Задержка речевого развития, пожалуй, одна из самых распространённых проблем, с которой сталкивается логопед. Этот недуг проявляется в комплексном отставании формирования речевых функций, замедленном становлении коммуникативных навыков. Нервная система ребенка, у которого диагностирована ЗРР, развивается несколько медленнее, чем у сверстников, а речевые навыки формируются позднее.
Явную задержку в развитии речи можно определить уже в раннем детстве. Это проявляется в отсутствие первых лепетных слов в возрасте от года до полутора лет, непонимании элементарных обращений, возникновении сложностей с пережевыванием пищи. С полутора до двух лет недуг определяется по неспособности повторять простые слова за взрослым, ограниченному словарному запасу (до 10 слов к 2 годам), отсутствию интереса к речи и постоянно открытому рту. В 2,5 года у такого ребенка отсутствует фразовая речь, активный словарь скуден (менее 20 слов), малыш не может назвать части тела, знакомые бытовые предметы.
Ближе к трём годам сложности в развитии представляют собой туго смотанный клубок симптомов:
· сложности с пониманием речи других людей;
· невнятность активной речи (как отмечают многие родители, у ребенка будто «каша во рту»);
· замедленная речь либо, напротив, слишком быстрый ее темп, «проглатывание» слов;
· использование шаблонных фраз (из книг и мультфильмов) вместо «живого» ситуативного общения;
· эхолалия (преобладание в речи зеркальных повторений тех слов, которые слышит ребенок от взрослых или сверстников).
Все эти проблемы напрямую влияют на формирование коммуникативных навыков ребенка раннего возраста. У малыша с ЗРР их становление идет медленнее, тяжелее, чем у сверстников.
Под коммуникативными навыками подразумевается способность взаимодействия с другими людьми, умение правильно интерпретировать полученную информацию. Другими словами, сформированные коммуникативные навыки - базис для активного общения между людьми. Кроме того, по мнению Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, общение является важным фактором развития мышления, становления личности человека.
В раннем возрасте коммуникативные навыки активно формируются. Это достаточно сложный процесс, который включает в себя:
· развитие активного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми;
· тренировку в словесном оформлении своих мыслей;
· постоянный рост пассивного словаря;
· постепенное развитие умения озвучивать собственные мысли, отвечать на вопросы (с года до двух отдельными словами, далее фразами).
Безусловно, все эти навыки в раннем возрасте находятся на начальном этапе развития, ребенок пытается овладеть ими методом «проб и ошибок».
Невероятно сложным, порой непостижимым, становится этот процесс для детей с задержкой речевого развития. Особенность формирования коммуникативных навыков у них заключается в возникновении сложностей взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками. Ребенок не стремится использовать вербальные средства общения. Напротив, он пользуется жестами, которые не всегда понятны окружающим. Невозможность выразить свои мысли словом вызывает внутренний конфликт: ребенок хочет сказать, удовлетворить свою потребность, но его не понимают.
Кроме того, малыш не понимает обращенную к нему речь. Он игнорирует или воспринимает некорректно элементарные просьбы взрослых и сверстников. Сложности в понимании не позволяют строить диалог (а на его основе и игру) со сверстниками. Если в раннем возрасте эта проблема не кажется столь актуальной (дети в этот период зачастую играют не вместе, а рядом), то к младшему и среднему дошкольному возрасту невозможность понять просьбу выливается в неумение устанавливать социальные контакты, отстаивать собственные интересы.
Отсутствие интереса к речи окружающих – еще одна сложность в формировании навыков коммуникации у детей с ЗРР. Речь ребенка нужно постоянно стимулировать, иначе общение жестами рискует превратиться в удобную привычку.
Коррекционная работа должна носить комплексный характер. Важно создать благоприятную речевую среду не только в кабинете логопеда, но в группе, которую посещает малыш. Необходимо ежедневно стимулировать речевую активность ребенка, грамотно, в соответствии с возрастом, подбирать речевой материал, ежедневно демонстрировать образец правильной речи, проговаривать все действия ребенка.
На логопедических занятиях рекомендуется активно использовать игры на развитие мелкой моторики, лепку, рисование. Кроме того, эффективны занятия с предметными и сюжетными картинками, которые не только развивают связную речь, но и учат ребенка элементарным правилам общения.
Отставание в формировании коммуникативных навыков у ребенка с ЗРР в раннем возрасте не означает, что трудности в общении будут сопровождать его в будущем. Если подойти к решению данной проблемы комплексно, заниматься с ребенком много и постоянно, то большая часть сложностей останется лишь неприятным воспоминанием.
Список литературы:
1. М. И. Лынская. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий / М. И. Лынская; ред. С. Н. Шаховская. – изд. Парадигма, 2012 – 128с.
2. Е. А. Янушко. Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) / Е. А. Янушко; под ред. А. Дорофеевой. – изд. Мозаика-синтез, 2012 – 64с.
3. О. Э. Литвинова. Речевое развитие детей раннего возраста. Часть 3. Владение речью как средством общения. Конспекты / О. Э. Литвинова; под ред. Л. В. Белкановой. – изд. Детство-пресс, 2018, 128с.
4. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. - М: Мозаика-Синтез, 2008, 168 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.