ТРИ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
Оценка 4.9

ТРИ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Оценка 4.9
Исследовательские работы +2
docx
русская литература
Взрослым
09.11.2021
ТРИ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЗМА В  ТВОРЧЕСТВЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
Статья посвящена исследованию ведущих направлений в лирике М.Ю.Лермонтова: демоническое, ангельское, реалистическое
Бурубаева Г_Три направления.docx

Бурубаева Г.С.

Студентка Костанайского филиала

Челябинского государственного университета,

г. Костанай

ТРИ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЗМА В  ТВОРЧЕСТВЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

М.Ю. Лермонтов заложил основы психологизма, построенного на самоанализе, изучении внутренней жизни, глубинных мотивов поступков человека. Уже ранние поэтические произведения носят исповедальный характер. При этом все творчество поэта, как раннее, так и позднее, можно разделить на три направления: демоническое, ангельское и реалистическое. Демоническое направление характеризуется безверием, богоборчеством, разочарованием, пессимизмом. Ангельское направление определяется душевностью, верой в возможность блаженства, религиозностью, внутренним теплом. Реалистическое – противоречит первым двум и представляет борьбу света и тьмы, добра и зла, чистоты и порока, любви и ненависти. Это направление творчества вызывает наибольшие споры в литературоведении, поскольку однозначного решения о том, какая сторона, светлая или темная, побеждает в творчестве, до сих пор не найдено. «У Лермонтова – всё резко, контрастно. Без игры светотени. В его созданиях не: ад и небо, но – «ад иль небо». Он весь из крайностей, он любит крайности – в поэзии, в себе самом, в своей индивидуальности. Он любит привлекать на помощь себе, своим созданиям идеи полярно несовместные – и совмещать их, творя особый мир, где всё резко очерчено, всё несомненно. Противозначные полюса создают мощно напряжённое пространство внутри лермонтовских эстетических фантазий – их громовые разряды так влекут к себе приверженцев поэтического слова» [1].

Раннее творчество преимущественно находится под влиянием демонического направления, основную идею которого можно описать строками из стихотворения «Мой демон»:

Собранье зол его стихия.

Носясь меж тёмных облаков,

Он любит бури роковые

И пену рек, и шум дубров [2].

Демонизм М.Ю. Лермонтова исходит из легенды о падшем ангеле, который воспротивился божественному порядку и стремится к разрушению, бурям и страстям. При этом лирический герой отражает глубинные переживания самого поэта. В «Моем демоне» уже заявлен психологизм с пророческим подтекстом.

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня,

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня;

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда

И, дав предчувствия блаженства,

Не даст мне счастья никогда [2].

Постоянная внутренняя борьба, ощущение потерянного рая, желание счастья и осознание трагизма бытия сопровождают поэта всю его недолгую жизнь.

Ангельское направление также формируется в ранние годы, начальным этапом можно назвать стихотворение «Ангел»: 

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звёзды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нёс

Для мира печали и слёз,

И звук его песни в душе молодой

Остался — без слов, но живой… [2].

Это стихотворение тоже свидетельствует о внутреннем разладе, но при этом сопровождается глубокой печалью, отчуждением от земных страстей и соблазнов, «ангелы входят в его поэзию как постоянный, привычный образ, как знакомые, живые лица» [3]. Поэт с раннего возраста, возможно, в связи с утратой матери, интересуется возможностью общения с высшими силами, с бесплотными проявлениями духа. Ангельское направление связано с гармонией, желанием освобождения от бунтарства и обретения отрады и веры.

Реалистическое направление также определяется в юношеском творчестве. Оно представляет собой философский подход к вопросам бытия, признает неоднозначность и сложность человеческой природы, которая стремится к земным наслаждениям, к любви, славе, достижениям и признает бренность всех этих устремлений и бессмысленность жизни на фоне вечности:

Душа сама собою стеснена,

Жизнь ненавистна, но и смерть страшна,

Находишь корень мук в себе самом,

И небо обвинять нельзя ни в чём.

Я к состоянью этому привык,

Но ясно выразить его б не мог

Ни ангельский, ни демонский язык:

Они таких не ведают тревог,

В одном всё чисто, а в другом всё зло.

Лишь в человеке встретиться могло

Священное с порочным. Все его

Мученья происходят оттого [2].

Примерно одновременно сформировались все три направления развития творчества М.Ю. Лермонтова и в разных душевных состояниях, его лирика могла отражать впоследствии жажду противоборства с высшими силами, отказ от божественного осознания, стремление к вере, теплу, пониманию, любви и реальный взгляд на происходящее.

Любовная лирика поэта составляет одну треть всего его поэтического наследия. «Женщины играли большую роль в жизни поэта. Он любил их за их «артистическое чувство», за свое «прошлое страданье» и даже за их «мелкие слабости» [4]. Среди общего разнообразия принято выделять 4 цикла, посвященных Ивановой Н.Ф. – «Ивановский», Сушковой Е.А. – «Сушковский», цикл, посвященный Лопухиной В.А., стихотворения, адресованные П.А. Бартеневой. Названные циклы также можно распределить по трем направлениям. «Ивановский» и «Сушковский» циклы относятся к демоническому направлению и отражают негодование отвергнутого влюбленного, способного жестоко отомстить за свои оскорбленные чувства. Кроме циклов существуют отдельные стихотворения, посвященные А.К. Воронцовой-Дашковой, А.О. Смирновой, А.М. Верещагиной и др. Любовную лирику М.Ю. Лермонтова исследовали Э. Найдич, Л. Гинзбург, Т.Н. Кольян, Ю.М. Лотман, В.Г. Маранцман С.В. Шувалов и др.

К ангельскому направлению относятся произведения, посвященные В.А. Лопухиной, к которой поэт испытывал глубокие и нежные чувства, и она отвечала ему взаимностью, но возможности соединения у них не было, поскольку Вареньку выдали замуж. В этом цикле любовь приобретает одухотворяющее начало. В ранней лирике отвергнутая любовь вызывала жажду мести, активировала демонической начало. В более поздних стихотворениях о любви М.Ю. Лермонтов передает светлые высокие чувства и в какой-то степени его отношение к объекту любви выходит на новый уровень – искреннего пожелания счастья без сарказма и язвительности.

Бартеневский цикл также отражает ангельское направление. «Лермонтов … был страстным театралом, любителем музыки» [5]. Поэт восхищается красотой, грацией и волшебным голосом певицы:

Лишь  сердца  родного

Коснутся  в  дни  муки

Волшебного  слова

Целебные  звуки,

Душа  их  с  моленьем,

Как  ангела,  встретит,

И  долгим  биеньем

Им  сердце  ответит [2].

Каждое стихотворение, мадригал или запись в альбоме, посвященные певице, проникнуты глубоким, светлым, не замутненным отрицательными эмоциями чувством.

Одной из ведущих тем в творчестве М.Ю. Лермонтова является тема родины. Исследованиями реализации этой темы в поэтическом наследии занимались М. Штокмар, И.Н. Розанов, В.А. Мануйлов, М.И. Гиллельсон, В.Э. Вацуро, С.Н. Дурылин и др. Поэт любил Россию – место его рождения, детства, формирования личности, но отрицательно относился к установленному в стране порядку грубой силы и подавления инакомыслия.

Поэт восхищается красотой родной природы, ощущает свое духовное единство с ней. В таких строках проявляется ангельское направление:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога… [2]

Природа дарит умиротворение и тепло. Поэт восхищается неразгаданностью родных просторов. В его отношении к родине также проявляется двойственность поэта. С одной стороны искренняя и преданная любовь, с другой – полное неприятие и непонимание жестокости и бесчеловечности. Поэтому в обличительных строках поэта проявляется реалистическое направление:

«Братец, братец, что ты видел?

Расскажи мне поскорей».

- Ах! я свет возненавидел

И безжалостных людей. -

«Что ж ты видел там худого?»

- Кучу каменных сердец:

Деве смех тоска милого,

Для детей тиран отец.

Девы мукой слез правдивых

Веселятся как игрой;

И у ног самолюбивых

Гибнут юноши толпой! [2].

Поэт глубоко разочарован, в строках отражается понимание того, что происходящее в стране – это результат отсутствия моральных ценностей, попрания нравственности и законов милосердия. Но при этом поэт готов защищать честь своей родины перед другими государствами. Его первая дуэль была вызвана именно тем, что он не принял пренебрежительного отзыва о России со стороны сына посла. Поэтому М.Ю. Лермонтов не смог остаться в стороне от описания Бородинской битвы, в котором он выказывает восхищение подвигом защитников и разочарование в современниках («богатыри – не вы»). Неоднозначное отношение поэта к родине пронизывает все его творчество.

Список использованных источников

1 Дунаев М.М. Православие и русская литература. – URL: https://litresp.ru/chitat/ru/Д/dunaev-mihail-mihajlovich/chastj-2-i-tom-pravoslavie-i-russkaya-literatura/2 (дата обращения 08.11.2021)

2 Стихи Михаила Лермонтова о любви: Любовная лирика// РуСтих. – URL: https://rustih.ru/stihi-o-lubvi/ctixi-mixaila-lermontova-o-lyubvi-lyubovnaya-lirika/ (дата обращения 09.11.2021)

3 Самоанализ деятельности педагога как действенное средство совершенствования профессионально-педагогического мастерства: практикум// znanio.ru. – URL: https://znanio.ru/medianar/54 (дата обращения 08.11.2021)

4 Кольян Т.Н.: Женщины-адресаты лирики М.Ю. Лермонтова. – URL: http://lermontov-lit.ru/lermontov/bio/kolyan-zhenschiny-lermontova/predislovie.htm (дата обращения 09.11.2021)

5 Найдич Э. Этюды о Лермонтове. «Она поет, и звуки тают». – URL: Источник: http://lermontov-lit.ru/lermontov/kritika/najdich/etyudy-o-lermontove-7.htm (дата обращения 08.11.2021)

 

Бурубаева Г.С. Студентка Костанайского филиала

Бурубаева Г.С. Студентка Костанайского филиала

Раннее творчество преимущественно находится под влиянием демонического направления, основную идею которого можно описать строками из стихотворения «Мой демон»:

Раннее творчество преимущественно находится под влиянием демонического направления, основную идею которого можно описать строками из стихотворения «Мой демон»:

Под кущами райских садов; О Боге великом он пел, и хвала

Под кущами райских садов; О Боге великом он пел, и хвала

Лишь в человеке встретиться могло

Лишь в человеке встретиться могло

Бартеневский цикл также отражает ангельское направление

Бартеневский цикл также отражает ангельское направление

С одной стороны искренняя и преданная любовь, с другой – полное неприятие и непонимание жестокости и бесчеловечности

С одной стороны искренняя и преданная любовь, с другой – полное неприятие и непонимание жестокости и бесчеловечности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2021