Тренинги по профориентации
Оценка 4.7

Тренинги по профориентации

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
психологическая работа +1
Взрослым
17.04.2019
Тренинги по профориентации
Цель Программы профильного обучения Создание необходимых условий для достижения нового, современного качества среднего (полного) общего образования путем создания различных типов и видов образовательных учреждений и активного их сетевого взаимодействия, выравнивания возможностей доступа всех школьников к получению качественных образовательных услуг, предоставления возможности выстраивания индивидуальных образовательных траекторий профильного обучения. Создание системы психологического сопровождения предпрофильного и профильного обучения
Профориентационные тренинги.doc
Профориентационные тренинги, опросники. Профориентационная игра «Пришельцы».  Цель игры Помочь подростку в осознании труда как человеческой и общественной ценности. Время проведения – 45 минут.  Основные этапы  1. По желанию из класса выбираются 2 – 3 человека, которые будут гостями с  дальней планеты, неожиданно оказавшимися в данном городе и в данной школе.   Предполагается, что из – за технических трудностей время пребывания на Земле  ограничено 15 минутами. На срочно созванной пресс­конференции необходимо за это  короткое время, как можно лучше познакомиться с неизвестной цивилизацией, в живом  контакте постараться понять друг друга. Гостям будет предоставлено короткое слово, где они сообщают главные сведения о  своей планете, уровне развития культуры и производства, а также об основных занятиях  ее жителей. После этого журналисты (остальная часть класса) постараются задать  наиболее важные вопросы. В течение 3­4 минут пришельцы готовятся в коридоре (думают, что им рассказать о  своей цивилизации, а может, даже и думают о своем внешнем виде, который можно было бы изобразить на доске). Ведущий объясняет остальным участникам (журналистам в  классе), как надо вести себя на конференции. В частности, каждый журналист должен  придумать, какой информационный орган он представляет, и перед тем как задавать  вопрос, обязательно сказать об этом (данное условие дисциплинирует участников игры и делает ее более солидной, т.е. более похожей на настоящую пресс­конференцию).  Естественно, вопросы должны быть краткими и понятными. Сами вопросы могут  относиться  к разным сторонам жизни, но задаваться в тактической и вежливой форме. 2. Далее в класс приглашаются инопланетяне, и сразу начинается сама игра: сначала гости кратко (в течение 3­5 минут) делают свое сообщение, а затем  отвечают на  вопросы журналистов. В ходе игры может возникнуть опасность перерастания игрового конфликта в  межличностный. Например, если журналистам вдруг не понравится образ жизни чужой  цивилизации. При таком развитии игры ведущий не должен радоваться «сознательности» класса и, тем более поощрять участников, иначе неизбежны настоящие (неигровые)  обиды. Психолог может извиниться перед пришельцами за недостаточную  дипломатичность отдельных представителей прессы, и предложить участникам игры  вести себя более солидно. 3. Через 15 минут гости (по условию игры) просто исчезают, т.е. садятся на свои  места в классе. Ведущий предлагает всем срочно написать сообщения в свои агентства о первых  впечатлениях  от встречи.  В течение 5­7 минут каждый журналист и каждый пришелец на отдельном листочке  бумаги должны кратко написать: 1) каков, по их мнению, общий уровень развития новой для них цивилизации  (пришельцы пишут о своих впечатлениях о жителях Земли); 2) стоит ли иметь дело с новой цивилизацией, стоит ли развивать с ней  сотрудничество (если стоит, то по каким линиям). При этом важно предупредить ребят, что сообщения должны быть короткими – не  более одной трети страницы. Листочки можно подписать, можно написать названия  агентства.  4. Листочки с общениями быстро собираются и зачитываются перед классом. Такое  знакомство с различными мнениями участников игры является подготовкой к основному ее обсуждению. Обсуждение  В ходе обсуждения нужно определить, какой же критерий развития общества  является самым важным. Ведущий выписывает все предложения учащихся на доске,  после чего они поочередно обсуждаются.  Возможно, путем обобщения удастся  получить 2­3 самых важных критерия, однако в столь сложном вопросе такое  достигается редко.  В заключении ведущий может ненавязчиво, как бы наравне с другими критериями,  предложить и свои критерии. Например, это может быть возможность самореализации,  представляемая обществом для каждого члена, а не только для лучшей его части –  элиты. При этом путь (способ) самореализации у каждого человека уникален и поэтому  бесценен. Если, конечно, этот путь не предполагает ущемление возможностей  самореализации других людей. Идеальным способом такой самореализации является  свободный, творческий, общественно – полезный труд, который может и не  укладываться в общепринятые (формальные или «нормальные») рамки существующих  профессии. Если общество ограничивает возможности самореализации определенной части  своих членов, то оно как бы ограничивает перспективы собственного развития. Но  поскольку общество состоит из конкретных людей, то эти люди не должны оправдывать  свою пассивность плохими условиями, плохим правительством, непониманием коллег и  близких и т.п., а должны действовать, стремясь к самовыражению, одновременно  улучшая и само общество, членами которого они являются. «Мои профессиональные намерения»  (9 класс)  Занятие 1. Ориентировочное   Цели:   ­ получение ведущим необходимой информации о профессиональных намерениях  учащихся;  ­ формирование у участников установки на саморазвитие в рамках занятий по  профориентации. 1. Организационный момент:  ­ приветствие;  ­ проверка наличия учащихся; ­ проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.   2. Основная часть  Вводное слово ведущего Меня зовут Джамиля Гаджимурадовна. Цель наших занятий состоит в том, чтобы  каждый из вас определился в том, куда он пойдет учиться после окончания 9­го класса.  Если кто­то из вас уже сделал выбор, то эти занятия помогут ему утвердиться в  правильности выбора. На занятиях вам будут предложены различные тесты, которые помогут в  профессиональном определении. Вы познакомитесь с новыми профессиями,  такими как  промоутер, имиджмейкер и др.  Вы также узнаете о том, что влияет на выбор вами  профессии, каковы типичные ошибки при профессиональном определении.  В общем, будем работать на этих занятиях в режиме сотрудничества: я обеспечиваю вас диагностическим материалом (тестами) и информационным, а вы анализируете и  делаете выводы. Можете рассчитывать на мою помощь.  Цели сегодняшнего занятия – познакомиться нам друг с другом и сформировать у  каждого установку на творческую, осознанную работу.  Я бы хотела акцентировать ваше внимание на необходимости ведения записей в  тетрадях. Там же будут результаты вашей работы над тестами. Это важный атрибут  занятий. Встречаться мы будем …………………………….. в кабинете психологии. Упражнение «Оригинальное знакомство»  Ведущий. Участники образуют круг. В круге каждый по очереди называет свое имя  и показывает при этом какое – либо движение. Игра проводится по принципу «снежного  кома». Каждый последующий должен сначала повторить имена и движения предыдущих  участников, а потом назвать свое имя и показать свое движение. Например, …….. Ведущий. Теперь, предлагаю вам занять свои места и сделать три глубоких вдоха.  Хорошо. Молодцы. Упражнение «Представление»  Ведущий. Сейчас в тетрадях каждый из вас ответит на следующие вопросы. Я  называю вопрос, а вы записываете ответ.  Условие? Каждый работает самостоятельно, не советуется и не советует, так как  послу я соберу работы (записи) и по очереди буду зачитывать, а вы отгадывать, кому  принадлежит та или иная запись.  Время выполнения – 10 минут.  1. Ваш знак зодиака?  2. Ваше любимое время года?  3. Ваше любимое животное?  4. Какое качество вам в себе нравится?  5. Какое у вас хобби (увлечение)?  6. Определились ли в том, куда пойдете учиться после окончания школы?  7.  Чего ждете от занятий?  Работы собираются и зачитываются ведущим, а учащиеся отгадывают.  Заключение  Ведущий подводит итог занятия и благодарит участников за работу.  Ритуал прощания  Аплодисменты.  Комментарий и рекомендации. Проанализировав ответы учащихся на вопрос о профессиональных намерениях,  будете иметь на руках фактический материал о количестве «определившихся». ОН  нужен для того, чтобы по окончании курса сделать выводы об эффективности занятий. Занятие 2. Выбор и моделирование  Цели:  ­ развитие навыков рефлексии;  ­ формирование установки на необходимость профессионального самоопределения.  1. Организационный момент. 2. Основная часть  Вводное слово ведущего  Я приветствую вас на занятиях по профессиональной ориентации и сегодня  предлагаю выполнить творческое задание. Это задание выполняется индивидуально. Труд – это не только способ самореализации, но и возможность получения  материального вознаграждения. Деньги – это еще не 100% успеха, но без них в нашей  жизни обойтись  сложно. Сейчас вы об этом не особо задумываетесь, так как  материальным обеспечением семьи занимаются ваши родители. Задумывались ли вы над  тем, сможете ли вы обеспечить себя материально? Упражнение «Выбор»  Ведущий. Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе, без друзей,  родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на  первое время… Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для  того чтобы выжить. Я дам подсказку. Вам нужны деньги, и вы их можете получить за  работу, но у вас нет образования… Необходимо письменно ответить на вопросы:  1. В каком городе или даже стране вы находитесь? 2. Какое у вас время года? 3. Что вы будете делать? Каковы ваши действия? 4. Что вы умеете делать?  5. Что будет потом?  В общем, устройте свою жизнь. Время работы 30 минут.  Ведущий. Время истекло. Пожалуйста, давайте обсудим ваши действия. Происходит  обсуждение. Делается  вывод о том, что подсобные работы – это временный заработок, а в целом необходимо учиться. Для того чтобы учиться какому – либо делу, необходимо  для начала все – таки определиться в выборе, а для этого узнать свои возможности,  способности, выявить профессиональные интересы. Занятие 3. Темперамент и выбор профессии  Цели:  ­ формирование теоретических представлений о характере и темпераменте; ­ изучение собственного темперамента; ­ развитие навыков работы с диагностическим материалом. 1. Организационный момент 2. Основная часть Вводное слово ведущего  На прошлом занятии мы с вами пришли к единому мнению о том, что каждый  должен сделать выбор, то есть определиться для себя, где он будет продолжать  обучение после окончания 9­го класса. Очень важно не ошибиться, а для этого надо, как  можно лучше узнать свои возможности. От чего же зависит ваш выбор профессии?  Учащиеся отвечают. При обобщении ответов делаются выводы, профессиональный  выбор зависит:  ­ от возможностей каждого (его способностей, темперамента); ­ от предпочтений (интересов и склонностей);  ­ от требований профессии к личности соискателя; ­ от возможностей родителей; ­ от востребованности профессии на рынке труда. Ведущий. Способности делятся:  А) на общие (широкий круг знаний), к ним относятся: трудолюбие, внимательность,  сообразительность, целеустремленность: Б) на специальные (качества, обеспечивающие успех в конкретном виде  деятельности), к ним относятся: память. Внимание, мышление, воображение,  восприятие, черты характера – способность к эмпатии и т.д. Опросник Айзенка  (57 вопросов)  Ведущий рассказывает о темпераменте. Меланхолик Холерик  Сангвиник Флегматик       Участники обсуждают полученные результаты и услышанную информацию. Ведущий. Всем спасибо. До следующей встречи.  Ритуал прощания  Аплодисменты.   Приложение  Теоретическая информация для ведущего  Методика содержит 4 шкалы: экстраверсии – интроверсии, нейтротизма,  психотизма и специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности  испытуемого, его отношения к обследованию.  1. Экстраверсия – интроверсия.  2. Нейтротизм. 3. Психотизм Занятие 4. Интересы и выбор профессии  Цели:  ­ изучение участниками собственных интересов; ­ развитие навыков рефлексии; ­ формирование установки на преемственность в работе, системности мышления. 1. Организационный момент  2. Основная часть  Вводное слово ведущего На предыдущем занятии каждый из вас узнал немного о себе – своем характере и  своих возможностях. Это необходимо для того, чтобы целенаправленно работать над  собой, совершенствоваться. Я хочу помочь каждому из вас. Только лишь помочь, а все  остальное вы должны делать сами. Мне приятно с вами работать, потому что я вижу  ваше желание и вашу заинтересованность. Спасибо вам за понимание и  сотрудничество. Кто хочет высказаться о нашей совместной работе. Что лучше, что  хуже воспринималось на предыдущих занятиях?  Участники высказываются.  Ведущий. Ну что же, есть разные мнения и суждения. Но все – таки интересно,  необычно – вот так заниматься? Так что же такое «интерес»?  На доске мелом ведущий записывает слово интерес, а учащиеся называют  ассоциации. Они также записываются ведущим.     Схема (метод «паутины» для примера). побуждение         способности                     ИНТЕРЕС           выбор  желание  ум  хобби  Ведущий. Можно сказать, что интерес – это желание заниматься чем­либо.  Действительно, успех в любом деле определяется тем, насколько человек им увлечен.  Сейчас я предлагаю вам выполнить тест «Карта интересов», который поможет каждому  определиться с выбором тех или иных сфер деятельности. Какие­то сферы будут вами  отвергнуты, а какие­то приняты.      Тест «Карта интересов»   (А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, О.П. Мешковская) Инструкция. Вам предстоит оценить свои интересы в пределах 29  направлений. Если то или иное занятие вам очень нравится, то в бланк ответов  ставьте +2. Если вам оно просто нравится, то поставьте +1. если оно вам  безразлично, то поставьте  0. Если вы не любите этим заниматься, то напишите   ­1, ну а если вам совсем не нравится это занятие, то поставьте ­2. После ответа на все вопросы подсчитайте сумму цифр ответов по каждому направлению с учетом  знаков.   БЛАНК ОТВЕТОВ  Направление  Биология  География  Геология  Медицина  Легкая и пищевая  промышленность  Физика  Химия № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ Итог 1 2 3 4 5 117 118 119 120 121 30 31 32 33 34 59 60 61 62 63 88 89 90 91 92 6 7 35 36 64 65 93 94 122 123 Техника, механика  Электротехника,  радиотехника,  электроника  Обработка материалов  (дерево, металл и т.п.)  Информационные  технологии  Психология  Строительство  Транспорт, авиация,  морское дело Военные специальности  История  Литература, филология  Журналистика, связи с  общественностью,  реклама  Социология, философия Педагогика  Право, юриспруденция  Сфера обслуживания  Математика  Экономика, бизнес  Иностранные языки,  лингвистика   Изобразительное  искусство  Сценическое искусство  Музыка  Физкультура, спорт   8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 ТЕКСТ ОПРОСНИКА  1. Знакомиться с жизнь растений и животных. 2. Посещать уроки географии, читать литературу по географии. 3. Читать художественную или научную литературу о геологических экспедициях.  4. Изучать причины возникновения болезней и пути их лечения. 5. Заниматься домоводством: готовить, шить и приводить в порядок мебель и одежду. 6. Читать научно – популярную литературу о физических открытиях. 7. Находить химические явления в природе, проводит опыты по химии. 8. Читать техническую литературу, журналы. 9. Разбираться в электрических и электронных схемах.  10. Читать о возможностях использования различных материалов (медь, олово, сосна и т.д.). 11.  Разрабатывать свои собственные компьютерные программы. 12.  Наблюдать за поведением людей,  интересоваться причинами их поступков. 13.  По возможности работать на стройках (во время летних каникул). 14.  Читать книги о разных видах транспорта, профессиях, связанных с  транспортными перевозками. 15.  Интересоваться военной техникой и новейшими разработками в этой области. 16.  Посещать уроки истории в школе. 17.  Самостоятельно писать стихи и прозу. 18.  Читать газеты, журналы, публицистическую литературу.  19.  Интересоваться закономерностями развития общества. 20.  Читать литературу о работе воспитателя, учителя, о деятельности педагогов. 21.  Смотреть телепередачи о раскрытии преступлений.  22.  Работать в сфере  обслуживания. 23.  Читать дополнительную литературу  по математике. 24.  Знакомится с компьютерными программами по бухгалтерскому учету.  25.  Посещать курсы иностранных языков. 26.  Смотреть фильмы и читать литературу о художниках и их творчестве. 27.  Знакомится с жизнью выдающихся мастеров сцены, кино. 28.  Участвовать в музыкальных смотрах – конкурсах. 29.  Посещать спортивные секции. 30.  Изучать ботанику, зоологию, биологию, экологию. 31.  Знакомится с географическими особенностями различных стран по описаниям и картам. 32.  Посещать геологические музеи. 33.  Посещать уроки анатомии и физиологии человека. 34.  Знакомиться с работами предприятий легкой промышленности (швейное, обувное, текстильное и др.). 35.  Изучать физические явления и законы. 36.  Читать научно популярную литературу об открытиях в области химии и деятельности выдающихся  химиков. 37.  Знакомится с новейшими достижениями современной техники (смотреть телепередачи, искать статьи в  журналах). 38.  Разбираться в устройстве электроприборов, видео­ и радиоаппаратуры и электрических машин. 39.  Посещать кружки по обработке дерева, металлов. 40.  Читать книги о программирования, журналы о новых компьютерных изобретениях и технологиях.   41.  Читать научно – популярную литературу по психологии. 42.  Выполнять наброски различных зданий, проектировать постройки. 43.  Интересоваться историей развития разных видов транспорта. 44.  Участвовать в военных сборах, играть в военные игры. 45.  Читать книги по истории, узнавать новое об исторических событиях, деятелях науки и культуры. 46.  Работать с литературными источниками, библиографическими справочниками. 47.  Смотреть ежедневные выпуски новостей по телевизору, обсуждать со взрослыми и сверстниками проблемы  общественной жизни. 48.  Посещать факультативные занятия по обществознанию. 49.  Давать объяснения товарищам, как выполнять учебное задание, если они не могут сделать его сами. 50.  Участвовать в разработке уставов, положений, нормативных документов для школы. 51.  Помогать покупателям выбирать покупку в магазине. 52. Читать научно – популярную литературу об открытиях в области математики, о жизни выдающихся  математиков. 53.  Интересоваться стоимостью товаров, пытаясь понять вопросы ценообразования, заработной платы,  организации труда. 54.  Учить второй иностранный язык дополнительно. 55.  Читать книги об изобразительном искусстве. 56.  Посещать творческие вечера – встречи с актерами. 57.  Знакомиться  с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального  искусства. 58.  Играть в спортивные игры, участвовать в спортивных соревнованиях. 59.  Собирать информацию о животных, растениях, микроорганизмах. 60.  Смотреть телепередачи о разных странах. 61.  Знакомиться и составлять описание геологических объектов (минералов, слоев земли и т.п.). 62.  Читать и смотреть фильмы о врачах и достижениях в области медицины. 63.  Знакомиться с новыми технологиями, используемыми в пищевой и легкой промышленности. 64.  Проводить опыты по физике. 65.  Знакомиться с новыми технологиями в химическом производстве, с получением новых веществ и  материалов. 66.  Разбирать, ремонтировать, интересоваться с устройством различных механизмов (часов, бытовых приборов,  швейных машин). 67.  Ремонтировать радиоприборы и аппаратуру. 68.  Смотреть телевизионные передачи об исследовании и применении различных веществ и материалов. 69.  Заниматься информатикой дополнительно. 70.  Посещать психологический кружок. 71.  Участвовать в ремонтных работах дома, в школе, помогать в строительстве домов, построек. 72.  Смотреть телепередачи, фильмы о профессиях, связанными с транспортными перевозками. 73.  Ходить на экскурсии в места военной славы, посещать военные музеи. 74.  Смотреть исторические фильмы, телепередачи. 75.  Посещать факультативные занятия по литературе и русскому языку. 76.  Обсуждать текущие дела и события в классе и школе. 77.  Проводить опросы общественного мнения, брать интервью, выявлять тенденции  в развитии разных явлений  общественной жизни. 78.  Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что – либо им рассказывать, помогать им в чем –  либо). 79.  Выяснять причины противоправного поведения людей. 80.  Наблюдать за новой работой продавца, повара, официанта, читать литературу и смотреть телепередачи о  конкурсах в сфере обслуживания. 81.  Посещать дополнительные занятия по математике.    82.  Читать сообщения на экономические темы в печати. 83.  Читать книги на иностранном языке дополнительно . 84.  Посещать художественные выставки. 85.  Посещать театры. 86.  Слушать оперную музыку, посещать концерты симфонической музыки. 87.  Посещать спортивные соревнования, следить за их ходом, слушать и смотреть радио­ телепередачи о  спорте. 88.  Смотреть телепередачи о животных и растениях. 89.  Самостоятельно составлять географические карты, накапливать и собирать различные географические  сведения, изучать закономерности. 90.  Участвовать в геологических экспедициях. 91.  Знакомиться с работой медсестры, врача или фармацевта. 92.  Опробовать рецепты приготовления пищи. 93.  Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике. 94.  Решать сложные задачи по химии и участвовать в химических олимпиадах. 95.  Моделировать самолеты, ракеты, корабли, машины и пр. 96.  Проектировать и собирать электрические и радиоприборы (радиоаппаратуру, датчики температуры,  движения, домофоны, системы сигнализации т.п.). 97.  Мастерить изделия из дерева, металла и других материалов, собирать детали своими руками.  98.  Посещать уроки информатики в школе. 99.  Интересоваться проявлениями характера человека, правилами взаимодействия людей. 100. Смотреть телевизионные передачи о строительстве («Квартирный вопрос» и т.д.). 101. Интересоваться новыми разработками в мире транспорта (новинки автомобилестроения, новые  изобретения в авиации, в железнодорожном транспорте и т.п.). 102. Читать книги, смотреть фильмы на военную тему, знакомиться с историей крупных сражений, войн и  судьбами великих полководцев.  Читать юридическую литературу, интересоваться историей права. 103. Посещать исторические музеи, ездить на экскурсии по историческим местам. 104. Писать классные или домашние сочинения по литературе. 105. Взаимодействовать с людьми: убеждать, разъяснять, организовывать и т.п. 106. Читать литературу по философии, социологии. 107. Выполнять работу воспитателя, замещать уроки в младших классах. 108. 109. Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание во время похода, поездки, путешествия. 110. Решать сложные задачи по математике. 111. Интересоваться вопросами экономической географии. 112. Смотреть фильмы на иностранном языке без перевода и пытаться понять их. 113. Рисовать дома для удовольствия. 114. Выступать на сцене перед зрителями. 115. Заниматься в музыкальной школе, студии, в хоре, музыкальном кружке. 116. Читать книги о здоровом образе жизни, о спорте, выдающихся спортсменах. 117. Разводить растения, ухаживать за животными, посещать выставки и участвовать в них. 118. Участвовать в географических экспедициях, походах. 119. Собирать коллекции минералов. 120. Ухаживать за больным, оказывать им помощь. 121. Придумывать новые рецепты приготовления пищи, конструировать новые модели одежды. 122. Решать сложные задачи по физике, участвовать в физических олимпиадах. 123. Знакомиться с разными  возможностями применения химических знаний (фармацевтика, криминалистика,  промышленность и т.п.). 124. Разбираться в технических чертежах и схемах, чертить или составлять чертежи самому. 125. Читать и смотреть телепередачи о достижениях в области электроники и радиотехники 126. Знакомиться с информацией о новых технологиях в области материаловедения. 127. Работать на компьютере, использовать Интернет в целях поиска дополнительной информации. 128. Помогать знакомым преодолевать трудности, решать жизненные проблемы, выслушивать, успокаивать. 129. Читать книги о строительных работах («Как построить дом?» и т.д.).   130. Заниматься в клубах авиамоделирования, автолюбителей, парусного моделирования, быть членом дайвинг  – клуба. 131. Встречаться с участниками военных действий, слушать их рассказы. 132. Знакомиться с историческими закономерностями, посещать олимпиады по истории. 133. Читать книги или смотреть передачи о поэтах и писателях. 134. Писать статьи в газеты, журналы. 135. Интересоваться историей философской мысли. 136. Обсуждать с кем­либо вопросы воспитания детей и подростков. 137. Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции. 138. Заботиться о порядке в вещах, о красивом виде помещения, в котором учитесь, работаете, живете. 139. Участвовать в математических олимпиадах. 140. Вести расчеты своих доходов, расходов, а также доходов и расходов своей семьи. 141. Общаться с иностранцами на разных языках, работать переводчиком. 142. Посещать студию изобразительного искусства, художественную школу. 143. Заниматься в театральной студии. 144. Слушать классическую музыку. 145. Регулярно смотреть Олимпийские игры, спортивные соревнования.   Игра «Летает, не летает» Ведущий. Ну что устали? Давайте­ка встряхнемся. Условия игры таковы: сейчас я буду произносить слова, обозначающие «летающие» и «нелетающие» объекты. Если этот объект или живой организм летает, то вы поднимаете руки вверх, а если – нет, то  присаживаетесь на корточки. Условия ясны? Начали. Самолет, пароход, планер, комод, стол, оса, коса, пчела, топор, ручка,  стрекоза, глаза. Заяц, орел, муха, скворец, гранат, агат, вертолет, стул, фанера. Молодцы! А теперь займите свои места, положите руки на парты прямо, не  скрещивая их, закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха. Спасибо.   Ведущий. Всем спасибо. Удачного дня. Встретимся на следующей недели.  Ритуал прощания. Аплодисменты.  Занятие 5. Склонности и профессиональная направленность  Цели: ­ изучение участниками собственных склонностей; ­ совершенствование навыков работы со стандартным инструментарием; ­ поддержание атмосферы творческого поиска. 1. Организационный момент  2. Основная часть  Игра «Круг»  Ведущий.  Станьте в круг. Вам необходимо по очереди называть лучшее качество  человека, стоящего от вас слева. Первый называет качество; затем второй, повторяет это качество, а также называет качество третьего; третий за первым и вторым повторяет и  называет качество четвертого и т.д.: по принципу «снежного кома».  Хорошо! Молодцы!  Игра «Имитация» («Поезд») Ведущий. Игра проводится в круге. Для начала рассчитаемся на первый – второй.  Первые номера – хлопок в ладоши, два притопа ногами. Вторые номера – два хлопка,  один притоп. Движения повторяются по очереди: первый – второй – первый – второй и  т.д. по кругу: имитируем стук колес поезда. Начали. Убыстряем темп. Еще быстрее. Ведущий. А теперь займем свои места. На прошлом занятии мы говорили об  интересах, а сегодня речь пойдет о склонностях – ярко выраженных интересах. Это  стремление заниматься определенным видом деятельности. Этот тест поможет выявить  склонности, предпочтения сообразно типам: Ч – П, Ч – Т, Ч – Ч, Ч – Зн, Ч – Х.  ОПРОСНИК КЛИМОВА Е.А. При выполнении этого теста необходимо из пары видов деятельности выбрать вид  «а» или «б». Если не нравиться ни то, ни другое, выбирайте по принципу «меньшего  зла». Но выбор должен быть сделан. Всего 20 пар, записывайте номер пары и  проставляйте букву. Совпадения с ключом – 1 балл.  Готовы? Начали! 1а. Интересоваться состоянием и развитием растительного мира. 1б. Обслуживать машины, приборы, технику (следить, регулировать). 2а. Оказывать помощь людям в области информации (реклама). 2б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительной техники. 3а. Декламировать, играть на сцене.  3б. Изучать особенности поведения животных. 4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металлы и т.д.).  4б. Работать в сфере риэлтерских услуг.  5а. Редактировать тексты, программы.  5б. Обсуждать художественные книги, театральные постановки и т.д. 6а. Интересоваться строением живых клеток, микроорганизмов.  6б. Изучать и делать выводы о причинах поступков людей внутреннего мира  человека. 7а. Работать над дизайном помещений, устанавливать декорации. 7б. Управлять какими­либо машинами и механизмами. 8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на  экскурсии). 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес,  конкурсов). 9а. Ремонтировать технику, в том числе и компьютерную.  9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, схемах. 10а. Делать заборы воды, почвы, следить за экологией. 10б. Выполнять вычисления, расчеты. 11а. Выращивать растения, следить за этапами созревания. 11б. Конструировать, проектировать, улучшая качество работы оборудования,  компьютерной и оргтехники. 12а. Разбирать конфликты, убеждать, разъяснять суть проблемы. 12б. Разбираться в чертежах, схемах, компьютерных программах (проверять,  уточнять, разрабатывать). 13а. Заниматься наладкой приборов, аппаратуры.  13б. Наблюдать, изучать жизнь (живых микроорганизмов) и повадки животных. 14а. Заниматься оформительной деятельностью, эстетически украшать интерьеры  помещений.  14б. Оказывать людям консультативную помощь по различным вопросам. 15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях,  измеряемых.  15б. Художественно описывать, изображать события наблюдаемые или  представляемые. 16а. Интересоваться явлениями природы и причинами возникновения.  16б. Изучать мимику, жесты людей, разбираться в причинах тех или иных  поведенческих реакций. 17а. Заниматься лепкой, рисованием, реставрацией. 17б. Конструировать, улучшать работу техники. 18а. Организовывать культпоходы, экскурсии, турпоходы. 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертных программах. 19а. Изготовлять по чертежам и схемам что­либо. 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты, схемы, работать с  числовым материалом. 20а. Интересоваться ветенарией. 20б. Работать на ПК.     I 1а 3б 6а 10а 11а 13б 16а 20а II III IV V 1б 4а 7б 9а 11б 14а 17б 19а 2а 4б 6б 8а 12а 14б 16б 18а 2б 5а 9б 10б 12б 15а 19б 20б 3а 5б 7а 8б 13а 15б 17а 18б I – Ч – П,  II – Ч – Т,  III – Ч – Ч,  IV – Ч – Зн,  V – Ч – Х.  Ч – П – «человек природа» Ч – Т – «человек – техника»  Ч – Ч – «Человек – человек»  Ч – Зн – «человек – знак»  Ч – Х – «человек – художественный образ» Упражнение «Веер»  Ведущий. А сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение. Вам необходимо  иметь чистый лист бумаги, он подписывается в правом нижнем углу (фамилия, имя  участника). Каждый из вас пускает лист по кругу. Все участники должны по очереди  записать в листок (начиная сверху) два качества этого человека. Первое – то, которое,  по вашему мнению, имеется у автора листка; второе – то, которое ему необходимо  развивать в себе.  Каждый последующий участник должен загибать лист, для того чтобы качества не  повторялись, ­ получится веер. В заключении занятия происходит обсуждение,  участники зачитывают информацию о себе, высказывают свое мнение о групповой  оценке и о занятии в целом.

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации

Тренинги по профориентации
Скачать файл