Мастер класс ТРИЗ – технологии на уроке литературного чтения
РНС «Гуси – лебеди»
1. Организационный момент:
- Далеко – далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна сказок, чудес и волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы-самые высокие, терема – самые расписные, птицы – самые звонкие, а чудища – самые страшные.
- Не пристало добрым молодцам и красным бездельничать. Предлагаю вам отправиться в путь – дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.
2. Подготовка к восприятию:
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесёт.
Полный смеха, света, краски!
А зовётся чудо - …! (Сказка)
- Совершенно, верно, Молодцы! Ребята, давайте, вспомним, что же такое сказка?
Сказка – это жанр литературного творчества о вымышленных лицах или событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
- Так, а с какой же сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Гуси – лебеди)
- А сейчас проверим, как вы усвоили прочитанное произведение с помощью приёма «ТРИЗ» верно – неверно. Я вам сейчас раздам карточки с вопросами, читаете вопрос и ставите плюс, там, где вы считаете нужным. На выполнение задания 3 минуты.
- Как только будете готовы, покажите правильной посадкой. Проверяем!
10 – 9 правильных ответов (оценка 5);
8 – 6 правильных ответов (оценка 4);
5 - 3 правильных ответа (оценка 3);
2 и меньше правильных ответов (оценка 2).
- Продолжаем нашу работу. Для того, чтобы понять о чём пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке, предлагаю поработать в парах, для этого вам нужно разгадать «Анаграмму», переставьте буквы так, чтобы получилось новое слово. (СИУГ БИЕЛДЕ)
- Сегодня на уроке мы продолжим работать с РНС «Гуси – лебеди».
3. Работа над темой урока:
- Какие виды сказок вы знаете?
Сказки
о животных бытовые волшебные
- Русская народная волшебная сказка – это особенное художественное произведение, которое отличается от рассказов и стихотворений. Сейчас мы поговорим об этих особенностях и постараемся найти их в сказке.
- А теперь давайте вспомним, как начинается сказка, с каких слов? (Зачин)
- Предлагаю составить с помощью приёма «Кластера» признаки сказки:
1. Зачин;
2. Волшебные предметы;
3. Сказочные слова и выражения;
4. Нарушение запрета;
5. Троекратный повтор;
6. Борьба добра со злом;
7. Добро побеждает зло;
8. Концовка.
4. Физкультминутка
5. Продолжение работы над сказкой «Гуси – лебеди»:
а) Восстановление последовательности событий (Работа в парах)
- Пока мы отдыхали, ветерок – озорник рассыпал части сказки. Я предлагаю вам организоваться в пары и восстановить сказку. Пара, которая справится с заданием, покажет знак. (работа с картинками)
б) Приём «Паспорт литературного героя» (Девочка Маша) – групповая работа
- Составим паспорт девочки Маши:
Имя – Маша
Создатель – народ
Прописка – «Гуси – Лебеди»
Внешний вид –
Где встречается –
Личностные качества –
- Как только группа выполнит работу, сформулирует свое мнение, выберите представителя группы, кто ваше мнение озвучит.
На выполнение задания отводится 5 минут. Внимание начинаем.
-Время работы в группах закончилось. Я прошу выйти к доске всех представителей от каждых групп и рассказать, что вы подготовили.
- Какую черту характера данного героя ты бы хотел (или не хотел) иметь у себя? Объясни почему?
6. Подведение итогов урока:
- В заключении урока я хочу предложить вам следующую форму работы. Перед вами карточки с началом предложений, а продолжение к ним вы придумаете сами. Это и будет подведением итогов нашего урока.
1. Сегодняшний урок научил меня…
2. Сегодня я узнал(а), что…
3. Я сделал(а) вывод о том, что…
4. Мне было интересно…
7. Рефлексия:
- А теперь Ребята, у вас на партах есть смайлики, покажите мне с помощью этих смайликов своё настроение. Мне было очень приятно работать сегодня с вами. Вы отлично себя проявили! Цель урока была достигнута, все поставленные задачи выполнены. Спасибо за урок. До свидания!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.