Тренинг.
Приёмы педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимой проблемы
Участники: классные руководители 5-11-х классов, заместитель директора образовательного учреждения по воспитательной работе, школьный психолог, социальный педагог, библиотекарь школы.
Цель: содействовать освоению классными руководителями приемами и методами педагогической поддержки детей в проблемных ситуациях.
Классные руководители занимают места за столами, расставленными в аудитории полукругом, и таким образом объединяются в малые группы по пять человек. Один из них (ранее подготовленный психологом или сам психолог, социальный педагог) является тренером.
Тренинг.
Приёмы педагогической поддержки ребёнка в
решении личностно значимой проблемы
Участники: классные руководители 511х классов, заместитель
директора образовательного учреждения по
воспитательной работе, школьный психолог, социальный
педагог, библиотекарь школы.
Цель: содействовать освоению классными руководителями
приемами и методами педагогической поддержки детей в
проблемных ситуациях.
Подготовительная работа
1. Психолог находит в психологической литературе описание
признаков, по которым можно судить о психологических состояниях и
личности человека:
наклон корпуса вперёд в положении сидя с руками на коленях или
на стуле говорит о том, что сидящий человек готов закончить
разговор и начать действовать;
расширение зрачков человека свидетельствует о возникшем у него в
данный момент времени внутреннем положительном чувстве, а
сужение зрачков – об отрицательном чувстве;
прижатые друг к другу лодыжки сидящего человека говорит о
том, что он настроен отрицательно, но сдерживает своё
негативное отношение, свою взволнованность, неприятные мысли и
чувства;
прямая постановка головы обычно свидетельствует о
нейтральном отношении человека к тому, что он слышит или
видит; когда голова наклонена в сторону, это говорит о том, что у
человека пробуждается интерес к тому, что он видит или
слышит, и нейтральное отношение сменяется положительным;
если голова человека наклонена вперед, это чаще всего
свидетельствует об отрицательном отношении;
закладывание рук за голову свойственно людям, уверенным в себе и
испытывающим чувство превосходства перед другими людьми;
если человек нервничает, принимает критическую или защитную
позу, то он обычно скрещивает руки у себя на груди;
скрещенные на груди руки – это также попытка спрятаться от
об
неблагоприятной
оборонительном или негативном отношении человека;
свидетельствующая
ситуации,
если собеседник скрещивает руки на груди, значит, сказано чтото
такое, с чем он не согласен;
о стремлении сдерживать свои негативные ощущения
свидетельствует также сжимание пальцами предплечья
противоположной руки;
если при скрещивании рук на груди большие пальцы выставлены
вверх, то это говорит о том, что у человека возникло чувство
превосходства;
жест скрещения рук нередко также свидетельствует о том, что
у человека возникло чувство страха;
замаскированные жесты скрещения рук, включающие в себя
движения, которые обычно выполняются при скрещении рук,
свидетельствуют о взволнованности и нервозности человека, о его
стремлении защититься;
перекрещивание ног также является признаком негативного
отношения или оборонительного положения человека; однако
последний жест всегда необходимо интерпретировать в
зависимости от ситуации и пола человека;
оценочной является поза, при которой человек подпирает щеку
кулаком, а указательный палец упирается в висок, при этом рука не
служит опорой для головы;
жест поглаживания подбородка означает, что человек пытается
принять решение;
если после того как его попросили сообщить о своём решении,
человек берёт чтолибо в рот – это признак того, что он не уверен,
сомневается и ему необходимо ещё подумать;
если человек потирает затылок ладонью и отводит глаза, то это
значит, что он говорит неправду;
закладывание рук за спину с захватом запястья свидетельствует
о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки;
чем больше сердит человек, тем выше продвигается его рука по
спине;
тот факт, что человек неискренен или говорит неправду, может
подкрепляться следующими жестами: прикосновением рук к
частям лица и головы, в частности ко рту, носу, глазам, ушам и
шее;
пальцы во рту человека говорят о его внутренней потребности в
одобрении и поддержке; если у человека промелькнул жест,
связанный с приближением руки к лицу, значит, у него на уме что
то неприятное (это могут быть сомнения, неуверенность, обман и
т.п.);
постукивание пальцами рук по столу и ногами по полу
свидетельствуют о нетерпении;
сцепленные пальцы рук во время разговора могут означать
разочарование и желание человека скрыть своё отрицательное
отношение;
если сцепленные руки подняты вверх, то с данным человеком
трудно будет договориться.
2.
3.
Описание перечисленных признаков печатается в 68 экземплярах.
Психолог вместе с социальным педагогом составляют или
подбирают в психологической литературе (например, Крупенин А.Л.,
Крохина И.М. Эффективный учитель. – Ростов н/Д, 1995) тексты диалога,
после прочтения которых в тренинге будет апробироваться применение
приемов «Тывысказывание», «Явысказывание», «Перифраза» и «Редакция».
Данные тексты печатаются в 68 экземплярах.
4.
Психолог готовит от трёх до пяти классных руководителей,
которым предстоит на тренинге выполнить роль тренеров.
Ход тренинга
1.
Классные руководители занимают места за столами,
расставленными в аудитории полукругом, и таким образом объединяются в
малые группы по пять человек. Один из них (ранее подготовленный
психологом или сам психолог, социальный педагог) является тренером.
2.
Заместитель директора школы начинает занятие рассказом
следующей восточной притчи.
Однажды к врачу пришел сапожник, жаловавшийся на ужасные
боли. Доктор тщательно его обследовал, но способы, которые могли бы
помочь больному, ему были неизвестны. Пациент с тревогой спросил:
«Неужели нет ничего, что могло бы помочь мне?»
Врач ответил сапожнику: «К сожалению, я ничего не могу здесь
поделать».
Услышав это, сапожник промолвил: «Если мне ничего уже не
осталось в этой жизни, я хотел бы исполнить последнее желание. Я хочу
перед смертью отведать кушанье из двух мер бобов и меры уксуса».
Врач, услышав это, пожал плечами и сказал: «Делай, что хочешь.
Ухудшить твоё состояние это не сможет». Всю ночь врач ждал
известий о смерти пациента. Однако на следующее утро, к его удивлений
сапожник был здоров и бодр. Доктор записал в свой дневник: «Вчера
приходил сапожник в таком состоянии, что я не знал, чем ему помочь, но
две меры бобов и мера уксуса его излечили».
Вскорости после этого врача вызвали к смертельно больному
портному. И опять врач не ведал средств, как ему
помочь. Доктор
честно сказал об этом больному. Портной спросил: «Но, может быть, вы
знаете какоето другое средство?» Врач подумал и сказал: «Я не знаю,
Однако днями у меня был сапожник с этой же болезнью. Ему помогли две
меры бобов и мера уксуса».«Хорошо, если нет других лекарств, – сказал портной, – я попробую
это». Он поел бобов с уксусом и умер на следующий день. По этому случаю
врач записал в свой дневник: «Вчера ко мне обратился портной. Я ничем не
мог ему помочь. Он съел две меры бобов с мерой уксуса и умер. Что
хорошо для сапожника, плохо портному».
3.
Психолог называет цель тренинга,
представляет своих
помощниковтренеров и предлагает начать работу в группах.
4.
Тренер каждой группы показывает и (или) описывает позу
человека, по которой классные руководители должны узнать психологическое
состояние демонстрируемого индивида. При неверном ответе тренер
исправляет ошибку.
5.
Тренер напоминает педагогамвоспитателям, что в процессе
поддержки ребёнка в решении личностно значимой проблемы учитель может
использовать приёмы «Тывысказывание» (педагог сообщает ребёнку о том,
как воспринимает его нынешнее эмоциональное состояние) и «Я
высказывание» (педагог сообщает ребёнку о том, как он сам лично чувствует
себя в настоящее время). Он начинает зачитывать рассказ ученика,
находящегося в проблемной ситуации, затем прерывает и просит классных
руководителей обратиться к нему, используя при этом приёмы «Ты
высказывание» и «Явысказывание». Если классные руководители успешно
справляются с этим заданием, то им предлагается разыграть роли ученика и
педагога и попробовать использовать данные приёмы в конструируемом
диалоге. Тренер выполняет стимулирующую и коррекционную функции.
6.
Таким же образом строится работа по освоению классными
наставниками приёмов «Перифраза» и «Редакция».
7.
Заместитель директора школы вместе с психологом подводят
итоги тренинга и рекомендуют прочитать учебнометодическое пособие М.Р.
Битяновой и Т.В. Бегловой «Учимся решать проблемы».
Рекомедуемая литература
1. Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы. – М., 2005.
2. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. – Ростов н/Д,
1995.
3. Немов Р.С. Психологическое консультирование. – М., 2001.