Трудности в обучении младших школьников.
Оценка 4.6

Трудности в обучении младших школьников.

Оценка 4.6
Лекции
docx
детская психология
1 кл—4 кл
13.12.2022
Трудности в обучении младших школьников.
Все дети – разные: у них разный темп развития, разные склонности и возможности, разные проблемы. Это знают все, но когда речь заходит о школе, о её требованиях, о возможностях ребёнка следовать им, о возникающих школьных проблемах, понимание того, что очень редко ребёнок бывает таким, как хочется взрослым, исчезает. Чаще всего «вина» за школьные неудачи ложится на плечи ребёнка, его обвиняют в «лени», «нежелании постараться», «неорганизованности», «безответственности» и прочих грехах. Но это только создаёт дополнительные проблемы. Школьные трудности – это не неспособность учиться хорошо, чаще всего результат невнимания, безразличия взрослых – педагогов и родителей – или неверной тактики помощи: использование наказаний.
6. Труд-ти в обуч.мл.шк-ков.docx

ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Л.П.Каплина, МБОУ Новомеловатская СОШ

им.Ф.П.Зацепилова

 

         Все дети – разные: у них разный темп развития, разные склонности и возможности, разные проблемы. Это знают все, но когда речь заходит о школе, о её требованиях, о возможностях ребёнка следовать им, о возникающих школьных проблемах, понимание того, что очень редко ребёнок бывает таким, как хочется взрослым, исчезает. Чаще всего «вина» за школьные неудачи ложится на плечи ребёнка, его обвиняют в «лени», «нежелании постараться», «неорганизованности», «безответственности» и прочих грехах. Но это только создаёт дополнительные проблемы. Школьные трудности – это не неспособность учиться хорошо, чаще всего результат невнимания, безразличия взрослых – педагогов и родителей – или неверной тактики помощи: использование наказаний.

         В последние годы мы всё чаще и откровеннее говорим о трудностях обучения в школе. И педагоги, и родители знают, что в начальной школе почти 40% детей не верят в свои силы, так и не научились как следует читать и писать, не имеют шансов успешно окончить школу и получить достойную профессию.

         Под школьными трудностями мы понимаем весь комплекс учебных и не учебных проблем, которые возникают при систематическом обучении ребёнка в школе и приводят: 1) к отклонениям в физическом и психическом здоровье; 2) к нарушениям социально – психологической адаптации; 3) к снижению успеваемости.

         Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами. В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем. Однако с каждой из перечисленных причин трудностей в обучении связывается отставание сравнительно небольшого числа детей по отношению ко всем явно или скрыто школьникам, испытывающим трудности в обучении, значительную часть которых составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Помочь ребенку невозможно без понимания определенных трудностей, которые у него возникают. А это требует от педагога умения распознать типичные трудности и оказать конкретную помощь.

         Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Практика современной школы в последние годы выдвигает целый ряд острых проблем, связанных с нарастающим ухудшением состояния здоровья учащихся. По последним данным, более 90% детей в России имеют различные отклонения в состоянии здоровья. Прямым следствием этого можно считать и увеличение числа детей, испытывающих трудности обучения. Болезнь ослабляет ребенка, ухудшает состояние его нервной системы. Ослабленные, часто болеющие дети, как правило, имеют низкую, неустойчивую работоспособность, повышенную утомляемость, они не могут сосредоточиться на выполнении задания, легко отвлекаются, что неизбежно ведет к целому комплексу трудностей в обучении, особенно на начальном этапе. Частый пропуск занятий усугубляет ситуацию, а попытки догнать пропущенное, когда ребенок еще не оправился от болезни, не улучшают здоровье. Нервно-психическая сфера ребенка очень чувствительна к различным неблагоприятным воздействиям. Перенесенные заболевания, тем более повторные, психические переживания, непосильные эмоциональные, умственные, физические нагрузки могут явиться причиной резкого ослабления функционального состояния нервной системы ребенка и также привести к ухудшению его психического здоровья.

         Несоблюдение школьных санитарно-гигиенических норм и рекомендаций, чрезмерная учебная нагрузка, нарушения режима дня, стрессовая тактика авторитарной педагогики, несоответствие учебных программ и методик возрастным и функциональным возможностям учащихся способствуют росту нарушений в состоянии здоровья школьников.

         Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности.

         Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.

Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе.

         Медленный темп нельзя оценивать в категориях «хорошо – плохо». Это особенность ребенка, и с ней необходимо считаться, учитывать в процессе обучения. Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее.

Эти особенности необходимо учитывать, и когда дети выполняют письменные задания в классе. Медлительный ребенок вынужден все время догонять, все время торопиться.

         Еще сложнее ситуация вызова к доске. Времени на обдумывание, включение в работу нет. Самое трудное или практически невозможное – быстро ответить на вопрос с места. Медлительный ребенок может прекрасно знать то, о чем его спрашивают, но спешка создаёт не только стрессовую ситуацию ограничения времени, но и эмоциональный дискомфорт, напряжение, страх неудачи и унижения.

         Учебная нагрузка постоянно в течение учебного года увеличивается, растут объем и интенсивность учебных заданий, объем информации, который ребёнок должен воспринять и усвоить. Если время работы не ограничивается, то медлительный ребенок, естественно, сам его продлевает.

         Одни выполняют все, нарушая качество, другие выполняют только часть задания. Об этом свидетельствует анализ письменных работ медлительных детей, который показывает типичные нарушения письма: недописывания слов, пропуски слов, букв, слогов, частичное выполнение заданий. Специалисты считают, что такое поведение ребенка (ограничивающего задание) отражает его реакцию на трудную ситуацию, возникающую в ответ на информационные перегрузки, что в целом отражает саморегуляционную деятельность мозга.

         Эти ограничения типичны, поскольку ребенок многое не успевает сделать на занятиях, приходится наверстывать дома. Нередко домашние занятия превышают по продолжительности все нормы во много раз. В результате ребенок недосыпает, не гуляет, просто не отдыхает – некогда. Это снижает работоспособность, повышает утомляемость, что сказывается и на письме и на чтении – «теряется строка», появляются ошибки чтения, возможен эффект «угадывающего» чтения, возникают проблемы понимания текста, трудности пересказа.

         Для детей с СГДВ (синдром гиперактивности дефицита внимания) выполнение домашних заданий превращаются в настоящее мучение: многие сидят часами над выполнением одного задания, так как они постоянно на что-то отвлекаются. Также при СГДВ характерны такие проблемы, как дислексия и дисграфия.

         Поэтому многие «гиперактивные» могут замыкаться в себе, так как они плохо адаптируются к большой группе. К примеру, им часто очень трудно следовать правилам игры, поэтому их считают нарушителями спокойствия. Вспышки ярости (прежде всего у мальчиков) чаще всего направлены на распорядок дня: подчас создается впечатление, что школьник в своем развитии остается на уровне дошкольника.

         Большинство ученых сходится во мнении: синдром гиперактивности и дефицита внимания не следует рассматривать как болезнь. Для этого утверждения есть основания, которые постоянно приводятся на занятиях в группах по оказанию взаимной помощи: дети с СГДВ могут быть очень разными. Многие это хорошо понимают, однако некоторые окружающие люди сильно страдают от их нестабильного поведения.

         Во многих случаях может иметь смысл забрать ребенка из общеобразовательной школы и отправить его во вспомогательную, или, как принято называть, специальную, школу, где можно будет уделить внимание особым потребностям детей. Страдающие СГДВ дети, очень одарены, особые условия смогут помочь им вновь обрести удовольствие от пребывания в школе, поскольку их обучение станет успешнее.

         В нашей стране этой проблемой занимается специальная распределительная комиссия. Прежде, чем она сделает вывод о том, стоит ли отправлять ребенка в специальный класс или школу, стоит показать его нескольким специалистам.

         Родителям, в поведении детей которых проявляется гиперактивность, не менее сложно, чем их детям. Окружающие критически оценивают их воспитательные методы, ведь большинство из них убеждены, что именно родители виноваты, если поведение их детей не соответствует «норме». Часто в адрес родителей раздаются упреки в том, что они слишком много позволяют своим детям или же недостаточно строго с ними обращаются. Неудивительно, что многие родители, чей ребенок отличается необычным поведением, в конце концов, начинают сомневаться в самих себе. Многие из них уже опробовали самые разнообразные воспитательные методики и стили, стремясь изменить поведение своих детей к лучшему.

         Многие дети с СГДВ, к примеру, не в состоянии в течение длительного времени играть в одиночестве, им вскоре становится скучно, и они легко расстраиваются. В таких случаях требуется помощь родителей. К этому можно добавить, что последним часто приходится улаживать разнообразные конфликтные ситуации, в которые попадает их ребенок, и они должны быть постоянно готовы к его импульсивному поведению. Поэтому многие родители пытаются избегать ситуаций, когда они по предыдущему опыту точно знают, что с трудом могут управлять своим ребенком. К существующим проблемам часто добавляется еще и фактор отсутствия общения, то есть родители, и прежде всего неработающие матери, практически не имеют возможности общаться и советоваться с другими людьми. Это может стать дополнительной моральной нагрузкой для родителей. При таких обстоятельствах родителям необходима компетентная консультация. На первых порах ее можно получить от педиатра, а также от детского психолога.

Литература

Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Трудности обучения в начальной школе. – М., 2009.

Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев И.А. Младший школьник. Помоги ему учиться. / Г.И. Вергелес - СПб.: Нева, 2000.


 

ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

По последним данным, более 90% детей в

По последним данным, более 90% детей в

Если время работы не ограничивается, то медлительный ребенок, естественно, сам его продлевает

Если время работы не ограничивается, то медлительный ребенок, естественно, сам его продлевает

Родителям, в поведении детей которых проявляется гиперактивность, не менее сложно, чем их детям

Родителям, в поведении детей которых проявляется гиперактивность, не менее сложно, чем их детям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2022