Тренинг «Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика»

  • Интерактивная доска
  • docx
  • 01.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проф.выгор.docx
Тема: «Эмоциональное выгорание... как этого избежать?!» Педагог­ психолог Филипенко С.В.   В   течение   последних   десятилетий   проблема   сохранения   психического   здоровья воспитателей в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание.  Под «эмоциональным выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического   стресса   и   ведущий   к   истощению   эмоционально­энергетических   и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм  и усталость. В соответствии с этим, мы полагаем, что психологическая поддержка   воспитателей   должна   стать   одной   из   приоритетных   линий   в   работе психолога ДОУ. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно   отнести специфику   профессиональной   педагогической   деятельности, характеризующейся   высокой   эмоциональной   загруженностью   и   наличием   большого числа эмоциогенных факторов, которые воздействуют на труд воспитателя и могут вызывать  сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, способствуют   возникновению   неблагоприятных   эмоциональных   состояний   и формированию защитного поведения. Влияние   организационного   фактора   в   условиях   ДОУ   чаще   всего   проявляется в неблагополучной   психологической   атмосфере в   педагогическом   коллективе. Однополый   состав   коллектива,   наличие   конфликтов   по   вертикали   и   горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов. Низкий  социально­психологический  статус профессии   воспитателя,   разочарование собой   и   выбранной   профессией,   конкретной   должностью,   местом   работы, неудовлетворительная   заработная   плата   и   недостаточное   общественное   признание результатов педагогической деятельности способствуют напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей. К симптомам эмоционального выгорания относится:     эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия; напряженность в отношении к людям; заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив; частая раздражительность;  психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно­ кишечные расстройства и т.д.); снижение активности. Если педагог заметил у себя хотя бы один из симптомов,   советую ознакомиться с наиболее   известным  тестом   на   выявление   эмоционального   выгорания,   который позволит определить степень выраженности основных составляющих синдрома и таким образом установить общий показатель профессионального выгорания.                                        ПРИТЧА ПРО ОСЛА И КОЛОДЕЦ Автор: Китайская притча Однажды осел упал в колодец и стал жалобно кричать, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками ­ ведь вытащить ослика из колодца было невозможно. Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел   его   засыпать   и   вырыть   новый.  Так   почему   бы   сразу   не   убить   двух   зайцев  – засыплю я старый колодец, да и ослика заодно закопаю». Недолго думая, он пригласил своих соседей. Все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял что к чему, и принялся кричать еще жалобнее и громче! Людям было очень жалко осла, поэтому они хотели закопать его как можно скорее. Однако,   очень   скоро   ослик   замолк.   Когда   хозяин   заглянул   в   колодец,   он   увидел следующую   картину   ­   каждый   кусок   земли,   который   падал   на   спину   ослика,   тот стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот! Возможно, и в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому   кому,   подняться   немного   выше.   Таким   образом,   вы   постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца. Каждая проблема ­ это камень, который жизнь кидает в нас, но, ступая по этим камням, мы можем перейти бурный потокФ.И.О.____________________________________________________________________ _ Экспресс­оценка «выгорания» На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте 1 1 Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра 2 2 снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления 3 да да 3 Коллеги   по   работе   раздражают   меня:   невозможно   терпеть   их да 4 одни и те же разговоры То,   насколько   меня   раздражают   коллеги,   еще   мелочи   по сравнению   с   тем,   как   выводят   меня   из   равновесия   клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики) 5 На   протяжении   последних   трех   месяцев   я   отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. 6 Коллегам   (ученикам,   посетителям,   заказчикам   и   т.д.)   я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно 7 С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной 8 О моей работе мне едва ли кто скажет что­нибудь новое 9 Стоит   мне   только   вспомнить   о   своей   работе,   как   хочется   и 1 0 послать ее ко всем чертям За   последние   три   месяца   мне   не   попала   в   руки   ни   одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что­нибудь новенькое да да да да да да да 4 нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 1.1 балл­ синдром выгорания вам не грозит 2­6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел 7­9   баллов   –   пришло   время   решать:   либо   сменить   работу,   либо,   что   лучше, переменить стиль жизни.10   баллов   –   положение   весьма   серьезное,   но,   возможно,   в   вас   еще   теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.     избежать   встречи   с   синдромом   эмоционального Чтобы   выгорания,  советуем: 1.  Не   скрывайте   свои   чувства.  Проявляйте   ваши   эмоции   и   давайте   вашим   друзьям обсуждать их вместе с вами. 2. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. 3.   Не   избегайте   говорить   о   том,   что   случилось.   Используйте   каждую   возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими. 4. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве. 5.   Будьте   внимательны   к   себе:   это   поможет   вам   своевременно   заметить   первые симптомы усталости. 6. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане). 7. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться. 8. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени. 9.   Подбирайте   дело   по   себе:   сообразно   своим   склонностям   и   возможностям.   Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы. 10.   Перестаньте   искать   в   работе   счастье   или   спасение.   Она   —   не   убежище,   а деятельность, которая хороша сама по себе.Для профилактики эмоционального выгорания,  предлагаю  приемы саморегуляции для быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения:  Упражнение «Сосулька» Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Описание: встаньте, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы — сосулька   или   мороженое.   Напрягите   все   мышцы   вашего   тела:   ладони,   плечи,   шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Будто заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Упражнение «Радуга» Цель: Стабилизация эмоционального состояния. Описание: встаньте прямо, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая ­ съезжаете с нее, как с горки. Повторите несколько раз. Запомните свои ощущения. Упражнение «Напряжение – расслабление» Цель: снятие мышечных зажимов Описание: встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела.   Через   несколько   секунд   напряжение   нужно   сбросить,   руку   расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.  Упражнение «Муха»    Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры. Описание:   Сядьте   удобно:   руки   свободно   положите   на   колени,   плечи   и   голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.Упражнение “Звуковая гимнастика” Инструкция: Стоя с выпрямленной  спиной в спокойном, расслабленном состоянии. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки ….. Упражнение “Дельфинотерапия”  Цель: Установление обратной связи, анализ опыта полученного в группе. ( презентация с музыкой) Не   забывайте:   работа   ­   всего   лишь   часть   жизни,   которую   нужно   провести   в радости и гармонии с самим собой.  Заключительная часть:  А сейчас я вас попрошу поделиться своими эмоциями, впечатлениями от сегодняшнего нашего с вами занятия (слова ведущих,  раздатка памятки) и скажите пожалуйста свои пожелания…по кругуСписок литературы: 1.   Андреева   И.   Эмоциональная   компетентность   в   работе   учителя   //   Народное образование. ­ № 2, 2006. 2.   Водопьянова   Н.Е.,   Старченкова   Е.С.   Синдром   выгорания:   диагностика   и профилактика. – СПб.: Питер, 2005. 3.   Семенова   Е.Г.   Тренинг   эмоциональной   устойчивости   педагога   [Текст]:   Учебное пособие. / Е.Г. Семенова. ­ М.: Издательство Института психотерапии, 2002.ФИО_______________________________________Дата____________________ Тест «Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания» Просим Вас ответить на приведенные вопросы, используя следующие варианты ответа: никогда, очень редко, иногда, часто, очень часто, каждый день. 1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным. 2. После работы я чувствую себя, как выжатый лимон. 3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу. 4.   Я   хорошо   понимаю,   что   чувствуют   мои   подчиненные   и   коллеги,   и   стараюсь учитывать это в интересах дела. 5.   Я   чувствую,   что   общаюсь   с   некоторыми   подчиненными   и   коллегами   как   с предметами (без теплоты и расположения к ним). 6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего. 7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами. 8. Я чувствую угнетенность и апатию. 9. Я уверен, что моя работа нужна людям. 10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю. 11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня. 12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление. 13. Моя работа все больше меня разочаровывает. 14. Мне кажется, что я слишком много работаю. 15.   Бывает,   что   мне   действительно   безразлично   то,   что   происходит   с   некоторыми моими подчиненными и коллегами. 16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.17.   Я   легко   могу   создать   атмосферу   доброжелательности   и   сотрудничества   в коллективе. 18. Во время работы я чувствую приятное оживление. 19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного. 20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе. 21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами. 22.   В   последнее   время   мне   кажется,   что   коллеги   и   подчиненные   все   чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.   Обработка и интерпретация результата Варианты ответов оцениваются следующим образом: «никогда» – 0 баллов; «очень редко» – 1 балл; «иногда» – 3 балла; «часто» – 4 балла; «очень часто» – 5 баллов; «каждый день» – 6 баллов.      