Тренинговое занятие "Рождение сказки" предназначено для обучающихся 3-4 классов. Целью данного тренингового занятия стало развитие креативности и самостоятельности в процессе составления текстов сказочного содержания. Сказка – один из самых доступных видов деятельности для ребёнка. Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребёнок утверждает свои способности, познаёт себя, переживает первое чувство гордости от успешности. Я обратила внимание на составление сказок, так как сказки позволяют решать творческие и воспитательные задачи. Сказки имеет ярко выраженную морально - этическую направленность. В тексте явно прослеживается жизненное правило, выраженное в пословице или поговорке.Тренинговое занятие "Рождение сказки" предназначено для обучающихся 3-4 классов. Целью данного тренингового занятия стало развитие креативности и самостоятельности в процессе составления текстов сказочного содержания.
Перова Д.Ю. Рождение сказки - Трен. занятие.docx
Перова Д.Ю. «Решение задач творческого и поискового характера на примере
алгоритма создания сказок»
Тренинговое занятие «Рождение сказки»
Добрый день, ребята!
Я рада нашей сегодняшней встрече, а вы? Скажите, пожалуйста, вы можете назвать
себя счастливыми детьми? Почему вы считаете себя счастливыми? А что вам нужно
для счастья? Если бы в вашей жизни не было сказок, которые вам читали родители,
когда вы ещё были маленькими и которые вы сейчас читаете сами, можно ли сказать,
что чегото очень важного вам не хватает? А сами вы когданибудь пробовали
сочинять сказки? Сложное это занятие?
Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в мир сказок, которые мы сами с вами
будем создавать!
Я попросила вас нарисовать свои любимые сказки, и вот у нас целая галерея
сказочных сюжетов, которая будет отличным дополнением к нашему занятию.
Процесс рождения сказки увлекательный, но непростой, а поэтому нам надо
соответствующим образом настроиться. Для этого встанем в круг, возьмемся за руки.
Давайте почувствуем, что мы – одно целое. Мы – одно большое доброе животное.
Попробуем подышать все вместе.
Здорово у нас получилось! А теперь давайте изобразим свое настроение. Для этого
выберете фломастер нужного цвета (какого цвета у вас настроение) и закрасьте
немного сказочный замок. Вот какой у нас получился он красивый!
А теперь сядьте на свои места. Работать мы с вами будем по группам. Для начала
давайте разберемся, а что же такое – СКАЗКА? (ответы детей).
Подведем итог: Сказка это поэтическое произведение о вымышленных героях и
событиях, обычно с участием волшебных сил.
В каждой сказке есть зачин, например: Жилибыли… В тридевятом царстве, в
тридесятом государстве…
Сказки бываю народные и авторские. Со сказками А.Волкова вы, думаю, все
знакомы. «Волшебник Изумрудного города» читали? Помните, там было 4
волшебницы, как их звали?
Добрые: Стелла и Виллина. Злые: Бастинда и Гингема. В этом произведении они
помогали или вредили главным героям Элли, пёсику Тотошке, Страшиле,
1 Железному Дровосеку и Льву. А мы сегодня будем сочинять сказки, в которых эти
волшебницы будут главными героинями.
У каждой группы есть матрица – т.е. табличка, на которой обозначены герои вашей
будущей сказки и дан код сказки, по которому вы выбираете действующих героев.
Схематично алгоритм (последовательность, скелет) сказки выглядит так:
М Г Хс – С – П Н
М – место
Г – герой
Хс – свойства характера
С – случай
П – жизненное правило (мораль в виде пословицы или поговорки)
Н – название сказки.
В каждой сказке есть зачин, например: Жилибыли… В тридевятом царстве, в
тридесятом государстве…
Закончить сказку можно присказкой, можно пословицей. « Я сам там был, мед
пиво пил, по усам текло, в рот не попало», « Вот и сказке конец, а кто слушал, тот
молодец!» « И зажили они с тех пор долго и счастливо!», « Вот тебе сказка, а мне
бубликов вязка!», « Сказка ложь, а в ней намек, добрым молодцам урок», « Что
посеешь, то пожнешь», « Горька работа, да хлеб сладок», «В ком правды нет, в том
добра мало»
Чтобы удобнее было развивать сюжет сказки, у нас есть контрольные вопросы:
1. Где происходит действие?
2. Кто главный герой, чем он занимался, какой у него характер? А возраст?
3. Кто был у него другом? Какой у друга был характер? Как давно они дружили?
Почему они были друзьями (что им друг в друге нравилось?)
4. Кто был врагом у главного героя? Какой он по характеру, где он жил, какие
имел привычки? Почему враждовал с главным героем?
5. Какая волшебная вещь была у главного героя? Где он её взял (откуда она
появилась)? Зачем она была ему нужна, когда он ею пользовался?
6. Какая была мечта у главного героя? Что мешало её осуществлению?
7. Какое происшествие однажды случилось с главным героем?
8. Кто помог герою?
9. Чем все закончилось?
2 10. Вывод (мораль)
Выберите в каждой группе спикера, который будет представлять вашу сказку и
хранителя времени, который будет следить за временем. Итак, начинаем!
По коду сказки выберите героев и их характеристики, запишите на своем листке и
приступайте созданию сказки. Время – 15 минут. Не забудьте дать вашей сказке
название!
По окончании времени спикер представляет сказку, остальные слушают, советуют,
как улучшить её.
А теперь вам нужно будет изобразить свой сказочный сюжет так, чтобы его можно
было не только услышать, но и потрогать, и увидеть. Это может быть книжка или
поделка. Материалы на столах – приступайте!
На доске изображения замков с написанными названиями сказок. Вы можете
подойти и отдать свой голос за какуюто сказку, которая понравилась вам больше
всех (для этого ярким фломастером сделайте несколько штрихов на этом замке).
А какого цвета настроение у вас сейчас? На барометре настроения отметьте свое
настроение фломастером того цвета, какое у вас сейчас настроение.
А какого цвета настроение у вас сейчас? Закрасьте немного 2й замок выбранным
вами цветом. Давайте сравним наше настроение в начале и в конце занятия.
А теперь давайте вновь встанем в круг, возьмемся за руки и подышим как одно
большое доброе животное. Хорошо. На этом наше путешествие в сказку подошло к
концу и мне так и хочется сказать вам «До новых встреч!»
Самоанализ тренингового занятия «Рождение сказки»
Перед современным педагогом стоит нелегкая задача: подготовить ребенка к жизни в
динамичном, быстро изменяющемся мире, а значит важно воспитание самостоятельности и
развитие творческих способностей. Творческой называют такую деятельность человека, в
результате которой создается нечто новое. Такой результат на доступном ребенку уровне
можно получить и в речевой деятельности.
Для того, чтобы связно рассказать о чёмнибудь, нужно ясно представлять себе объект
рассказа (предмет, события, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества,
устанавливать причинноследственные, временные и другие отношения между предметами
и явлениями). Наши дети владеют этими навыками, но их рассказы однообразны и лишены
оригинальности. Детям не хватает фантазии. Перед нами встала проблема развития
детского воображения.
3 Сказка – один из самых доступных видов деятельности для ребёнка. Сказка является
одной из первых сфер творчества, в которой ребёнок утверждает свои способности, поз
наёт себя, переживает первое чувство гордости от успешности. Я обратила внимание на
составление сказок, так как сказки позволяют решать творческие и воспитательные задачи.
Сказки имеет ярко выраженную морально этическую направленность. В тексте явно
прослеживается жизненное правило, выраженное в пословице или поговорке.
Целью данного тренингового занятия стало развитие креативности и самостоятельности
в процессе составления текстов сказочного содержания.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Познакомить с алгоритмом составления текстов сказочного содержания;
2. Побуждать детей коллективному созданию текстов сказок с использованием матрицы
морфологического анализа (Т.Вовченкова);
3. Побуждать детей к коллективному созданию текстов сказок, используя метод
контрольных вопросов (Т. Сидорчук)
3. Побуждать детей к созданию творческого продукта средствами изобразительной
деятельности (иллюстрации к книжке).
В качестве формы, посредством которой будет достигнута цель и решены поставленные
задачи, выбрано тренинговое занятие.
Существует несколько методов сочинения сказок. Мной были выбраны 2 метода, наиболее
интересные с моей точки зрения: Морфологический метод ( Т. Вовченко) и Метод
контрольных вопросов (Т.Сидорчук).
Тренинговое занятие имеет свою структуру:
4 Затруднения:
1 Дети знают и умеют определять такой литературный жанр, как сказка, но когда дело
доходит до сочинения сказки, забывают особенности этого жанра, упускают
характерные особенности и не видят своих ошибок, пока не укажешь им на них.
2 Недостаточный пассивный словарь детей в этой области. Сразу видно детей,
которым читали в детстве много сказок и которые сами их читают. Пассивный
словарь их богат (к сожалению, таких мало).
3 Трудности с придумыванием случая и названия сказки.
4 Затрудняются с описанием черт характера (односложно).
Где можно использовать эти приемы:
1 На литературном чтении – однозначно. Возможно на обучении грамоте.
2 Морфологический анализ – на технологии.
3 Во внеклассной работе (праздники, а также в качестве внеклассного мероприятия).
Если вести целенаправленную долгосрочную работу по этому направлению, то – в нес
колько этапов:
1 этап: предварительная работа по составлению сказок (копилка): анализировать сказки с
целью выявления алгоритма построения сказки (познакомиться со сказочными зачинами,
выявить черты характера разных героев, обсудить с детьми смысл пословиц и поговорок). 2
этап – работа с алгоритмом по составлению сказок.
3 этап – создание сказки. 4 этап – издание детских сказок. Порекомендовать литературу.
5 Приложение 1. Создание сказки.
Схематично алгоритм (последовательность, скелет) сказки выглядит так:
М Г Хс – С – П Н
М – место
Г – герой
Хс – свойства характера
С – случай
П – жизненное правило (мораль в виде пословицы или поговорки)
Н – название сказки.
В каждой сказке есть зачин, например:
Жилибыли…
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
Чтобы удобнее было развивать сюжет сказки, у нас есть контрольные вопросы:
1 Где происходит действие?
2 Кто главный герой, чем он занимался, какой у него характер? А возраст?
3 Кто был у него другом? Какой у друга был характер? Как давно они дружили?
Почему они были друзьями (что им друг в друге нравилось?)
4 Кто был врагом у главного героя? Какой он по характеру, где он жил, какие
имел привычки? Почему враждовал с главным героем?
5 Какая волшебная вещь была у главного героя? Где он её взял (откуда она
появилась)? Зачем она была ему нужна, когда он ею пользовался?
6 Какая была мечта у главного героя? Что мешало её осуществлению?
7 Какое происшествие однажды случилось с главным героем?
8 Кто помог герою?
9 Чем все закончилось?
10 Вывод (мораль)
Закончить сказку можно присказкой, можно пословицей.
6 « Я сам там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало», « Вот и сказке конец,
а кто слушал, тот молодец!» « И зажили они с тех пор долго и счастливо!», « Вот тебе
сказка, а мне бубликов вязка!», « Сказка ложь, а в ней намек, добрым молодцам
урок», « Что посеешь, то пожнешь», « Горька работа, да хлеб сладок», «В ком правды
нет, в том добра мало»
Элементы
сказки
№
Герои
1. Герой
МАТРИЦА СКАЗКИ
Вариант А
Вариант Б
Вариант В
Вариант Г
Стелла
Гингема
Виллина
Бастинда
2. Характеристика
добрая
жестокая
красивая
коварная
Героя
3. Друг
Элли
Железный
дровосек
Страшила
Лев
4. Характеристика
остроумный
доверчивый щедрый
сильный
Друга
5. Враг
Колдун
Разбойник
Робот
Кот
6. Характеристика
Врага
7. Волшебная вещь
нервный
глупый
свирепый
жадный
Сонный
порошок
Маковое
зернышко
Волшебный
свисток
Шелковый
платок
Элементы
сказки
№
Герои
1. Герой
2. Характеристика
Героя
МАТРИЦА СКАЗКИ
Вариант А
Вариант Б
Вариант В
Вариант Г
Стелла
добрая
Гингема
Виллина
Бастинда
жестокая
красивая
коварная
3. Друг
Элли
Страшила
Лев
Железный
дровосек
7 4. Характеристика
остроумный
доверчивый щедрый
сильный
Друга
5. Враг
Колдун
Разбойник
Робот
Кот
6. Характеристика
Врага
7. Волшебная вещь
нервный
глупый
свирепый
жадный
Сонный
порошок
Маковое
зернышко
Волшебный
свисток
Шелковый
платок
1 1А2Г3Б4А5В6Б7Г
2 1Б2А3В4А5Г6Г7Г
3 1В2Б3Б4Б5Б6А7Г
4 1Г2В3А4А5А6Б7Б
5 1А2Г3А4В5В6Б7А
6 1Г2В3Г4Г5Б6А7Б
8 7 1Б2Б3Б4Б5В6Б7Г
8 1В2Г3В4А5В6А7Б
9 1г2Г3Б4А5В6Г7В
10
11
12
13
14
1Б2А3Г4А5В6В7Г
1В2Б3Г4Б5В6А7Г
1А2В3Г4А5Б6Б7Б
1А2Г3А4В5В6Б7А
1Г2А3Г4Б5Б6А7В
15
1Б2Б3Б4Б5В6Б7Г
9 16
1В2А3В4Б5Г6А7Б
Создание сказки.
В каждой сказке есть зачин, например:
«Жилибыли…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»,
«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»
Чтобы удобнее было развивать сюжет сказки, у нас есть
контрольные вопросы:
1 Где происходит действие?
2 Кто главный герой, чем он занимался, какой у него
характер? А возраст?
3 Кто был у него другом? Какой у друга был характер? Как
давно они дружили? Почему они были друзьями (что им
друг в друге нравилось?)
4 Кто был врагом у главного героя? Какой он по характеру,
где он жил, какие имел привычки? Почему враждовал с
главным героем?
5 Какая волшебная вещь была у главного героя? Где он её
взял (откуда она появилась)? Зачем она была ему нужна,
когда он ею пользовался?
10 6 Какая была мечта у главного героя? Что мешало её
осуществлению?
7 Какое происшествие однажды случилось с главным
героем?
8 Кто помог герою?
9 Чем все закончилось?
10Вывод (мораль)
Закончить сказку можно присказкой, можно пословицей.
« Я сам там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало», « Вот и
сказке конец, а кто слушал, тот молодец!» « И зажили они с тех пор долго
и счастливо!», « Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка!», « Сказка ложь, а
в ней намек, добрым молодцам урок», « Что посеешь, то пожнешь»,
« Горька работа, да хлеб сладок», «В ком правды нет, в том добра мало»
11
Тренинговое занятие "Рождение сказки"
Тренинговое занятие "Рождение сказки"
Тренинговое занятие "Рождение сказки"
Тренинговое занятие "Рождение сказки"
Тренинговое занятие "Рождение сказки"
Тренинговое занятие "Рождение сказки"
Тренинговое занятие "Рождение сказки"
Тренинговое занятие "Рождение сказки"
Тренинговое занятие "Рождение сказки"
Тренинговое занятие "Рождение сказки"
Тренинговое занятие "Рождение сказки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.