Трудные дети и методы работы с ними

  • doc
  • 06.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Трудные дети и методы работы с ними.doc

Статья из опыта работы

«Трудные дети и методы работы с ними»

Трудные дети и методы работы с ними.

Проанализировав ситуацию в образовании в последние годы, я заметила, что трудных детей становится больше, чем 5-10 лет назад. Трудных детей становится больше в школах, которые находятся в неблагополучных, но и в благополучных районах. Поэтому каждый педагог в своей деятельности каждый день встречается с такими детьми. «Трудные» дети всегда становятся зачинщиками разных «шалостей», поэтому такие дети требуют постоянного контроля, иначе придется разбираться с более сложными проблемами, драками и т.д.

Такие дети нарушает порядок, мир и покой в классе, и если вы найдете контакт с таким ребенком, то тогда вы сможете продуктивно работать в классе.

Как же взаимодействовать с такими детьми? Очень часто у педагогов возникает такой вопрос.

Для начала нужно понять, кто такой трудный ребенок, для этого можно составить портрет «Трудного» ребенка. Определим основные признаки такого ребенка!

Портрет:

- Не может найти контакта с окружающими людьми дома, на улице в школе и т.д.

- Всегда нарушает дисциплину на уроке.

- Дерется со всеми, не обращает внимание на отличия по возрасту и полу.

- Дерзит и огрызается с педагогами и родителями.

- Небережно относится к вещам и мебели в школе и дома.

- Не выполняет домашнюю работу.

- Не соблюдает правила поведения в школе.

- Часто прогуливает уроки.

- Обманывает родителей, педагогов.

Все эти признаки можно условно разделить на 3 группы, которые чаще всего встречаются в школьных коллективах:

1.                 Тревожные.

2.                 Гиперактивные.

3.                 Агрессивные.

После того, как составили портрет и разделили на группы, надо понять причины такого поведения детей и найти ключик, который поможет ребенку открыться и стать лучше.

Конечно, всю работу надо начитать с выстраивания взаимодействия педагога-психолога, социального педагога, педагога, родителей. Естественно, что найти взаимосвязь в работе с педагогом-психологом и социальным педагогом очень просто. Но вот выстраивать работу с семьей ребенка очень сложно. Родители редко понимают, что ребенок ведет себя не совсем правильно, что он становится зачинщиком всех разборок и драк.  Основная задача педагога и педагога-психолога убедить родителей в том, что ребенку нужна помощь.

Как это сделать? Конечно, надо привести родителям реальные примеры поведения ребенка в той или иной ситуации. Так же надо донести до родителей, что вы ему не враг, а наоборот, вы хотите помочь ребенку, чтобы в дальнейшей жизни ребенку было проще.

После того, как вам удалось наладить взаимодействие с семьей, надо поддерживать работу в непрерывной взаимосвязи.

Надо договориться об единых требованиях, предъявляемых ребенку, правилах поведения с ребенком и т.д. Сейчас разберем характеристики категорий детей.

«Тревожные дети».

Термин "тревожный" в словарях появился с 1771 года. За этот период появились разнообразные версии, которые объясняют происхождение этого термина.

В психологическом словаре дается следующее определение тревожности:это "состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответственную реакцию на страх".

Для организации работы надо понимать, чем отличается тревога и тревожности. Тревога - временное состояние ребенка, а тревожность - постоянное состояние.

Портрет тревожного ребенка:

- такие дети очень беспокойны, зачастую боятся не ситуации в целом, а предчувствия этой ситуации;

- от любой ситуации ждут только плохого;

- ощущают себя беспомощными, никому не нужными;

- стесняются и боятся начинать неизвестную им игру, заниматься незнакомой деятельностью;

- предъявляют завышенные требования к себе;

- самооценка занижена, считают себя хуже всех во всем.

Для таких детей также характерны соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. В период появления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Почему дети становятся тревожными?

Причиной возникновения тревожности у детей множество. Самой распространенной причиной является нарушение детско - родительских отношений.

Надо отметить, что состояние тревожности может быть вызвано:

- противоречия требований между родителями, родителями и школой, родителями и дедушками, бабушками;

- завышенные требования окружающих;

- унижения ребенка.

Как можно помочь тревожному ребенку?

Коррекционная работа с тревожными детьми требует длительного периода.

Работу надо выстраивать в следующих направлениях:

- Повышение самооценки ребенка, создавая ситуацию успешности ребенка, давать ребенку задания и поручения, с которыми он точно самостоятельно справится, чтобы ребенок приобрел веру в себя и в свои силы.

- Научить ребенка регулировать свои эмоции в ситуациях волнения, беспокойства, научить ребенка способом расслабления снятиям напряжения мышечного и эмоционального.

«Агрессивные дети»

В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».

Портрет агрессивного ребенка:

- дерется с детьми;

- отбирает и портит вещи других;

- грубит.

Причины детской агрессивности:

- Нарушенные детско-родительские отношения.

- Непринятие родителями своих детей.

- Безразличие или враждебность со стороны родителей.

- Унижения ребенка в семье, школе и др.

- Гиперопека и гипоопека.

- Запрет на физическую активность.

- Повышенная раздражительность.

- Подсознательное ожидание опасности.

- Зависит от личностных особенностей ребенка, его характером и темпераментом.

Как помочь агрессивному ребенку?

Такие дети ведут себя неправильно чаще всего вследствие того, что просто не знают как надо себя вести.

Работу с этими детьми надо выстраить в следующих направлениях:

- Научить ребенка управлять, контролировать своими эмоциями, гневом, выплескивать свои эмоции безопасным способом.

- Обучить способам контролировать свои эмоции в ситуациях провоцирующих всплески гнева, агрессии и тревожности.

- Научить осознавать эмоции окружающих и себя, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим.

- Формировать навыки общения, адекватные поведенческие, реакции в проблемных ситуациях, выхода из конфликта.

«Гиперактивные дети»

В словаре гиперактивность — отклонение от возрастных норм развития онтогенетического, характерное невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в поведении социальном и деятельности интеллектуальной, повышенной активностью при нормальном уровне развития интеллектуального. Все это приводит к слабой успеваемость в школе и низкой самооценке.

Портрет гиперактивного ребенка:

- активный, всегда в движении все части тела;

- ребенок много пропускает мимо ушей, не усваивает;

- всем интересуется вскользь, мимоходом;

- бывает неуклюж;

- импульсивный, частые смены настроения;

- бывает агрессивный;

Причины гиперактивности:

Гиперактивных детей с каждым годом становится все больше и больше, в научных сообществах идут споры о причинах возникновения гиперактивности.

Наиболее распространенные причины возникновения:

- генетические (наследственная предрасположенность);

- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);

- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Как работать с вечным двигателем?

- Выговоры, порицания они не воспринимают.

- Положительно относятся к одобрениям, похвале, хвалить надо даже за малейшею победу над собой.

- Необходим физический контакт с ребенком, взять за ладонь, обнять в трудной ситуации.

- Ребенку очень трудно в большой группе людей. Для него лучше взаимодействовать с одним партнером.

- Переутомление приводит к повышению гиперактивности и снижению самоконтроля.

- Запреты не работают с такими детьми, надо пользоваться системой договора, поиском альтернативы.

В заключение надо сказать, что для всех трудных детей надо соблюдать следующее:

- давать задания посильные для самостоятельного выполнения ребенком.

- хвалить ребенка за все его победы.

- запреты заменить на альтернативные решения.

- наладить детско-родительские отношения.

- наладить физический контакт.

Если соблюдать все эти правила, тогда трудный ребенок станет вашим помощником.