Тренинг-практикум "Внимание! Одаренный ребенок!"
Оценка 4.9

Тренинг-практикум "Внимание! Одаренный ребенок!"

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
воспитательная работа
Детсад
13.04.2018
Тренинг-практикум "Внимание! Одаренный ребенок!"
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одаренности. Задачи: 1. Расширение зоны профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития детской одаренности. 2. Познакомить участников практикума с особенностями одаренных детей, условиями развития их способностей, используя тренинговые упражнения, игровые элементы и проблемные ситуации. 3. Стимулировать педагогов к работе с одаренными детьми, используя эффективные способы конструктивной похвалы. 4. Раскрыть важность эффективной системы взаимоотношений «одаренный ребенок-педагог», дать возможность педагогам «примерить» роль одаренного ребенка. 5. Развивать осознанное стремление к успеху и преодолению профессиональных затруднений в работе с одаренными и способными детьми. Основная (ключевая) идея: Успешный и профессионально компетентный педагог - залог успешности способного и одаренного ребенка.тренинг-практикум в работе педагога-психолога в ДОУ
практикум Внимание, Одаренный ребенок!.docx
Практикум «Внимание, Одаренный ребенок!» Цель:  повышение   профессиональной   компетентности   педагогов   ДОУ   в вопросах развития детской одаренности. Задачи: 1. Расширение   зоны   профессиональной   компетентности   педагогов   по вопросу развития детской одаренности. 2. Познакомить   участников   практикума   с   особенностями   одаренных детей,   условиями   развития   их   способностей,   используя   тренинговые упражнения, игровые элементы и проблемные ситуации. 3. Стимулировать   педагогов   к   работе   с   одаренными   детьми,   используя эффективные способы конструктивной похвалы. 4. Раскрыть   важность   эффективной   системы   взаимоотношений   дать   возможность   педагогам «одаренный   ребенок­педагог», «примерить» роль одаренного ребенка. 5. Развивать   осознанное   стремление   к   успеху   и   преодолению профессиональных затруднений в работе с одаренными и способными детьми. Основная (ключевая) идея:  Успешный   и   профессионально   компетентный   педагог   ­   залог успешности способного и одаренного ребенка.   Форма проведения:  работа в группах; тренинговые упражнения; элементы игр, решение проблемных ситуаций. Продолжительность – 2 часа Принципы работы в группе: 1. искренность в общении; 2. обязательное участие в работе группы в течении всего времени; 3. неразглашение обсуждаемых проблем за пределами группы; 4. каждый участник говорит только от своего имени; 5. не критиковать и признавать право каждого на высказывание.   Формы: ­ Индивидуальные и групповые задания и упражнения. ­ Подгрупповые решения проблемных ситуаций. ­ Групповое обсуждение Вступление                      Мы все здесь собрались сегодня, потому что нас объединяет одно общее дело – воспитание и развитие наших детей. Каждый день каждый из нас посвящает   своей   работе,   на   которой   мы   ежедневно   растем   не   только профессионально, но и личностно.  Мы молоды, и все желаем стать успешными в профессии. Дорога к успеху у каждого человека своя, и успех мы все по­разному представляем.  Нам важен наш успех, но не менее важен успех наших воспитанников, ведь так?   В   настоящее   время   проблема   одаренности   является   одной   из актуальных проблем образования.     «Успех   педагога   –   это   успех   ребенка». Каждый   человек   –   уникальная личность. В чем­то он совершенно неподражаем и вне всякой конкуренции. И, бесспорно, эта его особенность может стать залогом его будущего успеха. Будущее принадлежит тому, кто верит в свой успех! Помните, что воспитать успешную личность ребенка может только успешная личность педагога.    Желание овладевать знаниями, должно быть связано с положительными эмоциями. Это и является главной задачей в развитии детской одаренности. Не   случайно   В.   А.   Сухомлинский   когда­то   сравнил   одаренность   с маленьким ростком: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся   из   земли   и   требующий   к   себе   огромного   внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы   он   вырос   и   дал   обильный   плод»   а   для   этого   необходим   еще   и компетентный педагог!   Дети ­ цветы жизни!  Аналогия между человеком и растением удачно передана в стихотворении  С. Маршака Человек – хоть будь он трижды гением – Остается мыслящим растением. С ним в родстве деревья и трава. Не стыдитесь этого родства. Вам даны до вашего рождения Сила, стойкость, жизненность растения. 2. Упражнение «Я­цветок»  Предлагаю всем встать в круг и выбрать понравившийся цветок, назваться им и представить свои важные качества (в кругу). Например, «Я лилия­ очень нежная и благоухающая!» Все мы бесспорно индивидуальны! И дети тоже индивидуальны. Каждый человек – уникальная личность. Основой всего, как известно являются задатки – природные анатомо­ физиологические   особенности,   с   которыми   человек   рождается.   Это особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, свойств нервной системы. Задатки могут превратиться в способности, а могут и не превратиться,  в   зависимости   от   воспитания   и   деятельности   человека.   При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже   из   небольших   задатков   могут   развиться   способности   достаточного высокого уровня. Бывает так, что у одних людей способности в какой­то деятельности проявляются быстрее, интересней, оригинальней. Тогда можно говорить об одаренности.   Одаренность   –   это   высокий   уровень   развития   каких­либо способностей. Карл Витте (самый молодой доктор философии начала 19 века) считал, что   любой   ребенок   способен   стать   гением.   Ребенок,   которому   взрослые помогают развить способности, обойдет тех, у которых их было больше от природы,   но   развитием   их   никто   не   занимался.   И   разница   между   такими детьми может быть большая. Влияние среды на ребенка огромное. Ни один ребенок   не   будет   развиваться   там,   где   ему   плохо,   где   он   испытывает дискомфорт. Так от чего же зависит развитие одаренности?   Для   развития   детской   одаренности   в   дошкольном   возрасте необходимы следующие условия: ­ условия предметно­развивающей среды; ­ индивидуальный подход в обучении и воспитании; ­ творческая личность педагога, высококвалифицированные педагоги; ­ индивидуальный подход к детям; ­ развивающие программы, технологии; ­ эффективное взаимодействие с семьей воспитанника; ­ различные формы работы с одаренными детьми, а также с родителями  одаренных детей; ­ различные психолого­педагогические условия; ­участие ребенка в конкурсах, олимпиадах, конференциях Важную   роль   в   развитии   способностей   играют   задатки,   среда   и деятельность, которой занимается ребенок. Важно создать среду, наполнить жизнь   ребенка   деятельностью,   но   еще   важнее   вызвать   интерес   к   этой деятельности, создать ситуацию успеха. 2. Упражнение «Букеты» Педагогам   предлагается   распределиться   на   4   подгруппы­ «Букета»   (по   личному   усмотрению   в   комбинации   с   другими «цветами», по нечетному количеству) Определение условий развития «Росточка» ­ способного ребенка,  Условия,   способствующие   успешному   развитию   и   реализации способностей   и   условия,   препятствующие   развитию   и   реализации одаренности у детей. (в подгруппах на листочках) Вывод: Создание условий, способствующих развитию одаренности детей   еще   в   дошкольном   возрасте,   развитию   их   разнообразных потенциальных   возможностей,   является   чрезвычайно   важным элементом в развитии способностей ребенка.   Но не менее важным еще является и развитие познавательного интереса к этой деятельность, желание заниматься этой деятельностью, мотивация. А, следовательно, и педагоги, которые помогают развитию способностей детей.     Специалисты   в   области   детской   одаренности   считают,   что   от   без радостных занятий будет похвала и даже знания, но не будет способностей.  Сейчас, я предлагаю Вам образовать круг для выполнения интересного упражнения «Похвала» 4. Упражнение «Я хвалю себя за то, что…Хвалю тебя за то …что»  Каждый участник продолжит эту фразу самостоятельно (в кругу, передавая предмет­символ) Вопрос педагогам для обсуждения после проведения упражнения:  Какая похвала была конструктивной, что приятнее было получить похвалу, хвалить себя, или хвалить другого? Вывод: Хвалить это важно и нужно, и несомненно приятно! Но хвалить нужно   конкретно   за   что   то,   учитывая   особенности   самооценки   и достижения   ребенка   (будет   ли   похвала   являться   достижением   для ребенка в конкретном случае)   Ребенок растет, и развитие его способностей проходит 4 этапа: Известны четыре этапа развития способностей: Первый этап — игровой. На   этом   этапе   внимательные   взрослые   играют   роль   и   педагогов,   и наставников,   и   великодушных   героев,   являясь   примером   для   подражания. Ребенок  лишь «играет  со своими  способностями»  примеряя  к себе разные виды занятий и увлечений. Детей   может   интересовать   абсолютно   все   или,   наоборот,   что­то   одно,   но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми  Поэтому   девиз   педагогов   на   этой   стадии: трудностями. «Неторопливость, спокойствие, рассудительность». Второй этап — индивидуальность. Этот этап, как правило, приходится на старший дошкольный возраст, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше. Большинство детей поступают в какой­нибудь кружок, секцию или студию, и тогда   у   ребенка   появляются   наставники,   которые   работают   с   ним   уже индивидуально. Быстрота его успехов является наградой для педагогов. Для этого этапа характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант. Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают виновным педагога и пытаются его заменить. Следовательно, на этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семьи распорядку юного дарования, то есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов. Третий — этап роста. Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который   Родители   занимают становится   основным   судьей   его   успехов. подчинительную   позицию,   их   роль   сводится   к   моральной   и   материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей. Четвертый — этап мастерства. На   этом   этапе   ребенок,   если   он   действительно   талантлив,   обгоняет своих сверстников в определенной сфере.   Взрослым   надо   быть   очень   осторожными   на   этой   стадии,   чтобы   не привести ребенка к «звездной болезни». Вывод: на первом этапе ребенок тянется за взрослыми; на втором этапе педагог   начинает   все   более   заметную   роль   в   развитии   способностей ребенка на третьем этапе взрослые имеют дело со способной личностью ребенка. Предлагаю всем Вам, в прекрасных букетах цветов, присоединиться к практической работе. Ранее вы уже определили условия, необходимые для успешного   развития   способностей   ребенка,   а   теперь   я   предлагаю   Вам выделить   наиболее   актуальные   условия   и   определить   участие   педагога   на каждом их них. (Что конкретно должен сделать педагог). 3.   Практическая   Работа   в   подгруппах   «Букетах»  по   определению актуальности   условий   развития   способностей   дошкольников,   выделенных подгруппами   ранее   в   «Букетах»,   а   также   определению   роли   и   участия педагога   на   каждом   из   обозначенных   этапах   развития   ребенка.   (листочки, ручки, карандаши) Конечно   в   своей   работе,   мы   нередко   встречаемся   с   трудностями, возникает некий круг проблем, которые нам необходимо решать. 6.Упражнение «Определение круга проблем». Педагогам   предлагается   оставаться   в  подгруппах­  «Букетах».   Члены микрогрупп   обсуждают   проблематику   существования   одаренных   детей   в системе образования (не больше 3 проблем или трудностей). По завершению работы,   представитель   от   каждой   группы   озвучивает   список   трудностей. Ведущий   фиксирует   «проблемный   список»   каждой   группы   на   доске, осуществляет   рейтинг   озвученных   трудностей,   существующих   в   работе педагогов с одаренными детьми. Каждой подгруппе предлагается найти и предложить решение по 1 проблеме. Вывод составляется по итогам работы подгрупп. Информационное сообщение «Кризисы одаренности» Многие авторы отмечают неравномерную динамику развития детской одаренности.   Феномен   «исчезновения»,   «угасания»   одаренности   давно интересует   практиков.   Эти   феномены   связаны   с   развитием   кризисов одаренности. Рассмотрим каждый из них.  Кризис креативности – потеря творческого потенциала, что проявляется   1.  в прекращении создания ребенком творческих «продуктов». Он возникает в ситуации невозможности реализовать свои способности. Чтобы предотвратить данный   кризис   нужно   давать   ребенку   возможность   быть   субъектом собственной деятельности, развивать  индивидуальный познавательный  опыт ребенка.  Кризис интеллектуальности – снижение интеллектуальной активности   2.  ребенка,   что   проявляется   в   снижении   интеллектуальной   продуктивности. Проявляется в ситуации перегрузки одаренного ребенка заданиями, которые развивают только интеллектуальные способности, без учета индивидуальных познавательных потребностей ребенка. Главная угроза развития интеллекта ребенка  – вред его физическому, эмоциональному   и   личностному   развитию.   Чтобы   предотвратить   данный кризис   нужно   развивать   наряду   с   интеллектуальной   сферой   ребенка,   его физическую, эмоционально­волевую, социально­коммуникативную сферы. 3  . Кризис мотива достижений – снижение или полная потеря интереса к процессу   и   результатам   своего   труда.   Это   описывается   по­разному   – нарушение волевой регуляции («мог бы, но не хочу»); сниженная самооценка («мог бы, но выйдет плохо») и др. Если 2 первые формы можно коротко охарактеризовать, как «ребенок больше не может», то 3 форма – «ребенок больше не хочет». Чтоб   предотвратить   данный   кризис   нужно   стараться   воспитательными мероприятиями   добиваться   оптимального   соотношения   личностной   и интеллектуальной   рефлексии   в   каждом   конкретном   случае,   с   каждым ребенком В работе педагогов также возникают нередко различные трудности, Несомненно,   одной   из   ярких   причин   является   бумажная   работа, Мы   тоже   подвержены   кризисам.   С   какими   чаще   всего   трудностями   мы сталкиваемся в своей работе, что может подвести нас к эмоциональному и профессиональному выгоранию? (вопрос для педагогов)   другими словами Макулатурная работа!   В   этот   критический   момент   важно   вовремя   разгрузиться   и   снять эмоциональное и физическое напряжение. Какими способами мы можем это сделать? Вы можете поделиться своими методами.  (баня, сауна, прогулка, душ, …) А я хочу предложить вам сейчас поиграть в веселую игру «Снежки»,  давайте   сомнем   по   листочку   нашей   «Макулатуры»,   и   поиграем   в   «Бой бумажными снежками» между нашими командами. Мы   сумели   разрядиться,   скинуть   усталость,   стресс   и   зарядиться отличным настроением. Молодцы! Педагоги   привыкли   считать,   что   работа   над   собой   и самосовершенствование   предполагают   только   анализ   ошибок   и   борьбу   со своими слабостями. Однако есть еще одна важная сторона работы над собой, она заключается в обнаружении в себе друга и помощника.   Каждый   человек   –   уникальная   личность.   В   чем­то   он   совершенно неподражаем и вне всякой конкуренции. И, бесспорно, эта его особенность может стать залогом его будущего успеха. Сегодня   мы   из   «росточка»   вырастили   ребенка,   пройдя   все   этапы   и кризисы, пережили даже «зиму со снежками». И вот ребенок уже красивый цветочек, способный выпускник. Детский сад выпустил ребенка. Давайте представим себя этим способным ребенком, подумаем, о чем он может мыслить, вспоминая детский сад. Что он хотел бы нам педагогам сказать, за что­то может поблагодарить Вас, на что­то указать…. 5. Упражнение «Письмо от имени одаренного ребенка». Я   предлагаю   сейчас   в   наших   «Букетах»   попробовать   написать   письмо   от имени одаренного ребенка, адресованного Вам, педагогам, за что Вы сможете себя   поблагодарить.        В   письме   можно   отобразить   информацию   в   виде советов,   рекомендаций   об   особенностях   взаимоотношений   с   одаренным ребенком.  По завершению работы, представитель от каждой группы зачитывает групповое «послание», проводится рефлексия.   Итог:    Каждый   день   педагог   делится   своим   опытом,   совершенствуется, растет и развивается вместе со своими воспитанниками, он делится своим потенциалом,   умениями,   навыками   и   знаниями,   а   также   эмоциями   и настроением. Другими словами, он старается дарить все самое лучшее. Он­ педагог­даритель! 9. Упражнение «Педагог­даритель» В   основе   слова   одаренность   тоже   лежит   слово   дар.   Если   есть   дар, должен быть и даритель. Что мы как педагоги можем подарить ребенку, что можем сделать, чтобы развить детскую одаренность. Передавая друг другу подарочный пакет, наполните его «дарами». Не забывайте, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе мы ­всегда сила!  Поблагодарим   друг   –   друга   аплодисментами.   Спасибо   всем   за участие!

Тренинг-практикум "Внимание! Одаренный ребенок!"

Тренинг-практикум "Внимание! Одаренный ребенок!"

Тренинг-практикум "Внимание! Одаренный ребенок!"

Тренинг-практикум "Внимание! Одаренный ребенок!"

Тренинг-практикум "Внимание! Одаренный ребенок!"

Тренинг-практикум "Внимание! Одаренный ребенок!"

Тренинг-практикум "Внимание! Одаренный ребенок!"

Тренинг-практикум "Внимание! Одаренный ребенок!"

Тренинг-практикум "Внимание! Одаренный ребенок!"

Тренинг-практикум "Внимание! Одаренный ребенок!"

Тренинг-практикум "Внимание! Одаренный ребенок!"

Тренинг-практикум "Внимание! Одаренный ребенок!"

Тренинг-практикум "Внимание! Одаренный ребенок!"

Тренинг-практикум "Внимание! Одаренный ребенок!"

Тренинг-практикум "Внимание! Одаренный ребенок!"

Тренинг-практикум "Внимание! Одаренный ребенок!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2018