Трудные жизненные ситуации
Оценка 4.7

Трудные жизненные ситуации

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
9 кл—11 кл
08.03.2020
Трудные жизненные ситуации
Классные час
Классный час Трудные ситуации 9-11кл.docx

Колпакова Юлия Андреевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Башкирская республиканская гимназия – интернат №1 им. Рами Гарипова

Республика Башкортостан, г. Уфа

 

Классный час «Трудные жизненные ситуации» 9 - 11 классы

 «В сердце каждой трудности кроется возможность»

Альберт Эйнштейн

Цель: знакомство с понятиями «трудная жизненная ситуация», осознание стрессовых ситуаций и способов поведения в них.

1. Введение

Классный руководитель:

На сегодняшний момент в нашей жизни происходит достаточно много событий, кому-то пришлось менять школьные коллективы, были переезды, смена места жительства, личные победы и поражения. Жизнь от нас требует социальной смелости и самостоятельности. Поэтому именно сегодня считаю уместным поговорить с вами о жизненном пути, о тех трудностях, которые могут возникать на нем.

А начать, я бы хотела с притчи. Сейчас я прочитаю вам ее, а вы подумайте и посчитайте, сколько трудных жизненных ситуаций пришлось на долю это­го человека? (Притча «Шалаш»).

В океане корабль попал в сильнейший шторм. Единственный человек, уцелевший после гибели корабля, был выброшен вол­ной на необитаемый остров. Он всматривался в горизонт в надежде уви­деть корабль, который принесет ему спасение, но шло время, и ни один ко­рабль не появлялся. Дневной зной и ночной холод, ветер и дождь подрывали физические силы человека. Тогда он решил построить нехитрый шалаш из бревен, выброшенных на берег волнами. Человек уже потерял счет дням, проведенным на острове. Однажды вечером, возвращаясь из похода в поисках пищи, он увидел, что его шалаш объят пламенем. Огненный столб взметнулся высоко в вечер­нее небо. Человек был в отчаянии.

— Господи, почему это случилось со мной, за что? - рыдал он у тлеющих останков своего жилища. Рано утром человек увидел приближающийся к острову корабль. Ока­залось, что корабль появился здесь не случайно.

— Как вы узнали, что я здесь? - спросил человек у капитана корабля.

— Мы увидели твой дымовой сигнал, - ответил капитан.

Обсуждение: — Сколько раз во время рассказа человек находился в отчаянии?

— Что помогло ему вернуться домой?

Трудности – это испытание. Пройдя это испытание, мы обретаем счастье.

2. Работа по теме занятия. Работа с эпиграфом: «В сердце каждой трудности кроется возможность». Альберт Эйнштейн

- А какие ситуации можно назвать трудными?  Как вы думаете, есть ли люди, у которых совершенно не бывает трудностей?  Почему одни люди видят в своей линии жизни больше радостей, а другие горестей?  Для чего нам нужны кризисы?  В нашей жизни чередуются хорошие и плохие события. Кроме праздников, удач и хороших дней, бывают отрицательные события. Поэтому нужно учиться правильно выходить из трудных жизненных ситуаций.

3. Тренинг Упражнение «Солнце и тучи»

Представьте, что Солнышко - это тепло отношений с родственниками, с одноклассниками, с друзьями, его лучи согревают наши души, дарят нам понимания, поддержку. Но очень часто в отношениях нас не всё устраивает, и появляются «тучи»- наши проблемы. На прошлых занятиях, мы с вами обсуждали ваши проблемы. Они сегодня и закрыли наше теплое солнышко. Сейчас Вам в группах предстоит подумать над решением этих трудностей. В со­ответствии с выделенными в упражнении «Трудные жизненные ситуации» стрессовыми ситуациями участники начинают в груп­пе обсуждать ситуацию, а также свои чувства и поведение в ней. Одновременно во время групповой работы участники запол­няют таблицу:

настроение

мысли

поведение

 

Упражнение «Трудные жизненные ситуации»

Работа проводит­ся в микрогруппах с их обсуждением.

- Напишите на листке бумаги 5 трудных жизненных ситуаций, случив­шихся в вашей жизни недавно. Подумайте и запишите ответы на следующие вопросы: Являются ли эти события жизненно важными или это обычные неприятности? Почему вы считаете их трудными? В чем вы видите причину трудной жизненной ситуации? Участники друг за другом называют разнообразные трудные жизненные ситуации, которые ведущий записывает на ватмане. Затем ведущий выясняет, сколько участников также записали аналогичную ситуацию в свой список. Таким образом, мы получим список трудных жизненных ситуаций, наиболее часто встречающихся в тренинговой группе.

Упражнение «Меня выбила из колеи ситуация, когда ...»

В соответствии с выделенными в упражнении «Трудные жизненные ситуации» стрессовыми ситуациями участники делятся на 4-5 групп и начинают в группе обсуждать ситуацию, которая произошла с ними, а также свои чувства и поведение в ней. Одновременно во время групповой работы участники заполняют таблицу:

Чувства и эмоции

Поведение

Обсуждение (ведущий фиксирует ответы участников на ватмане). Все участники делятся на микрогруппы, и каждая получает для обсуждения свою стрессовую ситуацию. Затем обсуждение четырех-пяти ситуаций ведется в общем круге. Какие мысли у вас возникали в трудной жизненной ситуации? Какие чувства вы испытывали при этом? Как вы вели себя в стрессовой ситуации? Испытывали ли вы при обсуждении трудных жизненных ситуаций напряжение?

Я предлагаю вам создать книгу «Вместе мы преодолеем любые трудности!». Первую страницу я уже подготовила. Теперь наша с вами задача делиться и совместно решать наши проблемы. Но иногда, в трудной жизненной ситуации кажется, что так тяжело будет всегда, что никогда не кончится этот кошмар, и нет никакой надежды. И тогда мир сужается до одной проблемы и человек ничего вокруг не замечает. Побег из дома – довольно частое явление среди подростков.

Почему подростки убегают из дома? Шапка ответов!

·         Сложная обстановка в семье, постоянные ссоры.

·         Родители не принимают того, что подросток стал личностью, с которой нужно считаться.

·         Появление в семье чужого человека – отчима или мачехи.

·         Подросток стал изгоем в школе и компании, не умеет выстраивать взаимоотношения со сверстниками.

·         Рождение в семье малыша, когда о старших детях временно забывают.

·         Развод родителей может спровоцировать протестное поведение.

·         Попытка обратить на себя внимание, дефицит любви.

·         Чрезмерная опека или, наоборот, полная вседозволенность.

·         Постоянные придирки и критика со стороны родителей.

·         Подросток сблизился с плохой компанией.

·         Желание скорее стать взрослым и обрести самостоятельность.

·         Проблемы с алкоголем, наркотиками.

·         Страх наказания за крупный проступок.

·         Желание быть свободным от всех.

·         Насилие в семье или со стороны сверстников.

·         Излишняя избалованность.

·         Желание острых ощущений, любопытство, скука.

·         Неблагополучные родители, страдающие алкоголизмом и наркоманией.

·         Психологические или психические отклонения у подростка.

 

Как видите, причин для побега из дома у ребят вашего возраста более чем достаточно. Поэтому важно не доводить проблему до такой острой стадии, а брать ситуацию под контроль. Если у вас иногда возникают мысли сбежать из дома, не стоит пугаться. Так проявляются ваши внутренние конфликты и желания, чтобы вас любили и прислушивались к вашему мнению.

4. Тренинг «Дерево поддержки»

Кто может вас поддержать? Что могут сделать родители, близкие, друзья, чтобы избежать этой ситуации?

Мы отразили причины ухода из семьи. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо обладать роскошью человеческого общения!


Вас может поддержать семья?  Вас могут поддержать друзья?  Вас могут поддержать одноклассники? А может поддержать учитель?  


Как вы считаете, можно ли выделить из перечисленного самое главное или все они могут препятствовать уходам из семьи? А вы со мной согласны? На ваш взгляд поддержка должна быть комплексной? Давайте спрогнозируем ситуацию. Представьте, что вы оказались в трудной жизненной ситуации.

Что или кто могут вас поддержать? Что бы вам хотелось услышать?

Ребята на местах записывают свои мнения на листочках дерева. По окончании работы каждый подходит и крепит свой листочек к дереву.

Закрепите листки надежды на дерево поддержки. Пусть оно зазеленеет.

Озвучивает мнения, систематизирует их. Спрашивает, почему были высказаны такие пожелания, просит ребят аргументировать свою точку зрения.

Вывод: Ребята, из этого тренинга можно сделать вывод, что наравне с семьей вы говорили о членах коллектива нашего класса. Это очень важно - поддержка друзей и коллектива. Я рада, что наш класс вы считаете второй семьей Вам здесь комфортно и легко общаться. Каждый человек должен искать выход из сложившейся трудной ситуации, и не допустить ухода из семьи. Основной выход мы совместно с вами нашли - это поддержка. Тренинг убедил нас в том, что жить в обществе очень трудно. Это и жизненные, семейные неурядицы, конфликты. Некоторые мы учились сегодня с вами преодолевать. Получили практические советы и для вас и для родителей. Это наше очередное занятие из системы классных часов – тренингов, которые учат главной ценности - общению. 

Завершение. Рефлексия. «Спасибо Вам за приятное общение».

Упражнение: «Я в лучах солнца»

Инструкция для детей: на отдельном листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети: с кружком посредине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача — написать о себе как можно лучше. Носите этот листочек всюду с собой. Добавляйте лучи. А если вам станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не го­дитесь, достаньте это солнце, посмотрите на него и вспомните, поче­му вы написали о том или другом своем качестве. Одно предупреждение все же необходимо. Любить себя - это не значит, все время гладить себя по головке и все прощать. Любить се­бя - это значит понимать свои слабости и недостатки и даже отврати­тельные черты, для того чтобы иметь силы и возможности их преодо­левать, становиться лучше, сильнее, независимее. А значит, быть го­товым к тем трудностям, которые обязательно выпадут на вашу долю. Сегодня вы все активно работали. Помогали друг другу искать пути выхода из проблемной ситуации. Давайте каждый из нас поблагодарит друг друга за это дружными аплодисментами. Давайте и впредь всё делать вместе, дружно, сообща, прислушиваться к советам, уходить от проблем или ходя бы мысленно отдаляться от них. Чего нельзя делать: Накапливать негативные переживания. Отказываться от жизни.

Нужно делать: Обратиться к другому человеку, который может тебя выслушать. Это может быть психолог, учитель, родитель (если травма не связана с ним). Есть люди, которым ты дорог. Искать свои внутренние резервы. Нужно, чтобы в вас очень прочно сидела мысль, что все плохое, когда то кончается и скоро наступят хорошие времена. Иногда достаточно просто переждать или перетерпеть.

Литература:

1. Гунькина Н.А. Подросток в трудной жизненной ситуации: признаки и способы помощи / Н.А. Гунькина // Социальная психология. - 2014. - № 5. - С.9

2.  Кочкина Л.В. Помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: Методическое пособие. Ярославль: Ремдер, 2008 - 128 с.

3. «Психолого-педагогическая поддержка подростков в образовательной среде» сборник научных статей под. Ред. Нелюбовой Я.К., Чаловка С.В.

4. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога (5-11 классы). М., «ВАКО», 2007.


 

Колпакова Юлия Андреевна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Колпакова Юлия Андреевна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Огненный столб взметнулся высоко в вечер­нее небо

Огненный столб взметнулся высоко в вечер­нее небо

Упражнение «Трудные жизненные ситуации»

Упражнение «Трудные жизненные ситуации»

И тогда мир сужается до одной проблемы и человек ничего вокруг не замечает

И тогда мир сужается до одной проблемы и человек ничего вокруг не замечает

Давайте спрогнозируем ситуацию

Давайте спрогнозируем ситуацию

А значит, быть го­товым к тем трудностям, которые обязательно выпадут на вашу долю

А значит, быть го­товым к тем трудностям, которые обязательно выпадут на вашу долю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2020