Тренинговое занятие для старшеклассников на тему "Развитие навыков делового общения"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
психологическая работа +1
9 кл—11 кл
13.03.2019
Одно из занятий, которое вошло в цикл занятий для развития лидерских качеств учащихся. На занятии рассматриваются основные аспекты лидерства, изучаются стили лидерства, определение индивидуально-психологических особенностей, которые характеризуют лидеров.
Цель занятия: выявить увлечения участников тренинга, совершенствовать навыки делового общения учащихся, выявление целеустремленности в работе и личной жизни, изучение коммуникативных и организаторских способностей.
Занятие 4.docx
Развитие навыков делового общения.
Упражнение на знакомство.
Цель: продолжить знакомство, выявить увлечения участников тренинга,
совершенствовать навыки делового общения учащихся.
Участникам предлагается назвать свое имя и его значение.
Ребята, после учебного дня вы, наверное, устали, давайте отдохнем и
«ПОСТРОЙТЕ МОСТ»
продолжим познавать свой внутренний мир.
Методика
Цель: выявление целеустремленности в работе и личной жизни.
Инструкция: Внимательно посмотрите на этот рисунок. Он незаконченный, вы
должны его дополнить таким образом, чтобы получился
ясный и понятный сюжет. Рисуйте все, что приходит вам
в голову.
Интерпретация:
Этот тест покажет вам, насколько вы целеустремленный
человек. Все символы достаточно прозрачны. ЧЕЛОВЕК — это вы сами,
СВЕРТОК НА ДРУГОМ БЕРЕГУ это ваша цель, РЕКА — это полоса
препятствий, которую вам надо какимто образом преодолеть. То, как вы это
сделаете, и продемонстрирует наличие или отсутствие в вашем характере
такой черты, как целеустремленность.
Если вы нарисовали МОСТ, то это очень хороший знак. Это говорит о том,
что вы не откажетесь от своей цели только потому, что добраться до нее не
очень легко. Чем КРЕПЧЕ нарисованный вами МОСТ, тем сильнее ваша воля
и решительнее характер.
Если вы нарисовали МОСТИКЖЕРДОЧКУ, то это значит, что вас можно
сбить с курса, заставить передумать, запугать, наконец, и тогда вы
перестанете стремиться к своей цели. Вы можете спасовать перед жизненными
трудностями (как упали бы с этого мостика в реку). Если ваш МОСТ С КРАСИВЫМИ ПЕРИЛАМИ, весь РЕЗНОЙ И
ПОКРЫТЫЙ УКРАШЕНИЯМИ, то это говорит о том, что вы склонны все
идеализировать, вы по натуре романтик, и даже цели у вас очень красивые и
романтичные, несколько нежизненные.
РЕКА, в которой КИШАТ КРОКОДИЛЫ ИЛИ АКУЛЫ, говорит о том, что
вы боитесь тех препятствий, которые могут вам встретиться на пути к вашей
цели. Если при этом ваш МОСТИК ШАТКИЙ И ТОНЕНЬКИЙ, то можно
не сомневаться: вы часто поддаетесь необоснованной панике. У вашего
страха, как говорится, глаза велики. Но вам следует помнить и
другую поговорку: глаза боятся, а руки делают. Все не так страшно, как вам
кажется.
Если вы нарисовали НА ВОДЕ ЛИНИИ ИЛИ РАСТЕНИЯ, то это означает,
что вы не ждете от жизни подвоха, но и не надеетесь, что у вас всегда все
будет гладко, без сучка и задоринки. Вы понимаете, что в жизни все
случается, и готовы преодолеть любое препятствие.
Если вы ЗАПОЛНИЛИ РЕКУ РЫБОЙ, мирно резвящейся в воде, то это
говорит о том, что вы не видите опасностей на своём пути и полны радужных
надежд. Вы верите, что у вас все всегда будет хорошо. Но эта уверенность
проистекает из вашего полного незнания жизни, ваш оптимизм может лопнуть
в одно мгновение при столкновении с реальными трудностями.
Упражнение «Решение проблемных ситуаций»
Цель: повторение стилей лидерства, изученных на предыдущем занятии.
Выделяют стили лидерства:
Авторитарный — установление жёсткой дисциплины, чёткое распределение
обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению
группы, навязывает свое мнение. Демократичный — лидер советуется с коллегами, прислушивается к их
аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть
полномочий делегирует другим членам группы.
Либеральный — лидер не предъявляет никаких требований к членам группы,
ни на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не
конфликтует.
Группа практически не организованна, разобщена, функциональные
обязанности в группе распределяются хаотично.
Инструкция:
Одним учащимся раздаются карточки с проблемными ситуациями, и решить
их необходимо разными стилями руководства.
Ситуации.
1 Представьте себе, что вы едете в поезде в последнем вагоне. Неожиданно
поезд остановился, вы выглянули в окно и заметили, что отцепился только
ваш вагон, а весь состав уехал прочь. У людей, окружающих вас, началась
паника... Будете ли вы совершать какиелибо действия? И какие именно?
2 В связи ажиотажа вокруг связи в ДНР, вы оказались в очереди на почту для
покупки стартового пакета "Феникс", как это часто бывает, нашлись
"зайцы", которые норовят влезть без очереди, тем самым создают панику и
конфликтную ситуацию в толпе. Ваши действия...
3 В преддверии праздников 23 февраля и 8 марта, вы с классом, после
уроков, остались для обсуждения животрепещущей темы: "Как поздравить
мальчиков/девочек?". Дискуссия затянулась, к общему решению вы не
приходите. Ваши действия...
Ребята, сядьте удобнее, сосредоточьтесь и представьте себе, как бы вы
продолжили предложение "Когда я думаю о лидере, то я представляю
себе…". Кого рисует память? Чья личность приходит на ум? Давайте обменяемся результатами: расскажем товарищам о лидерах, образы
которых мы представили себе. Каковы наиболее яркие черты этих личностей?
Кто такой лидер? Считаете ли вы правильным следующее определение:
"Лидер тот, кто стоит во главе группы, кто определяет основные
направления ее деятельности и влияет на поведение ее членов"? Что бы вы
могли добавить/изменить в предложенной формулировке?
Различают лидеров формальных и неформальных. Кто он, ваш лидер?
Лидеры могут быть двух типов: деловой лидер (побуждает группу работать
ради достижения целей) и социоэмоциональный (в совместной деятельности
озабочен тем, как при решении групповой задачи учитываются личные и
общественные потребности членов команды). К какому из двух (или к
смешанному) типов относится личность, загаданная вами?
Каков стиль лидерства у личностей, о которых вы рассказали,
демократический, авторитарный, попустительский?
В каких ситуациях мы узнаем лидера в повседневной жизни?
Упражнение. Укажи стиль лидерства.
В жизни нам приходится играть разные роли. Ребята, назовите свои роли в
данном возрасте (сын/дочь, учащийся, друг и т.д.).
Давайте определим, какой из предложенных ролей подходит один из трех
стилей лидерства.
Роли:
• капитана корабля, терпящего крушение в океане?
• лидера студенческой тусовки в ходе подготовки к фестивалю?
• директора школы, поставленного в кризисную ситуацию изза текучести
кадров?
• учителя в ходе экспериментов, связанных с электроприборами?
• руководителя литературной студии при отборе и обсуждении рассказов,
которые войдут в следующий выпуск альманаха? На чем основывался ваш выбор в каждом конкретном случае?
Ребята, вспомните и расскажите о ситуации, когда вам приходилось
самостоятельно принимать решение не только за себя, но и за других людей,
нести ответственность, осуществлять руководство.
Давайте определим, какие индивидуальнопсихологические особенности
характеризуют лидеров:
преобладание мотивации «достижения успеха»;
чутье, самостоятельность, ответственность;
смелость, адекватная самооценка, развитое чувство собственного
достоинства;
быстрота реакции, способность анализировать ситуацию и извлекать
нужную информацию;
способность к умеренному, взвешенному риску, способность переносить
неудачу;
эвристический стиль мышления, умение предугадывать события.
Одним из ключевых качеств успешного лидера является умение общаться, и
сегодня мы определим уровень своих коммуникативных и организаторских
способностей.
Методика КОС В.В. Синявский, В.А.
Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы
затрудняетесь в выборе ответа, необходимо всетаки склониться к
Федорошин
соответствующей альтернативе (+) или ().
Текст опросника
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к
принятию ими Вашего мнения?
3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кемто из
Ваших товарищей? 4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической
ситуации?
5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными
людьми?
6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за
какимлибо другим занятием, чем с людьми?
8. Если возникли какиелибо помехи в осуществлении Ваших намерений,
то легко ли Вы отступаете от них?
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно
старше Вас по возрасту?
10.Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами
различные игры и развлечения?
11.Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
12.Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было
бы выполнить сегодня?
13.Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14.Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в
соответствии с Вашим мнением?
15.Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами изза
невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
17.Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с
новым человеком?
18.Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
19.Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть
одному?
20.Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас
обстановке? 21.Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
22.Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое
дело?
23.Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения,
если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым
человеком?
24.Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25.Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
26.Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов,
затрагивающих интересы Ваших товарищей?
27.Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам
людей?
28.Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29.Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести
оживление в малознакомую Вам компанию?
30.Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
31.Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим
количеством людей?
32.Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение,
если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
33.Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам
компанию?
34.Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для
своих товарищей?
35.Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и
спокойным, когда приходится говорить чтолибо большой группе
людей?
36.Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37.Верно ли, что у Вас много друзей? 38.Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с
малознакомыми людьми?
39.Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?
40.Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении
большой группы своих товарищей?
Обработка результатов и интерпретация
Коммуникативные способности ответы "да" на следующие вопросы: 1, 5, 9,
13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и "нет" на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.
Организаторские способности ответы "да" на следующие вопросы: 2, 6, 10,
14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и "нет" на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.
Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому
разделу методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно
для коммуникативных и организаторских способностей по формуле:
К = 0,05 . С, где
К величина оценочного коэффициента
С – количество совпадающих с ключом ответов.
Оценочные коэффициенты может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие
к 1 говорят о высоком уровне коммуникативных и организаторских
способностях, близкие к 0 о низком уровне. Первичные показатели
коммуникативных и организаторских способностей могут быть представлены
в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях изучаемых способностей.
Коммуникативные умения:
Показател
ь
0,100,45
0,460,55
0,560,65
0,660,75
0,761
Оценк
а
1
2
3
4
5
Уровень
I низкий
II ниже среднего
III средний
IV высокий
V очень высокий Организаторские умения:
Уровень
Показател
ь
0,200,55
0,560,65
0,660,70
0,710,80
0,811
Оценк
а
1
2
3
4
5
Анализ полученных результатов.
Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем
I низкий
II ниже среднего
III средний
IV высокий
V очень высокий
проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские
склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению,
чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе; предпочитают
проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства;
испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при
выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации;
не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления
инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах
они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень
проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они
стремятся контактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств,
отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их
склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и
организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.
Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем
проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не
теряться в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью,
помогают близким. Друзьям, проявляют инициативу в общении, с
удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий,
способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они
делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Испытуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким
уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они
испытывают потребность в коммуникативности и организаторской и активно
стремиться к ней, быстро ориентироваться в трудных ситуациях,
непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в
важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать
самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, Чтобы оно
было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию,
Настойчивы в
любят организовывать разные игры,
мероприятия.
деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы
удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской
деятельности.
Низкие показатели не означают отсутствие соответствующих склонностей,
они показывают наличие индивидуальных особенностей, которые необходимо
учитывать, организуя свою деятельность.
Теперь вы знаете, какие черты и качества присущи лидеру, я желаю вам
развивать эти качества в себе и совершенствовать их.
Тренинговое занятие для старшеклассников на тему "Развитие навыков делового общения"
Тренинговое занятие для старшеклассников на тему "Развитие навыков делового общения"
Тренинговое занятие для старшеклассников на тему "Развитие навыков делового общения"
Тренинговое занятие для старшеклассников на тему "Развитие навыков делового общения"
Тренинговое занятие для старшеклассников на тему "Развитие навыков делового общения"
Тренинговое занятие для старшеклассников на тему "Развитие навыков делового общения"
Тренинговое занятие для старшеклассников на тему "Развитие навыков делового общения"
Тренинговое занятие для старшеклассников на тему "Развитие навыков делового общения"
Тренинговое занятие для старшеклассников на тему "Развитие навыков делового общения"
Тренинговое занятие для старшеклассников на тему "Развитие навыков делового общения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.