Целеполагание на уроках русского языка
Оценка 4.9

Целеполагание на уроках русского языка

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
2 кл—11 кл +1
04.01.2019
Целеполагание на уроках русского языка
Образование и обучение – это процессы, которые организуются в соответствии с целями, включающими 3 взаимосвязанных вида деятельности: деятельность учащихся, деятельность педагога, их совместная деятельность. Б. Блум предложил шесть основных категорий учебных целей в соответствии с таксономией (т.е. с возрастанием их сложности и значимости для протекания процесса):1) знать; 2) понимать; 3) применять; 4) анализировать; 5) синтезировать; 6) оценивать. Цели должны быть обозначенными в виде четких результатов. Объясняется, что именно необходимо достигнуть. Цель по SMART должна быть конкретной, что увеличивает вероятность ее достижения. Понятие «Конкретный» означает, что при постановке цели точно определен результат, который хотите достичь. Сформулировать конкретную цель поможет ответ на следующие вопросы: какого результата я хочу достичь за счет выполнения цели и почему? Кто вовлечен в выполнение цели?
СТАТЬЯ.docx
Н. В. ДРОБЯЗКО, И.И. ДРОБЯЗКО,   УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ  КГУ «ДОНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»   ТАЙЫНШИНСКОГО РАЙОНА СКО NINA­[email protected]   «Приемы организации деятельности учащихся  на этапе целеполагания»                 Образование и  обучение – это  процессы,  которые организуются в соответствии с целями, включающими 3 взаимосвязанных вида деятельности: деятельность учащихся, деятельность педагога, их совместная деятельность.   Б. Блум предложил шесть основных категорий учебных целей в соответствии с   таксономией   (т.е.   с   возрастанием   их   сложности   и   значимости   для протекания процесса):1) знать; 2) понимать; 3) применять; 4) анализировать; 5) синтезировать; 6) оценивать.                  Цели   должны   быть   обозначенными   в   виде   четких   результатов. Объясняется, что именно необходимо достигнуть. Цель по SMART должна быть   конкретной,   что   увеличивает   вероятность   ее   достижения.   Понятие «Конкретный» означает, что при постановке цели точно определен результат, который   хотите достичь. Сформулировать конкретную цель поможет ответ на следующие вопросы: какого результата я хочу достичь за счет выполнения цели и почему? Кто вовлечен в выполнение цели?          Всегда   действует   правило:   одна   цель   —   один   результат.   Если   при постановке цели выяснилось, что в результате требуется достичь нескольких результатов,   то   цель   должна   быть   разделена   на   несколько   целей.  Таким образом, правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком. Эффективность   целеполагания   определяется   степенью   соответствия результатов обучения поставленным  целям: «Как цель поставишь, таким и будет результат».   И   хотя   этап   целеполагания   занимал   ведущее   место   и   в   структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную позицию, возникают   побуждения:   "узнать,   найти,   доказать".   Когда   ученик   осознает смысл   учебной   задачи   и   примет   ее   как   лично   для   него   значимую,   его деятельность   станет   мотивированной   и   целенаправленной.   Поэтому   перед учителем   возникает   вопрос,   как   сделать   этап   целеполагания   наиболее эффективным?     Какие   конкретные   приёмы   использовать   на   данном   этапе урока? Использованные мною в практике урока приемы целеполагания можно разделить на: 1. Визуальные:   Тема­вопрос           2. Аудиальные:   Таблица ЗХУ  Работа над понятием   Ситуация яркого пятна   Домысливание   Проблемная ситуация   Группировка.   Ключевые слова  «Верите ли вы…»   Подводящий диалог   Проблема предыдущего урока.   Инвентаризация знаний Обязательными условиями использования LFYYS[ приемов является:  учёт уровня знаний и опыта детей, доступность, т.е. разрешимая степень  трудности, толерантность, необходимость выслушивания всех мнений  правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, вся работа  должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.          Рассмотрим конкретные приёмы постановки целей урока на этапе  целеполагания: Тема­вопрос Тему урока учитель формирует в виде вопроса. Например, для темы урока "Самостоятельные и служебные части речи" ставится вопрос: "Какие части речи вы знаете?"  Учащимся   необходимо   построить   план   действий,   чтобы   ответить   на поставленный   вопрос.   Дети   выдвигают   множество   мнений,   чем   больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора   может   сам   учитель   при   субъектных   отношениях,   или   выбранный ученик,   а   учитель   в   этом   случае   может   лишь   высказывать   свое   мнение   и направлять деятельность. Например, для того, чтобы ответить на вопрос "Какие части речи вы знаете?", учащиеся построили план действий: 1. Повторить знания о частях речи. 2. Привести примеры частей речи. 3. Определить, все ли части речи равнозначны в предложении. 4. Определить,   на   какие   группы   их   можно   разделить,   выявить закономерность изменений, сделать вывод. Это сформулированы конкретные учебные цели. Работа над понятием Учащимся   предлагаю   для   зрительного   восприятия   название   темы   урока   и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например,   тема   урока   "Спряжение   глаголов".   Далее,   от   значения   слова определяем   цель   урока.   Аналогичное   можно   сделать   через   подбор родственных   слов   или   через   поиск   в   сложном   слове   словосоставляющих основ. Например, тема урока "Словосочетание". Ситуация Яркого пятна Среди множества однотипных слов, букв, морфем одно выделено цветом или размером.   Через   зрительное   восприятие   внимание   концентрируется   на выделенном   предмете.  Совместно   определяется   причина   обособленности   и общности   всего   предложенного.   Далее   определяется   тема   и   цели   урока. Например,   тема   урока   в   6   классе   "   Различение   на   письме   суффиксов прилагательных –К­ и –СК­". Группировка   Ряд   слов   предлагаю   детям   разделить   на   группы,   обосновывая   свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь.  Домысливание 1.   Предлагается   тема   урока   и   слова   "помощники"   (согласно   Таксономии Блума):     Знание  Понимание  Применение  Перечислить, запомнить, назвать  Обсудить, определить, рассказать  Применить,   изменить,   выбрать,   завершить,   продемонстрировать, обнаружить,   исследовать,   провести   эксперимент,   иллюстрировать, интерпретировать, оперировать  Проанализировать,   структурировать,   классифицировать,   сравнить, противопоставить,   различить,   исследовать,       объяснить,   вывести, соотнести Доказать,   убедить,   аргументировать,   обосновать,   предсказать, проранжировать, порекомендовать,  оценить  Адаптировать,   скомбинировать,   составить,   создать,   разработать, сконструировать,   организовать, спланировать, перегруппировать, переписать, заменить    модифицировать,   придумать, Анализ  Оценка  Творчество  С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.  2. Определить причину объединения слов, проводя анализ закономерности и опираясь   на   свои   знания.   Для   урока   по   теме   "   Текст   и   стили   речи. Официально­   деловой   стиль   речи."   предлагаю   детям   ряд   слов   и   ставлю вопрос:   "Что   объединяет   все   слова?   А   с   каким   стилем   речи   мы   будем работать на уроке? ". Официально­ деловой Научный Публицистический Художественный Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову). Создаётся   ситуация   противоречия   между   известным   и   неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка цели урока.  Например, на уроке по теме "Бессуффиксальный способ образования имён существительных"   для   самостоятельной   работы   предлагается   определить способ образования ряд слов: Сын ­  сынок школа ­ школьный шёл ­ пришёл берёза ­ подберёзовик    широкий ­ ширь бежать ­ бег заносить ­ занос далёкий ­ даль. Проблема предыдущего урока В   конце   урока   детям   предлагается   задание,   в   ходе   которого   должны возникнуть   трудности   с   выполнением,   из­за   недостаточности   знаний   или недостаточностью   времени,   что   подразумевает   продолжение   работы   на следующем   уроке.   Таким   образом,   тему   урока   можно   сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать. Вот некоторые из таких приемов целеполагания. «На запоминание и воспроизведение»: Отсроченная   отгадка.   Используя   работу   над   изучением   этимологии   слова, «говорящих   фамилий»,   можно   применять   этот   прием.   В   конце   одного   из уроков   по   числительному   можно   задать   вопрос:   «Какое   числительное буквально значит «тысячища»? " В конце одного из уроков по фразеологизмам можно   задать   вопрос   "В   выражении   бить   баклуши,   что   такое   баклуши?" Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос. «Инвентаризация знаний» Это   составление   списка   информации   по   теме,   которая   на   данный   момент известна   учащимся.   Она   может   быть   неполной   или   даже   ошибочной.   Это нормально. Если бы дети владели полной и правильной информацией, зачем проводить урок? Инвентаризация может осуществляться в форме «Корзины идей». «Собирать в корзину» можно всё, что угодно: слова (например, на уроке иностранного языка),   термины,   имена,   даты,   формулы.   При   обсуждении   должен   быть сформулирован   ответ   на   конкретный   вопрос.   Например:   что   вызвало разногласия? По какому вопросу мнения не сошлись? Или, наоборот: в каких фактах   или   объяснениях   уверены   все   члены   группы?   В   зависимости   от проделанной работы формулируются задачи урока. Таблица ЗХУ ЗХУ – это первые буквы названий трёх граф таблицы: знаю, хочу узнать, узнал (­а). На стадии вызова заполняются две первые графы. Работа осуществляется в два или три этапа. Вначале ребята работают индивидуально – каждый в своей тетради. Затем обсуждают то, что получилось, в парах или группах. И для всего класса озвучивают вопросы, на которые хотели бы получить ответы. Данные вопросы и позволят сформулировать цель и задачи урока. Ключевые слова Этот   приём   можно   использовать   для   придания   атмосферы   некоторой таинственности   и   пробуждения   азарта   разведчика.   Учитель   сообщает ученикам   или,  что   предпочтительнее,   записывает   на   доске   несколько   слов (словосочетаний) и предлагает учащимся определить, о чём пойдёт речь на уроке или в предлагаемом тексте. Какая тема будет изучаться? Какого рода задание предстоит выполнить?   «Верите ли вы…» Это   самый   простой   приём   организации   целеполагания.   Учащимся предлагается   список   утверждений,   связанных   с   новой   темой   или   какой­то проблемой.   Они   соглашаются   с   ними   или   заявляют,   что   эти   утверждения неверны.   После   обсуждения   индивидуальных   мнений   в   группе формулируются вопросы, на которые нужно получить ответ. Таким образом, предложенные приемы целеполагания формируют мотив, потребность  действия.  Ученик реализует  себя как  субъект деятельности   и собственной   жизни.   Процесс   целеполагания   –   это   коллективное   действие, каждый   ученик   –   участник,   активный   деятель,   каждый   чувствует   себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится   взаимодействия.   Именно   такой   подход   к   целеполаганию является эффективным и современным.  Нужно   только   иметь   в   виду,   что   выбранная   форма   работы   должна предполагать   возврат   к   сформулированным   целям   и   проблемам   на   стадии рефлексии. То  есть  она  должна   давать  возможность  оценить  то,  что  было достигнуто. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.

Целеполагание на уроках русского языка

Целеполагание на уроках русского языка

Целеполагание на уроках русского языка

Целеполагание на уроках русского языка

Целеполагание на уроках русского языка

Целеполагание на уроках русского языка

Целеполагание на уроках русского языка

Целеполагание на уроках русского языка

Целеполагание на уроках русского языка

Целеполагание на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2019