Тренировка психомоторных функций детей с ООП через персонажей сказок
Оценка 4.9

Тренировка психомоторных функций детей с ООП через персонажей сказок

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
дефектология
Детсад
15.05.2019
Тренировка психомоторных функций детей с ООП через персонажей сказок
В настоящее время проблема развития и воспитания детей с особыми образовательными потребностями стала наиболее острой. В 90-х годах инвалидность при рождении определялась у 3-4-го ребенка, сейчас – у каждого второго. Если 10-15 лет назад, рождалось много детей с ДЦП, то сейчас наблюдается рост рождаемости детей с эмоциональными расстройствами, в том числе с РДА, с нарушением поведения и деятельности, а также с сочетанными нарушениями развития
апрель тренировка психомоторных.doc
Тренировка психомоторных функций детей с ООП через персонажей сказок Подготовила учитель­дефектолог Лящук А.Н. Апрель 2019 В   настоящее   время   проблема   развития   и   воспитания   детей   с   особыми образовательными потребностями стала наиболее острой. В 90­х годах инвалидность при рождении определялась у 3­4­го ребенка, сейчас – у каждого второго. Если 10­15 лет назад, рождалось   много   детей   с   ДЦП,   то   сейчас   наблюдается   рост   рождаемости   детей   с эмоциональными   расстройствами,   в   том   числе   с   РДА,   с   нарушением   поведения   и деятельности, развития. нарушениями сочетанными также а         с     Поэтому   детям   «с   особыми   нуждами»   требуется   коррекционно­развивающая   и восстановительная  работа не только на познавательном  уровне,  но и  на эмоционально­ личностном   и   поведенческом   уровне,   т.к.   без   этого   ребенок   неспособен   усваивать необходимые   виды   деятельности,   вступать   в   разнообразные   системы   социальных   и межличностных отношений.   Методы   и   приемы   коррекционно­развивающей   работы: Наиболее   распространенная   категория   детей,   нуждающихся   в   коррекции,   ­   дети   с тяжелыми   множественными   нарушениями.   Сложная   структура   дефекта   предполагает дифференцированный   подход   к   психологической   коррекции,   т.е.   учет   в   каждом конкретном   случае   формы,   степени   тяжести,   специфики   и   сочетанности   нарушения психических функций.   Чаще всего приходится работать с детьми, у которых основной дефект, например ДЦП, осложнен интеллектуальным недоразвитием тяжелой степени, нарушением зрения, слуха, отсутствием   речи,   чертами   аутичного   поведения,   иногда   с   эписиндромом,   т.е.,   с   так называемым сложным нарушением. Это требует специфических, нестандартных методов коррекционной работы.   Для   детей   с   сохранным   интеллектом,   с   легкой   степенью   ЗПР   или   олигофрении используется метод арт­терапии, который включает в себя различные приемы, такие как: ­конструирование; ­лепка; ­аппликация из различных видов материалов; ­бумагопластика; ­рисование на различных поверхностях; ­ куклотерапия, а также изготовление кукол для занятия из различных материалов; ­сказкотерапия по изготовленным аппликациям, рисункам, коллажам; ­коллаж; ­двигательная терапия; ­музыкотерапия. Для   данного   метода   применяются   различные   материалы:   бумага,   ткани,   нитки, пластилин,   краски,   мелки,   наклейки,   бисер,   пайетки,   старые   журналы,   бросовые, разрозненные   пуговицы,   бусы   и   пр.   Использование   данного   метода   позволяет   решать следующие   задачи:   а)   развить   сенсорные   эталоны   и   обогатить   сенсорно­перцептивный опыт, б) расширять знания об окружающем мире,  в) сформировать  целостную картину мира,   г)   стабилизировать   эмоциональное   состояние,   помочь   ребенку   в   символической форме   отреагировать   переживания,   д)   формировать   произвольность   деятельности   и поведения. Игровая терапия – универсальный метод, который включает в себя: игровую   терапию   реальной   жизни   (проигрывание   проблемных   ситуаций   семейных отношений, взаимодействия со сверстниками, соперничество, кризисные и подростковые конфликты   и   др.).   В   данном   случае   чаще   всего   используется   техники   ролевых   игр, драматизации, театрализованной игры, сказкотерапии, элементы тренинговых упражнений; игровую терапию отреагирования (проигрывание стрессогенных ситуаций, прошлого травмирующего   опыта).   Наиболее   эффективной   в   этом   случае   показала   себя сказкотерапия,   рисование   и   проигрывание   «виртуальной действительности»;   символдрамма, игровую   терапию   построения   отношений   (проигрывание   возникающих   эмоций   и ситуаций «здесь и сейчас», эмоциональная поддержка друг друга в сложных ситуациях). Наибольший   эффект   в   данном   случае   проявился   при   использовании   символдраммы, визуализации (упр. «Волшебный магазин», «Айсберг» и пр.) в сочетании с арт­терапией.  игровую терапию творческого самовыражения (игры «творческого беспорядка»). В ходе игровой терапии создается такой психологический и социальный процесс, в котором   дети   естественным   образом   а)   взаимодействуют   друг   с   другом,   моделируют систему социальных отношений и социального опыта, б) приобретают новые знания о себе и   о   мире,   в)   формируют   реальные   отношения   партнерства   и   сотрудничества, интериоризируют и усваивают адекватные способы ориентировки в проблемных ситуациях, социально­бытовые навыки и умения адаптироваться в мире, г) формируют способность к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе норм и правил игры, д) тренируют память, внимание, мышление, е) развивают воображение, речь, навыки. моторные   Сенсотерапия ­ уникальный метод, соединяющий в себе приемы других методов: арт­терапию (музыка, рисование); сказкотерапию (сочинение сказок, историй, например, «Сказка по кругу», «Сказки у костра», «Сказочные истории с предметами», «Семья животных»); игровую терапию (подвижные игры: «Поимки сокровищ», «Путешествие по морю», «Полет в космос»); цветотерапию; двигательную терапию (танцы, свободные движения под музыку); тренинговые упражнения («Свеча», «Слепой и поводырь»); релаксацию. На   занятиях   в   сенсорной   комнате   решается   комплекс   задач   по   развитию познавательных   процессов,   крупной   и   мелкой   моторики,   стабилизации   эмоционального поведения. состояния и     Во   время   занятий   создается   комплексное   психотерапевтическое   воздействие   на   все анализаторы   ребенка,   включая   эмоциональную   и   двигательную   память.   Мозг активизируется   через   стимуляцию   базовых   анализаторов:   зрения,   слуха,   обоняния, осязания   и   вестибулярных   рецепторов.   Сенсорная   комната   позволяет   расширить жизненный  опыт  детей,  обогатить  их   чувственный  опыт  и   обрести  уверенность  в   себе. Занятия   в   условиях   сенсорной   комнаты   помогают   совершенствованию   активных, самостоятельных   двигательных   навыков,   манипулятивной   деятельности,   овладению знаниями координации. зрительно­моторной развитию   схемы     тела, Сенсотерапия проводится по показаниям в двух видах: релаксация, снятие эмоциональной возбудимости стимуляция познавательной и двигательной активности. Релаксация   достигается   через   воздействие   специальной   музыки,   звуков, терапевтических   сказок,   цвета,   световых   ламп,   интерактивного   пола,   сухого   бассейна. Стимуляция   познавательной   и   двигательной   активности   производится   через   световые панели,   панно   «Звездное   небо»,   игры   с   интерактивным   полом,   интерактивную   панель «Геометрические фигуры», подвижные игры «Прятки», «Жмурки», «День­ночь», «Найди, что  спрятано»  и  пр.  Данные  приспособления   и  развивающие  игры  активно  привлекают внимание ребенка, возбуждают его познавательный интерес, стимулируют деятельность и ориентировочно­поисковые   действия.   Для   стимуляции   мелкой   и   крупной   моторики, развития речи и воображения проводится « Гимнастика Гномиков», соединяющая в себе массаж и пальчиковую гимнастику: Гномики спят; Гномики просыпаются, потягиваются; Гномики умываются; Гномики готовят завтрак (пекут пирожки), завтракают; Гномики моют посуду; Гномики идут играть. В этот сказочный сюжет можно включать не только различные игры, но и предметную деятельность, рисование, лепку, аппликации, элементы игрового тренинга, танцевальную приемы. терапию терапевтические и     др.     Сказкотерапия  –   метод,   использующий   сказочную   форму   для   интеграции   личности, развития   творческих   способностей,   расширение   миропознания,   совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Детей привлекают в сказках отсутствие прямых нравоучений, безобидность, занимательность сюжета, возможность взять инициативу в свои руки,   повествование   «от   3­его   лица»,   «обезличенность»   главного   героя,   расширение позитивного   опыта,   решение   трудных   ситуаций   и   проблем   безопасным   способом. Основные приемы работы со сказкой: Рассказывание сказок; Сочинение авторских сказок; Сочинение сказок по рисункам, аппликациям, коллажам; Переделывание существующих народных или авторских сказок (изменение деталей, конца, элементов сюжета, введение новых героев); Постановка   сказок   с   помощью   изготовленных   самостоятельно   персонажей, пальчиковых и перчаточных кукол; Сочинение   сказочных   историй   «от   1­го   лица»   с   использованием   подручных предметов. Водно­песочная   терапия,   песочная   анимация   ­   наиболее   эффективный   метод коррекционно­развивающей   работы   с   детьми,   имеющими   грубое   нарушение интеллектуального,   психомоторного   и   психоречевого   развития.   Водная   терапия способствует расслаблению спастики рук, улучшению хватательных движений, моторной ловкости   и   развитию   зрительно­моторной   координации.   Песочная   терапия   коррегирует память,   внимание,   логическое   мышление,   стимулирует   развитие   воображения,   речи, способствует снижению страхов, тревожности через выполнение специфических заданий: песочной анимации (рисование на песке картин, сказок, «мультиков»), поисков «клада», создания   «песочных   картин»   из   мелких   игрушек.   Занятия   с   водой   и   песком   создают релаксационный эффект, что способствует снижению спастики рук, коррекции страхов,   снятию   гиперактивных   и   гипервозбудимых   реакций. тревожных   состояний, Одним   из   инновационных   методов,   применяемых   в   коррекционно­развивающей   работе, является  аудио­визуальный   компьютерный   комплекс  «Возьми   и   сделай»   (Тимокко). Комплекс предназначен для работы с детьми младшего и среднего возраста для обучения детей с ДЦП двигательным навыкам, при гипотонии, нарушении тонуса мышц плечевого пояса,   нарушениях   координации   движений,   на   начальных   этапах   работы   при посттравматических  моторных  расстройствах,   при  генетических  синдромах,  при  чертах аутичного и аутоподобного поведения. В комплекс входят пять игр: «Воздушные шары»; «Что под зонтиком»; «Звездный путь»; «Рисование»; «Волейбол»; С помощью перечисленных интерактивных игр решаются следующие задачи: Повышение концентрации внимания и способности понимать правила игры.  Улучшение координации рук и глаз, освоение новых движений. Развитие двусторонней координации при использовании обеих рук одновременно. Обучение контролю над движениями, тренировка точности движений. Укрепление и стимулирование мышц плечевого пояса и рук. Обучение   целенаправленной   деятельности   и   пониманию   положения   тела   в пространстве. Развитие мелкой моторики. Развитие произвольности деятельности и поведения. Повышение мотивации детей к двигательной и познавательной деятельности в веселой и интересной форме. Дети развивают двигательные и когнитивные навыки в игровой среде, где игры носят безопасный, бесконкурентный характер. Невозможно охватить все многообразие методов и приемов, которые используются для коррекционно­развивающей работы с «особыми» детьми. Но именно индивидуальный подход к каждому ребенку, упорный систематический труд, сотрудничество специалистов, родителей   и   ребенка   помогут   преодолеть   трудности   и   дадут   ребенку   шанс   успешно адаптироваться в обществе.

Тренировка психомоторных функций детей с ООП через персонажей сказок

Тренировка психомоторных функций детей с ООП через персонажей сказок

Тренировка психомоторных функций детей с ООП через персонажей сказок

Тренировка психомоторных функций детей с ООП через персонажей сказок

Тренировка психомоторных функций детей с ООП через персонажей сказок

Тренировка психомоторных функций детей с ООП через персонажей сказок

Тренировка психомоторных функций детей с ООП через персонажей сказок

Тренировка психомоторных функций детей с ООП через персонажей сказок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2019