Цели и задачи музыкального воспитания в школе.
Оценка 4.7

Цели и задачи музыкального воспитания в школе.

Оценка 4.7
Лекции +1
docx
музыка +1
Взрослым
13.10.2017
Цели и задачи музыкального воспитания в школе.
Статья может быть использована в проведении лекций в ВУЗе или педагогическом колледже по предложенной теме, в системе самообразования поскольку в статье раскрываются специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника, цели и задачи музыкального воспитания, формы организации музыкальных занятий, этапы знакомства с новым музыкально-теоретическим материалом, методика развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма.Файл состоит из 3-х листов А-4 и представляет собой текст теоретического материала по методике преподавания музыкального искусстве в ВУЗе, можно использовать и в преподавании в педколледже.
Цели и задачи музыкального воспитания в школе.docx
Цели и задачи музыкального воспитания в школе.  Формирование музыкальной грамотности младших школьников 1.Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника. С  точки   зрения   современной   психологии   возникновение   музыки   связано  с  потребностью человека в эмоциональных контактах и общении. Основным содержанием музыки является выражение мыслей, настроений, переживаний и чувств человека. Познавательная деятельность проходит в сфере – чувств. В музыке через эмоцию происходит личностное познание мира. Музыка – это эмоциональное познание бытия,  выражение отношения  к  действительности  и  к  самому себе.  В  отличие от науки, которая опирается лишь на понятия и значения, музыка опирается на смысл. Она есть поиски смысла существования, смысла бытия. Основные функции 1. Музыка дает человеку возможность познавать действительность; 2. Музыка дает человеку возможность оценивать действительность; 3. Музыка способно вызывать душевный подъем, особое художественное удовлетворение и  наслаждение. Вызывать специфический восторг через наслаждение свободой голоса и дыхания в пении (точность и раскованность движений в инструментальной игре и танце, скрытое пение и игру в процессе слушания музыки). Человек, слушая музыку, превращает свои руки, мышцы, дыхание, голосовые   связки   в   звучание,   перевоплощается   в   звуки.   Этот   процесс   можно   сравнить   с удовольствием игры в театре или со спортом; 1. Музыка способна внушать определенный строй эмоций и мыслей, терапия через искусство; 2. Музыка способна сообщать знания, быть «учебником жизни»; 3. Музыка способно активизировать и развивать творческий потенциал человека; 4. Музыка способно выступать в роли особого универсального языка, своеобразного средства  общения. 2. Цели и задачи музыкального воспитания. Основная цель изучения предмета «Музыка» ­ формирование музыкальной культуры  личности как части ее общей духовной культуры (Д.Б.Кабалевский). Задачи учебного предмета «Музыка»   воспитание любви к музыке; освоение музыкального искусства посредством овладения музыкальными знаниями,  слушательскими и исполнительскими умениями; приобретение опыта самостоятельной музыкально­творческой деятельности; воспитание эстетических чувств и формирование художественного вкуса; развитие музыкального восприятия, мышления, слуха, певческогоголоса, творческих  способностей учащихся.    Формы организации музыкальных занятий. Основной формой организации учебно­воспитательного процесса в музыкальном обучении  является урок музыки. Урок музыки – это урок искусства и поэтому для него характерна особая  эмоциональная атмосфера. Урок музыки – это, прежде всего общение школьников с музыкальным искусством. Любой урок музыки должен решать в единстве три ведущие задачи: развитие эмоционального, осознанного, деятельно­практического отношения учащихся к музыке. К наиболее типичным видам уроков музыки относятся: 1. Урок введения в тему. Основной признак – усвоение учащимися нового "ключевого" знания о музыке. Процесс  введения в тему складывается обычно из трех основных моментов: - активизация накопленного ранее жизненного и музыкального опыта учащихся,  усвоенных ранее тем, знакомого музыкального материала под углом зрения нового ключевого знания. - создание поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся, опираясь на восприятие  музыки, приходят к решению поставленной задачи. - закрепление обобщенного представления о новом знании в ходе восприятия новых произведений. 2.Уроки углубления и закрепления темы. Основной   признак   –   применение   усвоенного   ключевого   знания   в   процессе   восприятия незнакомых   произведений.   Углубление   и   закрепление   осуществляется   за   счет   более   широкого обращения к частным, конкретным знаниям. 3. Урок обобщения темы. Основной   признак   –   наличие   в   его   содержании   более   обобщенной   характеристики "ключевого" знания. Урок строится в зависимости от того, как дети усвоили данную тему. 4. Урок­концерт. Он представляет собой демонстрацию учебных успехов детей, их знаний, умений и навыков, способностей к восприятию и художественному мышлению, исполнительских способностей. Кроме   того,   современная   музыкальная   педагогика   предлагает   и   другие   многочисленные виды уроков. Существуют: урок­сценарий, урок­обучение, урок­ процесс, урок­исследование, урок­ монография и т д. Предлагается строить уроки исходя из законов формообразования в музыке: урок в форме рондо, урок­вариация, трехчастная форма урока. 3.    Содержание программы по музыке. «Музыка»   ­   учебный   предмет,   предназначенный   для   формирования   у   учащихся   знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей и мотивации к музыкальной  деятельности. Изучение предмета «Музыка» осуществляется во всех общеобразовательных учреждениях РБ. Срок обучения: 1 – 4 класс, 1 час в неделю.Сверхзадача предмета «Музыка» – выявление связи музыки и жизни. Центром образовательного процесса в области   музыкального   искусства   является   живое   музицирование   (пение,   игра   на   музыкальных инструментах, музыкальная импровизация, сочинение музыки). Содержание построено по линейно­ концентрическому принципу. Содержание   предмета   «Музыка»   структурировано   в   соответствии  со  следующими разделами:   «Мир   звуков»,  «Как   рассказывает   музыка»,  «Из   чего   выросла   музыка»,  «О  чѐм рассказывает музыка», «Средства музыкальной выразительности», «Путешествие в музыкальные страны – Оперу, Балет, Симфонию, Концерт»,  «Песенный,  танцевальный  и  маршевый  характер музыкальной речи», «Интонация», «Развитие музыки», «Строение (формы)  музыки», «Музыка моего народа»,  «Музыкальные путешествия». 4. Этапы знакомства с новым музыкально­теоретическим материалом. Существуют   определенные   этапы   знакомства   с   новыми   музыкально­   теоретическим материалом по предмету «Музыка», имеющие свою логику внутреннего построения. 1  . Содержание, интонационный язык и формы музыки 1. Мир звуков. Возникновение музыки; 2. Музыка искусство, выражающее чувства людей, отражающее картины окружающего мира  посредством звуковых образов; 3. Интонация как структурный элемент и средоточие образного содержания произведения; 4. Интонации разговорной и музыкальной речи. Зерно­интонация. Выразительные и  изобразительные интонации; 5. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп, сила звука, тембр, регистр).  Аккомпанемент; 6. Развитие музыки. Способы музыкального развития повтор, контраст, варьирование; 7. Формы музыки: одночастная, двухчастная, трехчастная, рондо, вариации 8. Нотная запись как средство фиксации музыкальной речи.    2. Функционирование музыки в жизни человека 1. Музыка язык, который не требует перевода. Способы музыкальной коммуникации; 2. Виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение, слушание. Композитор. Исполнитель,  Слушатель; 3. Импровизация. Аранжировка. Инструментовка; 4. Основные сферы бытования музыкального искусства. Народные праздники. Концерты,  спектакли. Фестивали музыкального искусства. Богослужения. Домашнее музицирование; 5. Музыка народная и композиторская. Музыка светская и духовная. Классическая музыка.  Современная музыка. Музыка серьѐзная и «лѐгкая»; 6. Первичные музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Вторичные музыкальные жанры. Опера,  балет, симфония, концерт; Запись и чтение нотного текста.    3. Отечественная и мировая музыкальная культура 1. Отражение жизни народа, его истории, внутреннего мира фольклоре; 2. Фольклорные обряды. Жанры фольклорного искусства. Региональные особенности  музыкального фольклора. Традиции исполнения произведений; 3. Народные истоки в творчестве композиторов; 4. Музыка народов, проживающих в ДНР; 5. Жанровое и содержательное разнообразие музыки; 6. Характерные особенности музыкальной культуры XVI­XX веков; 7. Сегодняшний день музыки ДНР; 8. Шедевры мирового музыкального искусства. Выдающиеся композиторы и исполнители; 9. Сходство и различие с музыкой других народов;  10. Музыкальные культуры народов Европы, Америки, Азии, Африки;  11. Композиторы и исполнители, представляющие национальные музыкальные культуры. 5. Методика развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма. В   основе   развития   у   школьников   ладовысотного   слуха   и   чувства   ритма   лежит   система относительной сольмизации. Относительная   сольмизация   дает   возможность   наиболее   эффективно   развивать   ладовое чувство и звуковысотные представления. Она акцентирует внимание учащихся на ступенях лада, их тяготениях.  При помощи  ручных  знаков,  которые используются  в  данной системе,  у  учащихся создаются   координационные   связи   между   моторикой,   слухом,   голосом   и   зрением.   Она   дает возможность творческого развития способностей детей, позволяет учитывать ладоинтонационные, метроритмические   особенности   национальной   музыки.   Ее   простота   и   доступность   позволяют использовать большое количество наглядных пособий и педагогических приемов. К основным атрибутам данной системы относятся: система относительных слогов, ручные знаки, относительная нотация, «подвижная нота», «лесенка», игра «живые ступени», ритмические карточки. Литература 1. Королѐва, Т.П. Методика музыкального воспитания: учеб.­метод. пособие 2. / Т.П. Королѐва. – Минск: БГПУ 2010. – 216 с.Ковалив, В.В. Методика развития ладовысотного слуха / В.В.Ковалив // Методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие / под ред. Н.Н. Балакиной. ­ Минск, 1998. – С. 81­94. 3. Музыка в начальных классах: метод. пособие для учителя /Э.Б. Абдуллин, Т.Е. Вендрова и др.  Науч. рук. Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвящение, 1985. – 140 с., нот. – (Б­ка учителя нач.  классов) 4. Музыка. I­IV классы : учеб. программа для общеобраз. учреждений с рус. яз. обучения. –  Минск, 2009. – 32 с.

Цели и задачи музыкального воспитания в школе.

Цели и задачи музыкального воспитания в школе.

Цели и задачи музыкального воспитания в школе.

Цели и задачи музыкального воспитания в школе.

Цели и задачи музыкального воспитания в школе.

Цели и задачи музыкального воспитания в школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2017