Тренировка психомоторных функций детей с ООП через персонажей сказок
Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
дефектология
Детсад
15.05.2019
В настоящее время проблема развития и воспитания детей с особыми образовательными потребностями стала наиболее острой. В 90-х годах инвалидность при рождении определялась у 3-4-го ребенка, сейчас – у каждого второго. Если 10-15 лет назад, рождалось много детей с ДЦП, то сейчас наблюдается рост рождаемости детей с эмоциональными расстройствами, в том числе с РДА, с нарушением поведения и деятельности, а также с сочетанными нарушениями развития
апрель тренировка психомоторных.doc
Тренировка психомоторных функций детей с ООП через персонажей сказок
Подготовила учительдефектолог Лящук А.Н.
Апрель 2019
В настоящее время проблема развития и воспитания детей с особыми
образовательными потребностями стала наиболее острой. В 90х годах инвалидность при
рождении определялась у 34го ребенка, сейчас – у каждого второго. Если 1015 лет назад,
рождалось много детей с ДЦП, то сейчас наблюдается рост рождаемости детей с
эмоциональными расстройствами, в том числе с РДА, с нарушением поведения и
деятельности,
развития.
нарушениями
сочетанными
также
а
с
Поэтому детям «с особыми нуждами» требуется коррекционноразвивающая и
восстановительная работа не только на познавательном уровне, но и на эмоционально
личностном и поведенческом уровне, т.к. без этого ребенок неспособен усваивать
необходимые виды деятельности, вступать в разнообразные системы социальных и
межличностных
отношений.
Методы
и
приемы
коррекционноразвивающей
работы:
Наиболее распространенная категория детей, нуждающихся в коррекции, дети с
тяжелыми множественными нарушениями. Сложная структура дефекта предполагает
дифференцированный подход к психологической коррекции, т.е. учет в каждом
конкретном случае формы, степени тяжести, специфики и сочетанности нарушения
психических
функций.
Чаще всего приходится работать с детьми, у которых основной дефект, например ДЦП,
осложнен интеллектуальным недоразвитием тяжелой степени, нарушением зрения, слуха,
отсутствием речи, чертами аутичного поведения, иногда с эписиндромом, т.е., с так
называемым сложным нарушением. Это требует специфических, нестандартных методов
коррекционной
работы.
Для детей с сохранным интеллектом, с легкой степенью ЗПР или олигофрении
используется метод арттерапии, который включает в себя различные приемы, такие как:
конструирование;
лепка;
аппликация из различных видов материалов;
бумагопластика;
рисование на различных поверхностях;
куклотерапия, а также изготовление кукол для занятия из различных материалов;
сказкотерапия по изготовленным аппликациям, рисункам, коллажам;
коллаж;
двигательная терапия;
музыкотерапия.
Для данного метода применяются различные материалы: бумага, ткани, нитки,
пластилин, краски, мелки, наклейки, бисер, пайетки, старые журналы, бросовые,
разрозненные пуговицы, бусы и пр. Использование данного метода позволяет решать
следующие задачи: а) развить сенсорные эталоны и обогатить сенсорноперцептивный
опыт, б) расширять знания об окружающем мире, в) сформировать целостную картину мира, г) стабилизировать эмоциональное состояние, помочь ребенку в символической
форме отреагировать переживания, д) формировать произвольность деятельности и
поведения.
Игровая терапия – универсальный метод, который включает в себя:
игровую терапию реальной жизни (проигрывание проблемных ситуаций семейных
отношений, взаимодействия со сверстниками, соперничество, кризисные и подростковые
конфликты и др.). В данном случае чаще всего используется техники ролевых игр,
драматизации, театрализованной игры, сказкотерапии, элементы тренинговых упражнений;
игровую терапию отреагирования (проигрывание стрессогенных ситуаций, прошлого
травмирующего опыта). Наиболее эффективной в этом случае показала себя
сказкотерапия,
рисование и проигрывание «виртуальной
действительности»;
символдрамма,
игровую терапию построения отношений (проигрывание возникающих эмоций и
ситуаций «здесь и сейчас», эмоциональная поддержка друг друга в сложных ситуациях).
Наибольший эффект в данном случае проявился при использовании символдраммы,
визуализации (упр. «Волшебный магазин», «Айсберг» и пр.) в сочетании с арттерапией.
игровую терапию творческого самовыражения (игры «творческого беспорядка»).
В ходе игровой терапии создается такой психологический и социальный процесс, в
котором дети естественным образом а) взаимодействуют друг с другом, моделируют
систему социальных отношений и социального опыта, б) приобретают новые знания о себе
и о мире, в) формируют реальные отношения партнерства и сотрудничества,
интериоризируют и усваивают адекватные способы ориентировки в проблемных ситуациях,
социальнобытовые навыки и умения адаптироваться в мире, г) формируют способность к
произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе норм и
правил игры, д) тренируют память, внимание, мышление, е) развивают воображение, речь,
навыки.
моторные
Сенсотерапия уникальный метод, соединяющий в себе приемы других методов:
арттерапию (музыка, рисование);
сказкотерапию (сочинение сказок, историй, например, «Сказка по кругу», «Сказки у
костра», «Сказочные истории с предметами», «Семья животных»);
игровую терапию (подвижные игры: «Поимки сокровищ», «Путешествие по морю»,
«Полет в космос»);
цветотерапию;
двигательную терапию (танцы, свободные движения под музыку);
тренинговые упражнения («Свеча», «Слепой и поводырь»);
релаксацию.
На занятиях в сенсорной комнате решается комплекс задач по развитию
познавательных процессов, крупной и мелкой моторики, стабилизации эмоционального
поведения.
состояния
и
Во время занятий создается комплексное психотерапевтическое воздействие на все
анализаторы ребенка, включая эмоциональную и двигательную память. Мозг
активизируется через стимуляцию базовых анализаторов: зрения, слуха, обоняния,
осязания и вестибулярных рецепторов. Сенсорная комната позволяет расширить
жизненный опыт детей, обогатить их чувственный опыт и обрести уверенность в себе.
Занятия в условиях сенсорной комнаты помогают совершенствованию активных,
самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению
знаниями
координации.
зрительномоторной
развитию
схемы
тела, Сенсотерапия проводится по показаниям в двух видах:
релаксация, снятие эмоциональной возбудимости
стимуляция познавательной и двигательной активности.
Релаксация достигается через воздействие специальной музыки,
звуков,
терапевтических сказок, цвета, световых ламп, интерактивного пола, сухого бассейна.
Стимуляция познавательной и двигательной активности производится через световые
панели, панно «Звездное небо», игры с интерактивным полом, интерактивную панель
«Геометрические фигуры», подвижные игры «Прятки», «Жмурки», «Деньночь», «Найди,
что спрятано» и пр. Данные приспособления и развивающие игры активно привлекают
внимание ребенка, возбуждают его познавательный интерес, стимулируют деятельность и
ориентировочнопоисковые действия. Для стимуляции мелкой и крупной моторики,
развития речи и воображения проводится « Гимнастика Гномиков», соединяющая в себе
массаж и пальчиковую гимнастику:
Гномики спят;
Гномики просыпаются, потягиваются;
Гномики умываются;
Гномики готовят завтрак (пекут пирожки), завтракают;
Гномики моют посуду;
Гномики идут играть.
В этот сказочный сюжет можно включать не только различные игры, но и предметную
деятельность, рисование, лепку, аппликации, элементы игрового тренинга, танцевальную
приемы.
терапию
терапевтические
и
др.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности,
развития творческих способностей, расширение миропознания, совершенствования
взаимодействий с окружающим миром. Детей привлекают в сказках отсутствие прямых
нравоучений, безобидность, занимательность сюжета, возможность взять инициативу в свои
руки, повествование «от 3его лица», «обезличенность» главного героя, расширение
позитивного опыта, решение трудных ситуаций и проблем безопасным способом.
Основные приемы работы со сказкой:
Рассказывание сказок;
Сочинение авторских сказок;
Сочинение сказок по рисункам, аппликациям, коллажам;
Переделывание существующих народных или авторских сказок (изменение деталей,
конца, элементов сюжета, введение новых героев);
Постановка сказок с помощью изготовленных самостоятельно персонажей,
пальчиковых и перчаточных кукол;
Сочинение сказочных историй «от 1го лица» с использованием подручных
предметов.
Воднопесочная терапия, песочная анимация наиболее эффективный метод
коррекционноразвивающей работы с детьми,
имеющими грубое нарушение
интеллектуального, психомоторного и психоречевого развития. Водная терапия
способствует расслаблению спастики рук, улучшению хватательных движений, моторной
ловкости и развитию зрительномоторной координации. Песочная терапия коррегирует
память, внимание, логическое мышление, стимулирует развитие воображения, речи,
способствует снижению страхов, тревожности через выполнение специфических заданий:
песочной анимации (рисование на песке картин, сказок, «мультиков»), поисков «клада», создания «песочных картин» из мелких игрушек. Занятия с водой и песком создают
релаксационный эффект, что способствует снижению спастики рук, коррекции страхов,
снятию гиперактивных и гипервозбудимых реакций.
тревожных состояний,
Одним из инновационных методов, применяемых в коррекционноразвивающей работе,
является аудиовизуальный компьютерный комплекс «Возьми и сделай» (Тимокко).
Комплекс предназначен для работы с детьми младшего и среднего возраста для обучения
детей с ДЦП двигательным навыкам, при гипотонии, нарушении тонуса мышц плечевого
пояса, нарушениях координации движений, на начальных этапах работы при
посттравматических моторных расстройствах, при генетических синдромах, при чертах
аутичного и аутоподобного поведения. В комплекс входят пять игр:
«Воздушные шары»;
«Что под зонтиком»;
«Звездный путь»;
«Рисование»;
«Волейбол»;
С помощью перечисленных интерактивных игр решаются следующие задачи:
Повышение концентрации внимания и способности понимать правила игры.
Улучшение координации рук и глаз, освоение новых движений.
Развитие двусторонней координации при использовании обеих рук одновременно.
Обучение контролю над движениями, тренировка точности движений.
Укрепление и стимулирование мышц плечевого пояса и рук.
Обучение целенаправленной деятельности и пониманию положения тела в
пространстве.
Развитие мелкой моторики.
Развитие произвольности деятельности и поведения.
Повышение мотивации детей к двигательной и познавательной деятельности в веселой
и интересной форме. Дети развивают двигательные и когнитивные навыки в игровой среде,
где игры носят безопасный, бесконкурентный характер.
Невозможно охватить все многообразие методов и приемов, которые используются
для коррекционноразвивающей работы с «особыми» детьми. Но именно индивидуальный
подход к каждому ребенку, упорный систематический труд, сотрудничество специалистов,
родителей и ребенка помогут преодолеть трудности и дадут ребенку шанс успешно
адаптироваться в обществе.
Тренировка психомоторных функций детей с ООП через персонажей сказок
Тренировка психомоторных функций детей с ООП через персонажей сказок
Тренировка психомоторных функций детей с ООП через персонажей сказок
Тренировка психомоторных функций детей с ООП через персонажей сказок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.