Трудности адаптации учащихся с ОВЗ 1 класса школы-интерната.
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
дефектология
1 кл
07.10.2017
В статье приводятся некоторые причины трудностей адаптации умственно отсталых учащихся 1 класса к обучению в школе - интернате. Названы этапы адаптации первоклассников, пути решения возможных проблем. Роль педагога как классного руководителя, поддерживающего связь с семьёй учащегося, активного участника ПМПк и совместно реализующего программы сопровождения со всеми специалистами.текстовый материал
адапт.docx
Трудности адаптации учащихся с ОВЗ 1 класса школыинтерната.
«Однажды мудрец спросил у торговца лошадьми: «Почему у тебя одна лошадь стоит в
десять раз дороже другой?»
«Потому что бежит в десять раз быстрее».
«Но ведь если она поскачет в неверном направлении, то будет в десять раз быстрее
удаляться от цели...».
Торговец задумался и сбавил цену» (Кротов В. Г. Массаж мысли. М., 1997.)
В этой статье речь пойдёт, конечно же, не о лошадях, а о той неудержимой энергии, с
которой каждый человек приходит в новые условия. И куда он направит её: для
самозащиты, нападения или созидания в этом и состоит главный вопрос. У взрослого
человекаэто вопрос выбора, продиктованного общим развитием и обстоятельствами, а у
ребёнка 78 лет этот выбор неосознанный и зачастую зависит от помощи взрослых.
Первые дни в школеинтернате – серьезное испытание для многих детей, особенно для
детей с ОВЗ, в данном случае речь идёт о детях с умственной отсталостью. Приход в
первый класс связан с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к
новому взрослому человеку в их жизни, коллективу, к новым требованиям, к своим
обязанностям.
Согласно исследованиям Института возрастной физиологии Российской академии
образования, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов,
каждый из которых имеет свои особенности.
Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным
напряжением практически всех систем организма. Длится дветри недели.
Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какието
оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается,
бурная реакция начинает затихать.
Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм
находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего
напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а
длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму
ребенка здоровья.
Эти же этапы переживают и учащиеся с умственной отсталостью, но сроки прохождения
адаптации могут увеличиваться или варьироваться, в зависимости от обстоятельств
детей.
Успешная адаптация включает в себя не только допустимый уровень фактического
приспособления ребёнка, теперь уже ученика, а и его социальный статус в новом
коллективе, самоощущения, удовлетворенность собой и своей жизнью. Этот процесс более мягко и безболезненно, в психологическом смысле, проходит для
детей, которые уже учились в 1 классе общеобразовательной школы или пришли из ДОУ
и проживают в том же городе, где и учатся. Куда сложнее обстоят дела с иногородними
детьми.
Ученики ещё не могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться
необходимым требованиям.
Педагог наблюдая, общаясь с детьми, может выявить причины первоначальной
дезадаптации и со своей стороны помочь их уменьшить.
Например, ученик приехал из глухой деревни, где половина жителей были его
родственники, соседи. В новой школе все незнакомы и он чувствует себя крайне
одиноко. На этих порах очень важно оказать поддержку ребёнку, как близкому
человеку. Учитель становится так называемой «мамой», но не должен пытаться её
заменить.
Ещё один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности
обучающихся это неблагоприятная обстановка дома. Педагог, исполняя обязанности
классного руководителя должен быть в курсе семейной обстановки в отношении ребёнка
и своевременно оказать помощь семье, совместно с другими специалистами.
В адаптационный период необходимо избегать педагогических упущений и ошибок. По
наблюдению великого учителя В.А.Сухомлинского, ошибки в поведении педагога
приводят к отклонениям в поведении учеников: у одних они приобретают "характер
взвинченности, у других – это мания несправедливых обид и преследований, у третьих –
озлобленность, у четвертых – напускная беззаботность, у пятых – безучастность...".
Каждый педагог знает, что воспитывать мотивацию к учению изначально нужно на
внешнем уровне: через развитие любопытства, создание интриги, проблемы и других
эмоционально красочных, игровых моментов. Постепенно приводя учащихся к выводу,
что обучениеэто неотъемлемая часть их нынешней и будущей жизни в современном
обществе. Когда учитель станет для своего ученика референтным лицом, тогда
информация от него будет приниматься и по возможности, осознаваться.
Создание благоприятных условий для психологического комфорта ребенка одна из
целей педагога.
«Дети активные существа... А если это так, то следует создать им организованную
среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает
морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Ш.А.
Амонашвили).
Здесь, большую роль играет стиль поведения педагога и согласованная работа всех
участников образовательного процесса. Это достигается с помощью результатов работы
ПМПк. После составления индивидуальных программ развития, педагогу необходимо
знать и применять рекомендации всех участников консилиума в отношении каждого
ученика. Оптимальный адаптационный период составляет одиндва месяца. В зависимости от
различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным, но
главное, что поможет сократить эти сроки (при отсутствии заболеваний в стадии
обострения) – это доброта, понимание, уважение к маленькой личности и желание ей
помочь.
Трудности адаптации учащихся с ОВЗ 1 класса школы-интерната.
Трудности адаптации учащихся с ОВЗ 1 класса школы-интерната.
Трудности адаптации учащихся с ОВЗ 1 класса школы-интерната.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.