Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку
Оценка 5

Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку

Оценка 5
Подготовка к тестированию
docx
русский язык
11 кл
19.01.2017
Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку
В документе предложено 5 текстов с заданиями №№ 20( Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста ), 21(Функционально-смысловые типы речи), 22 (Лексическое значение слова.Синонимы. Антонимы. Омонимы.Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению) , 23 (Средства связи предложений в тексте) , 24 ( Речь. Языковые средства выразительности). В конце документа представлена таблица с ответами.
тексты с заданиями.docx
Текст 1. (1) В тринадцать лет я впервые прочел "Анну Каренину". (2) Война подкатила к самому Туапсе. (3) Сухуми несколько раз небрежно бомбили, и мы с мамой и сестрой переехали в де­ ревню Атары, где жила мамина сестра. (4) Мы наняли комнату у одной соломенной вдовушки, нам выделили землю под огород, где мы выращивали тыквы, дыни, помидоры и другие не менее изумительные по тем временам овощи. (5) В этом доме я случайно обнаружил книгу Толстого и прочел ее, сидя под лавровишней в зеленом дворике.  (6) Разумеется, навряд ли я тогда понимал многие особенности этого романа, но главное понял. (7) Это видно из того, что я был потрясен так, как никогда не бывал ни до, ни после чтения этой книги. (8) Дня три я ходил как пьяный и мычал какой­то дикарский реквием по поводу смерти героини. (9) И без того не склонный усердствовать лопатой и мотыгой, в эти дни я даже не откликался, когда мама и сестра звали меня на огород. (10) Опалывать глупые тыквы, когда мир вместе с Анной Карениной раздавлен под колесами паровоза?! (11) Я шагал по селу, и траурный шлейф реквиема развевался за моей спиной. (12) К сожалению, этот ше­ девр погиб навсегда по причине моей музыкальной безграмотности, а также отсутствия музы­ кальной памяти. (13) Впрочем, возможно, я его вспомню, когда начну впадать в детство, из которого никак не могу до сих пор выпасть. (14) Вспоминаю впечатления, которые я вынес от того первого знакомства с "Анной Каре­ ниной". (15) Было жаркое лето, и я скучал по морю. (16) Мелкие деревенские ручьи, где не­ возможно было всплыть, не утоляли мою тоску. (17) И вот, может быть, поэтому во время чтения я испытывал приятное чувство, как будто плыву по морю. (18) Впервые я читал книгу, под которой не мог нащупать дна. (19) Каким­то образом возникло ощущение моря. (20) Не­ знакомые сцены усадебной жизни воспринимались как родные. (21) Хотелось к ним. (22) Хо­ телось посмотреть, как аппетитно косит Левин, побывать с ним на охоте, поиграть с его умной собакой, посидеть с женщинами, которые варят варенье, и дождаться своей доли пенок. (23) Это был роман­дом, где хочется жить, но я еще этого не понимал. (24) Читаешь "Войну и мир", и мгновениями кажется, что автор стыдится непомерности своих сил, то и дело сдержи­ вает себя, роман развивается в могучем, спокойном ритме движения земного шара. (25) Пол­ ный лад с собственной совестью, семьей, народом. (26) И это счастье передается читателю. (27) И что нам каторжные черновики! (28) Тургенев в одном письме раздраженно полемизиру­ ет с методом Толстого. (29) Он говорит: Толстой описывает, как блестели сапоги Наполеона, и читателю кажется, что Толстой все знает о Наполеоне. (30) На самом деле он ни черта о нем не знает. (31) Наполеон ­­ мировоззренческий враг Толстого. (32) По Толстому, обновить че­ ловечество можно, только если человек, сам себя воспитывая, освободит себя изнутри. (33) Именно этим Толстой и занимался всю жизнь. (34) По Толстому, только так можно было и нужно было завоевывать человечество.  (35) И Толстой, как новый Кутузов, изгоняет Наполеона из области духа. (36) Поэтому, по Толстому, Наполеон — это огромный солдафон и судить о нем незачем выше сапога. (37) Пускать в ход собственный могучий психологический аппарат даже для отрицательной харак­ теристики Наполеона Толстой не намерен. (38) Он боится этим самым его перетончить. (39) По Толстому, сложность зла есть надуманная сложность. (40) В Наполеоне Толстого никакого обаяния. (41) Словно предчувствуя трагические события двадцатого века, он пытается удер­ жать   человека   от   увлечения   сильной   личностью,   от   еще   более   кровавых   триумфаторов. (По Фазилю Искандеру*)  *Фазиль Искандер (1929­2016) – русский писатель. 20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) "Анна Каренина" была книгой, в которой хотелось жить. 2) Автор был так потрясен гибелью героини романа, что не мог заниматься обычными де­ лами. 3) Лев Толстой считал Наполеона солдафоном. 4) В Наполеоне Толстого есть своеобразное обаяние. 5) Ещё в детстве автор понял очень многие особенности романа "Анна Каренина" 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.     1) В предложениях 16­23 описаны ощущения автора от романа Л. Толстого. 2) В предложениях 31–35 представлено рассуждение. 3) Предложения 39–41 включают описание. 4) Предложения 1­5 содержат повествование. 5) Предложение 7 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 6. 22. Из предложения 36 выпишите слово разговорного стиля. 23. Среди предложений 9­14 найдите такое(­ие), которое(­ые) связано(­ы) с предыдущим при   помощи   контекстного   синонима   и   указательного   местоимения.   Напишите   номер(­а) этого(­их) предложения(­ий). 24.  Стиль Фазиля Искандера всегда легко узнать: у какого еще писателя встретишь такое сочетание невероятной простоты с внезапной книжной изысканностью. Настойчи­ вые (А)_____ («хотелось» в предложениях 21­22, «по Толстому», «Толстой», «Наполеон» в предложениях 28­40) могут даже показаться свидетельством бедности словаря. Но на этом фоне ярко вспыхивают (Б)_____ ( «траурный шлейф реквиема развевался за моей спиной» в предложении 11, «книгу, под которой не мог нащупать дна» в предложении 18), появляется (В)_____ и сопровождается забавной игрой слов ( предложение 13). А восторг перед   мощным   даром   Толстого   передается   таким   синтаксическим   средством,   как (Г)_____ (предложение 27).  ми   нов:  Спи   сок тер   1. восклицательное предложение 2. метафора 3. гипербола 4. фразеологизм 5. парцелляция 6. лексический повтор 7. противопоставление 8. эпитеты 9. контекстные синонимы Текст 2. (1)Я зачарованно слоняюсь по сонным, травяным, погружённым в глубокую патриархальность улочкам града­острова Свияжска. (2)3десь каждый домишко гордится своим отличием от других, каждый ­ себе на уме. (З)Много кирпичных, очень старых купеческих и мещанских домов, которые кое­как приспособили под современное жильё. (4)Гнилые двери, кривые от старости рамы и скосо­ боченные крылечки говорят о времени.  (5)Выхожу на откос под стенами Успенского монастыря, с которого хорошо видно бескрайний волжский простор с рядами голубых островов и клонящимся к горизонту солнцем. (6)Я знаю, что где­то там, в теряющейся дали, находится устье впадающей в Волгу Свияги, давшей имя этому чудо­городку.  (7)Дорожка под стенами монастыря вымощена плитами, усажена окультуренными деревцами. (8)Падаю в ковыли вблизи двух дерев, причудливо сплетённых, словно в танце, стволами, под голо­ ву кладу рюкзачок. (9)Небо над головой у меня свежо голубело, как в ветреном марте. (10)Ближе к западному краю к его ясной лазури примешивалась трудноуловимая жемчужная муть. (11)Я долго лежал под этим небом. (12)Ощутив голод, пожевал сухарей. (13) Наевшись сухарей и почувствовав жажду, сделал пару глотков из фляги.  (14) Пригревшись на солнышке, даже вздремнул.  (15)3а это время меня никто не потревожил, ни один человек не прошёл по дороге, на обочине которой я расположился. (16)Эта пауза, в которую я погрузился, на какое­то время выпав из дей­ ствительности, несла в себе некий смысл. (17)Одолев полторы тысячи километров, я летел сюда сломя голову, с великими усилиями переваливал через дамбы, попадал в шторма, страдал от паля­ щего солнца и дождя, боролся с комарьём... (18)И всё для того, чтоб очутиться в этом месте в этот достопамятный день и час, чтобы рухнуть под грузом своей усталости в эту траву под белыми сте­ нами старого монастыря... (19)Прожив двое суток в Свияжске, я, конечно, не мог не почувствовать очарование этого места. (20)Разгадка, видимо, коренилась в психологии здешних жителей ­ островитян. (21)Остров­ ной человек проживает свою жизнь медленно и подробно, спешить ему некуда, потому что кругом вода. (22)На острове течение времени замедляется, как это бывает на космическом корабле, летя­ щем с околосветовой скоростью.  (23)Островной человек прежде всего экономен во всём, ведь каждую мелочь надо завозить с материка. (24)На острове любой гвоздь и деревяшка не выбрасываются, а предусмотрительно от­ кладываются в сторону, чтоб потом снова быть пущенными в ход. (25)Именно здесь, на острове, я понял, что если к своему окружению и к своему времени отно­ ситься внимательно, бережно, то есть не спеша, вдумчиво и серьёзно, то вещи начинают играть сво­ ими гранями, открывая хозяину новые сущности. (26)Всякая минута тогда полнится, как подступа­ ющее тесто в кадке, набухая смыслами и символами. (27)Открывая нам глубину повседневного. (По В. Кравченко*.) * Владимир Фёдорович Кравченко (род. в 1953 году) ­ русский писатель­публицист. 20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Герой­рассказчик полагает, что люди выбирают местом своего жительства уединённый остров для того, чтобы испытать чувство покоя и одиночества. 2) По мнению героя­рассказчика, островные жители живут не спеша потому, что от бурного, сует­ ливого мира их отделяет водное пространство. 3) Герой­рассказчик считает, что неторопливость островного человека объясняется его слабостью. 4) По убеждению героя­рассказчика, жителям островов не следует быть столь медлительными. 5) Если к своему окружению и к своему времени относиться внимательно, то вещи способны заиг­ рать новыми гранями. 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 20­22 представлено рассуждение. 2) Предложения 2­4 включают описание. 3) Предложения 9­10 содержат повествование. 4) Предложение 24 разъясняет суждение, высказанное в предложении 23 текста. 5) Предложения 11—14 не содержит последовательных действий героя. 22. Какое слово использовано в тексте в переносном значении? Запишите его. жильё (предложение 3)              вымощена (предложение 7) ясной (предложение 10)             погрузился (предложение 16) 23.  Среди предложений 9­14 найдите такое(­ие), которое(­ые) связано(­ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(­а) этого(­их) предложения(­ий). 24. Отрывок из произведения В. Ф. Кравченко «Книга реки» представляет собой «путевые заметки» человека, путешествующего по отдалённым уголкам нашей страны. Текст, в кото­ ром воссозданы  впечатления автора и его размышления об увиденном, отличается простотой и   образностью. Это отразилось в использовании таких тропов, как (А)___ («травяным, по­ гружённым в глубокую патриархальность улочкам» в предложении 1, «трудноуловимая жем­ чужная муть» в предложении 10) и (Б)___ (предложения 2, 4). К лексическим средствам выра­ зительности относятся также (В)___ («себе на уме» в предложении 2, «сломя голову» в пред­ ложении 17). Из синтаксических средств автор применяет (Г)_____ («конечно» в предложении 19, «видимо» в предложении 20).  нов:  ми    Спи   сок тер   1) гипербола(­ы) 2) обращение(­я) 3) вводные слова 4) парцелляция 5) сравнение(­я) 6) олицетворение(­я) 7) фразеологизм(­ы) 8) эпитет(­ы); 9) контекстуальные синонимы Текст 3 (1)Это было несколько лет тому назад. (2)Все, собираясь праздновать Рождество, готовили ёлки и подарки. (3)Витрины магазинов и окна домов сияли праздничными огнями. (4)Повсюду были раз­ вешаны гирлянды и большущие цветные шары. (5) Толпа горожан, пёстрая, шумная и весёлая, за­ полняла улицы. (6)А я, бесприютный скиталец, был одинок в чужой стране — ни семьи, ни друга, и мне каза­ лось, что я покинут и забыт всеми. (7)Вокруг была только пустота и не было любви: дальний город, чужие люди, холодные сердца. (8)Как­то раз в тоске и унынии я вдруг вспомнил о пачке старых писем, которую мне удалось сберечь через все испытания чёрных дней. (9)Я впервые за минувший год достал её из чемодана, развязал... (10)Потом развернул первое из писем — это было письмо моей матери, написанное двадцать семь лет тому назад.  (11)«Дорогое дитя моё, Николенька! (12)Ты жалуешься мне на своё одиночество, и если бы ты только знал, как грустно и больно мне от твоих слов. (13)С какой радостью я бы приехала к тебе и убедила тебя, что ты не одинок и не можешь быть одиноким! (14)Но ты, конечно, знаешь, что я не могу покидать папу, так как он очень страдает и постоянно нуждается в моём уходе. (15)А тебе надо готовиться к экзаменам, чтобы успешно окончить университет. (16)Ну, дай я хоть расскажу тебе, почему я никогда не чувствую одиночества. (17)Видишь ли, сынок, человек одинок тогда, когда он никого не любит. (18) А если любит, то ему и в голову не приходит размышлять о том, одинок он или нет. (19)В любви человек забывает себя, он живёт в других. (20)А это и есть счастье. (21)Я уже слышу твоё возражение, что счастье не в том только, чтобы любить, но и в том, чтобы тебя любили. (22)Но кто действительно любит, тот не рассчитывает и не выпрашивает: а что мне принесёт моя любовь?.. (23)Ждёт ли меня взаимность? (24)Или, может быть, я люблю больше, а меня любят меньше? (25)Человек, который меряет и взвешивает, не любит. (26)Отпусти свою лю­ бовь на свободу, пусть лучи её светят и греют во все стороны. (27)И ты вскоре почувствуешь, что к тебе отовсюду текут струи ответной любви. (28)Почему? (29)Потому, что твоя непосредственная, непреднамеренная доброта, твоя бескорыстная любовь будет незаметно вызывать в людях доброту и любовь в ответ. (30)И тогда ты воспримешь этот обратный поток не как выстраданное счастье, которого надо было требовать и добиваться, а как незаслуженное земное блаженство». (31)Я дочитывал мамино письмо со слезами на глазах. (32)Из дали прошедших лет я снова услы­ шал её тёплый голос, который принёс мне любовь и утешение, как «незаслуженное земное блажен­ ство». (33)И тогда я подумал, что наша любовь — это нить, которой мы привязаны к любимому чело­ веку. (34)Кто любит, у того сердце цветёт и благоухает, и он дарит свою любовь так, как цветок свой запах. (35)Такой человек не чувствует себя одиноким. (По И.А. Ильину.)* 20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) В чужом городе герой рассказа чувствовал себя одиноким. 2) По мнению матери героя, человек одинок тогда, когда он никого не любит. 3) Поговорив с матерью, рассказчик ощутил радость на душе. 4) Бескорыстная любовь может вызывать в людях доброту. 5) Это было единственно сохранённое письмо от матери.   21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложения 3­5 содержат описание. 2) В предложениях 9­10 представлено повествование. 3) В предложениях 33­35 представлено повествование. 4) В предложениях 17­20 представлено рассуждение. 5) В предложениях 8—10 представлено описание. 22. Какое слово использовано в тексте в переносном значении? Запишите его. большущие (предложение 4)                шумная (предложение 5) чёрных (предложение 8)                        бескорыстная (предложение 29) 23.  Среди предложений 31­35 найдите такое(­ие), которое(­ые) связано(­ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер(­а) этого(­их) предложения(­ий). 24. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Неко­ торые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соот­ ветствующие номеру термина из списка. Отрывок из рассказа И. А. Ильина «Рождественское письмо» отличается доверительной простотой и эмоциональностью речи. Автор широко использует в тексте синтаксические сред­ ства выразительности, в том числе (А)_____ (предложения 11, 17) и (Б)_____ (предложения 22, 23, 24). В тексте есть и лексические средства выразительности, например (В)_____ («боль­ шущие» в предложении 4, «раз» в предложении 8). В некоторых случаях используются тропы, в первую очередь (Г)_____ («текут струи ответной любви» в предложении 27, «сердце цветёт и благоухает» в предложении 34).  ми   нов   Спи   сок тер   1) риторические восклицания 2) метафора(­ы) 3) ряд(­ы) однородных членов 4) разговорная лексика 5) синонимы 6) обращение(­я) 7) сравнение(­я) 8) вопросительные предложения 9) книжная лексика Текст 4 (1)Алексей Кондратьевич Саврасов писал картины природы и преподавал в Московском учили­ ще живописи и ваяния. (2)Добрый и снисходительный к людям в жизни, в вопросах искусства он становился требовательным и строгим. (3) ­ Ну какая же это верба, юноша? ­ говорил он, просматривая работу ученика. ­ (4)Не знаете ­ посмотрите. (5)Десять раз посмотрите, потом рисуйте. (6)Надо знать природу как свои пять паль­ цев, чтобы писать пейзажи. (7)Верьте только своим глазам, а не выдумывайте природу! (8)Потом подходил к другому этюду и вздыхал: (9) ­ Тут всё правильно: и ветки, и почки, и молодые побеги. (10)Но разве же это живопись? (11)Это рисунок для ботанического атласа, а не живопись. (12)Потому что мало знать природу, надо природу чувствовать. (13)Разве вы не заметили, как печально склоняет ива к воде свои гибкие ветви? (14)А как весело играют весной на берёзе серёжки! (15)Они так и светятся в лучах солныш­ ка, которое ещё только начинает пригревать. (16)А вы, хоть вы и смотрели на природу, главного­то и не увидели. (17)Не тронула вас она. (18)Но если природу писать с волнением, с чувством, то кар­ тина ваша взволнует и зрителя. (19)А так её ­ у купца в передней и то повесить нельзя, не то что в картинной галерее. (20)Каждый год, едва заканчивались занятия в училище, отправлялся художник «на натуру» ­ с глазу на глаз беседовать с полями, рощами, перелесками. (21) В 1871 году, ещё до прихода весны, уехал Саврасов из столицы. (22)И вот он на Волге, в Костроме. (23)Всегда был ему по душе этот старинный русский город. (24) В центре ­ высокая каланча да каменные ряды, в которых торгуют мясом, молоком, пряниками. (25)А за ними ­ по пригоркам, по оврагам ­ лепится серая от времени, деревянная Кострома ­ настоящая большая деревня. (26)Идёшь от Волги, поднимаешься в гору; плывёт в воздухе далёкий звон колоколов Ипатьевского монастыря. (27)Тихо здесь после Москвы, и так легко, так свободно дышится! (28)Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. (29)Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. (30)Стоял у окошка, смотрел на занесённые снегом избы, на ветхую ка­ менную церковку, на хмурое небо да узловатые голые берёзы с чёрными прошлогодними гнёздами. (31)Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. (32)Надевал сапоги, долго шёл по побурев­ шей от грязи дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила. (33)Возвращаясь в дом, он печально вздыхал, жалуясь хозяйке: (34) ­ Далеко ещё до весны, Дарья Петровна. (35)Ой, далёконько... (36)Но весна пришла, как она приходит всегда, ­ неожиданно, сразу. (37)Однажды утром разбу­ дили художника неугомонные птичьи крики. (38)Он глянул в окошко и рассмеялся, как ребёнок, потому   что   за   окном   голубело   небо.   (39)Наскоро   накинув   халат,   Саврасов   настежь   распахнул створки окна. (40)Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал этого. (41)Вот оно! (42)Началось!.. (43)Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пори­ стым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. (44)Но главное ­ птицы! (45) С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном весен­ нем воздухе, и унылые чёрные гнёзда ожили: вокруг них хлопочут уже, кричат и радуются приле­ тевшие из­за моря долгожданные гости. (46)Шаги заскрипели по лестнице, открылась дверь, и в комнату заглянула хозяйка. (47)Увидев открытое окно, она потянулась его закрыть, но Саврасов остановил её. (48) ­ Кондратьич, а Кондратьич! (49)Чай будешь пить? (50)Я самовар вскипятила. (51) ­ Потом, потом, хозяюшка. (52)Не до того мне сейчас! (53)Грачи прилетели! ­ отозвался он, взволнованный. (54)Схватив палитру, так и не захлопнув окна, художник стал пристраиваться на подоконнике со своей работой. (55)Напевая, набрасывал на белом холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку.  (56) Почему же так долго не мог взяться художник ­ признанный мастер пейзажа ­ за кисти и краски? (57)Чего он ждал, чего ему не хватало? (58)Он ждал и нашёл наконец такой момент, когда в природе вдруг всё стало меняться. (59)Теперь он мог показать природу в движении. (60)«Грачи прилетели!» — так сказалось, так и назвал он свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. (61)В этой картине он выразил всё, что томило его, чего ожидал он с таким нетерпением, ­ первое дуновение весны.                                     (По О.М. Туберовской*.) *Туберовская Ольга Михайловна (род. в 1940 г.) ­ советский писатель, искусствовед, автор книги «В гостях у картин». 20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) С точки зрения художника, живописный пейзаж должен изображать природу как можно более правдиво. 2) Саврасов ставил наблюдательность художника гораздо выше эмоциональной чуткости, способно­ сти чувствовать красоту природы. 3) По мнению Саврасова, только реалистическая живопись заслуживает внимания. 4) По убеждению Саврасова, настоящий художник должен выражать в картинах образы своей фан­ тазии. 5) Картина "Грачи прилетели" получила такое название из­за того, что художник увидел прилетев­ ших птиц. 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложения 24­25 содержат описание. 2) В предложениях 37­39 представлено повествование. 3) В предложениях 54­55 представлено рассуждение. 4) Предложение 17 раскрывает суждение, высказанное в предложении 16 текста. 5) В предложениях 3—8 содержится только повествование. 22. Из предложений 11­15 выпишите антонимическую пару.  23. Среди предложений 56­61 найдите такое(­ие), которое(­ые) связано(­ы) с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер(­а) этого(­их) пред­ ложения(­ий). 24. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Не­ которые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, со­ ответствующие номеру термина из списка. Стиль приведённого отрывка из книги О. М. Туберовской «В гостях у картин» характеризу­ ется простотой и эмоциональностью. Рассказывая нам историю создания знаменитой карти­ ны,   автор   широко   использует   синтаксические   средства   выразительности,   в   частности (А)_____ (предложения 3, 48, 51) и (Б)_____ (предложения 7, 27, 41, 42). В тексте есть и лекси­ ческие средства выразительности, например (В)_____ («как свои пять пальцев» в предложении 6, «с глазу на глаз» в предложении 20). В некоторых случаях используются тропы, в первую оче­ редь (Г)_____ («робкий луч» в предложении 43, «унылые чёрные гнёзда» в предложении 45).    сок тер   Спи  1) риторические восклицания 2) эпитет(­ы) 3) ряд(­ы) однородных членов 4) фразеологизм(­ы) 5) синонимы 6) вводные слова 7) сравнение(­я) 8) риторические вопросы  нов:  ми 9) обращение(­я) Текст 5 (1)Всё было никак не ощутить эту зиму, порадоваться ей. (2)И вдруг глянул в окно и обрадовал­ ся: в нашем дворе, давно уже превратившемся в автостоянку, – снежная баба! (3)Стоит, занимая место чьей­то машины, но стоит! (4)С нахальным морковным носом, весёлыми угольками­глазками и даже накрашенными губами и щёчками. (5)Красота! (6)И появилась как раз, словно подарок к Но­ вому году, незадолго до окончания старого. (7)И ведь это подарок не только мне, а всем. (8)Сим­ вол, хоть и хрупкий, добродушия, терпимости, радости! (9)Ну вот, надо теперь и самому что­то сделать доброе: не только словами отделываться. (10)А то говорить все горазды, а как самим чего хорошее сделать, так и нет никого. (11)«Одежду отнесу в какой­нибудь центр, который помогает нуждающимся!» – решил я. (12)Вон сколько вещей. (13)Всё равно всё уже не успею надеть… (14)Пора сделать что­то не только себе, но и людям. (15)Стал складывать одежду в сумку. (16)Жалко, конечно, было поначалу: каждая вещь, куп­ ленная когда­то, была радостью. (17)Но раз решил – вперёд. (18)Прежде чем продолжить сборы, ещё раз глянул в окно, чтобы поглядеть на свою вдохновительницу по части добрых дел, – да так и застыл. (19)Потом даже головой потряс… (20)А где баба? (21)На её месте (а точнее, на своём) стоит серебристый внедорожник, который, вспомнил я, всегда тут и стоял. (22)Какие снежные бабы? (23)Померещилось мне, старому… (24)Никаких снежных баб! (25)Железный конь давно пришёл на смену снежной бабе! (26)Руки у меня опустились. (27)Сел. (28)Потом всё же поднялся. (29)Всё же сложу вещи. (30)У кого­то свои задачи. (31)А у меня – свои. (32)Раз решил сделать доброе дело – сделаю. (33)Когда сумка была набита, я решил отдохнуть и прогуляться. (34)Спустился по лестнице, нажал кнопочку, открыл железную дверь, вышел во двор, обежал его взглядом… (35)Да. (36)Нету! (37)Пригрезилось, видно, спросонья. (38)Кто ей в наши дни место уступит, тем более хрупкой такой? (39)Пошёл к мусорному отсеку, наивно надеясь, что её отнесли туда – причём бережно, не отло­ мав головы… (40)«И это в век, когда время – деньги? (41)Размечтался. (42)Уймись!» – размышлял я по дороге. (43)Конечно, возле баков никакой снежной бабы не было. (44)Зато там стояли ёлки. (45)И я расстроился ещё больше: Новый год не пришёл, а они уже выброшены… (46)Отпразднуют в офисе – и ёлки выносят, как мусор. (47)Обидно. (48)Кончился праздник, ещё не начавшись? (49)Постояв у баков и мысленно посокрушавшись, я вышел на набережную. (50)Лёд на Мойке был выпуклый, рябовато­белый, словно не чёрная вода замёрзла, а белое молоко. (51)От этого сия­ ния по щекам извилисто потекли горячие едкие слёзы, смораживая, скукоживая щёки. (52)А может, и от обиды за тот недостаток доброты, который ничем не восполнить… (53)Стоять было холодно, и я побежал обратно во двор. (54)Подбежал к железной своей двери – и обомлел. (55)Стоит моя снежная баба! (56)Как? (57)А так. (58)У второй половинки двери, что обычно закрыта на крюк. (59)Не заметил эту снежную красавицу, когда выходил. (60)Главное, акку­ ратно её поставили – жива ещё, значит, в людях душа! (61)И, стало быть, есть ещё надежда на луч­ шее. (62)На то, что не иссякнет в человеке доброта. (63)Даже в век железных коней…   * Валерий Георгиевич Попов (род. в 1939 г.)) — современный русский писатель, сценарист.   (по В. Г. Попову*) 20. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Рассказчику поначалу было жалко отдавать вещи на благотворительные цели. 2) По мнению рассказчика, даже в век железных коней в человеке ещё есть доброта. 3) До наступления Нового года ёлки никто не выбрасывает. 4) Увидев снежную бабу из окна своей квартиры, рассказчик захотел сделать доброе дело для других. 5) Снежная баба была раздавлена машиной. 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложении 50 содержится описание. 2) В предложении 34 перечисляются последовательные действия персонажа. 3) В предложениях 35–38 представлено рассуждение. 4) В предложениях 46–48 представлено повествование. 5) В предложении 49 содержится вывод из предложения 48. 22. Из предложения 50 выпишите антонимы. 23. Среди предложений 39–48 найдите такое(­ие), которое(­ые) связано(­ы) с предыдущим при по­ мощи противительного союза и указательного наречия. Напишите номер(­а) этого(­их) предложе­ ния(­ий). 24. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некото­ рые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соот­ ветствующие номеру термина из списка.   «В небольшом рассказе Валерия Попова затрагиваются очень важные для современного обще­ ства проблемы. При этом язык повествования довольно прост и часто близок к разговорному,  что создаёт впечатление искреннего доверительного монолога. Достучаться до сердца чита­ телей автору помогают такие синтаксические средства, как (А)_____ (например, предложе­ ния 61—63) и (Б)_____ (предложения 24, 25, 36, 60). Среди тропов следует отметить (В)_____  («нахальным морковным носом, весёлыми угольками­глазками») и (Г)_____ (предложения 46,  50)».   Спи     сок тер 1) сравнение 2) эпитеты 3) литота 4) разговорная лексика 5) лексический повтор 6) парцелляция 7) восклицательные предложения 8) метонимия 9) ряды однородных членов предложения  нов:  ми 20 21 1 2 3 4 5 123 25 124 15 124 124 124 124 124 123 23 ОТВЕТЫ  к текстам 22 солдафон погрузился чёрных Печальновесело чернаябелое 12 10 35 61 44 24 6241 8673 6842 9142 6721

Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания 20-24 ЕГЭ по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017