Тренинг “Развитие толерантности у младших
школьников”
Подготовили студентки 5 курса 1 группы, заочного отделения,
психолого-педагогического направления
Приходько Д.С
Журавлева Л.А
Название |
“Развитие толерантности у младших школьников” |
Авторы |
Журавлева Л.А, Приходько Д.С |
Адресат тренинга /на кого направлен/ |
Младшие школьники |
Формат тренинга /сколько часов, сколько дней, непрерывная, раз в неделю/ |
“Неделя толерантности” ● 1.5 часа групповая встреча ● неделя самостоятельной работы ● 30 минут подведение итогов, сбор обратной связи Итого: 2 часа аудиторной работы + самостоятельная работы каждого из участников |
Концепция тренинга |
Создать экологичную среду в младшем школьном коллективе, привить детям уважительное отношение к друг другу несмотря на различия |
Ожидания от тренинга |
● понимания и формирования толерантного отношения друг к другу и различиям в людях, которые их окружают; ● развития терпимости и уважения к разным людям; ● формирования эмоциональной отзывчивости среди детей; ● умения взаимодействовать в группе, сопереживать и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях; ● развития творческого потенциала |
Цель тренинга |
Познакомить младший школьный коллектив с понятием “толерантность”, научить уважительному отношению друг к другу |
Задачи тренинга |
● Сформировать у участников тренинга представление о толерантности ● Раскрыть характеристику толерантного поведения, показать его значимость для межличностного общения ● Формирование толерантных установок по отношению к разным людям ● Развитие коммуникативных навыков, в частности, умения слушать другого |
Основные тематические блоки тренинга |
1. Теоретическая часть (лекция+ видео) 2. Практика (дискуссия и игра) 3. Практические игры 4. Подведение итогов тренинговой недели |
Оборудование |
● Интерактивная доска ● Проектор ● Листы бумаги ● Фломастеры ● Клубок ниток |
● Цель этапа - Сформировать у участников тренинга представление о толерантности ● Время - 1.5 часа
● Содержание
■ Представление тренера
■ Обозначение темы занятия
■ Обозначение правил тренинга
■ Ледокол ( например, игра “Как меня зовут” Участники по очереди называют свое имя и особенности
○ Просмотр социального ролика (7 минут)
■ Обсуждение. Кто как понял понятие “толерантность” из просмотренного ролика
■ Формирование вместе с участниками определения понятия “толерантность” ■ История понятия
■ Дискуссия “Что значит уважать человека?”
○ Практические упражнения (30 минут) ■ Упражнение “Паутина предрассудков”
■ Упражнение “Как быть толерантным в общении?”
○ Подведение итогов (5-7 минут) и домашнее задание
Дискуссия: «Что значит уважать человека?»
Уважение - это готовность в любое время оказать помощь и поддержку. Согласны ли вы с этим определением, или его необходимо дополнить и изменить?
Дети высказывают своё мнение, вместе выводим понятие, что такое уважение. Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств. Уважать - принимать во внимание и соблюдать чьи-либо интересы.
● Давайте обсудим, что нам даёт уважительное отношение друг к другу.
● Как вы думаете, может ли человек нормально жить, если его никто не уважает? Почему?
● Каким должен быть человек, чтобы его уважали?
● Как можно определить уважают вас, или делают вид, что уважают?
● Правильно ли выражение «Уважай других и тебя будут уважать»? Почему?
● Итак, для чего же нужно человеку уважение со стороны окружающих его людей?
(Обсуждение ответов на каждый вопрос, делается вывод).
● Подумайте о том, что вам нужно изменить в своём поведении для того, чтобы вас
уважали?
Цель: показать, как себя чувствует человек, являющийся объектом стереотипов и предрассудков; дать возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.
Время: 10-12 минут.
Рассказ ведущего о роли негативных предрассудков отношениях между людьми. Опутанный паутиной предрассудков человек, чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным.
Ведущий предлагает кому-либо выйти в круг и сыграть роль человека, которого в чём-то обвиняют, изгоняют. Он садится в центре круга на стул, а остальные начинают рассказывать о названной «теме», то есть обвиняют его и т.п. (но выбирая слова). После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника клубком из ниток. Затем обращается к остальным: «Какие чувства у вас возникли к нему?». Возникает желание распутать его. Для этого всем предлагается вспомнить что-то хорошее об этом человеке, похвалить его, посочувствовать ему. Так, пока не распутают участника. Подведение итога.
Практическая часть первого этапа
Упражнение «Как быть толерантным в общении».
Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Время: 20 мин.
-Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций - кто-то обижается, кто-то «сдаёт сдачи», кто-то пытается найти достойное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации, не унизив другого и сохранив собственное достоинство?
Задание: Вспомнить и рассказать ситуацию, когда вас или ваших знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой - в роли обидчика. Тот, кто в роли обиженного человека, пытается достойно выйти из ситуации.
Практическая часть.
Составление схемы достойного выхода из конфликтной ситуации.
-Начни разговор с точного описания ситуации, которая тебя не устраивает («Когда ты накричал на меня …»). -Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к себе («Я почувствовал …»).
-Скажи человеку, как бы хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя («Поэтому в следующий раз я попрошу тебя не высказывать свои замечания не в таком тоне …»).
-Скажи, как ты себя поведёшь в случае, если человек изменит, или не изменит своё поведение («Тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям», «Мы вместе всё обсудим и решим нашу проблему»).
Обсуждение: что удачнее кто предложил и почему.
Подведение итога.
Вторник:
Упражнение «Пять добрых слов»
Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознания, возможность сделать приятное другому человеку.
Время: 15 минут.
Материалы: листы бумаги, ручки или фломастеры.
Дети делятся на группы по 5-6 человек. Затем рассаживаются в круг. Каждый должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя. Потом ребёнок передаёт свой лист соседу справа, а сам получаете рисунок от соседа слева. В одном из пальчиков, на полученном рисунке, дети должны будут написать какое-нибудь положительное слово-качество, подходящее обладателю листка (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых» и т.д.) и так, пока лист не вернётся к владельцу.
Ведущий собирает листки и уже все вместе угадывают, о ком написаны комплименты, которые зачитывает ведущий с каждого листа. Лист вручается владельцу и остаётся у него.
Среда:
упражнение "КТО РОДИЛСЯ В ЯНВАРЕ".
Ведущий предлагает выполнить задание определённой категории играющих. Задания могут быть самые разные:
Подмигните 3 раза те, у кого глаза голубые
Крикните 3 раза "Кинг-Конг" те, у кого есть пуговицы
Погладьте себя по животу те, кому понравился сегодня завтрак в столовой Кто не любит манную кашу скажите громко : "Фи-и-и!".
У кого есть что-нибудь красное, скажите соседу: "У тебя прекрасный вид!"
Промяукайте те, кто любит кошек
Пролайте 3 раза те, кто любит собак
Погладьте себя по голове те, кто сегодня не получил "2"
Четверг:
Упражнение «Копилка комплиментов»
Цель: формировать эмпатию и новые способы поведения у младших школьников, формировать умение делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.
Материал: бумажные лучики, нарядная коробочка. Ход выполнения упражнения:
Ребята, у меня в руках копилка с комплиментами. Предлагаю каждому подойти к копилке и взять лучик с приятными словами. Прочитайте про себя комплимент и хорошо подумайте, кому бы Вы хотели его адресовать. Подарите лучик и прекрасную улыбку своему однокласснику.
Завершение недели толерантности.
Упражнение «Линейка».
«Давайте проверим, поняли ли вы, что такое толерантность. У двери встаньте те, кто считает, что для толерантного человека характерно неприятие, отвержение других, представление о том, что только ты, твоя страна и традиции лучше всех. У окна встаньте те, кто считает, что для толерантного человека свойственно полное принятие мнения других. Вы можете также занять промежуточное положение, ближе к двери либо к окну. (Далее проводится опрос участников тренинга о причинах их выбора). Правы оказались те, кто занял промежуточное положение, но ближе к окну. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать свое собственное мнение, но в то же время с уважением относится к мнению других.
Итоговое упражнение «Собери чемодан»
Перед тем как завершить работу группы, ведущий дает задание каждому участнику группы «собрать свой чемодан». Далее указывает, что содержимое чемодана у каждого будет особым. Туда закладываются основные мысли по прошедшему занятию. Каждый из участников тренинга презентует свой вариант содержимого чемодана.
Данная тренинговая программа рассчитана на младших школьников 7-11 лет.
Итогом прохождения участниками тренинговой недели станут:
● Формирование у участников тренинговой программы понимания понятия “толерантность”
● Формирование толерантных установок по отношению к разным людям
● Развитие коммуникативных навыков, в частности, умения слушать другого
● Создание непринужденной и доброжелательной атмосферы в коллективе
1. Декларация принципов толерантности [Текст] // Век толерантности: Научнопублицистический вестник. – М.: Изд-во МГУ, 2001г.
2. Иванов А. Н. Притчи и истории для тренера и консультанта [Текст] / А. Н. Иванов – СПб.: Речь, 2007. – 192 с.
3. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога [Текст] / И. Г. Малкина-Пых – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 896 с.
4. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга [Текст] / В. Г. Пузиков. – СПб.: Речь, 2007. – 224 с.
5. С.В.Кривцова. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками. – М.: Генезис, 2012.
6. Сборник тренинговых занятий по формированию толерантности у младших подростков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.