Статья может быть использована в проведении лекций в ВУЗе или педагогическом колледже по предложенной теме, в системе самообразования поскольку в статье раскрываются специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника, цели и задачи музыкального воспитания, формы организации музыкальных занятий, этапы знакомства с новым музыкально-теоретическим материалом, методика развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма.Файл состоит из 3-х листов А-4 и представляет собой текст теоретического материала по методике преподавания музыкального искусстве в ВУЗе, можно использовать и в преподавании в педколледже.
Цели и задачи музыкального воспитания в школе.docx
Цели и задачи музыкального воспитания в школе.
Формирование музыкальной грамотности младших школьников
1.Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника.
С точки зрения современной психологии возникновение музыки связано с потребностью
человека в эмоциональных контактах и общении. Основным содержанием музыки является выражение
мыслей, настроений, переживаний и чувств человека. Познавательная деятельность проходит в сфере –
чувств.
В музыке через эмоцию происходит личностное познание мира. Музыка – это эмоциональное
познание бытия, выражение отношения к действительности и к самому себе. В отличие от науки,
которая опирается лишь на понятия и значения, музыка опирается на смысл. Она есть поиски смысла
существования, смысла бытия.
Основные функции
1. Музыка дает человеку возможность познавать действительность;
2. Музыка дает человеку возможность оценивать действительность;
3. Музыка способно вызывать душевный подъем, особое художественное удовлетворение и
наслаждение.
Вызывать специфический восторг через наслаждение свободой голоса и дыхания в пении
(точность и раскованность движений в инструментальной игре и танце, скрытое пение и игру в
процессе слушания музыки). Человек, слушая музыку, превращает свои руки, мышцы, дыхание,
голосовые связки в звучание, перевоплощается в звуки. Этот процесс можно сравнить с
удовольствием игры в театре или со спортом;
1. Музыка способна внушать определенный строй эмоций и мыслей, терапия через искусство;
2. Музыка способна сообщать знания, быть «учебником жизни»;
3. Музыка способно активизировать и развивать творческий потенциал человека;
4. Музыка способно выступать в роли особого универсального языка, своеобразного средства
общения.
2. Цели и задачи музыкального воспитания.
Основная цель изучения предмета «Музыка» формирование музыкальной культуры
личности как части ее общей духовной культуры (Д.Б.Кабалевский).
Задачи учебного предмета «Музыка»
воспитание любви к музыке;
освоение музыкального искусства посредством овладения музыкальными знаниями,
слушательскими и исполнительскими умениями;
приобретение опыта самостоятельной музыкальнотворческой деятельности;
воспитание эстетических чувств и формирование художественного вкуса;
развитие музыкального восприятия, мышления, слуха, певческогоголоса, творческих
способностей учащихся.
Формы организации музыкальных занятий.
Основной формой организации учебновоспитательного процесса в музыкальном обучении
является урок музыки. Урок музыки – это урок искусства и поэтому для него характерна особая
эмоциональная атмосфера.
Урок музыки – это, прежде всего общение школьников с музыкальным искусством. Любой
урок музыки должен решать в единстве три ведущие задачи: развитие эмоционального, осознанного,
деятельнопрактического отношения учащихся к музыке.
К наиболее типичным видам уроков музыки относятся:
1. Урок введения в тему.
Основной признак – усвоение учащимися нового "ключевого" знания о музыке. Процесс
введения в тему складывается обычно из трех основных моментов:
- активизация накопленного ранее жизненного и музыкального опыта учащихся,
усвоенных ранее тем, знакомого музыкального материала под углом зрения нового ключевого знания.
- создание поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся, опираясь на восприятие
музыки, приходят к решению поставленной задачи.
- закрепление обобщенного представления о новом знании в ходе восприятия новых произведений.
2.Уроки углубления и закрепления темы.
Основной признак – применение усвоенного ключевого знания в процессе восприятия
незнакомых произведений. Углубление и закрепление осуществляется за счет более широкого
обращения к частным, конкретным знаниям.
3. Урок обобщения темы.
Основной признак – наличие в его содержании более обобщенной характеристики
"ключевого" знания. Урок строится в зависимости от того, как дети усвоили данную тему.
4. Урокконцерт.
Он представляет собой демонстрацию учебных успехов детей, их знаний, умений и навыков,
способностей к восприятию и художественному мышлению, исполнительских способностей.
Кроме того, современная музыкальная педагогика предлагает и другие многочисленные
виды уроков. Существуют: уроксценарий, урокобучение, урок процесс, урокисследование, урок
монография и т д. Предлагается строить уроки исходя из законов формообразования в музыке:
урок в форме рондо, уроквариация, трехчастная форма урока.
3. Содержание программы по музыке.
«Музыка» учебный предмет, предназначенный для формирования у учащихся знаний,
умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей и
мотивации к музыкальной деятельности. Изучение предмета «Музыка» осуществляется во всех
общеобразовательных учреждениях РБ. Срок обучения: 1 – 4 класс, 1 час в неделю.Сверхзадача
предмета «Музыка» – выявление связи музыки и жизни. Центром образовательного процесса в
области музыкального искусства является живое музицирование (пение, игра на музыкальных
инструментах, музыкальная импровизация, сочинение музыки). Содержание построено по линейно
концентрическому принципу.
Содержание предмета «Музыка» структурировано в соответствии со следующими
разделами: «Мир звуков», «Как рассказывает музыка», «Из чего выросла музыка», «О чѐм
рассказывает музыка», «Средства музыкальной выразительности», «Путешествие в музыкальные
страны – Оперу, Балет, Симфонию, Концерт», «Песенный, танцевальный и маршевый характер
музыкальной речи»,
«Интонация», «Развитие музыки», «Строение (формы) музыки», «Музыка моего народа»,
«Музыкальные путешествия».
4. Этапы знакомства с новым музыкальнотеоретическим материалом.
Существуют определенные этапы знакомства с новыми музыкально теоретическим
материалом по предмету «Музыка», имеющие свою логику внутреннего построения.
1 . Содержание, интонационный язык и формы музыки
1. Мир звуков. Возникновение музыки;
2. Музыка искусство, выражающее чувства людей, отражающее картины окружающего мира
посредством звуковых образов;
3. Интонация как структурный элемент и средоточие образного содержания произведения;
4. Интонации разговорной и музыкальной речи. Зерноинтонация. Выразительные и
изобразительные интонации;
5. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп, сила звука, тембр, регистр).
Аккомпанемент;
6. Развитие музыки. Способы музыкального развития повтор, контраст, варьирование;
7. Формы музыки: одночастная, двухчастная, трехчастная, рондо, вариации
8. Нотная запись как средство фиксации музыкальной речи.
2. Функционирование музыки в жизни человека
1. Музыка язык, который не требует перевода. Способы музыкальной коммуникации;
2. Виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение, слушание. Композитор. Исполнитель,
Слушатель;
3. Импровизация. Аранжировка. Инструментовка; 4. Основные сферы бытования музыкального искусства. Народные праздники. Концерты,
спектакли. Фестивали музыкального искусства. Богослужения. Домашнее музицирование;
5. Музыка народная и композиторская. Музыка светская и духовная. Классическая музыка.
Современная музыка. Музыка серьѐзная и «лѐгкая»;
6. Первичные музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Вторичные музыкальные жанры. Опера,
балет, симфония, концерт;
Запись и чтение нотного текста.
3. Отечественная и мировая музыкальная культура
1. Отражение жизни народа, его истории, внутреннего мира фольклоре;
2. Фольклорные обряды. Жанры фольклорного искусства. Региональные особенности
музыкального фольклора. Традиции исполнения произведений;
3. Народные истоки в творчестве композиторов;
4. Музыка народов, проживающих в ДНР;
5. Жанровое и содержательное разнообразие музыки;
6. Характерные особенности музыкальной культуры XVIXX веков;
7. Сегодняшний день музыки ДНР;
8. Шедевры мирового музыкального искусства. Выдающиеся композиторы и исполнители;
9. Сходство и различие с музыкой других народов;
10. Музыкальные культуры народов Европы, Америки, Азии, Африки;
11. Композиторы и исполнители, представляющие национальные музыкальные культуры.
5. Методика развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма.
В основе развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма лежит система
относительной сольмизации.
Относительная сольмизация дает возможность наиболее эффективно развивать ладовое
чувство и звуковысотные представления. Она акцентирует внимание учащихся на ступенях лада, их
тяготениях. При помощи ручных знаков, которые используются в данной системе, у учащихся
создаются координационные связи между моторикой, слухом, голосом и зрением. Она дает
возможность творческого развития способностей детей, позволяет учитывать ладоинтонационные,
метроритмические особенности национальной музыки. Ее простота и доступность позволяют
использовать большое количество наглядных пособий и педагогических приемов.
К основным атрибутам данной системы относятся: система относительных слогов, ручные
знаки, относительная нотация, «подвижная нота», «лесенка», игра
«живые ступени», ритмические карточки.
Литература
1. Королѐва, Т.П. Методика музыкального воспитания: учеб.метод. пособие
2.
/ Т.П. Королѐва. – Минск: БГПУ 2010. – 216 с.Ковалив, В.В. Методика развития ладовысотного
слуха / В.В.Ковалив // Методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие
/ под ред. Н.Н. Балакиной. Минск, 1998. – С. 8194.
3. Музыка в начальных классах: метод. пособие для учителя /Э.Б. Абдуллин, Т.Е. Вендрова и др.
Науч. рук. Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвящение, 1985. – 140 с., нот. – (Бка учителя нач.
классов)
4. Музыка. IIV классы : учеб. программа для общеобраз. учреждений с рус. яз. обучения. –
Минск, 2009. – 32 с.
Цели и задачи музыкального воспитания в школе.
Цели и задачи музыкального воспитания в школе.
Цели и задачи музыкального воспитания в школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.