Тема: «Эмоциональное выгорание... как этого избежать?!»
Педагог психолог Филипенко С.В.
В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья
воспитателей в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких
проблем является эмоциональное выгорание.
Под «эмоциональным выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне
хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональноэнергетических и
личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания
отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает
негативизм и усталость. В соответствии с этим, мы полагаем, что психологическая
поддержка воспитателей должна стать одной из приоритетных линий в работе
психолога ДОУ.
На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним
можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности,
характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого
числа эмоциогенных факторов, которые воздействуют на труд воспитателя и могут
вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия,
нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей,
способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и
формированию защитного поведения.
Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется
в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе.
Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали,
нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы
экономии своих психических ресурсов.
Низкий социальнопсихологический статус профессии воспитателя, разочарование
собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы,
неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание
результатов педагогической деятельности способствуют напряжению и формированию
ситуативной или личностной тревожности воспитателей.
К симптомам эмоционального выгорания относится:
эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;
напряженность в отношении к людям;
заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;
частая раздражительность;
психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно
кишечные расстройства и т.д.);
снижение активности.
Если педагог заметил у себя хотя бы один из симптомов, советую ознакомиться с
наиболее известным тестом на выявление эмоционального выгорания, который
позволит определить степень выраженности основных составляющих синдрома и таким
образом установить общий показатель профессионального выгорания.
ПРИТЧА ПРО ОСЛА И КОЛОДЕЦ
Автор: Китайская притча
Однажды осел упал в колодец и стал жалобно кричать, призывая на помощь. На его
крики прибежал хозяин ослика и развел руками ведь вытащить ослика из колодца
было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно
хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно
хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев –
засыплю я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».
Недолго думая, он пригласил своих соседей. Все дружно взялись за лопаты и стали
бросать землю в колодец. Осел сразу же понял что к чему, и принялся кричать еще
жалобнее и громче! Людям было очень жалко осла, поэтому они хотели закопать его
как можно скорее.
Однако, очень скоро ослик замолк. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел
следующую картину каждый кусок земли, который падал на спину ослика, тот
стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик
оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот!
Возможно, и в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем
жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет
очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря
этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно
сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Каждая проблема это камень, который жизнь кидает в нас, но, ступая по
этим камням, мы можем перейти бурный потокФ.И.О.____________________________________________________________________
_
Экспрессоценка «выгорания»
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».
Количество положительных ответов подсчитайте
1
1 Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра
2
2
снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен
Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге
лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления
3
да
да
3 Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их
да
4
одни и те же разговоры
То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по
сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты
(пациенты, ученики, посетители, заказчики)
5 На протяжении последних трех месяцев я отказывался
(отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия
в конференциях и т.д.
6 Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т.д.) я
придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые
использую мысленно
7 С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего
такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной
8 О моей работе мне едва ли кто скажет чтонибудь новое
9 Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и
1
0
послать ее ко всем чертям
За последние три месяца мне не попала в руки ни одна
специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы чтонибудь
новенькое
да
да
да
да
да
да
да
4
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
1.1
балл синдром выгорания вам не грозит
26 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел
79 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше,
переменить стиль жизни.10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится
огонек; нужно, чтобы он не погас.
избежать встречи с синдромом эмоционального
Чтобы
выгорания, советуем:
1. Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям
обсуждать их вместе с вами.
2. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
3. Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность
пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
4. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
5. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые
симптомы усталости.
6. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное
соревнование, поужинайте в ресторане).
7. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
8. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало
времени.
9. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это
позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
10. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а
деятельность, которая хороша сама по себе.Для профилактики эмоционального выгорания, предлагаю приемы саморегуляции
для быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения:
Упражнение «Сосулька»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Описание: встаньте, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы —
сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею,
корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Будто
заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете
медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса,
ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до
достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Упражнение «Радуга»
Цель: Стабилизация эмоционального состояния.
Описание: встаньте прямо, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Представьте, что
вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая съезжаете с нее,
как с горки. Повторите несколько раз. Запомните свои ощущения.
Упражнение «Напряжение – расслабление»
Цель: снятие мышечных зажимов
Описание: встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до
предела. Через несколько секунд напряжение нужно сбросить, руку расслабить.
Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами,
поясницей, шеей.
Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Описание: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова
опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха.
Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз,
согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.Упражнение “Звуковая гимнастика”
Инструкция: Стоя с выпрямленной спиной в спокойном, расслабленном состоянии.
Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим
звук. Припеваем следующие звуки …..
Упражнение “Дельфинотерапия”
Цель: Установление обратной связи, анализ опыта полученного в группе.
( презентация с музыкой)
Не забывайте: работа всего лишь часть жизни, которую нужно провести в
радости и гармонии с самим собой.
Заключительная часть:
А сейчас я вас попрошу поделиться своими эмоциями, впечатлениями от сегодняшнего
нашего с вами занятия (слова ведущих, раздатка памятки) и скажите пожалуйста свои
пожелания…по кругуСписок литературы:
1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное
образование. № 2, 2006.
2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и
профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
3. Семенова Е.Г. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога [Текст]: Учебное
пособие. / Е.Г. Семенова. М.: Издательство Института психотерапии, 2002.ФИО_______________________________________Дата____________________
Тест «Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания»
Просим Вас ответить на приведенные вопросы, используя следующие варианты ответа:
никогда, очень редко, иногда, часто, очень часто, каждый день.
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. После работы я чувствую себя, как выжатый лимон.
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь
учитывать это в интересах дела.
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с
предметами (без теплоты и расположения к ним).
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при
общении с коллегами.
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Моя работа все больше меня разочаровывает.
14. Мне кажется, что я слишком много работаю.
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми
моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в
коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей
работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще
перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Обработка и интерпретация результата
Варианты ответов оцениваются следующим образом:
«никогда» – 0 баллов;
«очень редко» – 1 балл;
«иногда» – 3 балла;
«часто» – 4 балла;
«очень часто» – 5 баллов;
«каждый день» – 6 баллов.