Трудные задания ЕГЭ по русскому языку
Все задания регламентируются правилами, однако некоторые из правил не включены в школьные учебники или же учителя не акцентируют на них внимание. Поэтому в данной разработке приводятся сложные случаи постановки ударения, различения паронимов, морфологических и синтаксических ошибок.
Задание 4.
Часто ошибки допускаются в постановке ударения в следующих словах: включИт, отключАт, слИвовый, пломбировАть, кровоточИть, бАрмен, фенОмен, давнИшний, диспансЕр, Иконопись, кАшлянуть, исчЕрпать, исчерпАвший, облегчИть, сверлИт, завИдно, прибЫвший, закУпорить.
1)Попробуем запомнить:
ЧАт отключАт (переключАт, включАт).
Зуб пока не надо рвАть, беги его пломбировАть.
Зуб давно пора лечИть, пока не стал кровоточИть.
Петя в знаниях фенОмен, в «двойке» мальчик не винОвен.
Кто-то явно третий лИшний, это недруг мой давнИшний.
БАрмен подаёт напитки, пАрня обобрал до нитки.
Надменный лорд и важный сЭр не посещают диспансЕр.
Нужно пуговку пришИть, мамин труд чтоб облегчИть.
У меня в ушах звенИт: столЯр отверстие сверлИт.
В гости к нам – учитель бЫвший, ровно в два часа прибЫвший.
В бинокль всю округу вИдно, одноклассникам завИдно.
Скороговорки: Монах НИкон изучал Иконопись.
ПАша ел кАшу и боялся кАшлянуть.
В глаголах облегчИть и сверлИть во всех формах ударение не изменяется: облегчИшь, облегчИм, облегчАт, облегчИте; сверлИшь, сверлИм, сверлЯт, сверлИте).
В вазочках было разложено Яблочное, грУшевое и слИвовое повидло. (В этих словах ударение падает на первый слог, запоминаем по слову «Яблочное»).
2) В некоторых глаголах женского рода прошедшего времени ударение падает на окончание: бралА, взялА, вилА, вралА, гналА, далА, ждалА, звалА, лгалА, рвалА, спалА, понялА и др. Надо запомнить: клАла, крАла, ржАла, слАла, стлАла.
Лошадь долго в стойле ржАла:
КлАра корм её укрАла,
Горсть овса за щёку клАла, А потом постель постлАла, Лошадь за овсом послАла.
Задание 5.
Различение паронимов в основном трудностей не вызывает, следует ознакомиться со словарём паронимов. Но ученикам бывает сложно отличить следующие паронимы:
• Величавый. Исполненный торжественности; величественный. . Величавая походка..
• Величественный. Исполненный величия, торжественности, величавый; исполненный достоинства, важности. Величественная панорама. Величественная стройность. Величественная женщина.
• Претерпеть. 1. Перенести, пережить, испытать что-либо тяжелое, неприятное. Претерпеть бедствия. 2. Подвергнуться какому-либо изменению. Претерпеть преобразования.
• Перетерпеть. 1. Пережить, перенести, вытерпеть многое. Перетерпев жизненные невзгоды, стать сильнее. 2. перех. и без доп. Терпя, преодолеть. Перетерпеть жажду.
• Представить. 1.Показать, познакомить. Представить друга родителям. 2.Вручить для ознакомления, рассмотрения или заключения. Представить план застройки в указанный срок. 3. Вручить награду. Представить к награде. • Предоставить. Дать, выдать, даровать, позволить. Предоставить права. Предоставить отпуск.
Сравните: Военнослужащим представили квартиры в новом доме. (Показали, но не дали.) Военнослужащим предоставили квартиры в новом доме (Дали, выделили квартиры.) Задание 7.
Следует запомнить:
1. Поезжай (нельзя: ехай, едь, езжай).
2.Надеть (что? Неодуш. сущ.), одеть (кого? Одуш.сущ.) Надеть шапку. Одеть ребёнка. Запоминаем по первым буквам: надеть + неодушевлённое существительное; одеть+ одушевлённое существительное.
3. Класть, а не ложить, покласть.
4. Скучаю по вас, по тебе, скучали по нас (нельзя: скучаю о вас, скучаю за тобой). Допустимо: скучаю по вам.
5.Жжём, а не жгём.
6.Положите, а не положьте.
7.Лягте, а не ляжьте.
8.Исчез, а не исчезнул, иссяк (источник), а не иссякнул. Суффикс –ну- имеет значение одноразового быстрого действия: прыгнул, крикнул.
9.Идти из школы, а не со школы; приехал из Москвы, а не с Москвы.
10. Слова более, менее, наиболее, наименее, самый прибавляются к начальной форме прилагательных и наречий, а не к сравнительной и превосходной степени: более высокий, самый высокий, наиболее важный (нельзя: более выше, самый высочайший). Слова гораздо, всех, всего, намного сочетаются с прилагательными в сравнительной степени: гораздо лучше, намного лучше, лучше всех, правильнее всего, добрее всех.
11. Правильно: заплатить за проезд, оплатить проезд (нельзя: оплатить за проезд).
12.Правильно: отзыв о чём-либо, рецензия на что-либо. Отзыв о телепередаче. Рецензия на статью.
Задание 8.
Грамматические ошибки – это ошибки в построении слова, словосочетания, предложения (ихний; вышли из класса по окончанию урока; Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа).
1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
а) Предлоги согласно, вопреки, благодаря, наперекор требуют дательного падежа: согласно (чему?) расписанию, вопреки предписанию.
б) Предлог ПО в значении «после чего-либо» употребляется с предложным падежом: по прибытии, по завершении, по окончании, по приезде, по прилёте.
2.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
а) Деепричастие должно относиться к глаголу и обозначать добавочное действие, производимое одним лицом (предметом). Неверно: Объевшись ягод, у меня заболел живот. (Живот не может объесться ягодами. Получается два предмета: живот и тот, кто объелся ягодами.)
б) Деепричастный оборот не сочетается с безличным предложением, в котором указано состояние без его носителя. Неверно: Возвращаясь домой, ему стало плохо.
в) Деепричастный оборот сочетается с безличным предложением, сказуемое в котором выражено инфинитивом со словами можно, нужно, следует, необходимо, надо, нельзя. Это, как правило, совет, рекомендация, инструкция: Уходя из дома, следует закрыть окна.
г) Деепричастный оборот сочетается с определённо-личным предложением: Услышав длинный гудок, (вы) наберите номер абонента.
д) Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием: Вернувшись с фронта, сержант был зачислен в военное училище. Правильно: Когда сержант вернулся с фронта, его зачислили в военное училище.
3.Ошибка в построении предложения с однородными членами:
а) однородные члены управляют разными падежами (имеют одно и то же зависимое слово). Неверно: Николай интересовался и уделял много времени спорту. Верно: Николай интересовался спортом и уделял ему много времени.
б) нарушения в употреблении двойных союзов: как.., так и; не только..., но и; если.., то. Неверно: Мой отец хорошо знал повадки не только зверей, но голоса птиц (пропущен союз И). Ошибка может быть и в нарушении порядка слов в предложении с двойными союзами (первая часть двойного союза относится не к однородному члену предложения): Грамоты не только получили победители олимпиады, но и призёры. Правильно: Грамоты получили не только победители олимпиады, но и призёры. В предложении с ошибкой первая часть двойного союза относится к сказуемому получили, а не к подлежащему победители. Нарушается однородность подлежащих.
4.Ошибка в построении сложного предложения:
а) Лишнее указательное слово в главном предложении: Я считаю [ то], что вы неправы.
б) Неверный выбор союза или союзного слова: Перед тем чтобы приступить к выполнению домашнего задания, надо отдохнуть. (Должно быть союзное слово как)
в) Смешение главного и придаточного предложений: Картина Левитана висит справа на стене, которая называется «Золотая осень». Правильно: Картина Левитана, которая висит справа на стене, называется «Золотая осень».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.