Статья из опыта работы
«Трудные дети и методы работы с ними»
Трудные дети и методы работы с ними.
Проанализировав ситуацию в образовании в последние годы, я заметила, что трудных детей становится больше, чем 5-10 лет назад. Трудных детей становится больше в школах, которые находятся в неблагополучных, но и в благополучных районах. Поэтому каждый педагог в своей деятельности каждый день встречается с такими детьми. «Трудные» дети всегда становятся зачинщиками разных «шалостей», поэтому такие дети требуют постоянного контроля, иначе придется разбираться с более сложными проблемами, драками и т.д.
Такие дети нарушает порядок, мир и покой в классе, и если вы найдете контакт с таким ребенком, то тогда вы сможете продуктивно работать в классе.
Как же взаимодействовать с такими детьми? Очень часто у педагогов возникает такой вопрос.
Для начала нужно понять, кто такой трудный ребенок, для этого можно составить портрет «Трудного» ребенка. Определим основные признаки такого ребенка!
Портрет:
- Не может найти контакта с окружающими людьми дома, на улице в школе и т.д.
- Всегда нарушает дисциплину на уроке.
- Дерется со всеми, не обращает внимание на отличия по возрасту и полу.
- Дерзит и огрызается с педагогами и родителями.
- Небережно относится к вещам и мебели в школе и дома.
- Не выполняет домашнюю работу.
- Не соблюдает правила поведения в школе.
- Часто прогуливает уроки.
- Обманывает родителей, педагогов.
Все эти признаки можно условно разделить на 3 группы, которые чаще всего встречаются в школьных коллективах:
1. Тревожные.
2. Гиперактивные.
3. Агрессивные.
После того, как составили портрет и разделили на группы, надо понять причины такого поведения детей и найти ключик, который поможет ребенку открыться и стать лучше.
Конечно, всю работу надо начитать с выстраивания взаимодействия педагога-психолога, социального педагога, педагога, родителей. Естественно, что найти взаимосвязь в работе с педагогом-психологом и социальным педагогом очень просто. Но вот выстраивать работу с семьей ребенка очень сложно. Родители редко понимают, что ребенок ведет себя не совсем правильно, что он становится зачинщиком всех разборок и драк. Основная задача педагога и педагога-психолога убедить родителей в том, что ребенку нужна помощь.
Как это сделать? Конечно, надо привести родителям реальные примеры поведения ребенка в той или иной ситуации. Так же надо донести до родителей, что вы ему не враг, а наоборот, вы хотите помочь ребенку, чтобы в дальнейшей жизни ребенку было проще.
После того, как вам удалось наладить взаимодействие с семьей, надо поддерживать работу в непрерывной взаимосвязи.
Надо договориться об единых требованиях, предъявляемых ребенку, правилах поведения с ребенком и т.д. Сейчас разберем характеристики категорий детей.
«Тревожные дети».
Термин "тревожный" в словарях появился с 1771 года. За этот период появились разнообразные версии, которые объясняют происхождение этого термина.
В психологическом словаре дается следующее определение тревожности:это "состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответственную реакцию на страх".
Для организации работы надо понимать, чем отличается тревога и тревожности. Тревога - временное состояние ребенка, а тревожность - постоянное состояние.
Портрет тревожного ребенка:
- такие дети очень беспокойны, зачастую боятся не ситуации в целом, а предчувствия этой ситуации;
- от любой ситуации ждут только плохого;
- ощущают себя беспомощными, никому не нужными;
- стесняются и боятся начинать неизвестную им игру, заниматься незнакомой деятельностью;
- предъявляют завышенные требования к себе;
- самооценка занижена, считают себя хуже всех во всем.
Для таких детей также характерны соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. В период появления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Почему дети становятся тревожными?
Причиной возникновения тревожности у детей множество. Самой распространенной причиной является нарушение детско - родительских отношений.
Надо отметить, что состояние тревожности может быть вызвано:
- противоречия требований между родителями, родителями и школой, родителями и дедушками, бабушками;
- завышенные требования окружающих;
- унижения ребенка.
Как можно помочь тревожному ребенку?
Коррекционная работа с тревожными детьми требует длительного периода.
Работу надо выстраивать в следующих направлениях:
- Повышение самооценки ребенка, создавая ситуацию успешности ребенка, давать ребенку задания и поручения, с которыми он точно самостоятельно справится, чтобы ребенок приобрел веру в себя и в свои силы.
- Научить ребенка регулировать свои эмоции в ситуациях волнения, беспокойства, научить ребенка способом расслабления снятиям напряжения мышечного и эмоционального.
«Агрессивные дети»
В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».
Портрет агрессивного ребенка:
- дерется с детьми;
- отбирает и портит вещи других;
- грубит.
Причины детской агрессивности:
- Нарушенные детско-родительские отношения.
- Непринятие родителями своих детей.
- Безразличие или враждебность со стороны родителей.
- Унижения ребенка в семье, школе и др.
- Гиперопека и гипоопека.
- Запрет на физическую активность.
- Повышенная раздражительность.
- Подсознательное ожидание опасности.
- Зависит от личностных особенностей ребенка, его характером и темпераментом.
Как помочь агрессивному ребенку?
Такие дети ведут себя неправильно чаще всего вследствие того, что просто не знают как надо себя вести.
Работу с этими детьми надо выстраить в следующих направлениях:
- Научить ребенка управлять, контролировать своими эмоциями, гневом, выплескивать свои эмоции безопасным способом.
- Обучить способам контролировать свои эмоции в ситуациях провоцирующих всплески гнева, агрессии и тревожности.
- Научить осознавать эмоции окружающих и себя, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим.
- Формировать навыки общения, адекватные поведенческие, реакции в проблемных ситуациях, выхода из конфликта.
«Гиперактивные дети»
В словаре гиперактивность — отклонение от возрастных норм развития онтогенетического, характерное невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в поведении социальном и деятельности интеллектуальной, повышенной активностью при нормальном уровне развития интеллектуального. Все это приводит к слабой успеваемость в школе и низкой самооценке.
Портрет гиперактивного ребенка:
- активный, всегда в движении все части тела;
- ребенок много пропускает мимо ушей, не усваивает;
- всем интересуется вскользь, мимоходом;
- бывает неуклюж;
- импульсивный, частые смены настроения;
- бывает агрессивный;
Причины гиперактивности:
Гиперактивных детей с каждым годом становится все больше и больше, в научных сообществах идут споры о причинах возникновения гиперактивности.
Наиболее распространенные причины возникновения:
- генетические (наследственная предрасположенность);
- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).
Как работать с вечным двигателем?
- Выговоры, порицания они не воспринимают.
- Положительно относятся к одобрениям, похвале, хвалить надо даже за малейшею победу над собой.
- Необходим физический контакт с ребенком, взять за ладонь, обнять в трудной ситуации.
- Ребенку очень трудно в большой группе людей. Для него лучше взаимодействовать с одним партнером.
- Переутомление приводит к повышению гиперактивности и снижению самоконтроля.
- Запреты не работают с такими детьми, надо пользоваться системой договора, поиском альтернативы.
В заключение надо сказать, что для всех трудных детей надо соблюдать следующее:
- давать задания посильные для самостоятельного выполнения ребенком.
- хвалить ребенка за все его победы.
- запреты заменить на альтернативные решения.
- наладить детско-родительские отношения.
- наладить физический контакт.
Если соблюдать все эти правила, тогда трудный ребенок станет вашим помощником.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.