Трудные задания на ЕГЭ по русскому языку

  • pdf
  • 11.08.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Трудные задания ЕГЭ по русскому языку.pdf

Трудные задания ЕГЭ по русскому языку

(«Ловушки» ЕГЭ)

Все задания регламентируются правилами, однако некоторые из правил  не включены в школьные учебники или же учителя не акцентируют на них внимание. Поэтому в данной разработке приводятся сложные случаи постановки ударения, различения паронимов, морфологических и синтаксических ошибок. 

Задание 4.

Часто ошибки допускаются в постановке ударения в следующих словах: включИт, отключАт, слИвовый, пломбировАть, кровоточИть, бАрмен, фенОмен, давнИшний, диспансЕр, Иконопись, кАшлянуть, исчЕрпать, исчерпАвший, облегчИть, сверлИт, завИдно, прибЫвший, закУпорить.

1)Попробуем запомнить: 

ЧАт отключАт (переключАт, включАт).

Зуб пока не надо рвАть, беги его пломбировАть.

Зуб давно пора лечИть, пока не стал кровоточИть.

Петя в знаниях фенОмен, в «двойке» мальчик не винОвен.

Кто-то явно третий лИшний, это недруг мой давнИшний.

БАрмен подаёт напитки, пАрня обобрал до нитки.

Надменный лорд и важный сЭр не посещают диспансЕр.

Нужно пуговку пришИть, мамин труд чтоб облегчИть.

У меня в ушах звенИт: столЯр отверстие сверлИт.

В гости к нам – учитель бЫвший, ровно в два часа прибЫвший.

В бинокль всю округу вИдно, одноклассникам завИдно.

Скороговорки: Монах НИкон изучал Иконопись.

ПАша ел кАшу и боялся кАшлянуть.

В глаголах облегчИть и сверлИть во всех формах ударение не изменяется: облегчИшь, облегчИм, облегчАт, облегчИте; сверлИшь, сверлИм, сверлЯт, сверлИте).

В вазочках было разложено Яблочное, грУшевое и слИвовое повидло. (В этих словах ударение падает на первый слог, запоминаем по слову «Яблочное»).

2) В некоторых  глаголах женского рода прошедшего времени ударение падает на окончание: бралА, взялА, вилА, вралА, гналА, далА, ждалА, звалА, лгалА, рвалА, спалА, понялА и др. Надо запомнить: клАла, крАла, ржАла, слАла, стлАла. 

Лошадь долго в стойле ржАла:

КлАра корм её укрАла,

Горсть овса за щёку клАла, А потом постель постлАла, Лошадь за овсом послАла.

Задание 5.

Различение паронимов в основном трудностей не вызывает, следует ознакомиться со словарём паронимов. Но ученикам бывает сложно отличить следующие паронимы:

      Величавый. Исполненный торжественности; величественный. . Величавая походка..

      Величественный. Исполненный величия, торжественности, величавый; исполненный достоинства, важности. Величественная панорама. Величественная стройность. Величественная женщина.

      Претерпеть. 1. Перенести, пережить, испытать что-либо тяжелое, неприятное. Претерпеть бедствия. 2. Подвергнуться какому-либо изменению. Претерпеть преобразования.

      Перетерпеть. 1. Пережить, перенести, вытерпеть многое. Перетерпев жизненные невзгоды, стать сильнее. 2. перех. и без доп. Терпя, преодолеть. Перетерпеть жажду.  

      Представить. 1.Показать, познакомить. Представить друга родителям. 2.Вручить для ознакомления, рассмотрения или заключения. Представить план застройки в указанный срок. 3. Вручить награду. Представить к награде. Предоставить.         Дать, выдать,           даровать,       позволить.      Предоставить          права. Предоставить отпуск.

Сравните: Военнослужащим представили квартиры в новом доме. (Показали, но не дали.) Военнослужащим предоставили квартиры в новом доме (Дали, выделили квартиры.) Задание 7.

Следует запомнить:

1. Поезжай (нельзя: ехай, едь, езжай).

2.Надеть (что? Неодуш. сущ.), одеть (кого? Одуш.сущ.) Надеть шапку. Одеть ребёнка. Запоминаем по первым буквам: надеть + неодушевлённое существительное; одеть+ одушевлённое существительное.

3.   Класть, а не ложить, покласть.

4.   Скучаю по вас, по тебе, скучали по нас (нельзя: скучаю о вас, скучаю за тобой). Допустимо: скучаю по вам.

5.Жжём, а не жгём.

6.Положите, а не положьте.

7.Лягте, а не ляжьте.

8.Исчез, а не исчезнул, иссяк (источник), а не иссякнул. Суффикс –ну- имеет значение одноразового быстрого действия: прыгнул, крикнул.

9.Идти из школы, а не со школы; приехал из Москвы, а не с Москвы.

10.            Слова более, менее, наиболее, наименее, самый прибавляются к начальной форме прилагательных и наречий, а не к сравнительной и превосходной степени: более высокий, самый высокий, наиболее важный (нельзя: более выше, самый высочайший). Слова гораздо, всех, всего, намного сочетаются с прилагательными в сравнительной степени: гораздо лучше, намного лучше, лучше всех, правильнее всего, добрее всех.

11.            Правильно: заплатить за проезд, оплатить проезд (нельзя: оплатить за проезд).

12.Правильно: отзыв о чём-либо, рецензия на что-либо. Отзыв о телепередаче. Рецензия на статью.

Задание 8.

Грамматические ошибки – это ошибки в построении слова, словосочетания, предложения (ихний;  вышли из класса по окончанию урока; Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа).

1.Неправильное   употребление      падежной   формы        существительного        с предлогом.

а) Предлоги согласно, вопреки, благодаря, наперекор требуют дательного падежа: согласно (чему?) расписанию, вопреки предписанию.

б) Предлог ПО в значении «после чего-либо» употребляется с предложным падежом: по прибытии, по завершении, по окончании, по приезде, по прилёте.

2.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

а) Деепричастие должно относиться к глаголу и обозначать добавочное действие, производимое одним лицом (предметом). Неверно: Объевшись ягод, у меня заболел живот. (Живот не может объесться ягодами. Получается два предмета: живот и  тот, кто объелся ягодами.)

б) Деепричастный оборот не сочетается с безличным предложением, в котором указано состояние без его носителя. Неверно: Возвращаясь домой, ему стало плохо.

в) Деепричастный оборот сочетается с безличным предложением, сказуемое в котором выражено инфинитивом со словами можно, нужно, следует, необходимо, надо, нельзя. Это, как правило, совет, рекомендация, инструкция: Уходя из дома, следует закрыть окна.

г) Деепричастный оборот сочетается с определённо-личным предложением: Услышав длинный гудок, (вы) наберите номер абонента.

д) Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием: Вернувшись с фронта, сержант был зачислен в военное училище. Правильно: Когда сержант вернулся с фронта, его зачислили в военное училище.

3.Ошибка в построении предложения с однородными членами:

а) однородные члены управляют разными падежами (имеют одно и то же зависимое слово). Неверно: Николай интересовался и уделял много времени спорту. Верно: Николай интересовался спортом и уделял ему много времени.

б) нарушения в употреблении двойных союзов: как.., так и; не только..., но и; если.., то. Неверно: Мой отец хорошо знал повадки не только зверей, но голоса птиц (пропущен союз И). Ошибка может быть и в нарушении порядка слов в предложении с двойными союзами (первая часть двойного союза относится не к однородному члену предложения): Грамоты не только получили победители олимпиады, но и призёры. Правильно: Грамоты получили не только победители олимпиады, но и призёры. В предложении с ошибкой первая часть двойного союза относится к сказуемому получили, а не к подлежащему победители. Нарушается однородность подлежащих.

4.Ошибка в построении сложного предложения:

а) Лишнее указательное слово в главном предложении: Я считаю [ то], что вы неправы.

б) Неверный выбор союза или союзного слова: Перед тем чтобы приступить к выполнению  домашнего задания, надо отдохнуть. (Должно быть союзное слово как)

в) Смешение главного и придаточного предложений: Картина Левитана висит справа на стене, которая называется «Золотая осень». Правильно: Картина Левитана, которая висит справа на стене, называется «Золотая осень».