Особенности формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста с задержкой речевого развития
Оценка 4.9

Особенности формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Оценка 4.9
doc
07.05.2020
Особенности формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста с задержкой речевого развития
формирование коммуникативных навыков.doc

Особенности формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста с задержкой речевого развития

 

     Задержка речевого развития, пожалуй, одна из самых распространённых проблем, с которой сталкивается логопед. Этот недуг проявляется в комплексном отставании формирования речевых функций, замедленном становлении коммуникативных навыков. Нервная система ребенка, у которого диагностирована ЗРР, развивается несколько медленнее, чем у сверстников, а речевые навыки формируются позднее.

Признаки задержки речевого развития

     Явную задержку в развитии речи можно определить уже в раннем детстве. Это проявляется в отсутствие первых лепетных слов в возрасте от года до полутора лет, непонимании элементарных обращений, возникновении сложностей с пережевыванием пищи. С полутора до двух лет недуг определяется по неспособности повторять простые слова за взрослым, ограниченному словарному запасу (до 10 слов к 2 годам), отсутствию интереса к речи и постоянно открытому рту. В 2,5 года у такого ребенка отсутствует фразовая речь, активный словарь скуден (менее 20 слов), малыш не может назвать части тела, знакомые бытовые предметы.

Ближе к трём годам сложности в развитии представляют собой туго смотанный клубок симптомов:

·       сложности с пониманием речи других людей;

·       невнятность активной речи (как отмечают многие родители, у ребенка будто «каша во рту»);

·       замедленная речь либо, напротив, слишком быстрый ее темп, «проглатывание» слов;

·       использование шаблонных фраз (из книг и мультфильмов) вместо «живого» ситуативного общения;

·       эхолалия (преобладание в речи зеркальных повторений тех слов, которые слышит ребенок от взрослых или сверстников).

    Все эти проблемы напрямую влияют на формирование коммуникативных навыков ребенка раннего возраста. У малыша с ЗРР их становление идет медленнее, тяжелее, чем у сверстников.

Как происходит формирование коммуникативных навыков

     Под коммуникативными навыками подразумевается способность взаимодействия с другими людьми, умение правильно интерпретировать полученную информацию. Другими словами, сформированные коммуникативные навыки - базис для активного общения между людьми. Кроме того, по мнению Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, общение является важным фактором развития мышления, становления личности человека.

     В раннем возрасте коммуникативные навыки активно формируются. Это достаточно сложный процесс, который включает в себя:

·       развитие активного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми;

·       тренировку в словесном оформлении своих мыслей;

·       постоянный рост пассивного словаря;

·       постепенное развитие умения озвучивать собственные мысли, отвечать на вопросы (с года до двух отдельными словами, далее фразами).

    Безусловно, все эти навыки в раннем возрасте находятся на начальном этапе развития, ребенок пытается овладеть ими методом «проб и ошибок».

     Невероятно сложным, порой непостижимым, становится этот процесс для детей с задержкой речевого развития. Особенность формирования коммуникативных навыков у них заключается в возникновении сложностей взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками. Ребенок не стремится использовать вербальные средства общения. Напротив, он пользуется жестами, которые не всегда понятны окружающим. Невозможность выразить свои мысли словом вызывает внутренний конфликт: ребенок хочет сказать, удовлетворить свою потребность, но его не понимают.

     Кроме того, малыш не понимает обращенную к нему речь. Он игнорирует или воспринимает некорректно элементарные просьбы взрослых и сверстников. Сложности в понимании не позволяют строить диалог (а на его основе и игру) со сверстниками. Если в раннем возрасте эта проблема не кажется столь актуальной (дети в этот период зачастую играют не вместе, а рядом), то к младшему и среднему дошкольному возрасту невозможность понять просьбу выливается в неумение устанавливать социальные контакты, отстаивать собственные интересы.

     Отсутствие интереса к речи окружающих – еще одна сложность в формировании навыков коммуникации у детей с ЗРР. Речь ребенка нужно постоянно стимулировать, иначе общение жестами рискует превратиться в удобную привычку.

Работа логопеда по формированию коммуникативных навыков у детей раннего возраста с ЗРР

     Коррекционная работа должна носить комплексный характер. Важно создать благоприятную речевую среду не только в кабинете логопеда, но в группе, которую посещает малыш. Необходимо ежедневно стимулировать речевую активность ребенка, грамотно, в соответствии с возрастом, подбирать речевой материал, ежедневно демонстрировать образец правильной речи, проговаривать все действия ребенка.

    На логопедических занятиях рекомендуется активно использовать игры на развитие мелкой моторики, лепку, рисование. Кроме того, эффективны занятия с предметными и сюжетными картинками, которые не только развивают связную речь, но и учат ребенка элементарным правилам общения.

    Отставание в формировании коммуникативных навыков у ребенка с ЗРР в раннем возрасте не означает, что трудности в общении будут сопровождать его в будущем. Если подойти к решению данной проблемы комплексно, заниматься с ребенком много и постоянно, то большая часть сложностей останется лишь неприятным воспоминанием.

Список литературы:

1.     М. И. Лынская. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий / М. И. Лынская; ред. С. Н. Шаховская. – изд. Парадигма, 2012 – 128с.

2.     Е. А. Янушко. Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) / Е. А. Янушко; под ред. А. Дорофеевой. – изд. Мозаика-синтез, 2012 – 64с.

3.     О. Э. Литвинова. Речевое развитие детей раннего возраста. Часть 3. Владение речью как средством общения. Конспекты / О. Э. Литвинова; под ред. Л. В. Белкановой. – изд. Детство-пресс, 2018, 128с.

4.     Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. - М: Мозаика-Синтез, 2008, 168 с.


Особенности формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Особенности формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В раннем возрасте коммуникативные навыки активно формируются

В раннем возрасте коммуникативные навыки активно формируются

На логопедических занятиях рекомендуется активно использовать игры на развитие мелкой моторики, лепку, рисование

На логопедических занятиях рекомендуется активно использовать игры на развитие мелкой моторики, лепку, рисование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020