Что нужно для того, чтобы сделать мелодию более необычной, красивой?
Снова возвращаемся к длительностям нот. До этой статьи мы рассматривали длительности, кратные двум. Есть ещё вариант обозначения «дробных» длительностей. Это важная тема, но простая.
Триоли
Давайте рассмотрим рисунок (триоли обведены красными квадратами):Что нужно для того, чтобы сделать мелодию более необычной, красивой?
Снова возвращаемся к длительностям нот. До этой статьи мы рассматривали длительности, кратные двум. Есть ещё вариант обозначения «дробных» длительностей. Это важная тема, но простая.
Триоли
Давайте рассмотрим рисунок (триоли обведены красными квадратами):
Что нужно для того, чтобы сделать
мелодию более необычной, красивой?
Снова возвращаемся к длительностям
нот. До этой статьи мы рассматривали
длительности, кратные двум. Есть ещё
вариант обозначения «дробных»
длительностей. Это важная тема, но
простая.
Триоли
Давайте рассмотрим рисунок (триоли
обведены красными квадратами):Рисунок 1. Триоли
Обратите внимание: все длительности
нот в примере одинаковые — восьмые.
Их в такте (при размере 4/4) должно
быть 8 штук. А у нас их 10. Фокус как раз
в том, что мы используем триоли. Вы уже
обратили внимание на красные
квадраты. В них по 3 восьмых ноты.Тройки нот объединены скобкой с
цифрой 3. Это и есть триоли.
Давайте разберёмся с длительностью
триоли. Простой способ расчёта
длительности заключается в следующем.
Смотрим длительность каждой ноты в
триоли: восьмая (
играются так, чтобы равномерно сыграть
3 ноты за время, отведённое двум нотам.
Т.е. каждая нота приведённой в примере
триоли звучит несколько короче (на 1/3),
чем обычно положено восьмой
длительности. Именно поэтому мы в
). Ноты триолипримере сначала играем по 2 ноты, а
потом переходим к триолям: Вы
услышите, что временной интервал
между акцентированными нотами
одинаков!
Смотрим на рисунок:
=
=
Рисунок 2. Длительности триоли
Триоль содержит 3 восьмых ноты. По
длительности они звучат также, как 2
восьмых или 1 четверть. Кликните
мышкой по верхнему рисунку,послушайте. Мы специально расставили
акценты на нотах. В midi-файле
акцентированные ноты усилены
барабанной тарелкой, чтобы Вам было
легче услышать, как в ровном ритме
укладываются сначала 2 ноты, а потом 3.
Следует отметить, что в триолях могут
присутствовать паузы. Длительность
паузы будет измеряться так же, как и
длительность ноты, входящей в триоль.
Рисунок 3. Паузы в триоляхРазобрались более или менее с
триолями? Давайте рассмотрим ещё 1
пример. За основу возьмём
шестнадцатые. Длительность триоли
будет соответствовать двум
шестнадцатым или одной восьмой, что
одно и то же.
Рисунок 4. Пример триолейТак же, как и в предыдущем примере, мы
сначала играем ноты парами, а затем
триолями. Здесь мы также расставили
акценты и также играем тарелками.
Звуковой пример достаточно быстрый
(всё-таки, это шестнадцатые ноты),
поэтому (чтобы легче понять) мы рисуем
на картинке партию барабана. В ключе
две вертикальные черты — это ключ для
партии ударных инструментов.
Крестиками обозначены удары потарелкам, длительности такие же, как и
в обычном нотном письме.
На слух ясно слышно, что триоли
играются быстрее. На рисунке партии
ударных видно, что расстояния между
ударами по тарелкам (и
акцентированными нотами) —
одинаковые. Акцент ставится
равномерно.
Теперь вы знаете, что такое триоли, как
они обозначаются, как играются. Как
правило, говорят, что триоль образуется
от деления основной длительности натри части вместо двух. Далее в статье
будем пользоваться именно таким
определением.
Квинтоль
Квинтоль образуется от деления
основной длительности на 5 частей
вместо 4-ёх. Всё — по аналогии с
триолью. Обозначается так же, как и
триоль, только ставится цифра 5:
Рисунок 5. Квинтоль
Приводим пример квинтоли:Рисунок 6. Пример квинтоли
Секстоль
Секстоль образуется от деления
основной длительности на 6 частей
вместо 4-ёх. Всё — по аналогии. Не
будем перегружать статью уже заранее
понятными примерами.Септоль
Септоль образуется от деления основной
длительности на 7 частей вместо 4-ёх.
Дуоль
Дуоль образуется от деления основной
длительности с точкой (например:
) на
2 части.
Квартоль
Квартоль образуется от деления
основной длительности с точкой на 4
части.Довольно редко, но встречаются деления
и на более мелкие части: на 9, 10, 11 и т.
д. В качестве «основной длительности»
для деления может выступать нота
любой длительности
Итоги
Вы познакомились с триолями
(квинтолями и др.), поняли, что это
такое, знаете их обозначения и
представляете себе, как они звучат.