Тренинг "Приёмы педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимой проблем"

  • Семинары
  • docx
  • 29.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тренинг. Приёмы педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимой проблемы Участники: классные руководители 5-11-х классов, заместитель директора образовательного учреждения по воспитательной работе, школьный психолог, социальный педагог, библиотекарь школы. Цель: содействовать освоению классными руководителями приемами и методами педагогической поддержки детей в проблемных ситуациях. Классные руководители занимают места за столами, расставленными в аудитории полукругом, и таким образом объединяются в малые группы по пять человек. Один из них (ранее подготовленный психологом или сам психолог, социальный педагог) является тренером.
Иконка файла материала Тренинг.docx
Тренинг. Приёмы педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимой проблемы Участники: классные руководители 5­11­х классов, заместитель директора   образовательного   учреждения   по воспитательной  работе, школьный психолог, социальный педагог, библиотекарь школы. Цель: содействовать   освоению   классными   руководителями приемами и методами педагогической поддержки детей в проблемных ситуациях. Подготовительная работа 1.   Психолог   находит   в   психологической   литературе   описание признаков,   по   которым   можно   судить   о   психологических   состояниях   и личности человека: ­ наклон корпуса вперёд в положении сидя с руками на коленях или на  стуле   говорит  о  том,   что  сидящий   человек  готов  закончить разговор и начать действовать; ­ расширение зрачков человека свидетельствует о возникшем у него в данный момент времени внутреннем положительном чувстве, а сужение зрачков – об отрицательном чувстве; ­   прижатые   друг   к   другу   лодыжки   сидящего   человека   говорит  о том,   что   он  настроен   отрицательно,   но   сдерживает   своё негативное отношение, свою взволнованность, неприятные мысли и чувства; ­ прямая   постановка   головы   обычно   свидетельствует  о нейтральном   отношении   человека   к   тому,   что   он   слышит   или видит; когда голова наклонена в сторону, это говорит о том, что у человека   пробуждается   интерес   к   тому,  что  он   видит   или слышит,   и   нейтральное   отношение   сменяется   положительным; если   голова  человека   наклонена   вперед,   это   чаще   всего свидетельствует об отрицательном отношении; ­ закладывание рук за голову свойственно людям, уверенным в  себе  и испытывающим чувство превосходства перед другими людьми; ­ если   человек   нервничает,   принимает   критическую   или   защитную позу, то он обычно скрещивает руки у себя на груди; ­ скрещенные  на груди  руки –  это также  попытка спрятаться  от об неблагоприятной оборонительном или негативном отношении человека; свидетельствующая     ситуации,   ­ если собеседник скрещивает руки на груди, значит, сказано что­то такое, с чем он не согласен;­ ­ ­ ­ ­   о   стремлении   сдерживать   свои   негативные   ощущения свидетельствует   также   сжимание   пальцами   предплечья противоположной руки;   если при скрещивании рук на груди большие пальцы выставлены вверх,   то   это   говорит   о   том,   что   у   человека   возникло   чувство превосходства;  жест скрещения рук нередко также свидетельствует о том, что у человека возникло чувство страха;   замаскированные   жесты   скрещения   рук,   включающие   в   себя движения,   которые   обычно   выполняются   при   скрещении   рук, свидетельствуют о взволнованности и нервозности человека, о его стремлении защититься;   перекрещивание   ног   также   является   признаком   негативного отношения   или   оборонительного   положения   человека;   однако последний   жест   всегда   необходимо   интерпретировать   в зависимости от ситуации и пола человека; ­ оценочной   является   поза,   при   которой   человек   подпирает   щеку кулаком, а указательный палец упирается в висок, при этом рука не служит опорой для головы; ­ жест поглаживания подбородка означает, что человек пытается ­ ­ принять решение; если   после   того   как   его   попросили   сообщить   о   своём   решении, человек берёт что­либо в рот – это признак того, что он не уверен, сомневается и ему необходимо ещё подумать; если человек потирает затылок ладонью и отводит глаза, то это значит, что он говорит неправду;  ­  закладывание рук за спину с захватом запястья свидетельствует о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки; ­ чем больше сердит человек, тем выше продвигается его рука по спине; ­ тот факт, что человек неискренен или говорит неправду, может подкрепляться   следующими   жестами:   прикосновением   рук   к частям лица и головы, в частности ко рту, носу, глазам, ушам и шее; ­ пальцы во рту человека говорят о его внутренней потребности в одобрении   и   поддержке;   если   у   человека   промелькнул   жест, связанный с приближением руки к лицу, значит, у него на уме что­ то неприятное (это могут быть сомнения, неуверенность, обман и т.п.); ­     постукивание   пальцами   рук   по   столу   и   ногами   по   полу свидетельствуют о нетерпении;­ сцепленные   пальцы   рук   во   время   разговора   могут   означать разочарование   и   желание   человека   скрыть   своё     отрицательное отношение; ­     если   сцепленные   руки   подняты   вверх,   то   с   данным   человеком трудно будет договориться. 2. 3. Описание перечисленных признаков печатается в 6­8 экземплярах. Психолог   вместе   с   социальным   педагогом   составляют   или подбирают   в   психологической   литературе   (например,   Крупенин   А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. – Ростов н/Д, 1995) тексты диалога, после   прочтения   которых   в   тренинге   будет   апробироваться   применение приемов «Ты­высказывание», «Я­высказывание», «Перифраза» и «Редакция». Данные тексты печатаются в 6­8 экземплярах. 4. Психолог   готовит   от   трёх  до  пяти   классных   руководителей, которым предстоит на тренинге выполнить роль тренеров. Ход тренинга 1. Классные   руководители   занимают   места   за   столами, расставленными в аудитории полукругом, и таким образом объединяются в малые   группы   по   пять   человек.   Один   из   них   (ранее   подготовленный психологом или сам психолог, социальный педагог) является тренером. 2. Заместитель   директора   школы   начинает   занятие   рассказом следующей восточной притчи. Однажды   к   врачу   пришел   сапожник,   жаловавшийся   на  ужасные боли. Доктор тщательно его обследовал, но способы, которые  могли  бы помочь   больному,  ему  были   неизвестны.   Пациент   с   тревогой   спросил: «Неужели нет ничего, что могло  бы помочь мне?» Врач  ответил   сапожнику:  «К  сожалению,  я  ничего  не  могу  здесь поделать». Услышав  это,  сапожник   промолвил:   «Если   мне   ничего  уже  не осталось в этой жизни, я хотел бы исполнить последнее желание. Я хочу перед смертью отведать кушанье из двух мер бобов  и меры уксуса».  Врач, услышав  это,  пожал плечами и сказал: «Делай,  что хочешь. Ухудшить   твоё     состояние  это  не   сможет».  Всю  ночь   врач   ждал известий о смерти пациента. Однако на следующее утро, к его удивлений сапожник  был  здоров   и   бодр.   Доктор   записал   в  свой  дневник:   «Вчера приходил сапожник в таком состоянии, что я не знал, чем ему помочь, но две  меры бобов  и мера уксуса его  излечили». Вскорости   после   этого   врача   вызвали   к   смертельно   больному портному.   И   опять   врач   не   ведал   средств,   как  ему   помочь.   Доктор честно сказал об этом больному. Портной спросил: «Но, может быть, вы знаете какое­то другое средство?» Врач подумал и сказал: «Я не  знаю, Однако днями у меня был сапожник с этой же болезнью. Ему помогли две меры бобов и мера уксуса».«Хорошо, если нет других лекарств, – сказал портной, – я попробую это». Он поел бобов с уксусом и умер на следующий день. По этому случаю врач записал в свой дневник: «Вчера ко мне обратился портной. Я ничем не мог   ему   помочь.   Он   съел   две   меры   бобов   с   мерой   уксуса   и   умер.   Что хорошо для сапожника, плохо портному». 3. Психолог   называет   цель   тренинга,   представляет   своих помощников­тренеров и предлагает начать работу в группах. 4. Тренер   каждой   группы   показывает   и   (или)   описывает   позу человека, по которой классные руководители должны узнать психологическое состояние   демонстрируемого   индивида.   При   неверном   ответе   тренер исправляет ошибку. 5. Тренер   напоминает   педагогам­воспитателям,   что   в   процессе поддержки ребёнка в решении личностно значимой проблемы учитель может использовать приёмы «Ты­высказывание» (педагог сообщает ребёнку о том, как   воспринимает   его   нынешнее   эмоциональное   состояние)   и   «Я­ высказывание» (педагог сообщает ребёнку о том, как он сам лично чувствует себя   в   настоящее   время).   Он   начинает   зачитывать   рассказ   ученика, находящегося в проблемной ситуации, затем прерывает и просит классных руководителей   обратиться   к   нему,   используя   при   этом   приёмы   «Ты­ высказывание»   и   «Я­высказывание».   Если   классные   руководители   успешно справляются с этим заданием, то им предлагается разыграть роли ученика и педагога   и   попробовать   использовать   данные   приёмы   в   конструируемом диалоге. Тренер выполняет стимулирующую и коррекционную функции. 6. Таким   же   образом   строится   работа   по   освоению   классными наставниками приёмов «Перифраза» и «Редакция». 7. Заместитель   директора   школы   вместе   с   психологом   подводят итоги тренинга и рекомендуют прочитать учебно­методическое пособие М.Р. Битяновой и Т.В. Бегловой «Учимся решать проблемы». Рекомедуемая литература 1. Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы. – М., 2005. 2. Крупенин   А.Л.,   Крохина   И.М.  Эффективный   учитель.   –  Ростов   н/Д, 1995. 3. Немов Р.С. Психологическое консультирование. – М., 2001.