Тренинговые технологии в тьюторском сопровождении исследовательской деятельности
Оценка 4.6

Тренинговые технологии в тьюторском сопровождении исследовательской деятельности

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
другое
1 кл—4 кл
26.02.2020
Тренинговые технологии в тьюторском сопровождении исследовательской деятельности
Тренинговые технологии в тьюторском сопровождении исследовательской деятельности.docx

ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЬЮТОРСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

                                                            Чехунова А.И.,

 

         Происходящие изменения в современном обществе требуют новых подходов в образовании, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности. Традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение учащимися определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выступают инновационные личностно ориентированные методы и технологии обучения и воспитания.

         Актуализируются навыки исследовательской деятельности учащихся, и становится значимой позиция тьютора, который призван сопровождать индивидуальную образовательную программу развития исследовательской деятельности обучающихся.

         В ходе реализации проекта «Внедрение модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся» я изучила формы работы в тьюторском сопровождении исследовательской работы учащихся.

          На практике хорошо себя показали следующие формы: индивидуальная тьюторская консультация (беседа), групповая тьюторская консультация, тьюториал (учебный тьюторский семинар), тренинг.

         Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) - индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.

         Групповая тьюторская консультация. На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. Педагог - тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации [3, с.23].

         Тьюториал (учебный тьюторский семинар) - это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения.  Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт  в данной области знаний [2, с.48].

         Тренинг один из сравнительно новых методов интерактивного обучения. Это процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на  развитие требуемого навыка.

         В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии [2, с.49].

  Выбор конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.

Учитывая особенности младших школьников, я думаю, что для учащихся начальных классов наиболее приемлемо использование занятий-тренингов.

            Занятия-тренинги позволяют развиваться учащимся в деятельности, учат искать, добывать знания, сравнивать, группировать, классифицировать благодаря представленной им свободе для самовыражения.

         Стержнем тренинга является диалог, основанный на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу, готовности выслушать собеседника и признать его право иметь свою точку зрения.

         На каждом тренинговом занятии могут быть свои особые правила, но есть и те, что должны лежать в основе такой работы:

         1. Постепенный отказ от безличных речевых форм. Замена высказываний типа:

         - "Большинство моих друзей считает, что..."

         -  "Некоторые думают..." на суждения:

         - "Я считаю, что..." - "Я думаю..."

         2. Подчёркивание сильных сторон личности. Во время обсуждения упражнений и заданий каждый ученик обязательно подчеркнёт положительные стороны личности выступившего. Например, "Я не согласен с тем, что доказывал Саша, но мне очень понравилось, как убедительно он говорил".

         3. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего на занятиях нельзя прибегать к непосредственным оценкам участников. Следует относиться и оценивать только их действия.

         4. Искренность в общении. Во время занятий следует настроиться на полную откровенность и искренность высказываний, поэтому говорим только то, что чувствуем. Или молчим.

5. Конфеденциальностъ всего происходящего на занятии. Школьник должен быть уверен, что если он поделился с кем-то  своими переживаниями, проблемами, трудностями, то обо всём этом не будут говорить по всей школе.

         Занятие-тренинг имеет схему – модель:

         1. Постановка цели.

         2. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения.

         3.Работа в паре (четверке). Поочередное высказывание мнений. Обсуждение.        

4. Принятие общего решения.

         5. Выслушивание  различных мнений и доказательств.

         6. Экспертная оценка учителя.

         7. Самооценка.

         8. Подведение итогов.

         На тренинговых занятиях, я считаю,  эффективно использование следующих методов: ролевая игра, мозговой штурм, групповое обсуждение, мини-лекция, просмотр видео, индивидуальная работа.

         Ролевая игра (и её разновидность – деловая игра). Участники делятся на пары или на тройки и отыгрывают ту или иную ситуацию. Например, диалог-интервью. Ролевые игры используются для двух задач – во-первых, отработать приёмы, изучаемые в ходе тренинга; во-вторых, оценить уровень участников (используется обычно в самом начале тренинга, причём один человек в паре, как правило, тьютор).

         Мозговой штурм в мини-группах. Большая группа разбивается на мини-группы, и каждая мини-группа выполняет то или иное задание. Например, составить список всех анкетируемых. Или прописать слабые стороны предмета, который изучается. Или наоборот – сильные стороны. Задача мозгового штурма в мини-группах – создать материал, который потом будет использоваться в дальнейшей работе.

         Групповое обсуждение. Тьютор даёт группе тему для разговора, как правило, через вопрос («Как вы думаете, …?», «Кто решил, что …?», «Как правильно …?» и пр.). Если вопрос «попадает» в болевую точку группы, очень быстро разгорается богатейший спор. Групповые обсуждения позволяют учащимся высказаться и услышать других (если, конечно, тьютор следит за цивилизованностью дискуссии). В результате такой дискуссии участники приходят к общему мнению или, хотя бы, лучше понимают позиции друг друга.

         Мини-лекция. Это обыкновенная лекция, только короткая. Тренинг – это обучение, а  обучение без передачи информации возможно далеко не всегда. В ходе мини-лекции тьютор передаёт участникам тренинга самые главные знания по теме.

         Просмотр видео. Тьютор показывает отрывок из художественного, документального или учебного фильма и комментирует происходящее на экране. Фактически, это мини-лекция, просто формат другой. Просмотр видео чаще интереснее, чем мини-лекция, поэтому многие тьюторы стремятся вставить в тренинги отрывки из разных фильмов. Это всегда обогащает тренинг, делает его ярче.

Индивидуальная работа. Участники получают какое-либо задание и выполняют его самостоятельно, без сотрудничества с другими участниками. Это может быть индивидуальным заданием – заполнение текста, написание текста, формулировка цели, составление списка и т.п.

         В ходе сопровождения исследовательской деятельности тьюторантов необходимо регулярно проводить тренинговые упражнения по развитию у ребят  информационно-аналитических и информационно-поисковых умений, что позволяет учащимся постепенно овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательской работы.

         В ходе реализации инновационного проекта я убедилась, что  формирование культуры исследовательской деятельности учащихся следует начинать в начальной школе с работы над развитием у детей сле­дующих основных умений и навыков исследовательской деятельности:

         1. Видеть проблемуОсновная предпосылка развития данной группы умений - спо­собность смотреть на мир чужими глазами. Основные методы формирования: составле­ние описаний, повествований от имени раз­ных персонажей; придумывание различных окончаний одной и той же истории.
         2. Выдвигать гипотезы. Основная пред­посылка развития данной группы умений - погружение в поисковую деятельность. Основные методы формирования: исполь­зование тренировочных заданий по выдви­жению гипотез, провокационных идей, обсуждению проблем.

         3. Задавать вопросы. Основная предпо­сылка развития данной группы умений - организация учебного диалога. Основные методы формирования: создание вообра­жаемых ситуаций, анализ проведенных диалогов; упражнение «Зададим друг другу вопросы».

         4. Классифицировать по различным при­знакам. Основная предпосылка развития данной группы умений - различение при­знаков по типу: существенный (главный) - несущественный (случайный). Основные методы формирования: упраж­нения на разбиение объектов на группы, вы­деление главных признаков; сравнение объектов по различным признакам; игры на классификацию.
         5. Обсуждать парадоксальные проблемы. Основная предпосылка развития данной группы умений — поисковая и коммуникатив­ная деятельность. Основные методы форми­рования: учебный диалог; упражнения на выдвижение необычных гипотез; сравне­ние истинных и ложных высказываний. 
         6.Структурировать материал. Основная предпосылка развития данной группы уме­ний — предъявление материала, который необходимо структурировать по указанно­му принципу. Основные методы формиро­ванияупражнения, требующие анализа предложенного материала; коллективное (индивидуальное) построение алгоритмов решения учебных задач; разбиение объек­тов на структурно оправданные группы.

         7. Доказывать верность своих идей. Ос­новная предпосылка развития данной груп­пы умений - предоставление права на ошиб­ку, возможности отстаивать свое мнение. Основные методы формирования: упраж­нения на построение различных вариантов ответов (догадок); проверку интуиции; задания по определению на глаз свойств предметов; анализ допущенных ошибок и путей их устранения. 

         С целью формирования у учащихся умений и навыков, необходимых в исследовательской работе, и на уроках, и на тренинговых занятиях следует, на мой взгляд, использовать  систему заданий и упражнений.

1 группа упражнений направлена на развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон). Проблема – это затруднение, неопределённость. Чтобы её устранить, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и всё же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи.

А) «Посмотри на мир чужими глазами». Читаю детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…».

Задание: предлагаю ребятам продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем автомобиля, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; собакой, вышедшей погулять.

Б) «Составьте рассказ от имени другого персонажа». Прекрасным заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» является составление рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Задание детям формулирую примерно так. «Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определённой профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни».

2 группа упражнений направлена на развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если», «наверное»).

Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом. Это предвидение событий. Чем больше число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит её подтвердить, как она становится теорией, если её опровергнуть, она также прекращает своё существование, превращаясь в ложное предположение. Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше», и нам годятся любые самые фантастические предположения и даже провокационные идеи.  Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский поиск ребёнка.

А) Задания-рассуждения. Например: «Давайте вместе подумаем, почему зебра полосатая?». Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течёт вода? Почему дует ветер? Почему бывают день и ночь?

Б) Задания типа «Найди возможную причину события». Например: Молоко прокисло. Дети стали больше играть во дворах. Медведь зимой не заснул.

3 группа упражнений направлена на развитие умений задавать вопросы.

Дети очень любят задавать вопросы. В процессе исследования вопрос играет ключевую роль. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы. Он направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения, приведем лишь некоторые:

А) Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (Верно ли, что …?; Надо ли…?; Должен ли…?) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?). Показываю своим ученикам картинки с изображениями людей, животных и предлагаю задать вопросы тому, кто изображён. Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке (По методике Э. П. Торранса).

Б) Игра «Угадай, о чем спросили». Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос. Образцы вопросов: Какой окрас обычно имеют лисы? Почему совы охотятся ночью? Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона? Чем питаются в космосе космонавты?

В) Игра «Вопросы машине времени». Детям предлагается задать три самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, а третий из будущего. 

Г) Игра «Да-нетка». Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «и да и нет». 

         4 группа упражнений на развитие умений давать определения понятиям. Понятие - одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках. Эффективен метод определения понятий.

         А) Описание. Описать объект – значит, ответить на вопросы: Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?

         Б) Характеристика. Этот приём предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета. Попробуй дать характеристики героям любимых сказок или мультфильмов.

          В) Сравнение. Подбери сравнение для таких объектов: лампа, слон, дерево, книга.

         Г) Кроссворды. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении по­нятий. В кроссвордах мы сталкиваемся с самыми разными определениями различных предметов, явле­ний, событий. Особенно ценно, что эти определения мы не мо­жем рассматривать в каком-то контексте, они предстают перед нами сами по себе. И нам приходится не только мыслить логи­чески, но и активизировать собственные знания, а часто и вооб­ражение. 

          5 группа заданий на развитие умений классифицировать. Классификация - это операция деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Её главный признак - указание на принцип деления. Каждая классификация относительна, приблизительна. Одна и та же группа предметов может быть расклассифицирована по разным основаниям. Задания на развитие умений классифицировать:

         А) Игра «Четвертый лишний». Четыре карточки содержат изображения, яблока, груши, банана, помидора. Что лишнее?

         Б) Игра «Продолжи ряды». Например: полезные ископаемые -…, деревья -… , животные - …

         В) «Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое».

         Г) Геометрические фигуры.  

6 группа заданий, направленная на развитие умения делать выводы.      А) «Умозаключение по аналогии». Сопоставляются два объекта, в результате выясняется, чем они схожи и что может дать знание о свойствах одного объекта для понимания другого объекта. На что похожи облака, очертания деревьев за окном, старые автомобили? Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твёрдыми и прозрачными.

         Б) Задание. Предлагаю детям подумать, почему говорят люди «здравствуйте» при встрече друг с другом, что это означает. Поощряются все ответы детей.

         В) Задание «Проверить правильность утверждений». Все деревья имеют ствол и ветви. Тополь имеет ствол и ветви. Следовательно, тополь - дерево. Американцы говорят на английском языке. Джером говорит на английском языке. Следовательно, он – американец. 

         Г) Задание «Скажите, на что похожи». Объясните, на что похожи: узоры на ковре, старые автомобили, облака, новые кроссовки, очертания деревьев за окном.

          Д) Задание «Назовите как можно больше предметов». Какие предметы одновременно являются твёрдыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лёд, пластик, янтарь, кристалл и др.)?  

         Не секрет, что младшие школьники имеют свои возрастные и психологические особенности: эмоциональны и активны, преобладает наглядно-образный тип мышления, внимание произвольное, основным видом деятельность остается игра.  А тренинг – это активная форма работы, что очень привлекает ребят этого возраста.

         Я провела с учащимися несколько занятий, используя разные формы:  индивидуальная тьюторская консультация (беседа), групповая тьюторская консультация, тренинг. Из наблюдений я сделала вывод, что ребятам нравятся активные формы работы. Например, на тьюторской консультации они пассивны, а на занятии-тренинге активны: решают проблемные вопросы, высказывают свои мнения, рассуждают, делают вывод, принимают активное участие в ролевых играх, в проведении опытов.

         С учащимися – тьюторантами  было проведено анкетирование. Им нужно было ответить на вопрос, выбрав ответ: Какое занятие тебе больше нравится? (Индивидуальная тьюторская консультация (беседа), групповая тьюторская консультация, тренинг). Все участники опроса выбрали ответ «тренинг».

         Результаты анкетирования и наблюдения, подтвердили мои мысли о том, что занятие-тренинг – наиболее приемлемая форма работы для формирования исследовательских умений и навыков в начальной школе.

         Активные приёмы и методы, используемые на тренинговых занятиях, делают эту форму работы эффективной для формирования исследовательской культуры младших школьников.

Занятия-тренинги позволяют подготовить учащихся - тьюторантов к проведению самостоятельных исследований.

         Учащиеся-тьюторы, исследовательскую деятельность которых я сопровождаю на протяжении трёх лет, успешно выступают на школьных и районных конференциях исследовательских работ.

 

Список использованных источников

         1. Богоявленская, Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // [Текст] Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей – М., 2010. – С.40-50.

         2. Ворожцова, И. Б. Педагогический смысл тьюторского сопровождения образовательной деятельности: [наблюдение и слушание] / И. Б. Ворожцова // Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 27–32.

         3. Лопатик, Т.А. Технология тьюторского сопровождения в образовательном процессе / Воспитание в сотворчестве: сб. науч. ст. Вып. 6: Работа с интеллектуально одарёнными учащимися и молодёжью / под науч. ред. д-ра филос. наук, проф. В.В. Познякова. – Минск: РИВШ, 2014. - 404 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЬЮТОРСКОМ

ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЬЮТОРСКОМ

Тренинг – один из сравнительно новых методов интерактивного обучения

Тренинг – один из сравнительно новых методов интерактивного обучения

Конфеденциальностъ всего происходящего на занятии

Конфеденциальностъ всего происходящего на занятии

Это всегда обогащает тренинг, делает его ярче

Это всегда обогащает тренинг, делает его ярче

Доказывать верность своих идей

Доказывать верность своих идей

Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский поиск ребёнка

Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский поиск ребёнка

Б) Характеристика . Этот приём предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета

Б) Характеристика . Этот приём предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета

Не секрет, что младшие школьники имеют свои возрастные и психологические особенности : эмоциональны и активны, преобладает наглядно-образный тип мышления, внимание произвольное, основным видом деятельность остается…

Не секрет, что младшие школьники имеют свои возрастные и психологические особенности : эмоциональны и активны, преобладает наглядно-образный тип мышления, внимание произвольное, основным видом деятельность остается…

Тренинговые технологии в тьюторском сопровождении исследовательской деятельности

Тренинговые технологии в тьюторском сопровождении исследовательской деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2020