снизить напряженность, поднимает настроение, активизирует внимание и мышление.
2. Разминка «Салат из профессий».
Цель: введение в атмосферу тренинга.
Инструкция: Участники стоят в тесном кругу. Ведущий стоит в центре круга. Между участниками распределяется 3-4 профессии (в зависимости от количества человек), по принципу 1-й, 2-й, 3-й. Далее ведущий просит поменяться местами представителей какой-либо одной профессии, а сам в это время пытается встать на освободившееся место. Участник, оставшийся без места, становится ведущим.
3. Знакомство с целями, задачами тренинга.
Ведущий рассказывает участникам о целях и задачах тренинга.
4. Упражнение «Выбор».
Инструкция: представьте себе, что вы находитесь в незнаком городе без друзей, родителей, родственников. у вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время… вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того чтобы выжить. Я дам подсказку. вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования….
Необходимо письменно ответить на вопросы:
- в каком городе или даже в стране вы находитесь?
-какое у вас время года?
-что вы будете делать? Каковы ваши действия?
-что вы умеете делать? (составьте список видов работ.)
-что будет потом?
Комментарий: Во время обсуждения, делается выбор о том, что подсобные работы- это временный заработок, а в целом необходимо учиться. для того чтобы учиться какому-либо делу, необходимо для начала все-таки определиться в выборе, а для этого узнать свои возможности, способности профессиональные интересы.
4.2.Упражнение Профориентационная игра "Цепочка профессий"
Комментарий: Упражнение используется для развития умения выделять ять общее в различных в идах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы “зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.
Проводить упражнение лучше в круге. Число у частников от 6—8 до 15—20. Время проведения от 7—10 до 15 минут. Основные этапы следующие:
1. Инструкция: “Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д.
2. По ходу игры ведущий иногда задаст уточняющие вопросы, типа: “В чем же сходство вашей профессии с только что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.
3. При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине — с автотранспортом, а в конце — с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург—повар - мясник - слесарь (тоже— рубит, но металл) - автослесарь - таксист – сатирик эстрадный (тоже "зубы заговаривает") - артист драмтеатра - артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях...
Опыт показывает, что обычно больше двух раз проводить игру не следует, т.к. она может наскучить игрокам.
Иногда сходство между профессиями носит почти юмористический характер, например что, может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профессор в вузе? Оказывается и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллейбуса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы пик через салон троллейбуса проходит?..). Если школьники указывают на подобные, или даже на еще более веселые линии сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество — это один из показателей того, что игра получается.
Занятие 3. Эмоциональное отношение к выбору профессии. |
|
Профориентация школьников - Тренинги по профориентации |
|
Цель: осознать собственное эмоциональное отношение к выбору и его влияние на выбор. Задачи: Ход занятий Игра "Шестое
чувство" (30 мин) |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.