Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Акбулакский политехнический техникум»
Принято «Утверждаю»
решением методического совета Директор ГАПОУ «АПТ»
Протокол от 10.06.2021 №10. _____________ Е.В. Симакова
Рассмотрено с учетом мнения:
Совета родителей (законных представителей)
Протокол от 24.06.2021 №4
Студенческого совета техникума
Протокол от 24.06.2021
Целевая воспитательная программа профилактики семейного неблагополучия
и правонарушений обучающихся
«Вектор» на 2021-2024 г.
Акбулак, 2021
Пояснительная записка
Целевая воспитательная программа «Вектор» по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений обучающихся на 2021-2024 уч.год представляет собой систему деятельности всего педагогического коллектива техникума, выстраивает взаимосвязь между администрацией, воспитателями, преподавателями техникума и специалистами психолого-медико-педагогического сопровождения: врачами, психологом, социальным педагогом, а также инициирует взаимодействие техникума со службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальными партнерами и предусматривает повышение компетентности ее участников.
Программа по профилактике алкоголизма, наркомании, семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений учащихся основывается на принципах специальной психологии, специальной педагогики, обучения и воспитания детей с нарушением познавательной деятельности, общих и коррекционных методов, приемов и форм педагогической деятельности.
Программа рассчитана на реализацию в течение трех лет.
Объектом реализации Программы являются: обучающиеся, родители (лица, их заменяющие) педагогические работники.
Участниками реализации Программы являются: обучающиеся техникума, родители (лица их замещающие), педагогический коллектив, сотрудники учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальные партнеры территории.
План реализации программы содержит организационный и подготовительный этапы, во время проведения которых достигается общественное понимание актуальности проблемы, повышается профессиональная компенсация педагогов в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений учащихся.
Паспорт программы
Название |
Содержание |
Наименование программы |
Целевая воспитательная программа профилактики семейного неблагополучия и правонарушений обучающихся «Вектор»
|
Основания для разработки программы |
- Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка; Конституция РФ - Семейный кодекс РФ - Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный Закон от 24.06. 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних» -Федеральный закон от 23. 06. 2016 г. 182- ФЗ «Об основах системы профилактики и правонарушений в Российской Федерации» - Федеральный закон от 24. 07. 1998 г. № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г.); - Федеральный Закон от 10 июля 2001 года № 87- ФЗ «Об ограничении курения табака»; Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; - Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»; - Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; -Закон Оренбургской области от 24.12.2009г.«О мерах по предупреждению причинения вреда физическому, Психическому, духовному и нравственному развитию детей». - Федеральный Закон от 8 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». - Федеральный закон N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий» от 23 февраля 2013 года. |
Авторы-разработчики программы |
Заместитель директора по УВР Михлюк Е.Л., социальный педагог Радаева Ю.Н., педагог-психолог Хныкина З.А. |
Цель программы |
Формирование нравственно, психологически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению, повышение общественной безопасности населения; снижение уровня алкоголизации и наркотизации, связанных с ними заболеваний, правонарушений и преступлений; сокращение роста других видов патологической зависимости в детской и молодежной среде.
|
Задачи программы |
1. Обеспечение социальной защиты прав и законных интересов учащихся. 2. Создание условий, способствующих духовному, моральному развитию учащихся, развитию их творческих, интеллектуальных способностей, коммуникативных культуры. 3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни, осознания здоровья как одной из главных жизненных ценностей. 4. Активизация просветительской, профилактической работы с учащимися и родителями по предупреждению асоциального поведения учащихся. 5. Вовлечение учащихся в разноплановую внеурочную деятельность в соответствии с их склонностями и интересами. 6. Активизация сотрудничества и взаимодействия с заинтересованными организациями и учреждениями - социальными партнерами территории в воспитательной и профилактической работе с учащимися.
|
Ожидаемые результаты |
Реализация программы обеспечит: - создание эффективной воспитательной системы профилактики правонарушений и семейного неблагополучия основанной на межведомственном взаимодействии; - рост достижений обучающихся в учебной, исследовательской, социокультурной, профессиональной и инновационной деятельности; - отсутствие студентов, совершивших преступления; - отсутствие обучающихся, совершивших престуаления связанные с незаконным оборотом наркотиков; - снижение студентов, стоящих на учете в КДН и ПДН; - стабильность состава спортивных кружков и секций; - снижение числа студентов, пропускающих занятия без уважительной причины; -100% внеурочная занятость обучающихся, состоящих на учете в КДН и ЗП, ОМВД; - увеличение числа призеров, лауреатов и дипломантов спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей; - повышение правового самосознания обучающихся; |
Основные показатели (индикаторы) |
Эффективность программы оценивается по следующим показателям: -Доля студентов, совершивших правонарушения, %; -Доля студентов, активно участвующих в общественной, культурной, научной, спортивной деятельности, %. -Доля студентов, посещающих спортивные кружки и секции, % -Доля студентов, состоящих на профилактическом учѐте различного вида, %. |
направления деятельности |
- Профилактическая работа с семьями и детьми, находящимися в социально-неблагополучном положении. Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, отказ е от употребления ПАВ и наркотических веществ, устойчивом нравственном поведении. - Правовое воспитание и просвещение обучающихся и родителей - Интеллектуальное воспитание - Формирование экологического мировоззрения - Культуротворческое и эстетическое воспитание, внеурочная занятость обучающихся |
Сроки реализации программы |
2021-2024 г. |
Исполнители |
заместитель директора по УВР, кураторы, воспитатели общежития преподаватели, педагог-психолог, руководитель физического воспитания социальный педагог, члены Студенческого совета, представители Совета родителей, |
1. Введение
Во все времена предметом заботы преподавателей являются не только знания обучающихся, но и их нравственный облик, культура поведения.
В настоящее время, когда идут быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится подросткам с их ещё не устойчивым мировоззрением, подвижной системой ценностей. Представления несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин находятся на вербальном уровне, не стали осознанными, тем более автоматическими регуляторами его поведения.
В последние годы обостряются общественные противоречия, что сразу же сказывается на преступности несовершеннолетних. Зависимое положение подростка, мнением и желанием которого мало интересуются, не может не вызывать протеста. Бесспорно, наиболее значима для подростка его семья. Состояние внутрисемейных отношений во многом определяют поведение подростка. Даже борясь с родителями за независимость, подросток демонстрирует всё то, чему он у них научился.
Анализируя социальный паспорт ГАПОУ «Акбулакский политехнический техникум» выявлено, что за последние годы увеличилось количество обучающихся категории «социальные сироты», На 1,7 % увеличилось количество обучающихся из неполных и многодетных семей. В 2022 году 4 неблагополучные семьи состояли на учете в полиции.
С каждым годом на 1 курс поступают подростки, уже состоящие на профилактическом учете в ПДН ОМВД по Акбулакскому району: в 2020г.- 3 чел., в 2021г. – 1 чел., в 2022г.-1 чел.
Проблема социальной адаптации этих учащихся состоит очень остро. Решение проблемы затруднено тем, что для получения профессионального образования приходят подростки с уже сформировавшимся мировоззрением, характером и минимумом жизненно важных навыков, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности и т. д.
Анализ совершённых правонарушений несовершеннолетними показывает, что основными причинами правонарушений являются:
- сложная социально-экономическая обстановка в стране ,в регионе;
- отсутствие надлежащего контроля за детьми со стороны многих родителей, распространение пьянства в семьях, увеличение количества неблагополучных семей не занятость большинства несовершеннолетних в свободное время, коммерцизация досуга, уменьшение количества творческих объединений.
Помочь подростку найти своё место в жизни, понять его стремления, интересы, дать возможность развиваться его индивидуальности, значит во многом предотвратить преступление. В связи с этим очень важна работа педагогов с теми обучающимися, которые относятся к группе риска. И эта работа должна проводиться не только в учебно-воспитательном процессе, но и в каникулярное время.
Противостоять негативным факторам, влияющим на уровень безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних, техникум может через программу профилактики семейного неблагополучия и правонарушений обучающихся
«Вектор» на 2021-2024г.
2. Нормативно- правовое обеспечение Программы:
Основными нормативными документами для руководства и исполнения Программы являются:
- Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка;
Конституция РФ
- Семейный кодекс РФ
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный Закон от 24.06. 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних»
-Федеральный закон от 23. 06. 2016 г. 182- ФЗ «Об основах системы профилактики и правонарушений в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 24. 07. 1998 г. № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г.);
- Федеральный Закон от 10 июля 2001 года № 87- ФЗ «Об ограничении курения табака»;
Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»;
- Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
«О мерах по предупреждению причинения вреда физическому, Психическому, духовному и нравственному развитию детей».
- Федеральный Закон от 8 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
- Федеральный закон N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий» от 23 февраля 2013 года.
3. Цели, задачи, критерии эффективности Программы
Цель: формирование нравственно, психологически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению, повышение общественной безопасности населения; снижение уровня алкоголизации и наркотизации, связанных с ними заболеваний, правонарушений и преступлений;
сокращение роста других видов патологической зависимости в детской и молодежной среде.
Задачи:
· Обеспечение социальной защиты прав и законных интересов учащихся.
· Создание условий, способствующих духовному, моральному развитию учащихся, развитию их творческих, интеллектуальных способностей, коммуникативных культуры.
· Воспитание потребности в здоровом образе жизни, осознания здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
· Активизация просветительской, профилактической работы с учащимися и родителями по предупреждению асоциального поведения учащихся.
· Вовлечение учащихся в разноплановую внеурочную деятельность в соответствии с их склонностями и интересами.
· Активизация сотрудничества и взаимодействия с заинтересованными организациями и учреждениями - социальными партнерами территории в воспитательной и профилактической работе с учащимися.
Критерии эффективности Программы:
· Снижение числа правонарушений учащихся
· Снижение числа обучающихся, состоящих на всех видах профилактического учета.
· Увеличение числа обучающихся, посещающих спортивные секции и объединения по интересам.
· Повышение уровня удовлетворенности учащихся состоянием своего здоровья, качеством и условиями обучения в техникуме.
· Повышение уровня правовой информированности учащихся.
4. Основные направления Программы.
4.1. Организация входящего, текущего, итогового диагностирования.
4.2. Профилактическая работа с семьями и детьми, находящимися в социально-неблагополучном положении.
4.3. Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, отказа от употребления ПАВ, наркотических веществ, устойчивом нравственном поведении
4.4. Правовое воспитание и просвещение обучающихся.
4.5. Интеллектуальное направление.
4.6. Формирование экологического мировоззрения.
4.7. Культурно-творческое и эстетическое напраление, внеурочная занятость обучающихся
5. Содержание Программы.
Направление |
Формы и методы работы |
Сроки |
Ответственные |
6.1. Организация входящего, текущего, итогового диагностирования. |
Медико-психолого-педагогическое сопровождение социально-неблагополучных учащихся и семей: · входящее, текущее и итоговое диагностирование учащихся группы риска и коррекция их поведения; · подготовка рекомендаций для педагогов и родителей по коррекции поведения учащихся. · проверка медицинским работником техникума состояния учащихся на предмет наличия телесных повреждений, признаков опьянения, употребление токсических веществ · уточнение социальных паспортов техникума и групп; · изучение и систематизация социально-бытового положения неблагополучных семей; · индивидуальное и групповое консультирование родителей, учащихся, педагогов; · обеспечение медицинской помощи учащимся, имеющим проблемы здоровья соматического и психического характера; · отслеживание динамики поведения, воспитания и обучения учащихся (ведение дневников наблюдения); · Психологическое тестирование обучающихся 1-4 курсов · Медицинское тестирование обучающихся на предмет употребления наркотических веществ · Диагностика обучающихся на наличие суицидального поведения, выявление группы риска, индивидуальная работа |
Ежедневно по плану
Ежедневно по плану
Сентябрь В течение года Сентябрь
В течение года В течение года Январь- февраль
Ноябрь
сентябрь |
Педагог - психолог
Мед. работники
Соц. педагог кураторы групп соц. педагог Педагог, психолог. мед. работник ЦРБ Кураторы групп, соц. педагог педагог-психолог |
6.2. Профилактичес-кая работа с семьями и детьми, находящимися в социально-неблагополучном положении. |
Совершенствование профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально-неблагополучном положении: · обновление информационных стендов по правилам поведения учащихся техникума, охране прав и интересов семьи и несовершеннолетних; · организация занятости несовершеннолетних в каникулярное время; · индивидуальные и групповые беседы и занятия по предотвращению противоправного поведения учащихся; · посещение на дому социально неблагополучных семей и учащихся для оказания социальной и профилактической помощи; · проведение профилактических рейдов в семьи учащихся, находящихся в социально опасном положении; · принятие мер общественного воздействия к родителям, не исполняющим свои родительские обязанности, через ОВД и другие службы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; · рассмотрение нарушений поведения учащимися на Совете профилактики техникума; · общие родительские собрания по проблемам домашнего воспитания детей; · работа Совета профилактики техникума. · организация занятий родительского всеобуча. · Консультации родителей и лиц их заменяющих по вопросам воспитания и обучения детей |
Весь период
Каникуляр-ное время
В течение периода
В течение периода
В течение периода
В течение периода
Ежемесячно
По плану
По плану По плану |
Специалисты ОВД по Акбулакскому району Соц. педагог УСЗН, ЦЗН
Соц. педагог
Кураторы групп, педагог-психолог
Кураторы групп.
Кураторы групп, соц. педагог
Соц. педагог. Специалисты ОВД по Акбулакскому району Соц. педагог.
Зам. по УВР Педагог-психолог |
6.3. Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, отказ е от употребления ПАВ и наркотических веществ,устойчивом нравственном поведении.
|
· Систематическое проведение зарядки · Работа спортивных секций и объединений по интересам, клуба «Патриот» · Сдача нормативов ГТО; · Строевая подготовка · Участие в районных соревнованиях «А ну-ка, парни» · Участие в районном легкоатлетическом кроссе на призы А.Чавкина · Месячники оборонно-массовой и спортивной работы · Работа постоянно-действующего Наркопоста · Встречи в режиме диалогического взаимодействия с представителями правоохранительных органов. · Развитие волонтерского движения в техникуме и в районе · Организация ежегодных полевых сборов с выездом на стрельбы в Донгуз. · Встречи с сотрудниками нракоконтроля представителями органов власти, прокуратуры, священнослужителей · Тематические беседы, классные часы, тренинги «Мы за здоровое будущее» · Участие в областном конкурсе сочинений «Я выбираю жизнь» · Пропаганда ЗОЖ · Демонстрация социально-профилактических роликов на информационном табло · Встречи, беседы с врачом-наркологом, дерматологом врачом акушером-гинекологом Акбулакской РБ |
Ежедневно По графику
В течение года В течение года Февраль В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года
Весь период Ноябрь, апрель |
Хамитов Т.Г. В.А Хамитов Т.Г.
Организатор ОБЖ Зам. по УВР Педагог-психолог Организатор ОБЖ
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Социальный педагог |
6.4 Правовое воспитание и просвещение обучающихся и родителей |
· Оформление бюллетеня с меняющейся систематически информацией «Ваше право» «Декларация о правах человека», «Преступление и наказание» (об уголовном праве), «Иерархии и собственность» (о гражданском праве) и др. · Участие в профилактических акциях, операциях, месячниках «Помоги ребенку», «Подросток», «Сохрани жизнь себе и своему ребенку», «Сообщи, где торгуют смертью», «Спорт- альтернатива пагубным привычкам», «Всеобуч», месячник правовых знаний · Мониторинг социальных сетей обучающихся · Круглые столы по правовой тематике, групповые дискуссии о нормах права. · Участие в общественно- политических диалогах клуба «Эрудит» при РДК. · Встречи с представителями правоохранительных органов. · Ознакомление обучающихся с Конвенцией о правах ребенка. · Ознакомление обучающихся и родителей с законом Оренбургской области «О мерах по предупреждению причинения вреда физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей». · Ознакомление с Указом Оренбургской области «О введении комендантского часа на территории Оренбургской области»
|
1 раз в месяц
По плану
1 раз в 2 месяца 1 раз
В рамках месячника правовых знаний |
Библиотекарь
Зам. по УВР
Кураторы групп. Специалисты ОВД по Акбулакскому району
Кураторы групп |
6.5 Интеллектуальное воспитание |
· Участие обучающихся олимпиадах, конкурсах всех уровней различной направленности · Участие в научно-исследовательской деятельности · Участие в ежегодной Научно-практической конференции |
В течение года
В течение года декабрь |
Кураторы групп |
6.6 Формирование экологического мировоззрения |
· Операция «Уют» по уборке закрепленной территории · Операция «Чистые берега» · Конкурс проектов охраны окружающей среды; · Мероприятия в рамках Года экологии в России · Экологические проблемы Акбулакского района- час общения · Круглый стол по вопросам экологической безопасности · Экологические субботники · Участие в акциях «День земли», День защиты окружающей среды |
Еженедельно по пятницам Май-сентябрь В течение года Январь Май апрель
|
Кураторы групп Социальный педагог Преодаватель биологии Зам по УВР Кураторы групп |
6.7 Культуротворческое и эстетическое воспитание, внеурочная занятость обучающихся |
· Посешение районного краеведческого музея им. И. Редько · «Библионочь»- совместная акция с Центральной районной библиотекой им. В. Правдухина · Организация выездного читального зала ЦРБ им. В.Правдухина на базе общежития техникума · Фестиваль культур «Россия-это мы!» · Организация и проведение концертных программ: - День учителя, -День профтехобразования - День матери - Новый год - День студента - Выпускной вечер - «А ну-ка парни» - 8 марта - Участие в параде Победы · Работа спортивных кружков и секций · Участие в акциях волонтерского движения «Источник добра» · Участие в мероприятиях патриотического объединения «Память» · Работа творческих объединений · Проведение массовых мероприятий техникума (праздников, конкурсов, экскурсий);
|
в течение года
Апрель
В течение года Ноябрь
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Февраль Март Октябрь По графику в течение года |
Кураторы групп Библиотекарь
Библиотекарь Зам по УВР
Зам по УВР Кураторы групп Воспитатели общежития
Руководители секций Педагог-психолог Руководитель физвоспитания, организатор ОБЖ Зам по УВР |
6. Научно-методическое сопровождение реализации Программы.
Совершенствование педагогической компетенции в работе по коррекции поведения, профилактике социального неблагополучия семей и детей:
· создание и подборки методических материалов для воспитателей и кураторов групп,
· рассмотрение вопросов коррекционно-профилактической деятельности на заседаниях Педагогического совета техникума;
· проведение семинара по специальной психологии с приглашением педагога - психолога и инспекторов ПДН;
· рассмотрения вопросов реализации программы на совещаниях при директоре и при завуче;
· семинары с педагогами по совершенствованию техники профилактической работы с асоциальными семьями и учащимися с девиантным поведением;
· круглый стол «Трудный подросток: социальные и педагогические аспекты проблемы».
· отчет о ходе реализации программы на заседании МО классных руководителей.
7. Сроки и основные этапы реализации Программы.
1 этап. Организационный. 1 полугодие 2021 г.
· Создание рабочей группы по разработке Программы.
· Разработка Программы.
· Уточнение банка данных асоциальных семей и учащихся «группы риска», имеющих склонности к правонарушениям и отклонения в поведении, малообеспеченных семей, опекаемых детей.
· Заключение договоров с организациями и учреждениями - социальными партнерами о профилактике и воспитательной работе с учащимися.
2 этап. Основной. Реализация Программы. 2021-2024 г.
· Совершенствование педагогической компетенции работников техникума по коррекции поведения учащихся, профилактики социального неблагополучия семей и детей.
· Организация воспитательной и профилактической работы с учащимися.
· Организация трудовой и досуговой занятости учащихся во внеучебное и каникулярное время.
· Мероприятия по формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни, устойчивом нравственном поведении.
3 этап. Итоговый. Аналитический. 2024 год (2 полугодие)
· Сравнительный анализ поставленных целей и задач с реальными результатами.
· Определение форм и методов работы, способствующих достижению целей или, наоборот, препятствовавших им.
· Выработка рекомендации по профилактической работе с учащимися.
8. Управление Программой,
порядок осуществления контроля за ходом ее выполнения.
Контроль за исполнением Программы осуществляет администрация ГАПОУ «Акбулакский политехнический техникум»
Общеорганизационные вопросы находятся в ведении заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Информация о ходе реализации Программы заслушивается на заседании МО классных руководителей и воспитателей.
9. Взаимодействие с социальными партнерами территории по
профилактике асоциального поведения учащихся.
Заключение договоров о взаимодействии и сотрудничества в профилактической и воспитательной работе с органами и управлениями социальными партнерами территории: МО Акбулакский поссовет, РДК, ДДТ, ДЮСШ, УСЗН, ЦРБ, ЦЗН, Акбулакский Покровский молитвенный дом, ОВД по МО Акбулакский район, Акбулакский районный Совет ветеранов войны и труда, Военный комиссариат.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.