Триз-технология к сказке "Гуси-Лебеди"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мастер класс.docx

Мастер класс ТРИЗ – технологии на уроке литературного чтения

РНС «Гуси – лебеди»

 

1. Организационный момент:

- Далеко – далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна сказок, чудес и волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы-самые высокие, терема – самые расписные, птицы – самые звонкие, а чудища – самые страшные.

- Не пристало добрым молодцам и красным бездельничать. Предлагаю вам отправиться в путь – дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.

2. Подготовка к восприятию:

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесёт.

Полный смеха, света, краски!

А зовётся чудо - …! (Сказка)

- Совершенно, верно, Молодцы! Ребята, давайте, вспомним, что же такое сказка?

Сказка – это жанр литературного творчества о вымышленных лицах или событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

- Так, а с какой же сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Гуси – лебеди)

- А сейчас проверим, как вы усвоили прочитанное произведение с помощью приёма «ТРИЗ» верно – неверно. Я вам сейчас раздам карточки с вопросами, читаете вопрос и ставите плюс, там, где вы считаете нужным. На выполнение задания 3 минуты.

- Как только будете готовы, покажите правильной посадкой. Проверяем!

10 – 9 правильных ответов (оценка 5);

8 – 6 правильных ответов (оценка 4);

5 - 3 правильных ответа (оценка 3);

2 и меньше правильных ответов (оценка 2).

 

- Продолжаем нашу работу. Для того, чтобы понять о чём пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке, предлагаю поработать в парах, для этого вам нужно разгадать «Анаграмму», переставьте буквы так, чтобы получилось новое слово. (СИУГ БИЕЛДЕ)

- Сегодня на уроке мы продолжим работать с РНС «Гуси – лебеди».

 

3. Работа над темой урока:

- Какие виды сказок вы знаете?

Сказки

 

                                               о животных    бытовые   волшебные

- Русская народная волшебная сказка – это особенное художественное произведение, которое отличается от рассказов и стихотворений. Сейчас мы поговорим об этих особенностях и постараемся найти их в сказке.

- А теперь давайте вспомним, как начинается сказка, с каких слов? (Зачин)

- Предлагаю составить с помощью приёма «Кластера» признаки сказки:

1. Зачин;

2. Волшебные предметы;

3. Сказочные слова и выражения;

4. Нарушение запрета;

5. Троекратный повтор;

6. Борьба добра со злом;

7. Добро побеждает зло;

8. Концовка.

4. Физкультминутка

5. Продолжение работы над сказкой «Гуси – лебеди»:

а) Восстановление последовательности событий (Работа в парах)

- Пока мы отдыхали, ветерок – озорник рассыпал части сказки. Я предлагаю вам организоваться в пары и восстановить сказку. Пара, которая справится с заданием, покажет знак. (работа с картинками)

б) Приём «Паспорт литературного героя» (Девочка Маша) – групповая работа

- Составим паспорт девочки Маши:

Имя – Маша

Создатель – народ

Прописка – «Гуси – Лебеди»

Внешний вид

Где встречается

Личностные качества

- Как только группа выполнит работу, сформулирует свое мнение, выберите представителя группы, кто ваше мнение озвучит.

На выполнение задания отводится 5 минут. Внимание начинаем.

-Время работы в группах закончилось. Я прошу выйти к доске всех представителей от каждых групп и рассказать, что вы подготовили.

- Какую черту характера данного героя ты бы хотел (или не хотел) иметь у себя? Объясни почему?

6. Подведение итогов урока:

- В заключении урока я хочу предложить вам следующую форму работы. Перед вами карточки с началом предложений, а продолжение к ним вы придумаете сами. Это и будет подведением итогов нашего урока.

1. Сегодняшний урок научил меня…

2. Сегодня я узнал(а), что…

3. Я сделал(а) вывод о том, что…

4. Мне было интересно…

7. Рефлексия:

- А теперь Ребята, у вас на партах есть смайлики, покажите мне с помощью этих смайликов своё настроение. Мне было очень приятно работать сегодня с вами. Вы отлично себя проявили! Цель урока была достигнута, все поставленные задачи выполнены. Спасибо за урок. До свидания!